Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.05.2014 N 33-2279/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 мая 2014 г. N 33-2279/2014


Судья: Брежнева И.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Озерова С.А.,
судей: Пучковой Л.В., Хрулевой Т.Е.,
при секретаре: Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 24 февраля 2014 года по делу N 2-177/2014 по иску Прокурора Приозерского района Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить проведение паспортизации автомобильной дороги,
заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Хрулевой Т.Е., представителя администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области Т., возражения прокурора Чигаркиной Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

26 ноября 2013 года Прокурор Приозерского района Ленинградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в части исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог местного значения; обязании обеспечить проведение паспортизации автомобильной дороги по проезжей части улицы Калинина в городе Приозерске Приозерского района Ленинградской области, протяженностью 2800 м, в срок до 01 февраля 2015 года.
Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", выразившиеся в отсутствии технического паспорта на дорогу, находящуюся по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, г. Приозерск, проезжая часть ул. Калинина, протяженностью 2800 м.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.
В порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Прокурор изменил исковые требования и просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в части исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог местного значения; обязать Администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области обеспечить проведение паспортизации автомобильной дороги по проезжей части улицы Калинина в городе Приозерске Приозерского района Ленинградской области, протяженностью 2800 м, в срок до 01 февраля 2015 года.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 24 февраля 2014 года измененные исковые требования прокурора удовлетворены, установлен срок для паспортизации автомобильной дороги до 01.02.2015.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области просит отменить решение суда в части указанного ответчика обеспечить проведение паспортизации автомобильной дороги, ссылаясь на то, что указанная дорога расположена в границах населенного пункта г. Приозерск, является собственностью Приозерского городского поселения, включена в перечень дорог местного значения Приозерского городского поселения, а поэтому ее паспортизация должна быть возложена на Администрацию муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области. Кроме того, расходы на содержание дорог местного значения в расходные обязательства муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области не заложены.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что не имеется оснований для отмены решения суда в части возложения обязанности по паспортизации автомобильной дороги на Администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.
Судом первой инстанции установлено, что автомобильная дорога является дорогой общего пользования местного значения, расположена в границах г. Приозерска муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, в отношении указанной автомобильной дороги не произведена техническая паспортизация.
Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 5 этого же Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
- Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подп. 5 ст. 6 Устава муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п. 12 ст. 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 13, пп. 1, 2, 3 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 года N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" в прочие работы по содержанию входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (подп. 4 п. 15).
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Статьи 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Принимая во внимание то, что технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования, то прокурор в силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации был вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что Областным законом от 16.02.2007 N 16-ОЗ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, передаваемых от муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность Приозерского городского поселения муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, в том числе проезжая часть дороги по улице Калинина в г. Приозерске (пункт 30 Перечня).
Во исполнение Областного закона N 16-ОЗ и на основании распоряжения Правительства Ленинградской области N 90-р от 27.03.2006, произведена передача имущества, в том числе дороги по ул. Калинина в г. Приозерске, что подтверждается распоряжением главы муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 19.03.2007 N 200-р, распоряжением главы муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 26.03.2007 N 278-р.
В реестре муниципальной собственности Муниципального образования Приозерское городское поселение значится проезжая часть дороги по ул. Калинина, протяженностью 2,8 км, за N 0-02795.
Таким образом, собственником муниципального имущества является муниципальное образование Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из решения Совета депутатов муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 14.04.2011 N 106 и решения Совета депутатов муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 01.10.2013 N 276, муниципальными образованиями подписано соглашение о передаче с 01.12.2013 осуществления части полномочий администрации муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности Приозерского городского поселения, в частности, полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Поскольку собственником проезжей части автодороги по ул. Калинина в г. Приозерске является администрация муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области и соглашением с 01.12.2013 установлена передача части полномочий собственника администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, что не противоречит действующему законодательству, то суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Администрации муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в части исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог местного значения, а именно, вследствие отсутствия обеспечения проведения паспортизации автомобильной дороги по проезжей части улицы Калинина в городе Приозерске Приозерского района Ленинградской области, протяженностью 2800 м, и возложил обязанность по паспортизации проезжей части дороги по ул. Калинина в г. Приозерске Ленинградской области на Администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, поскольку выявленные проверкой нарушения создают реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд учел значительность объема материальных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий для проведения паспортизации, а также принял во внимание сложность финансовых взаимоотношений органов местного самоуправления разных уровней. Судом установлен достаточный срок, в течение которого указанное решение подлежит исполнению.
Довод жалобы о том, что в бюджете местной администрации не имеется денежных средств для выполнения вышеуказанных работ, необходимости произвести перераспределение денежных средств для выполнения решения суда, не освобождает ответчика администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог и не может быть положен в основу отказа в удовлетворении законного и обоснованного иска прокурора.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Таким образом, оснований для изменения решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 24 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)