Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 г.
В полном объеме постановление изготовлено 4 марта 2015 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Степиной Л.В., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии:
- от администрации Добринского муниципального района Липецкой области (ОГРН 1024800569870, ул. Горького д. 5, п. Добринка, Липецкая область) - Зимина И.И. доверенность от 03.12.2-14 N 1780, Гаевского Э.И. доверенность от 05.11.2014 N 1580;
- от крестьянского хозяйства "Альтаир" (ОГРН 1024800569122, пос. им. Ильича, Добринский район, Липецкая область) - Уваровой И.И. доверенность от 02.06.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Липецкой области кассационную жалобу администрации Добринского муниципального района Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.10.2014 (судья Мещерякова Я.Р.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 (Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А36-2999/2014,
установил:
крестьянское хозяйство "Альтаир" (далее - КХ "Альтаир", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным содержащегося в письме от 21.05.2014 N 1026 отказа администрации в предоставлении КХ "Альтаир" в аренду на 49 лет земельного участка общей площадью 700000 кв. м по адресу: Липецкая область, Добринский район, территория сельского поселения Пушкинский сельсовет (восточнее д. Веселовка) и земельного участка общей площадью 300000 кв. м по адресу: Липецкая область, Добринский район, территория сельского поселения Новочеркутинский сельсовет (вдоль трассы Добринка-Липецк) из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства; обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов КХ "Альтаир" путем принятия решения о предоставлении КХ "Альтаир" в аренду сроком на 49 лет указанных участков, подготовки и направления в адрес КХ "Альтаир" проектов договоров аренды указанных земельных участков (с учетом уточнения предмета требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 13.10.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами суда, администрация обжаловала судебные акты в кассационном порядке, просила их отменить, в удовлетворении заявления отказать. По мнению заявителя жалобы, судами допущено неправильное применение норм материального права.
В отзыве КХ "Альтаир" ссылается на законность и обоснованность судебных актов, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, коллегия судей считает судебные акты подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи со следующими обстоятельствами.
Как установлено судами, КХ "Альтаир" зарегистрировано 28.12.1992 Добринским районным Советом народных депутатов Липецкой области, о чем 27.11.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись регистрации N 1024800569122, главой хозяйства является Зюзина М.С.
Постановлением главы администрации Добринского района Липецкой области от 14.04.1997 N 282 главе крестьянского хозяйства Зюзиной М.С. в аренду сроком на 10 лет с правом последующего выкупа были предоставлены земельные угодья из райфонда на землях государственного унитарного предприятия "Племзавод Отрада" площадью 70 га пашни для производства сельскохозяйственной продукции. Указанные земли переданы по договорам аренды от 10.01.2008 N 024/08, от 11.01.2009 N 77/09, от 08.12.2009 N 189/10, от 24.12.2010 N 161. Кроме того, заявителю по указанным договорам также был передан в аренду иной земельный участок площадью 0,1557 га, занимаемый зданиями и сооружениями.
Также КХ "Альтаир" арендовало по договору от 23.01.2012 N 9/12 земельный участок площадью 29 га пашни из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный на территории сельского поселения Новочеркутинский сельсовет, площадь которого по договору от 27.12.2012 N 30/13 была увеличена до 30 га.
КХ "Альтаир" 05.05.2014 обратилось в Администрацию Добринского муниципального района Липецкой области с заявками на предоставление земельных участков в аренду сроком на 49 лет, при этом сославшись на то, что КХ "Альтаир" на протяжении 17 лет использовало земельный участок площадью 70 га, расположенный по адресу: Липецкая область, Добринский район, территория сельского поселения Пушкинский сельсовет (восточнее д. Веселовка), а земельный участок 30 га, расположенный по адресу: Липецкая область, Добринский район, территория сельского поселения Новочеркутинский сельсовет (вдоль трассы Добринка-Липецка) был разработан заявителем и с 2012 года использовался в соответствии с целевым назначением.
Администрация письмом от 21.05.2014 N 1026. сообщила КХ "Альтаир", что земельные участки, используемые заявителем в качестве пашни, проходят межевание с целью постановки их на кадастровый учет с последующей передачей в аренду.
Позднее в письме N 1198 от 09.06.2014 заинтересованное лицо указало на то, что Администрация не намерена заключать договор аренды испрашиваемых земельных участков, поскольку они будут в дальнейшем предоставляться в аренду на условиях обязательного развития животноводства.
Полагая письмо N 1026 от 21.05.2014 незаконным отказом в предоставлении испрашиваемых земельных участков, КХ "Альтаир" обратилось в суд.
Принимая решение и постановление, суды согласились с тем, что письмо, поскольку за ним не последовали действия по предоставлению земельного участка в порядке ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, представляет собой отказ в предоставлении участков. При этом суды приняли также во внимание содержание письма от 09.06.2014 N 1198.
Далее, поскольку испрашиваемые земельные участки на момент рассмотрения дела, в августе 2014 г., были поставлены на государственный кадастровый учет, суд пришел к выводу о том, что для восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя необходимости в выдаче схемы расположения земельных участков и проведения кадастровых работ с последующей постановкой на государственный кадастровый учет не имеется, а потому следует обязать администрацию предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 48:04:1730103:268 и 48:04:1730103:269 в аренду заявителю, поскольку эти участки идентичны тем, которые арендовал заявитель.
Между тем, судами допущено нарушение норм процессуального права, которое привело к неправильному определению предмета доказывания по делу, а также неправильное применение норм материального права.
Так, судами фактически оценено не оспариваемое письмо, а бездействие администрации, поскольку принято во внимание не столько содержание письма от 21.05.2014 N 1026, сколько отсутствие действий по предоставлению земельного участка в период с 21.05.2014 на дату обращения заявителя в суд.
Между тем, суд не вправе изменять предмет иска (заявления) в отсутствие на то воли заявителя. Оценке в деле исходя из заявленных требований подлежало только оспариваемое письмо на предмет соответствия его закону и нарушение (ненарушение) им прав и законных интересов заявителя (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
При этом правовым основанием иска заявитель указал пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве (действовала в редакции Федерального закона N 171-ФЗ до 23.06.2014).
В силу указанной нормы в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Суды оценили соответствие заявок названным положениям закона. Вместе с тем, оценивая, какие обязанности со стороны администрации следовали по результатам поступления заявки, суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 3 названной статьи орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 4 статьи 12 Закона N 171-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр; договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Учитывая установленное судом обстоятельство - на момент обращения заявителя в администрацию и получения оспариваемого письма земельные участки не были сформированы, те действия, которые имела право произвести администрация в ответ на заявку, состояли лишь в том, чтобы в месячный срок утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка, но никак не предоставить земельные участки в аренду.
С момента обращения - 05.05.2014 на момент получения письма от 21.05.2014 не истек срок для принятия администрацией того или иного решения по заявке; учитывая содержание письма - информацию о том, что администрация по своей инициативе формирует указанные земельные участки, у суда не имелось оснований по заявленному требованию признавать письмо от 05.05.2014 нарушающим право заявителя на предоставление земельных участков в порядке статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
Фактически судом применена норма статьи 12 Закона N 74-ФЗ на момент формирования земельных участков, т.е. бездействие администрации по состоянию на август 2014 года, что должно было иметь самостоятельное основание и предмет иска.
При этом суды, применяя правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума от 19.11.2013 N 786513, исходившего из специального характера Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве по отношению к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Земельному кодексу Российской Федерации, не исключающего необходимости проверить тот факт, не поступали ли заявки на предоставление в аренду этих же участков от иных фермерских хозяйств, устанавливал этот факт по состоянию на 21.05.2014 в противоречие собственной позиции о необходимости оценивать комплекс действий (бездействия) по состоянию на август 2014 г.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционной коллегии подлежат отмене, как принятые с неправильным применением названной нормы.
Поскольку фактические обстоятельства из представленных доказательств установлены, суд кассационной инстанции имеет основания принять судебный акт, не направляя дело на новое рассмотрение. Поскольку на дату оспариваемого заявителем письма не истек срок на совершение действий по выдаче администрацией заявителю схемы расположения земельного участка, оснований считать ее нарушившей статью 12 Закона N 74-ФЗ у суда не имелось, что влечет отказ в удовлетворении требования.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287; ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.10.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу N А36-2999/2014 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Судьи
Л.В.СТЕПИНА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 04.03.2015 ПО ДЕЛУ N А36-2999/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. по делу N А36-2999/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 г.
В полном объеме постановление изготовлено 4 марта 2015 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Степиной Л.В., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии:
- от администрации Добринского муниципального района Липецкой области (ОГРН 1024800569870, ул. Горького д. 5, п. Добринка, Липецкая область) - Зимина И.И. доверенность от 03.12.2-14 N 1780, Гаевского Э.И. доверенность от 05.11.2014 N 1580;
- от крестьянского хозяйства "Альтаир" (ОГРН 1024800569122, пос. им. Ильича, Добринский район, Липецкая область) - Уваровой И.И. доверенность от 02.06.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Липецкой области кассационную жалобу администрации Добринского муниципального района Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.10.2014 (судья Мещерякова Я.Р.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 (Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А36-2999/2014,
установил:
крестьянское хозяйство "Альтаир" (далее - КХ "Альтаир", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным содержащегося в письме от 21.05.2014 N 1026 отказа администрации в предоставлении КХ "Альтаир" в аренду на 49 лет земельного участка общей площадью 700000 кв. м по адресу: Липецкая область, Добринский район, территория сельского поселения Пушкинский сельсовет (восточнее д. Веселовка) и земельного участка общей площадью 300000 кв. м по адресу: Липецкая область, Добринский район, территория сельского поселения Новочеркутинский сельсовет (вдоль трассы Добринка-Липецк) из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства; обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов КХ "Альтаир" путем принятия решения о предоставлении КХ "Альтаир" в аренду сроком на 49 лет указанных участков, подготовки и направления в адрес КХ "Альтаир" проектов договоров аренды указанных земельных участков (с учетом уточнения предмета требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 13.10.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами суда, администрация обжаловала судебные акты в кассационном порядке, просила их отменить, в удовлетворении заявления отказать. По мнению заявителя жалобы, судами допущено неправильное применение норм материального права.
В отзыве КХ "Альтаир" ссылается на законность и обоснованность судебных актов, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, коллегия судей считает судебные акты подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи со следующими обстоятельствами.
Как установлено судами, КХ "Альтаир" зарегистрировано 28.12.1992 Добринским районным Советом народных депутатов Липецкой области, о чем 27.11.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись регистрации N 1024800569122, главой хозяйства является Зюзина М.С.
Постановлением главы администрации Добринского района Липецкой области от 14.04.1997 N 282 главе крестьянского хозяйства Зюзиной М.С. в аренду сроком на 10 лет с правом последующего выкупа были предоставлены земельные угодья из райфонда на землях государственного унитарного предприятия "Племзавод Отрада" площадью 70 га пашни для производства сельскохозяйственной продукции. Указанные земли переданы по договорам аренды от 10.01.2008 N 024/08, от 11.01.2009 N 77/09, от 08.12.2009 N 189/10, от 24.12.2010 N 161. Кроме того, заявителю по указанным договорам также был передан в аренду иной земельный участок площадью 0,1557 га, занимаемый зданиями и сооружениями.
Также КХ "Альтаир" арендовало по договору от 23.01.2012 N 9/12 земельный участок площадью 29 га пашни из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный на территории сельского поселения Новочеркутинский сельсовет, площадь которого по договору от 27.12.2012 N 30/13 была увеличена до 30 га.
КХ "Альтаир" 05.05.2014 обратилось в Администрацию Добринского муниципального района Липецкой области с заявками на предоставление земельных участков в аренду сроком на 49 лет, при этом сославшись на то, что КХ "Альтаир" на протяжении 17 лет использовало земельный участок площадью 70 га, расположенный по адресу: Липецкая область, Добринский район, территория сельского поселения Пушкинский сельсовет (восточнее д. Веселовка), а земельный участок 30 га, расположенный по адресу: Липецкая область, Добринский район, территория сельского поселения Новочеркутинский сельсовет (вдоль трассы Добринка-Липецка) был разработан заявителем и с 2012 года использовался в соответствии с целевым назначением.
Администрация письмом от 21.05.2014 N 1026. сообщила КХ "Альтаир", что земельные участки, используемые заявителем в качестве пашни, проходят межевание с целью постановки их на кадастровый учет с последующей передачей в аренду.
Позднее в письме N 1198 от 09.06.2014 заинтересованное лицо указало на то, что Администрация не намерена заключать договор аренды испрашиваемых земельных участков, поскольку они будут в дальнейшем предоставляться в аренду на условиях обязательного развития животноводства.
Полагая письмо N 1026 от 21.05.2014 незаконным отказом в предоставлении испрашиваемых земельных участков, КХ "Альтаир" обратилось в суд.
Принимая решение и постановление, суды согласились с тем, что письмо, поскольку за ним не последовали действия по предоставлению земельного участка в порядке ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, представляет собой отказ в предоставлении участков. При этом суды приняли также во внимание содержание письма от 09.06.2014 N 1198.
Далее, поскольку испрашиваемые земельные участки на момент рассмотрения дела, в августе 2014 г., были поставлены на государственный кадастровый учет, суд пришел к выводу о том, что для восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя необходимости в выдаче схемы расположения земельных участков и проведения кадастровых работ с последующей постановкой на государственный кадастровый учет не имеется, а потому следует обязать администрацию предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 48:04:1730103:268 и 48:04:1730103:269 в аренду заявителю, поскольку эти участки идентичны тем, которые арендовал заявитель.
Между тем, судами допущено нарушение норм процессуального права, которое привело к неправильному определению предмета доказывания по делу, а также неправильное применение норм материального права.
Так, судами фактически оценено не оспариваемое письмо, а бездействие администрации, поскольку принято во внимание не столько содержание письма от 21.05.2014 N 1026, сколько отсутствие действий по предоставлению земельного участка в период с 21.05.2014 на дату обращения заявителя в суд.
Между тем, суд не вправе изменять предмет иска (заявления) в отсутствие на то воли заявителя. Оценке в деле исходя из заявленных требований подлежало только оспариваемое письмо на предмет соответствия его закону и нарушение (ненарушение) им прав и законных интересов заявителя (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
При этом правовым основанием иска заявитель указал пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве (действовала в редакции Федерального закона N 171-ФЗ до 23.06.2014).
В силу указанной нормы в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Суды оценили соответствие заявок названным положениям закона. Вместе с тем, оценивая, какие обязанности со стороны администрации следовали по результатам поступления заявки, суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 3 названной статьи орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 4 статьи 12 Закона N 171-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр; договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Учитывая установленное судом обстоятельство - на момент обращения заявителя в администрацию и получения оспариваемого письма земельные участки не были сформированы, те действия, которые имела право произвести администрация в ответ на заявку, состояли лишь в том, чтобы в месячный срок утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка, но никак не предоставить земельные участки в аренду.
С момента обращения - 05.05.2014 на момент получения письма от 21.05.2014 не истек срок для принятия администрацией того или иного решения по заявке; учитывая содержание письма - информацию о том, что администрация по своей инициативе формирует указанные земельные участки, у суда не имелось оснований по заявленному требованию признавать письмо от 05.05.2014 нарушающим право заявителя на предоставление земельных участков в порядке статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
Фактически судом применена норма статьи 12 Закона N 74-ФЗ на момент формирования земельных участков, т.е. бездействие администрации по состоянию на август 2014 года, что должно было иметь самостоятельное основание и предмет иска.
При этом суды, применяя правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума от 19.11.2013 N 786513, исходившего из специального характера Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве по отношению к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Земельному кодексу Российской Федерации, не исключающего необходимости проверить тот факт, не поступали ли заявки на предоставление в аренду этих же участков от иных фермерских хозяйств, устанавливал этот факт по состоянию на 21.05.2014 в противоречие собственной позиции о необходимости оценивать комплекс действий (бездействия) по состоянию на август 2014 г.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционной коллегии подлежат отмене, как принятые с неправильным применением названной нормы.
Поскольку фактические обстоятельства из представленных доказательств установлены, суд кассационной инстанции имеет основания принять судебный акт, не направляя дело на новое рассмотрение. Поскольку на дату оспариваемого заявителем письма не истек срок на совершение действий по выдаче администрацией заявителю схемы расположения земельного участка, оснований считать ее нарушившей статью 12 Закона N 74-ФЗ у суда не имелось, что влечет отказ в удовлетворении требования.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287; ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.10.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу N А36-2999/2014 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Судьи
Л.В.СТЕПИНА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)