Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ДНП "Захарово": Горшенин В.А., по доверенности от 11.08.2014; от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Шмитов И.С., по доверенности от 12.01.2015 N 6; от Комитета по управлению муниципальным имуществом Одинцовского муниципального района Московской области: Шмитов И.С., по доверенности от 12.01.2015 N 05,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ДНП "Захарово" на решение Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2014 года по делу N А41-50031/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г. по заявлению ДНТ "Захарово" к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Одинцовского муниципального района Московской области об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
установил:
ДНТ "Захарово" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Одинцовского муниципального района Московской области, в котором просит (с учетом принятых судом уточнений):
- признать незаконным действие Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность ДНП "Захарово" земельного участка, общей площадью 7766 кв. м, из земель населенных пунктов, для дачного строительства (земли общего пользования), с кадастровым номером 50:20:0000000:1540, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Назарьевское, деревня Семенково, ГП-7, участок 13.
- - обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области принять постановление о предоставление за плату земельного участка, общей площадью 7766 кв. м, из земель населенных пунктов, для дачного строительства (земли общего пользования), с кадастровым номером 50:20:0000000:1540, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Назарьевское, деревня Семенково, ГП-7, участок 13. в месячный срок со дня вступления решения в законную силу;
- - обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области в двухнедельный срок после принятия постановления направить проект договора купли-продажи ДНП "Захарово" о передаче в собственность за плату испрашиваемого земельного участка общей площадью 7766 кв. м, из земель населенных пунктов, для дачного строительства (земли общего пользования), с кадастровым номером 50:20:0000000:1540, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Назарьевское, деревня Семенково, ГП-7, участок 13 по цене равной 621 248 рублей 20 копеек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2014 года по делу N А41-50031/14 в удовлетворении заявленных требований ДНТ "Захарово" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ДНТ "Захарово" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 14.10.2014 по делу N А41-50031/14 отменить.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заинтересованных лиц против указанных доводов возражал.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены решения арбитражного суда и удовлетворении заявленных требований.
Дачное некоммерческое партнерство "Захарово" является собственником сооружения: внутрипоселковая дорога, назначение нежилое, транспортное, протяженностью 600 м, инвентарный N 46:241:002:00142370:0001, лит. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.08.2012 50-АД N 124208.
Материалами дела подтверждается, что внутрипоселковая дорога находится на территории ДНП "Захарово" и предназначена для подъезда к участкам ДНП "Захарово" в соответствии с утвержденным генеральным планом ГП-7 дер. Семенково.
Земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1540, площадью 7766 кв. м, занятый указанной выше дорогой, находится у ДНП "Захарово" в краткосрочной аренде до 06.07.2013 по договору аренды от 07.07.2010 N 3451, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 27.05.2013.
Как следует из материалов дела, ДНТ "Захарово" обратилось в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1540 в собственность ДНТ "Захарово".
По итогам рассмотрения заявления ДНТ "Захарово" Администрация Одинцовского муниципального района Московской области направила в адрес заявителя письмо, которым отказала в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что данный отказ не соответствует требованиям законодательства и нарушает права товарищества, ДНТ "Захарово" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела не имеется доказательств принятия общим собранием ДНТ "Захарово" решения о формировании земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1540 как относящегося к имуществу общего пользования товарищества, и приобретении такого земельного участка в собственность товарищества.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В качестве основания отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность товарищества Администрация указала, что в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Поскольку испрашиваемый земельный участок занят внутрипоселковой дорогой, указанный объект недвижимости, по мнению Администрации, приватизации не подлежит.
Согласно статье 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами (пункт 3).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Согласно кадастровому паспорту от 22.11.2013 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1540 отнесен к категории земель - земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - для дачного строительства (том 1 л.д. 30-32).
В силу пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно письму Управления земельных ресурсов Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 15.11.2013 N 2.23/13095юр и письму Администрации сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района Московской области от 13.03.2014 N 322/2-9 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1540 занят подъездной дорогой ведущей только к участкам ДНП "Захарово", что соответствует его виду разрешенного использования, а также утвержденному генеральному плану застройки ГП-7 д. Семенково, указанный земельный участок не предусмотрен для государственных или муниципальных нужд, а также под размещение социально значимых объектов.
Таким образом, на спорном земельном участке расположена частная дорога, соответственно, указанный земельный участок не может быть отнесен к земельным участкам общего пользования.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает, что спорный земельный участок не относится к изъятым из оборота.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации не соответствует закону и нарушает права заявителя, как собственника недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке.
Также апелляционный суд считает необходимым отметить, что исходя из заявленных требований в уточненной редакции заявитель просит обязать Администрацию предоставить товариществу спорный земельный участок на основании статьи 36 ЗК РФ - как собственнику объекта недвижимости, находящемуся на указанном земельном участке. Соответственно, принятия общего собрания об отнесении спорного земельного участка к общему имуществу товарищества в данном случае не требуется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 ЗК РФ, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Апелляционным судом установлено, что заявителем в уполномоченный орган представлены все предусмотренные статьей 36 ЗК РФ документы.
Как указывалось выше, спорный земельный участок не изъят из оборота.
Также апелляционный суд отмечает, что иных оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность товарищества не имеется.
Кроме того, заявитель просит указать в резолютивной части судебного акта цену испрашиваемого земельного участка - 621 248, 20 руб., что составляет три процента от кадастровой стоимости земельного участка (20 708 271, 98 руб.).
Апелляционный суд полагает, что заявленная товариществом цена земельного участка соответствует, установленной Постановлением Правительства МО от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает обоснованным обязать Администрацию заключить договор купли-продажи земельного участка по цене 621 248, 20 руб.
Таким образом, обжалуемое решение подлежит отмене, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2014 года по делу N А41-50031/14 отменить. Требования ДНП "Захарово" удовлетворить.
Признать незаконным действие Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность ДНП "Захарово" земельного участка общей площадью 7766 кв. м с кадастровым номером 50:20:0000000:1540, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Назарьевское, деревня Семенково, ГП-7, участок 13.
Обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области принять постановление о предоставлении за плату земельного участка, общей площадью 7766 кв. м с кадастровым номером 50:20:0000000:1540, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Назарьевское, деревня Семенково, ГП-7, участок 13. в месячный срок со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области в двухнедельный срок после принятия постановления направить проект договора купли-продажи ДНП "Захарово" о передаче в собственность за плату испрашиваемого земельного участка общей площадью 7766 кв. м с кадастровым номером 50:20:0000000:1540, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Назарьевское, деревня Семенково, ГП-7, участок 13 по цене равной 621 248 рублей 20 копеек.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2015 N 10АП-14614/2014 ПО ДЕЛУ N А41-50031/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. по делу N А41-50031/14
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ДНП "Захарово": Горшенин В.А., по доверенности от 11.08.2014; от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Шмитов И.С., по доверенности от 12.01.2015 N 6; от Комитета по управлению муниципальным имуществом Одинцовского муниципального района Московской области: Шмитов И.С., по доверенности от 12.01.2015 N 05,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ДНП "Захарово" на решение Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2014 года по делу N А41-50031/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г. по заявлению ДНТ "Захарово" к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Одинцовского муниципального района Московской области об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
установил:
ДНТ "Захарово" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Одинцовского муниципального района Московской области, в котором просит (с учетом принятых судом уточнений):
- признать незаконным действие Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность ДНП "Захарово" земельного участка, общей площадью 7766 кв. м, из земель населенных пунктов, для дачного строительства (земли общего пользования), с кадастровым номером 50:20:0000000:1540, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Назарьевское, деревня Семенково, ГП-7, участок 13.
- - обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области принять постановление о предоставление за плату земельного участка, общей площадью 7766 кв. м, из земель населенных пунктов, для дачного строительства (земли общего пользования), с кадастровым номером 50:20:0000000:1540, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Назарьевское, деревня Семенково, ГП-7, участок 13. в месячный срок со дня вступления решения в законную силу;
- - обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области в двухнедельный срок после принятия постановления направить проект договора купли-продажи ДНП "Захарово" о передаче в собственность за плату испрашиваемого земельного участка общей площадью 7766 кв. м, из земель населенных пунктов, для дачного строительства (земли общего пользования), с кадастровым номером 50:20:0000000:1540, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Назарьевское, деревня Семенково, ГП-7, участок 13 по цене равной 621 248 рублей 20 копеек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2014 года по делу N А41-50031/14 в удовлетворении заявленных требований ДНТ "Захарово" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ДНТ "Захарово" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 14.10.2014 по делу N А41-50031/14 отменить.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заинтересованных лиц против указанных доводов возражал.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены решения арбитражного суда и удовлетворении заявленных требований.
Дачное некоммерческое партнерство "Захарово" является собственником сооружения: внутрипоселковая дорога, назначение нежилое, транспортное, протяженностью 600 м, инвентарный N 46:241:002:00142370:0001, лит. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.08.2012 50-АД N 124208.
Материалами дела подтверждается, что внутрипоселковая дорога находится на территории ДНП "Захарово" и предназначена для подъезда к участкам ДНП "Захарово" в соответствии с утвержденным генеральным планом ГП-7 дер. Семенково.
Земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1540, площадью 7766 кв. м, занятый указанной выше дорогой, находится у ДНП "Захарово" в краткосрочной аренде до 06.07.2013 по договору аренды от 07.07.2010 N 3451, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 27.05.2013.
Как следует из материалов дела, ДНТ "Захарово" обратилось в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1540 в собственность ДНТ "Захарово".
По итогам рассмотрения заявления ДНТ "Захарово" Администрация Одинцовского муниципального района Московской области направила в адрес заявителя письмо, которым отказала в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что данный отказ не соответствует требованиям законодательства и нарушает права товарищества, ДНТ "Захарово" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела не имеется доказательств принятия общим собранием ДНТ "Захарово" решения о формировании земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1540 как относящегося к имуществу общего пользования товарищества, и приобретении такого земельного участка в собственность товарищества.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В качестве основания отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность товарищества Администрация указала, что в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Поскольку испрашиваемый земельный участок занят внутрипоселковой дорогой, указанный объект недвижимости, по мнению Администрации, приватизации не подлежит.
Согласно статье 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами (пункт 3).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Согласно кадастровому паспорту от 22.11.2013 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1540 отнесен к категории земель - земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - для дачного строительства (том 1 л.д. 30-32).
В силу пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно письму Управления земельных ресурсов Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 15.11.2013 N 2.23/13095юр и письму Администрации сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района Московской области от 13.03.2014 N 322/2-9 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1540 занят подъездной дорогой ведущей только к участкам ДНП "Захарово", что соответствует его виду разрешенного использования, а также утвержденному генеральному плану застройки ГП-7 д. Семенково, указанный земельный участок не предусмотрен для государственных или муниципальных нужд, а также под размещение социально значимых объектов.
Таким образом, на спорном земельном участке расположена частная дорога, соответственно, указанный земельный участок не может быть отнесен к земельным участкам общего пользования.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает, что спорный земельный участок не относится к изъятым из оборота.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации не соответствует закону и нарушает права заявителя, как собственника недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке.
Также апелляционный суд считает необходимым отметить, что исходя из заявленных требований в уточненной редакции заявитель просит обязать Администрацию предоставить товариществу спорный земельный участок на основании статьи 36 ЗК РФ - как собственнику объекта недвижимости, находящемуся на указанном земельном участке. Соответственно, принятия общего собрания об отнесении спорного земельного участка к общему имуществу товарищества в данном случае не требуется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 ЗК РФ, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Апелляционным судом установлено, что заявителем в уполномоченный орган представлены все предусмотренные статьей 36 ЗК РФ документы.
Как указывалось выше, спорный земельный участок не изъят из оборота.
Также апелляционный суд отмечает, что иных оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность товарищества не имеется.
Кроме того, заявитель просит указать в резолютивной части судебного акта цену испрашиваемого земельного участка - 621 248, 20 руб., что составляет три процента от кадастровой стоимости земельного участка (20 708 271, 98 руб.).
Апелляционный суд полагает, что заявленная товариществом цена земельного участка соответствует, установленной Постановлением Правительства МО от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает обоснованным обязать Администрацию заключить договор купли-продажи земельного участка по цене 621 248, 20 руб.
Таким образом, обжалуемое решение подлежит отмене, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2014 года по делу N А41-50031/14 отменить. Требования ДНП "Захарово" удовлетворить.
Признать незаконным действие Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность ДНП "Захарово" земельного участка общей площадью 7766 кв. м с кадастровым номером 50:20:0000000:1540, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Назарьевское, деревня Семенково, ГП-7, участок 13.
Обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области принять постановление о предоставлении за плату земельного участка, общей площадью 7766 кв. м с кадастровым номером 50:20:0000000:1540, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Назарьевское, деревня Семенково, ГП-7, участок 13. в месячный срок со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области в двухнедельный срок после принятия постановления направить проект договора купли-продажи ДНП "Захарово" о передаче в собственность за плату испрашиваемого земельного участка общей площадью 7766 кв. м с кадастровым номером 50:20:0000000:1540, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Назарьевское, деревня Семенково, ГП-7, участок 13 по цене равной 621 248 рублей 20 копеек.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)