Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республике Саха (Якутия) от 19 марта 2015 года по делу N А58-7348/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Эльф" (ОГРН 1021401060075, ИНН 1435106808, место нахождения: г. Якутск, ул. Автодорожная, д. 19) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280, место нахождения: г. Якутск, пр. Ленина, 15) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 16 сентября 2014 года N 9395- ДИЗО/2014, об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 14:36:107040:2086, общей площадью 4345 кв. м, по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, разрешенное использование - под парковку, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества (суд первой инстанции: Эверстова Р.И.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эльф" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, изложенного в письме от 16.09.2014 N 9395- ДИЗО/2014, об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 14:36:107040:2086, общей площадью 4345 кв. м, по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, разрешенное использование - под парковку, об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Эльф" путем принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 14:36:107040:2086, общей площадью 4345 кв. м, по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, разрешенное использование - под парковку и направления договора аренды указанного земельного участка ООО "Эльф" в сроки, установленные действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения нормам земельного законодательства, поскольку изменение правового регулирования порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не должно влечь нарушения прав участников общественных отношений.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Департамент, подтверждая, что обществом осуществлены все необходимые действия, предусмотренные Земельным кодексом РФ и Положением о порядке предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством в городском округе "город Якутск", утвержденным решением Якутской городской Думы от 25.03.2010 N РЯГД-24-7, считает, что основания для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду отсутствуют, поскольку принятое по инициированной обществом в 2011 году процедуре предварительное решение о предоставлении земельного участка утратило силу; изменено правовое регулирование порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в связи с принятием решения Якутской городской Думы от 15.02.2012 N РЯГД-42-6 об утверждении нового Порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" от 15.02.2012 N 50-НПА.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 29.04.2015.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, изучив материалы дела и дополнительно представленные доказательства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 21 сентября 2011 года на рабочем совещании у первого заместителя Главы городского округа "город Якутск" со структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска рассмотрено заявление Общества и принято решение о согласовании предоставления земельного участка общей площадью 3811 кв. м, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, д. 19, под парковку, на срок 3 года.
29 сентября 2011 года в соответствии с протоколом рабочего совещания обществу выдан акт выбора земельного участка по предварительному согласованию места размещения земельного участка, направлены запросы и получены соответствующие согласования.
Схема расположения земельного участка была утверждена Департаментом 29.09.2013 на основании согласованного акта выбора земельного участка N 959/11.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 11.11.2013 с разрешенным видом использования "под парковку", оформлен кадастровый паспорт от 11.11.2013 N 14/13-189084.
3 сентября 2014 года заявителем через Государственное автономное учреждение "Мои документы" было подано заявление в Департамент о принятии решения о предоставлении земельного участка не связанным со строительством (под парковку), расположенного по адресу: город Якутск, улица Автодорожная, 19, с кадастровым номером 14:36:107040.
Письмом Департамента от 16.09.2014 N 9395-ДИЗО/2014 обществу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Основанием для принятия указанного решения послужило заключение Прокуратуры города Якутска от 09.12.2013 N 16-2013/34, в соответствии с которым, действовавшие до принятия отдельных административных регламентов (07.08.2012), порядки предоставления земельных участков и как следствие принятые комиссией предварительные решения утратили силу и не могут иметь обратной силы, в настоящий момент порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством осуществляется в соответствии со статьей 8 Нормативно-правового акта Якутской городской Думы "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск" (принят Решением Якутской городской Думы от 14.11.2012 N РЯГД-50-8). В связи с тем, что предварительное решение о согласовании предоставления земельного участка от 21.09.2011 утратило силу, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства не представляется возможным.
Не согласившись с отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, полагая, что оспариваемым решением нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
На основании части 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования Общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- -несоответствие оспариваемого им акта закону или иному нормативному правовому акту;
- -нарушение прав и законных интересов Общества при принятии оспариваемого ненормативного правового акта.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Общества удовлетворению не подлежат.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Соответственно, обязанность доказывания нарушения оспариваемыми ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности возлагается на заявителя.
Суд апелляционной инстанции по результатам исследования и оценки имеющихся в деле доказательств приходит к выводу, что Департаментом не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством. При этом заявителем подтверждено нарушение оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, исходя из следующего.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей до 01.03.2015) установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.09.2006 N 435 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" определяются в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска Департамент осуществляет функции в сфере управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в ГО "Город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления ГО "Город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
Следовательно, оспариваемое решение принято Департаментом в пределах предоставленных полномочий.
Как следует из материалов дела, Общество в 2011 году обратилось в Окружную администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду ориентировочной площадью 4 345 кв. м, расположенного по адресу: город Якутск, улица Автодорожная, д. 19, под парковку, на срок длительностью 3 (три) года.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи Кодекса установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Кроме того, в силу положений статьи 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения с первоначальным заявлением) предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
На территории города Якутска на дату обращения Общества с заявлением применялось Положение о порядке предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством в городском округе "Город Якутск", утвержденное решением Якутской городской Думы от 25.03.2010 N РЯГД-24-7 (далее - Положение от 25.03.2010).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Положения от 25.03.2010, в городском округе "Город Якутск" земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа "Город Якутск", и земель, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск", предоставляются для целей, не связанных со строительством:
1.1. Без предварительного согласования места размещения объекта.
1.2. С предварительным согласованием места размещения объекта.
Земельные участки для установки некапитальных сооружений и иных целей, не связанных со строительством, из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа "Город Якутск", и земель, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск", и расположенные на территории пригородного населенного пункта и микрорайона городского округа "Город Якутск" предоставляются в порядке, установленном статьями 8, 10 настоящего Положения (п. 2).
Пунктами 1, 5, 7 статьи 8 Положения от 25.03.2010 установлено, что лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для установки некапитальных сооружений и иных целей, не связанных со строительством (далее по тексту - заявитель), обращается в Комитет земельных отношений окружной администрации города Якутска (далее по тексту - Комитет) с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением документов согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
В данном заявлении должны быть указаны:
- - фамилия, имя, отчество гражданина, паспортные данные, адрес регистрации по месту жительства, фактический адрес - для гражданина;
- - полное либо сокращенное наименование юридического лица, юридический и почтовый адрес, банковские реквизиты - для юридического лица;
- - предполагаемое место его размещения;
- - вид разрешенного использования земельного участка;
- - примерный размер земельного участка;
- - право на земельный участок.
Комиссия по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска рассматривает заявление о предоставлении земельного участка и не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня внесения документов на комиссию принимает одно из следующих решений:
- -проработать возможность выставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, на торги;
- -предварительно согласовать предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством;
- -отказать в предоставлении земельного участка с указанием причины отказа (п. 5).
Решение, принятое Комиссией, оформляется протоколом заседания Комиссии, который подписывается секретарем Комиссии, утверждается председателем Комиссии или в его отсутствие - заместителем председателя Комиссии не позднее четырех рабочих дней с момента принятия решения на заседании Комиссии. После утверждения протокол Комиссии выдается заявителю (п. 7).
Статьей 10 Положения от 25.03.2010 предусмотрено, что в случае принятия Комиссией по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, Комитет готовит акт о выборе земельного участка.
Подготовка акта о выборе земельного участка и приложения к нему - направления о согласовании выбора земельного участка осуществляются Комитетом в течение трех рабочих дней.
Согласование акта о выборе земельного участка и приложений к нему - направления о согласовании выбора земельного участка осуществляются Комитетом.
Комитет в течение одного рабочего дня передает документы в Департамент архитектуры и градостроительства окружной администрации г. Якутска для подготовки градостроительного плана земельного участка, не связанного со строительством, в течение десяти рабочих дней и передает его в Комитет.
Комитет после согласования акта выбора земельного участка и получения градостроительного плана в течение одного рабочего дня уведомляет заявителя о необходимости предоставления выписки из государственного кадастра недвижимости по форме Д4 и проекта схемы расположения земельного участка для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте территории.
Заявитель после получения уведомления от Комитета обращается за получением выписки из государственного кадастра недвижимости по форме Д4 в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Заявитель обращается в Комитет об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории с приложением выписки из государственного кадастра недвижимости по форме Д4 и проекта схемы расположения земельного участка.
После получения согласованного акта о выборе земельного участка с положительными заключениями всех заинтересованных органов, утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
После получения заявителем кадастрового паспорта земельного участка, заявитель обращается в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением следующих документов:
- - оригинал кадастрового паспорта земельного участка;
- - оригинал градостроительного плана земельного участка;
- - копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
- - оригинал доверенности - в случае подачи заявления представителем заявителя;
- - оригинал акта выбора земельного участка;
- копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решение о предоставлении земельного участка оформляется распоряжением главы городского округа "Город Якутск" или его уполномоченным заместителем.
Проект распоряжения окружной администрации города Якутска готовится на основании заявления заявителя; выписки из протокола заседания Комиссии по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска с решением о предварительном согласовании в предоставлении земельного участка; подписанного акта о выборе земельного участка с положительными заключениями всех заинтересованных органов; кадастрового паспорта земельного участка, градостроительного плана земельного участка.
После подписания распоряжения о предоставлении земельного участка осуществляется его регистрация Управлением документационного обеспечения окружной администрации г. Якутска в течение двух рабочих дней с момента подписания.
Комитет направляет заявителю копию распоряжения о предоставлении земельного участка с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
После регистрации распоряжения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, Комитет осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка и приложения к нему в течение трех рабочих дней и письменно уведомляет заявителя о необходимости явиться для подписания договора аренды земельного участка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что изменение правового регулирования порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не должно влечь нарушения прав участников общественных отношений, в связи с чем мотивы отказа Департамента в предоставлении земельного участка в аренду, приведенные в оспариваемом решении, не основаны на нормах земельного законодательства.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в 2011 году, соответственно, вопрос предоставления земельного участка подлежит разрешению в порядке действующего в тот период законодательства.
На территории города Якутска на дату обращения Общества с заявлением действовало Положением о порядке предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством в городском округе "Город Якутск", утвержденным решением Якутской городской Думы от 25.03.2010 N РЯГД-24-7.
Данное Положение утратило силу с 01.03.2012 в связи с изданием нового Порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск" от 15.02.2012 N 50-НПА, принятого решением Якутской городской Думы от 15.02.2012 N РЯГД-42-6.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Данных, свидетельствующих о придании новой норме, действующей в настоящее время, обратной силы не имеется.
Данный правовой подход сформирован при рассмотрении дел N А58-1588/2014, N А58-3077/2014, N А58-3387/2014, судебные акты по которым вступили в законную силу.
В рассматриваемом случае, как правильно указал суд первой инстанции, правоотношения с заявителем возникли в 2011 году, являлись длящимися, а обращение общества с заявлением о принятии решения о предоставлении земельного участка с приложением всех, необходимых документов 03.09.2014 не являлось самостоятельным действием, а являлось этапом процедуры, инициированной в 2011 году, и соответствовало требованиям статьи 10 Положения от 25.03.2010 N РЯГД-24-7.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается Департаментом, органом местного самоуправления обеспечен выбор испрашиваемого земельного участка, заявителем получена схема расположения земельного участка, выполнены в отношении этого земельного участка кадастровые работы и осуществлен его кадастровый учет, получены согласования с компетентными органами, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка, для целей, не связанных со строительством.
Следовательно, Департамент должен был по заявлению общества от 03.09.2014 в соответствии с действующим законодательством принять решение о предоставлении Обществу в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, подготовить проект договора аренды земельного участка.
При установленных по делу обстоятельствах и действующем правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента является необоснованным, не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на осуществление предпринимательской деятельности, что является основанием для признания оспариваемого решения Департамента недействительным как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации.
Довод Департамента об изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка обоснованно не принят судом во внимание, поскольку указанное обстоятельство не являлось основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду. Кроме того, из представленной в материалы дела выписки из Правил застройки и землепользования г. Якутска от 25.12.2013 НПА-169 усматривается, что вспомогательным видом разрешенного использования в территориальной зоне "Ж-6" (зона застройки средне- и многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории г. Якутска) является использование под автостоянки и открытые стоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись достаточные правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенные правильные выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2015 года по делу N А58-7348/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2015 N 04АП-2325/2015 ПО ДЕЛУ N А58-7348/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2015 г. по делу N А58-7348/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республике Саха (Якутия) от 19 марта 2015 года по делу N А58-7348/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Эльф" (ОГРН 1021401060075, ИНН 1435106808, место нахождения: г. Якутск, ул. Автодорожная, д. 19) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280, место нахождения: г. Якутск, пр. Ленина, 15) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 16 сентября 2014 года N 9395- ДИЗО/2014, об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 14:36:107040:2086, общей площадью 4345 кв. м, по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, разрешенное использование - под парковку, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества (суд первой инстанции: Эверстова Р.И.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эльф" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, изложенного в письме от 16.09.2014 N 9395- ДИЗО/2014, об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 14:36:107040:2086, общей площадью 4345 кв. м, по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, разрешенное использование - под парковку, об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Эльф" путем принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 14:36:107040:2086, общей площадью 4345 кв. м, по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, разрешенное использование - под парковку и направления договора аренды указанного земельного участка ООО "Эльф" в сроки, установленные действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения нормам земельного законодательства, поскольку изменение правового регулирования порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не должно влечь нарушения прав участников общественных отношений.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Департамент, подтверждая, что обществом осуществлены все необходимые действия, предусмотренные Земельным кодексом РФ и Положением о порядке предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством в городском округе "город Якутск", утвержденным решением Якутской городской Думы от 25.03.2010 N РЯГД-24-7, считает, что основания для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду отсутствуют, поскольку принятое по инициированной обществом в 2011 году процедуре предварительное решение о предоставлении земельного участка утратило силу; изменено правовое регулирование порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в связи с принятием решения Якутской городской Думы от 15.02.2012 N РЯГД-42-6 об утверждении нового Порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" от 15.02.2012 N 50-НПА.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 29.04.2015.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, изучив материалы дела и дополнительно представленные доказательства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 21 сентября 2011 года на рабочем совещании у первого заместителя Главы городского округа "город Якутск" со структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска рассмотрено заявление Общества и принято решение о согласовании предоставления земельного участка общей площадью 3811 кв. м, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, д. 19, под парковку, на срок 3 года.
29 сентября 2011 года в соответствии с протоколом рабочего совещания обществу выдан акт выбора земельного участка по предварительному согласованию места размещения земельного участка, направлены запросы и получены соответствующие согласования.
Схема расположения земельного участка была утверждена Департаментом 29.09.2013 на основании согласованного акта выбора земельного участка N 959/11.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 11.11.2013 с разрешенным видом использования "под парковку", оформлен кадастровый паспорт от 11.11.2013 N 14/13-189084.
3 сентября 2014 года заявителем через Государственное автономное учреждение "Мои документы" было подано заявление в Департамент о принятии решения о предоставлении земельного участка не связанным со строительством (под парковку), расположенного по адресу: город Якутск, улица Автодорожная, 19, с кадастровым номером 14:36:107040.
Письмом Департамента от 16.09.2014 N 9395-ДИЗО/2014 обществу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Основанием для принятия указанного решения послужило заключение Прокуратуры города Якутска от 09.12.2013 N 16-2013/34, в соответствии с которым, действовавшие до принятия отдельных административных регламентов (07.08.2012), порядки предоставления земельных участков и как следствие принятые комиссией предварительные решения утратили силу и не могут иметь обратной силы, в настоящий момент порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством осуществляется в соответствии со статьей 8 Нормативно-правового акта Якутской городской Думы "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск" (принят Решением Якутской городской Думы от 14.11.2012 N РЯГД-50-8). В связи с тем, что предварительное решение о согласовании предоставления земельного участка от 21.09.2011 утратило силу, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства не представляется возможным.
Не согласившись с отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, полагая, что оспариваемым решением нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
На основании части 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования Общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- -несоответствие оспариваемого им акта закону или иному нормативному правовому акту;
- -нарушение прав и законных интересов Общества при принятии оспариваемого ненормативного правового акта.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Общества удовлетворению не подлежат.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Соответственно, обязанность доказывания нарушения оспариваемыми ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности возлагается на заявителя.
Суд апелляционной инстанции по результатам исследования и оценки имеющихся в деле доказательств приходит к выводу, что Департаментом не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством. При этом заявителем подтверждено нарушение оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, исходя из следующего.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей до 01.03.2015) установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.09.2006 N 435 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" определяются в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска Департамент осуществляет функции в сфере управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в ГО "Город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления ГО "Город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
Следовательно, оспариваемое решение принято Департаментом в пределах предоставленных полномочий.
Как следует из материалов дела, Общество в 2011 году обратилось в Окружную администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду ориентировочной площадью 4 345 кв. м, расположенного по адресу: город Якутск, улица Автодорожная, д. 19, под парковку, на срок длительностью 3 (три) года.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи Кодекса установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Кроме того, в силу положений статьи 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения с первоначальным заявлением) предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
На территории города Якутска на дату обращения Общества с заявлением применялось Положение о порядке предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством в городском округе "Город Якутск", утвержденное решением Якутской городской Думы от 25.03.2010 N РЯГД-24-7 (далее - Положение от 25.03.2010).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Положения от 25.03.2010, в городском округе "Город Якутск" земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа "Город Якутск", и земель, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск", предоставляются для целей, не связанных со строительством:
1.1. Без предварительного согласования места размещения объекта.
1.2. С предварительным согласованием места размещения объекта.
Земельные участки для установки некапитальных сооружений и иных целей, не связанных со строительством, из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа "Город Якутск", и земель, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск", и расположенные на территории пригородного населенного пункта и микрорайона городского округа "Город Якутск" предоставляются в порядке, установленном статьями 8, 10 настоящего Положения (п. 2).
Пунктами 1, 5, 7 статьи 8 Положения от 25.03.2010 установлено, что лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для установки некапитальных сооружений и иных целей, не связанных со строительством (далее по тексту - заявитель), обращается в Комитет земельных отношений окружной администрации города Якутска (далее по тексту - Комитет) с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением документов согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
В данном заявлении должны быть указаны:
- - фамилия, имя, отчество гражданина, паспортные данные, адрес регистрации по месту жительства, фактический адрес - для гражданина;
- - полное либо сокращенное наименование юридического лица, юридический и почтовый адрес, банковские реквизиты - для юридического лица;
- - предполагаемое место его размещения;
- - вид разрешенного использования земельного участка;
- - примерный размер земельного участка;
- - право на земельный участок.
Комиссия по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска рассматривает заявление о предоставлении земельного участка и не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня внесения документов на комиссию принимает одно из следующих решений:
- -проработать возможность выставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, на торги;
- -предварительно согласовать предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством;
- -отказать в предоставлении земельного участка с указанием причины отказа (п. 5).
Решение, принятое Комиссией, оформляется протоколом заседания Комиссии, который подписывается секретарем Комиссии, утверждается председателем Комиссии или в его отсутствие - заместителем председателя Комиссии не позднее четырех рабочих дней с момента принятия решения на заседании Комиссии. После утверждения протокол Комиссии выдается заявителю (п. 7).
Статьей 10 Положения от 25.03.2010 предусмотрено, что в случае принятия Комиссией по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, Комитет готовит акт о выборе земельного участка.
Подготовка акта о выборе земельного участка и приложения к нему - направления о согласовании выбора земельного участка осуществляются Комитетом в течение трех рабочих дней.
Согласование акта о выборе земельного участка и приложений к нему - направления о согласовании выбора земельного участка осуществляются Комитетом.
Комитет в течение одного рабочего дня передает документы в Департамент архитектуры и градостроительства окружной администрации г. Якутска для подготовки градостроительного плана земельного участка, не связанного со строительством, в течение десяти рабочих дней и передает его в Комитет.
Комитет после согласования акта выбора земельного участка и получения градостроительного плана в течение одного рабочего дня уведомляет заявителя о необходимости предоставления выписки из государственного кадастра недвижимости по форме Д4 и проекта схемы расположения земельного участка для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте территории.
Заявитель после получения уведомления от Комитета обращается за получением выписки из государственного кадастра недвижимости по форме Д4 в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Заявитель обращается в Комитет об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории с приложением выписки из государственного кадастра недвижимости по форме Д4 и проекта схемы расположения земельного участка.
После получения согласованного акта о выборе земельного участка с положительными заключениями всех заинтересованных органов, утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
После получения заявителем кадастрового паспорта земельного участка, заявитель обращается в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением следующих документов:
- - оригинал кадастрового паспорта земельного участка;
- - оригинал градостроительного плана земельного участка;
- - копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
- - оригинал доверенности - в случае подачи заявления представителем заявителя;
- - оригинал акта выбора земельного участка;
- копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решение о предоставлении земельного участка оформляется распоряжением главы городского округа "Город Якутск" или его уполномоченным заместителем.
Проект распоряжения окружной администрации города Якутска готовится на основании заявления заявителя; выписки из протокола заседания Комиссии по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска с решением о предварительном согласовании в предоставлении земельного участка; подписанного акта о выборе земельного участка с положительными заключениями всех заинтересованных органов; кадастрового паспорта земельного участка, градостроительного плана земельного участка.
После подписания распоряжения о предоставлении земельного участка осуществляется его регистрация Управлением документационного обеспечения окружной администрации г. Якутска в течение двух рабочих дней с момента подписания.
Комитет направляет заявителю копию распоряжения о предоставлении земельного участка с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
После регистрации распоряжения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, Комитет осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка и приложения к нему в течение трех рабочих дней и письменно уведомляет заявителя о необходимости явиться для подписания договора аренды земельного участка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что изменение правового регулирования порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не должно влечь нарушения прав участников общественных отношений, в связи с чем мотивы отказа Департамента в предоставлении земельного участка в аренду, приведенные в оспариваемом решении, не основаны на нормах земельного законодательства.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в 2011 году, соответственно, вопрос предоставления земельного участка подлежит разрешению в порядке действующего в тот период законодательства.
На территории города Якутска на дату обращения Общества с заявлением действовало Положением о порядке предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством в городском округе "Город Якутск", утвержденным решением Якутской городской Думы от 25.03.2010 N РЯГД-24-7.
Данное Положение утратило силу с 01.03.2012 в связи с изданием нового Порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск" от 15.02.2012 N 50-НПА, принятого решением Якутской городской Думы от 15.02.2012 N РЯГД-42-6.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Данных, свидетельствующих о придании новой норме, действующей в настоящее время, обратной силы не имеется.
Данный правовой подход сформирован при рассмотрении дел N А58-1588/2014, N А58-3077/2014, N А58-3387/2014, судебные акты по которым вступили в законную силу.
В рассматриваемом случае, как правильно указал суд первой инстанции, правоотношения с заявителем возникли в 2011 году, являлись длящимися, а обращение общества с заявлением о принятии решения о предоставлении земельного участка с приложением всех, необходимых документов 03.09.2014 не являлось самостоятельным действием, а являлось этапом процедуры, инициированной в 2011 году, и соответствовало требованиям статьи 10 Положения от 25.03.2010 N РЯГД-24-7.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается Департаментом, органом местного самоуправления обеспечен выбор испрашиваемого земельного участка, заявителем получена схема расположения земельного участка, выполнены в отношении этого земельного участка кадастровые работы и осуществлен его кадастровый учет, получены согласования с компетентными органами, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка, для целей, не связанных со строительством.
Следовательно, Департамент должен был по заявлению общества от 03.09.2014 в соответствии с действующим законодательством принять решение о предоставлении Обществу в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, подготовить проект договора аренды земельного участка.
При установленных по делу обстоятельствах и действующем правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента является необоснованным, не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на осуществление предпринимательской деятельности, что является основанием для признания оспариваемого решения Департамента недействительным как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации.
Довод Департамента об изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка обоснованно не принят судом во внимание, поскольку указанное обстоятельство не являлось основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду. Кроме того, из представленной в материалы дела выписки из Правил застройки и землепользования г. Якутска от 25.12.2013 НПА-169 усматривается, что вспомогательным видом разрешенного использования в территориальной зоне "Ж-6" (зона застройки средне- и многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории г. Якутска) является использование под автостоянки и открытые стоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись достаточные правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенные правильные выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2015 года по делу N А58-7348/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)