Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Ответчик является арендатором земельного участка, однако часть этого земельного участка относится к землям водного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Малышева Н.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Тришкиной М.А., Паршиной С.В.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску прокурора Саратовского района, обратившегося в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования Саратовского муниципального района, неопределенного круга лиц, к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, М. о признании недействительными постановления предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора и обследования земельного участка, постановления о предоставлении земельного участка в аренду, договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве аренды, по иску М. к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра", обществу с ограниченной ответственностью "Гео-Штамп" о признании решения об исправлении кадастровой ошибки незаконным, признании кадастровых работ в отношении земельного участка незаконным, признании действий по обращению с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости незаконными, признании кадастровой ошибки в отношении земельного участка отсутствующей, возложении обязанности восстановить границы земельного участка по апелляционной жалобе представителя М. - Б.Е. на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 27 января 2014 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены, в удовлетворении исковых требований М. отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения М., ее представителей Б.Е., В.. А., поддержавших доводы жалобы, объяснения прокурора Смирнова Д.С., представителя К. - Б.В., возражавших относительно удовлетворения жалобы и отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Саратовского района, выступая в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования Саратовского муниципального района, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам о признании недействительными постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора и обследования земельного участка, постановления о предоставлении земельного участка в аренду, договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту ЕГРП) записи о праве аренды.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что М. является арендатором земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, граничащего с участком N в <данные изъяты>". Земельный участок предоставлен М. на основании договора аренды от <дата>. Часть указанного земельного участка относится к землям водного фонда, так как сформирована за счет земель, покрытых поверхностными водами, сосредоточенными в водном объекте, - Волгоградском водохранилище р. Волга. В соответствии с действующим законодательством водный объект и земельный участок, покрытый водным объектом, находятся в собственности Российской Федерации. Полномочия по распоряжению землями водного фонда у органа местного самоуправления Саратовского района отсутствуют, в связи с чем заключение договора аренды земельного участка повлекло нарушение прав собственника объекта на распоряжение им.
Кроме того, спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, в настоящее время не может быть использован для сельскохозяйственного производства, поскольку предоставлен как земельный участок, занятый "древесно-кустарниковой растительностью".
При предоставлении земельного участка была нарушена предусмотренная законом процедура, которая предполагает предоставление земельного участка в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, - для целей, не связанных со строительством. Однако земельный участок был предоставлен М. в порядке, предусмотренном статьями 30 - 32 ЗК РФ, - для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
При предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта торги не проводятся, в то время как при предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 34 ЗК РФ заблаговременно в средствах массовой информации должно быть опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи земельных участков. Принятие решения о передаче земельного участка в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили новые заявления. При предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждения акта выбора и обследования земельного участка уполномоченный орган вправе принять только одно решение - о предоставлении земельного участка заявителю.
Несоблюдение приведенных норм привело к нарушению принципа публичности предоставления земельных участков, нарушению прав неопределенного круга лиц на возможность подачи заявления о предоставлении земельного участка, а также к нарушению законных интересов Саратовского муниципального района на реализацию полномочий по созданию условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях.
Прокурор просил суд признать недействительными:
- постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области N от <дата> "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора и обследования земельного участка";
- постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области N от <дата> "О предоставлении в аренду земельного участка М.";
- договор аренды земельного участка от <дата>, заключенный между администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области и М.;
- применить последствия недействительности сделки, обязав М. и администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области вернуть другой стороне все полученное по сделке;
- исключить из ЕГРП запись о праве аренды М. на спорный земельный участок.
М. обратилась в суд с иском к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" (далее по тексту ФГБУ "ФКП Росреестра"), обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты>" (далее по тексту <данные изъяты>") о признании решения об исправлении кадастровой ошибки незаконным, признании кадастровых работ в отношении земельного участка незаконными, признании действий по обращению с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости незаконными, признании кадастровой ошибки в отношении земельного участка отсутствующей, возложении обязанности восстановить границы земельного участка.
В обоснование исковых требований М. указала, что в результате исправления кадастровой ошибки после предоставления земельного участка в аренду (в июне 2012 года) в ее владении оказался земельный участок, часть которого занята водным объектом, относящимся к объектам федеральной собственности. М. полагает, что у органа местного самоуправления и органа кадастрового учета отсутствовали основания для исправления кадастровой ошибки, незаконно была изменена конфигурация и границы земельного участка. Исправление кадастровой ошибки повлекло нарушение прав истца как арендатора земельного участка, поскольку М., внося арендную плату за весь земельный участок, не может использовать его по назначению в полном объеме в связи с нахождением части земельного участка под поверхностными водами.
М. просила суд:
- признать незаконным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" от <дата> об исправлении кадастровой ошибки в кадастровых сведениях в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, граничащего с участком N в <данные изъяты>";
- признать незаконными проведенные <данные изъяты>" кадастровые работы в отношении указанного земельного участка;
- признать незаконными действия администрации Саратовского муниципального района по обращению в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений спорного земельного участка;
- признать отсутствующей кадастровую ошибку в отношении спорного земельного участка;
- возложить на администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области обязанность восстановить площадь земельного участка с кадастровым номером N путем восстановления границ земельного участка.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 27 января 2014 года исковые требования, предъявленные прокурором Саратовского района, удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении исковых требований М. отказано.
М., не согласилась с решением суда, подала (в лице представителя Б.Е.) апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, предъявленных М., и об отказе в удовлетворении исковых требований, предъявленных прокурором Саратовского района Саратовской области.
По мнению автора жалобы, суд пришел к необоснованному выводу о том, что при предоставлении М. земельного участка органом местного самоуправления были нарушены требования ВК РФ и что границы данного земельного участка накладываются на горизонталь 15,1 м, соответствующую нормальному подпорному уровню Волгоградского водохранилища. Судом не приняты во внимание представленные М. доказательства того, что нормальный подпорный уровень Волгоградского водохранилища составляет 15,0 м и является неизменной величиной, которая должна использоваться при формировании земельных участков и при определении границ водных объектов. Судом в основу решения была положена величина среднего меженного уровня, который не является постоянной величиной и не может использоваться для определения границ водного объекта.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, К., <данные изъяты>", заместитель прокурора Саратовского района Смирнов Д.С. подали возражения на апелляционную жалобу, в которых просили апелляционную инстанцию оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции М., ее представители Б.Е., В., А. доводы апелляционной жалобы поддержали, просил решение суда отменить,
Заместитель прокурора Саратовского района Смирнов Д.С., представитель К. - Б.В. возражали относительно удовлетворения жалобы и отмены решения суда, полагая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Часть 1 статьи 45 ГПК РФ устанавливает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Статья 1 ЗК РФ предусматривает в качестве основных принципов регулирования земельных правоотношений следующие:
- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
- деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Указанные принципы должны соблюдаться при владении, пользовании распоряжении земельными участками независимо от того, к какой форме собственности относится земельный участок.
Статья 7 ЗК РФ (пункты 1 - 2) устанавливает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Действие закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков (п.п. 1 п. 3 ст. 1 закона).
Статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в введении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Из приведенных правовых норм следует, что при предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения должно сохраняться целевое назначение земель, поскольку земли сельскохозяйственного назначения относятся к наиболее ценным видам земель, используемым в целях сельскохозяйственного производства. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться в соответствии с положениями ст. 34 ЗК РФ (для целей, не связанных со строительством) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Предоставлению земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в аренду предшествует публикация сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления о передаче земельного участка. При поступлении нескольких заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Как видно из материалов дела, <дата> М. обратилась в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области с заявлением о предварительном рассмотрении заявления о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 900 кв. м для берегоукрепления и благоустройства, расположенного по адресу: <адрес>.
<дата> в газете "<данные изъяты> было опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка площадью 900 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, граничащего с участком N в <адрес>", для берегоукрепления.
<дата> администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области было издано постановление N "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора и обследования земельного участка", которым было согласовано место размещения берегоукрепления на испрашиваемом земельном участке, утвержден акт выбора и обследования земельного участка. В постановлении указано, что предварительное согласование места размещения объекта произведено органом местного самоуправления в соответствии с положениями статей 30 - 32 ЗК РФ.
<дата> осуществлены работы по межеванию земельного участка, <дата> органом кадастрового учета принято решение о постановке земельного участка на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 64:32:025301:395, в государственном кадастре недвижимости в качестве разрешенного использования земельного участка отражено - "для берегоукрепления".
<дата> администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области было издано постановление N "О предоставлении в аренду земельного участка М.", согласно которому земельный участок предоставлен М. на основании статей 22, 30 - 32 ЗК РФ, без проведения торгов при наличии только одного заявления, после предварительной публикации, для берегоукрепления, вид разрешенного использования - "земли под древесно-кустарниковой растительностью".
<дата> органом кадастрового учета на основании обращения представителя М. были внесены изменения в сведения кадастрового учета в отношении вида разрешенного использования участка, указан вид использования - "земли под древесно-кустарниковой растительностью".
На основании постановления от <дата> между администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области и М. <дата> был заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого земельный участок предоставлен для берегоукрепления. Право аренды земельного участка зарегистрировано в ЕГРП <дата>.
Анализ исследованных доказательств показывает, что органом местного самоуправления при предоставлении земельного участка были нарушены требования действующего законодательства, поскольку земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения был предоставлен для строительства (берегоукрепления), что не соответствует целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения, которые могут быть использованы только для сельскохозяйственного производства. Перевод земель из одной категории в другую органом местного самоуправления не осуществлялся. Кроме того, при предоставлении земельного участка был нарушен принцип публичности, поскольку опубликованное в средствах массовой информации сообщение не содержало сведений о возможности передачи земельного участка лицам, заинтересованным в его предоставлении, с правом подачи заявлений о предоставлении земельного участка. Данное сообщение носило уведомительный характер и не соответствовало требованиям ст. 10 Федерального закона от <дата> N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта не предполагает проведения торгов (ст. 30 ЗК РФ). Указанные нарушения порядка предоставления земельного участка повлекли нарушение прав Российской Федерации, неопределенного круга лиц и Саратовского муниципального района в области землепользования.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
- В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Статья 166 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) предусматривает, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований, предъявленных прокурором. Требования, заявленные М., не подлежат удовлетворению, поскольку связаны с защитой прав, приобретенных по недействительной сделке.
Выводы суда первой инстанции о необходимости применения при определении границ водного объекта и формировании границ земельного участка среднего меженного уровня судебная коллегия полагает ошибочными, поскольку они не соответствуют положениям ст. 5 ВК РФ, предусматривающей установление береговой линии водохранилища по нормальному подпорному уровню воды. Средний меженный уровень является сезонным показателем, изменяется в зависимости от времени года и не предусмотрен в качестве показателя, используемого для определения границ водохранилища. Вместе с тем данные выводы суда не влияют на правильность и законность принятого решения.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, являлись предметом исследования и оценки суда с изложением в решении соответствующих мотивов, представленным доказательствам дана надлежащая оценка с позиций их относимости, допустимости и достоверности (ст. 67 ГПК РФ). Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 27 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2489
Требование: 1) О признании недействительными постановления, договора аренды; 2) О признании решения об исправлении кадастровой ошибки незаконным, возложении обязанности восстановить границы земельного участка.Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Ответчик является арендатором земельного участка, однако часть этого земельного участка относится к землям водного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2014 г. по делу N 33-2489
Судья: Малышева Н.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Тришкиной М.А., Паршиной С.В.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску прокурора Саратовского района, обратившегося в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования Саратовского муниципального района, неопределенного круга лиц, к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, М. о признании недействительными постановления предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора и обследования земельного участка, постановления о предоставлении земельного участка в аренду, договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве аренды, по иску М. к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра", обществу с ограниченной ответственностью "Гео-Штамп" о признании решения об исправлении кадастровой ошибки незаконным, признании кадастровых работ в отношении земельного участка незаконным, признании действий по обращению с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости незаконными, признании кадастровой ошибки в отношении земельного участка отсутствующей, возложении обязанности восстановить границы земельного участка по апелляционной жалобе представителя М. - Б.Е. на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 27 января 2014 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены, в удовлетворении исковых требований М. отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения М., ее представителей Б.Е., В.. А., поддержавших доводы жалобы, объяснения прокурора Смирнова Д.С., представителя К. - Б.В., возражавших относительно удовлетворения жалобы и отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Саратовского района, выступая в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования Саратовского муниципального района, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам о признании недействительными постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора и обследования земельного участка, постановления о предоставлении земельного участка в аренду, договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту ЕГРП) записи о праве аренды.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что М. является арендатором земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, граничащего с участком N в <данные изъяты>". Земельный участок предоставлен М. на основании договора аренды от <дата>. Часть указанного земельного участка относится к землям водного фонда, так как сформирована за счет земель, покрытых поверхностными водами, сосредоточенными в водном объекте, - Волгоградском водохранилище р. Волга. В соответствии с действующим законодательством водный объект и земельный участок, покрытый водным объектом, находятся в собственности Российской Федерации. Полномочия по распоряжению землями водного фонда у органа местного самоуправления Саратовского района отсутствуют, в связи с чем заключение договора аренды земельного участка повлекло нарушение прав собственника объекта на распоряжение им.
Кроме того, спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, в настоящее время не может быть использован для сельскохозяйственного производства, поскольку предоставлен как земельный участок, занятый "древесно-кустарниковой растительностью".
При предоставлении земельного участка была нарушена предусмотренная законом процедура, которая предполагает предоставление земельного участка в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, - для целей, не связанных со строительством. Однако земельный участок был предоставлен М. в порядке, предусмотренном статьями 30 - 32 ЗК РФ, - для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
При предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта торги не проводятся, в то время как при предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 34 ЗК РФ заблаговременно в средствах массовой информации должно быть опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи земельных участков. Принятие решения о передаче земельного участка в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили новые заявления. При предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждения акта выбора и обследования земельного участка уполномоченный орган вправе принять только одно решение - о предоставлении земельного участка заявителю.
Несоблюдение приведенных норм привело к нарушению принципа публичности предоставления земельных участков, нарушению прав неопределенного круга лиц на возможность подачи заявления о предоставлении земельного участка, а также к нарушению законных интересов Саратовского муниципального района на реализацию полномочий по созданию условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях.
Прокурор просил суд признать недействительными:
- постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области N от <дата> "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора и обследования земельного участка";
- постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области N от <дата> "О предоставлении в аренду земельного участка М.";
- договор аренды земельного участка от <дата>, заключенный между администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области и М.;
- применить последствия недействительности сделки, обязав М. и администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области вернуть другой стороне все полученное по сделке;
- исключить из ЕГРП запись о праве аренды М. на спорный земельный участок.
М. обратилась в суд с иском к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" (далее по тексту ФГБУ "ФКП Росреестра"), обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты>" (далее по тексту <данные изъяты>") о признании решения об исправлении кадастровой ошибки незаконным, признании кадастровых работ в отношении земельного участка незаконными, признании действий по обращению с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости незаконными, признании кадастровой ошибки в отношении земельного участка отсутствующей, возложении обязанности восстановить границы земельного участка.
В обоснование исковых требований М. указала, что в результате исправления кадастровой ошибки после предоставления земельного участка в аренду (в июне 2012 года) в ее владении оказался земельный участок, часть которого занята водным объектом, относящимся к объектам федеральной собственности. М. полагает, что у органа местного самоуправления и органа кадастрового учета отсутствовали основания для исправления кадастровой ошибки, незаконно была изменена конфигурация и границы земельного участка. Исправление кадастровой ошибки повлекло нарушение прав истца как арендатора земельного участка, поскольку М., внося арендную плату за весь земельный участок, не может использовать его по назначению в полном объеме в связи с нахождением части земельного участка под поверхностными водами.
М. просила суд:
- признать незаконным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" от <дата> об исправлении кадастровой ошибки в кадастровых сведениях в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, граничащего с участком N в <данные изъяты>";
- признать незаконными проведенные <данные изъяты>" кадастровые работы в отношении указанного земельного участка;
- признать незаконными действия администрации Саратовского муниципального района по обращению в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений спорного земельного участка;
- признать отсутствующей кадастровую ошибку в отношении спорного земельного участка;
- возложить на администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области обязанность восстановить площадь земельного участка с кадастровым номером N путем восстановления границ земельного участка.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 27 января 2014 года исковые требования, предъявленные прокурором Саратовского района, удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении исковых требований М. отказано.
М., не согласилась с решением суда, подала (в лице представителя Б.Е.) апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, предъявленных М., и об отказе в удовлетворении исковых требований, предъявленных прокурором Саратовского района Саратовской области.
По мнению автора жалобы, суд пришел к необоснованному выводу о том, что при предоставлении М. земельного участка органом местного самоуправления были нарушены требования ВК РФ и что границы данного земельного участка накладываются на горизонталь 15,1 м, соответствующую нормальному подпорному уровню Волгоградского водохранилища. Судом не приняты во внимание представленные М. доказательства того, что нормальный подпорный уровень Волгоградского водохранилища составляет 15,0 м и является неизменной величиной, которая должна использоваться при формировании земельных участков и при определении границ водных объектов. Судом в основу решения была положена величина среднего меженного уровня, который не является постоянной величиной и не может использоваться для определения границ водного объекта.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, К., <данные изъяты>", заместитель прокурора Саратовского района Смирнов Д.С. подали возражения на апелляционную жалобу, в которых просили апелляционную инстанцию оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции М., ее представители Б.Е., В., А. доводы апелляционной жалобы поддержали, просил решение суда отменить,
Заместитель прокурора Саратовского района Смирнов Д.С., представитель К. - Б.В. возражали относительно удовлетворения жалобы и отмены решения суда, полагая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Часть 1 статьи 45 ГПК РФ устанавливает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Статья 1 ЗК РФ предусматривает в качестве основных принципов регулирования земельных правоотношений следующие:
- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
- деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Указанные принципы должны соблюдаться при владении, пользовании распоряжении земельными участками независимо от того, к какой форме собственности относится земельный участок.
Статья 7 ЗК РФ (пункты 1 - 2) устанавливает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Действие закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков (п.п. 1 п. 3 ст. 1 закона).
Статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в введении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Из приведенных правовых норм следует, что при предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения должно сохраняться целевое назначение земель, поскольку земли сельскохозяйственного назначения относятся к наиболее ценным видам земель, используемым в целях сельскохозяйственного производства. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться в соответствии с положениями ст. 34 ЗК РФ (для целей, не связанных со строительством) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Предоставлению земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в аренду предшествует публикация сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления о передаче земельного участка. При поступлении нескольких заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Как видно из материалов дела, <дата> М. обратилась в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области с заявлением о предварительном рассмотрении заявления о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 900 кв. м для берегоукрепления и благоустройства, расположенного по адресу: <адрес>.
<дата> в газете "<данные изъяты> было опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка площадью 900 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, граничащего с участком N в <адрес>", для берегоукрепления.
<дата> администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области было издано постановление N "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора и обследования земельного участка", которым было согласовано место размещения берегоукрепления на испрашиваемом земельном участке, утвержден акт выбора и обследования земельного участка. В постановлении указано, что предварительное согласование места размещения объекта произведено органом местного самоуправления в соответствии с положениями статей 30 - 32 ЗК РФ.
<дата> осуществлены работы по межеванию земельного участка, <дата> органом кадастрового учета принято решение о постановке земельного участка на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 64:32:025301:395, в государственном кадастре недвижимости в качестве разрешенного использования земельного участка отражено - "для берегоукрепления".
<дата> администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области было издано постановление N "О предоставлении в аренду земельного участка М.", согласно которому земельный участок предоставлен М. на основании статей 22, 30 - 32 ЗК РФ, без проведения торгов при наличии только одного заявления, после предварительной публикации, для берегоукрепления, вид разрешенного использования - "земли под древесно-кустарниковой растительностью".
<дата> органом кадастрового учета на основании обращения представителя М. были внесены изменения в сведения кадастрового учета в отношении вида разрешенного использования участка, указан вид использования - "земли под древесно-кустарниковой растительностью".
На основании постановления от <дата> между администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области и М. <дата> был заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого земельный участок предоставлен для берегоукрепления. Право аренды земельного участка зарегистрировано в ЕГРП <дата>.
Анализ исследованных доказательств показывает, что органом местного самоуправления при предоставлении земельного участка были нарушены требования действующего законодательства, поскольку земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения был предоставлен для строительства (берегоукрепления), что не соответствует целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения, которые могут быть использованы только для сельскохозяйственного производства. Перевод земель из одной категории в другую органом местного самоуправления не осуществлялся. Кроме того, при предоставлении земельного участка был нарушен принцип публичности, поскольку опубликованное в средствах массовой информации сообщение не содержало сведений о возможности передачи земельного участка лицам, заинтересованным в его предоставлении, с правом подачи заявлений о предоставлении земельного участка. Данное сообщение носило уведомительный характер и не соответствовало требованиям ст. 10 Федерального закона от <дата> N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта не предполагает проведения торгов (ст. 30 ЗК РФ). Указанные нарушения порядка предоставления земельного участка повлекли нарушение прав Российской Федерации, неопределенного круга лиц и Саратовского муниципального района в области землепользования.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
- В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Статья 166 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) предусматривает, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований, предъявленных прокурором. Требования, заявленные М., не подлежат удовлетворению, поскольку связаны с защитой прав, приобретенных по недействительной сделке.
Выводы суда первой инстанции о необходимости применения при определении границ водного объекта и формировании границ земельного участка среднего меженного уровня судебная коллегия полагает ошибочными, поскольку они не соответствуют положениям ст. 5 ВК РФ, предусматривающей установление береговой линии водохранилища по нормальному подпорному уровню воды. Средний меженный уровень является сезонным показателем, изменяется в зависимости от времени года и не предусмотрен в качестве показателя, используемого для определения границ водохранилища. Вместе с тем данные выводы суда не влияют на правильность и законность принятого решения.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, являлись предметом исследования и оценки суда с изложением в решении соответствующих мотивов, представленным доказательствам дана надлежащая оценка с позиций их относимости, допустимости и достоверности (ст. 67 ГПК РФ). Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 27 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)