Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Северный" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 августа 2014 года по делу N А78-6236/2014 по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Северный" (ОГРН 1107536003926, ИНН 7536111308) к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984) о признании незаконным отказа в выборе земельного участка,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501183467, ИНН 7536031229),
(суд первой инстанции: судья Литвинцев А.Б.),
при участии в судебном заседании:
от Садоводческого некоммерческого товарищества "Северный" - Каримова О.З. - представителя по доверенности от 19.06.2014,
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края - не явился, извещен,
от третьего лица: Администрации городского округа "Город Чита" - Барановой Н.Ю. - представителя по доверенности от 10.01.2014,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Северный" (далее - заявитель, товарищество или СНТ "Северный") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - Департамент) с заявлением о признании незаконным отказа в выборе земельного участка для СНТ "Северный".
Определением суда первой инстанции от 23 июня 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа "Город Чита" (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 08 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что испрашиваемый СНТ "Северный" земельный участок для размещения садоводческого некоммерческого товарищества в установленном законом порядке распределен гражданам, подавшим заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, ранее обращения СНТ "Северный", а также к выводу о недопустимости предоставления СНТ "Северный" земельного участка в порядке, установленном пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон 66-ФЗ).
Не согласившись с указанным решением, товарищество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального права.
По мнению товарищества, обжалуемый отказ Департамента является незаконным.
Из апелляционной жалобы следует, что, вынося оспариваемое решение, суд ошибочно пришел к выводу о том, что существует только один порядок предоставления земельного участка для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, а именно предоставление земельного участка производится органом местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определения потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках, формирования персонального состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.
Вместе с тем, как указывает товарищество, статьей 14 Закона 66-ФЗ закреплен порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также порядок действий органа местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 14 Закона 66-ФЗ установлено, что объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, в том числе, объединениям, созданным по инициативе граждан.
Таким образом, по мнению товарищества, Закон 66-ФЗ допускает и иной порядок предоставления земельного участка при обращении уже созданного и зарегистрированного некоммерческого объединения или товарищества.
Данный факт подтверждается и имеющимся в материалах дела разъяснением Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.08.2011 N Д23-3293, направленным в адрес Правительства Забайкальского края.
Учитывая, что в данном случае предусмотрен заявительный порядок обращения и поскольку заявление СНТ "Северный" подано ранее, чем вынесено распоряжение Комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (далее - Комитет) от 22.02.2014 N 65, утвердившее список граждан, подавших заявления о предоставлении дачного земельного участка, местонахождение которого определено: Забайкальский край, г. Чита, Центральный административный район, п. Каштак, в районе СОТ N 60 "Нива", то земельный участок должен был быть выбран в пользу СНТ "Северный", а отказ является незаконным.
Кроме того из апелляционной жалобы следует, что судом в полной мере не исследованы и не дана соответствующая оценка документам имеющимся в материалах дела.
Так 14.11.2013 заявитель обратился в Департамент с заявлением о выборе земельного участка площадью 1,5 Га, находящегося в г. Чите, между дачным кооперативом "Нива" и жилым домом в мкр. Северный.
Письмом N 01-12/2464а от 21.03.2014 в удовлетворении заявления отказано по мотиву того, что распоряжением заместителя Мэра г. Читы от 12.12.2013 N 1702-рз утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для размещения дачного некоммерческого товарищества, а также утвержден список граждан, подавших заявление о предоставлении дачного земельного участка на данной территории. Однако в ходе судебного заседания выяснилось, что распоряжением заместителя Мэра г. Читы от 12.12.2013 N 1702-рз утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане для размещения дачного некоммерческого товарищества.
22.02.2014 распоряжением Комитета N 65 утвержден список граждан, подавших заявления о предоставлении дачного земельного участка, местонахождение которого определено: Забайкальский край, г. Чита, Центральный административный район, п. Каштак, в районе СОТ N 60 "Нива", в количестве 40 человек.
То есть, Комитет, заведомо зная о том, что заявление о выборе земельного участка площадью 1,5 Га, находящегося в г. Чите, между дачным кооперативом "Нива" и жилым домом в мкр. Солнечный подано заявителем 14.11.2013, утверждает список граждан нуждающихся в предоставлении дачного участка своим распоряжением 22.02.2014 значительно позднее. Ранее никаких списков относительно данного участка не утверждалось.
При этом Письмом N 7822 от 04.12.2013 Комитет сообщает руководителю Департамента о том, что испрашиваемый СНТ "Северный" земельный участок входит в число сформированных земельных участков, которые подлежат передаче гражданам имеющим потребность в дачных земельных участках.
Товарищество указывает, что Комитет не предоставляет никаких документов, свидетельствующих о формировании испрашиваемого заявителем земельного участка, которые в свою очередь свидетельствовали о резервировании земельного участка для граждан, подавших заявление о предоставлении дачного земельного участка.
Исходя из этого, заявитель утверждает, что судом не выяснялся вопрос об основаниях отказа, а именно был ли фактически сформирован земельный участок в соответствии с условиями действующего законодательства Российской Федерации. Департаментом и третьим лицом в доказательство правомерности отказа не предоставлено ни межевых планов, ни кадастровых паспортов, ни иных документов.
Представитель товарищества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Департамент и Администрация отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель Администрации в судебном заседании не согласилась с доводами апелляционной жалобы.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Департамент явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 24 сентября 2014 года был объявлен перерыв до 11 часов 45 минут 01 октября 2014 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей товарищества и администрации, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15 ноября 2013 года СНТ "Северный" обратилось в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка площадью 1,5 га, находящегося в г. Чите между дачным кооперативом "Нива" и жилыми домами мкр. Солнечный, для размещения садоводческого некоммерческого товарищества.
28 ноября 2013 года Департамент обратился в Комитет с просьбой осуществить выбор земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане.
09 декабря 2013 года Комитет письмом от 04.12.2013 N 7822 известил Департамент, что не имеет возможности осуществить выбор земельного участка для СНТ "Северный", поскольку испрашиваемый земельный участок входит в число земельных участков, сформированных по заявлениям граждан, нуждающихся в получении дачных земельных участков, подавших заявления в установленном порядке. Данный земельный участок был переведен из зоны Р1 в зону садоводств и дачных участков - Ж4, границы земельного участка утверждены. На сегодняшний момент Комитетом утвержден список граждан, подавших заявления о предоставлении дачных земельных участков, на земельный участок в мкр. Солнечный формируется персональный состав членов дачного некоммерческого объединения.
В письме от 21.03.2014 N 01-12/2464а Департамент уведомил СНТ "Северный" о том, что распоряжением Мэра г. Читы от 12.12.2013 N 1702-рз во исполнение постановления Мэра г. Читы от 09.02.2010 N 19 "О мерах по реализации статей 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для размещения дачного некоммерческого товарищества, а также утвержден список граждан, подавших заявление о предоставлении дачного земельного участка на данной территории.
Департамент, учитывая отсутствие возможности дальнейшего формирования земельного участка, отказал в удовлетворении заявления.
Товарищество, считая отказ незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим решением.
Согласно пункту 2 статьи 81 "Предоставление земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства" Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Статьей 13 Закона 66-ФЗ предусмотрена процедура определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в соответствии с которой обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (пункт 1). Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (пункт 2). Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (пункт 4).
В статье 14 Закона 66-ФЗ закреплен порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, согласно которому орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков (пункт 1). Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (пункт 2). На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3). После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 4).
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что закрепленное положениями Закона 66-ФЗ правовое регулирование устанавливает особый (льготный) порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, применение которого допустимо лишь при соблюдении установленных условий, в частности, касающихся создания дачного некоммерческого объединения.
Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей данный закон не содержит.
Указанный вывод суда соответствует правовой позиции, высказанной Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в постановлении от 25.12.2013 по делу N А10-633/2013.
Таким образом, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года" (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014).
Как уже указывалось выше, пунктом 3 статьи 14 Закона 66-ФЗ установлено, что на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 4).
Согласно пункту 5 статьи 14 Закона 66-ФЗ садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 главы IV "Создание садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений" Закона 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Численность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должна быть не менее чем три человека.
Статьи 17 Закона 66-ФЗ установлено, что государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Анализ приведенных норм права позволяет суду сделать вывод о том, что процесс формирования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предшествует процессу их создания и государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, СНТ "Северный" сформировано не в соответствии с порядком, установленным пунктом 3 статьи 14 Закона 66-ФЗ, то есть в соответствии с иным принципом.
Следовательно, в силу положений пункта 5 статьи 14 Закона 66-ФЗ СНТ "Северный", как и любое другое садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение, сформированное в соответствии с иным принципом, чем предусмотренным пунктом 3 статьи 14, созданное и зарегистрированное в порядке статей 16 и 17 данного закона, имеет право на предоставление земельных участков в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
В то же время сам по себе факт регистрации партнерства в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок для дачного строительства на льготных условиях в порядке, предусмотренном данным Законом.
По мнению суда апелляционной инстанции, такое право возникает при условии соблюдения членами такого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения порядка определение потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, установленного статьей 13 Закона 66-ФЗ.
Согласно вышеприведенным положениям Закона 66-ФЗ вопросы, связанные с формированием, выбором и предоставлением земельного участка, рассматриваются органом местного самоуправления после поступления заявлений граждан.
То есть в рассматриваемом случае после подачи членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения нуждающимися в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, заявлений в органы местного самоуправления по месту жительства граждан. После определения очередности предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков на основании регистрации соответствующих заявлений. После утверждения органом местного самоуправления списков граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках и доведения до сведения заинтересованных граждан (пункт 2 статьи 13). После определения органом местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках, и расчета, исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (пункт 4 статьи 13). А также после обращения органа местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках с ходатайством в органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Из материалов дела следует, что члены СНТ "Северное", как и само товарищество с заявлениями о получении садовых, огородных или дачных земельных участков, в органы местного самоуправления не обращались.
Отсутствие таких заявлений исключает возможность органов местного самоуправления включить члены СНТ "Северное" либо СНТ в очередность предоставления земельных участков и в списки граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка, произвести расчет потребности в подобных участках, а также обратиться в орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с ходатайством о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Кроме того, материалами дела установлено, что распоряжением заместителя Мэра г. Читы от 12.12.2013 N 1702-рз утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для размещения - дачного некоммерческого товарищества, местоположение которого определено: Забайкальский край, г. Чита, п. Каштак, в районе СОТ N 60 "Нива".
На основании заявлений граждан о предоставлении земельных участков, поданных в период с 2010 по 2012 годы, распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" от 22.02.2014 N 65 утвержден список граждан, подавших заявления о предоставлении дачного земельного участка, местоположение которого определено: Забайкальский край, г. Чита, Центральный административный район, п. Каштак, в районе СОТ N 60 "Нива", в количестве 40 человек.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, испрашиваемый СНТ "Северный" земельный участок для размещения садоводческого некоммерческого товарищества в установленном законом порядке распределен гражданам, подавшим заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, ранее обращения СНТ "Северный", и в силу положений пункта 2 статьи 13 Закона 66-ФЗ имеющим первоочередное право на предоставление испрашиваемых земельных участков перед товариществом.
Следовательно, является обоснованным и правомерным вывод суда первой инстанции, что отказ Департамента имущества Забайкальского края в удовлетворении заявления СНТ "Северный" о выборе земельного участка для размещения садоводческого некоммерческого товарищества соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 августа 2014 года по делу N А78-6236/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить садоводческому некоммерческому товариществу "Северный" (ОГРН 1107536003926, ИНН 7536111308) государственную пошлину в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 27.08.2014 сертификат чека 27875405 при подаче апелляционной жалобы, выдав справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2014 ПО ДЕЛУ N А78-6236/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2014 г. по делу N А78-6236/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Северный" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 августа 2014 года по делу N А78-6236/2014 по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Северный" (ОГРН 1107536003926, ИНН 7536111308) к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984) о признании незаконным отказа в выборе земельного участка,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501183467, ИНН 7536031229),
(суд первой инстанции: судья Литвинцев А.Б.),
при участии в судебном заседании:
от Садоводческого некоммерческого товарищества "Северный" - Каримова О.З. - представителя по доверенности от 19.06.2014,
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края - не явился, извещен,
от третьего лица: Администрации городского округа "Город Чита" - Барановой Н.Ю. - представителя по доверенности от 10.01.2014,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Северный" (далее - заявитель, товарищество или СНТ "Северный") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - Департамент) с заявлением о признании незаконным отказа в выборе земельного участка для СНТ "Северный".
Определением суда первой инстанции от 23 июня 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа "Город Чита" (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 08 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что испрашиваемый СНТ "Северный" земельный участок для размещения садоводческого некоммерческого товарищества в установленном законом порядке распределен гражданам, подавшим заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, ранее обращения СНТ "Северный", а также к выводу о недопустимости предоставления СНТ "Северный" земельного участка в порядке, установленном пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон 66-ФЗ).
Не согласившись с указанным решением, товарищество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального права.
По мнению товарищества, обжалуемый отказ Департамента является незаконным.
Из апелляционной жалобы следует, что, вынося оспариваемое решение, суд ошибочно пришел к выводу о том, что существует только один порядок предоставления земельного участка для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, а именно предоставление земельного участка производится органом местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определения потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках, формирования персонального состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.
Вместе с тем, как указывает товарищество, статьей 14 Закона 66-ФЗ закреплен порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также порядок действий органа местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 14 Закона 66-ФЗ установлено, что объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, в том числе, объединениям, созданным по инициативе граждан.
Таким образом, по мнению товарищества, Закон 66-ФЗ допускает и иной порядок предоставления земельного участка при обращении уже созданного и зарегистрированного некоммерческого объединения или товарищества.
Данный факт подтверждается и имеющимся в материалах дела разъяснением Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.08.2011 N Д23-3293, направленным в адрес Правительства Забайкальского края.
Учитывая, что в данном случае предусмотрен заявительный порядок обращения и поскольку заявление СНТ "Северный" подано ранее, чем вынесено распоряжение Комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (далее - Комитет) от 22.02.2014 N 65, утвердившее список граждан, подавших заявления о предоставлении дачного земельного участка, местонахождение которого определено: Забайкальский край, г. Чита, Центральный административный район, п. Каштак, в районе СОТ N 60 "Нива", то земельный участок должен был быть выбран в пользу СНТ "Северный", а отказ является незаконным.
Кроме того из апелляционной жалобы следует, что судом в полной мере не исследованы и не дана соответствующая оценка документам имеющимся в материалах дела.
Так 14.11.2013 заявитель обратился в Департамент с заявлением о выборе земельного участка площадью 1,5 Га, находящегося в г. Чите, между дачным кооперативом "Нива" и жилым домом в мкр. Северный.
Письмом N 01-12/2464а от 21.03.2014 в удовлетворении заявления отказано по мотиву того, что распоряжением заместителя Мэра г. Читы от 12.12.2013 N 1702-рз утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для размещения дачного некоммерческого товарищества, а также утвержден список граждан, подавших заявление о предоставлении дачного земельного участка на данной территории. Однако в ходе судебного заседания выяснилось, что распоряжением заместителя Мэра г. Читы от 12.12.2013 N 1702-рз утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане для размещения дачного некоммерческого товарищества.
22.02.2014 распоряжением Комитета N 65 утвержден список граждан, подавших заявления о предоставлении дачного земельного участка, местонахождение которого определено: Забайкальский край, г. Чита, Центральный административный район, п. Каштак, в районе СОТ N 60 "Нива", в количестве 40 человек.
То есть, Комитет, заведомо зная о том, что заявление о выборе земельного участка площадью 1,5 Га, находящегося в г. Чите, между дачным кооперативом "Нива" и жилым домом в мкр. Солнечный подано заявителем 14.11.2013, утверждает список граждан нуждающихся в предоставлении дачного участка своим распоряжением 22.02.2014 значительно позднее. Ранее никаких списков относительно данного участка не утверждалось.
При этом Письмом N 7822 от 04.12.2013 Комитет сообщает руководителю Департамента о том, что испрашиваемый СНТ "Северный" земельный участок входит в число сформированных земельных участков, которые подлежат передаче гражданам имеющим потребность в дачных земельных участках.
Товарищество указывает, что Комитет не предоставляет никаких документов, свидетельствующих о формировании испрашиваемого заявителем земельного участка, которые в свою очередь свидетельствовали о резервировании земельного участка для граждан, подавших заявление о предоставлении дачного земельного участка.
Исходя из этого, заявитель утверждает, что судом не выяснялся вопрос об основаниях отказа, а именно был ли фактически сформирован земельный участок в соответствии с условиями действующего законодательства Российской Федерации. Департаментом и третьим лицом в доказательство правомерности отказа не предоставлено ни межевых планов, ни кадастровых паспортов, ни иных документов.
Представитель товарищества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Департамент и Администрация отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель Администрации в судебном заседании не согласилась с доводами апелляционной жалобы.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Департамент явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 24 сентября 2014 года был объявлен перерыв до 11 часов 45 минут 01 октября 2014 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей товарищества и администрации, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15 ноября 2013 года СНТ "Северный" обратилось в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка площадью 1,5 га, находящегося в г. Чите между дачным кооперативом "Нива" и жилыми домами мкр. Солнечный, для размещения садоводческого некоммерческого товарищества.
28 ноября 2013 года Департамент обратился в Комитет с просьбой осуществить выбор земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане.
09 декабря 2013 года Комитет письмом от 04.12.2013 N 7822 известил Департамент, что не имеет возможности осуществить выбор земельного участка для СНТ "Северный", поскольку испрашиваемый земельный участок входит в число земельных участков, сформированных по заявлениям граждан, нуждающихся в получении дачных земельных участков, подавших заявления в установленном порядке. Данный земельный участок был переведен из зоны Р1 в зону садоводств и дачных участков - Ж4, границы земельного участка утверждены. На сегодняшний момент Комитетом утвержден список граждан, подавших заявления о предоставлении дачных земельных участков, на земельный участок в мкр. Солнечный формируется персональный состав членов дачного некоммерческого объединения.
В письме от 21.03.2014 N 01-12/2464а Департамент уведомил СНТ "Северный" о том, что распоряжением Мэра г. Читы от 12.12.2013 N 1702-рз во исполнение постановления Мэра г. Читы от 09.02.2010 N 19 "О мерах по реализации статей 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для размещения дачного некоммерческого товарищества, а также утвержден список граждан, подавших заявление о предоставлении дачного земельного участка на данной территории.
Департамент, учитывая отсутствие возможности дальнейшего формирования земельного участка, отказал в удовлетворении заявления.
Товарищество, считая отказ незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим решением.
Согласно пункту 2 статьи 81 "Предоставление земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства" Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Статьей 13 Закона 66-ФЗ предусмотрена процедура определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в соответствии с которой обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (пункт 1). Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (пункт 2). Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (пункт 4).
В статье 14 Закона 66-ФЗ закреплен порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, согласно которому орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков (пункт 1). Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (пункт 2). На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3). После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 4).
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что закрепленное положениями Закона 66-ФЗ правовое регулирование устанавливает особый (льготный) порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, применение которого допустимо лишь при соблюдении установленных условий, в частности, касающихся создания дачного некоммерческого объединения.
Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей данный закон не содержит.
Указанный вывод суда соответствует правовой позиции, высказанной Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в постановлении от 25.12.2013 по делу N А10-633/2013.
Таким образом, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года" (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014).
Как уже указывалось выше, пунктом 3 статьи 14 Закона 66-ФЗ установлено, что на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 4).
Согласно пункту 5 статьи 14 Закона 66-ФЗ садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 главы IV "Создание садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений" Закона 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Численность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должна быть не менее чем три человека.
Статьи 17 Закона 66-ФЗ установлено, что государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Анализ приведенных норм права позволяет суду сделать вывод о том, что процесс формирования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предшествует процессу их создания и государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, СНТ "Северный" сформировано не в соответствии с порядком, установленным пунктом 3 статьи 14 Закона 66-ФЗ, то есть в соответствии с иным принципом.
Следовательно, в силу положений пункта 5 статьи 14 Закона 66-ФЗ СНТ "Северный", как и любое другое садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение, сформированное в соответствии с иным принципом, чем предусмотренным пунктом 3 статьи 14, созданное и зарегистрированное в порядке статей 16 и 17 данного закона, имеет право на предоставление земельных участков в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
В то же время сам по себе факт регистрации партнерства в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок для дачного строительства на льготных условиях в порядке, предусмотренном данным Законом.
По мнению суда апелляционной инстанции, такое право возникает при условии соблюдения членами такого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения порядка определение потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, установленного статьей 13 Закона 66-ФЗ.
Согласно вышеприведенным положениям Закона 66-ФЗ вопросы, связанные с формированием, выбором и предоставлением земельного участка, рассматриваются органом местного самоуправления после поступления заявлений граждан.
То есть в рассматриваемом случае после подачи членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения нуждающимися в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, заявлений в органы местного самоуправления по месту жительства граждан. После определения очередности предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков на основании регистрации соответствующих заявлений. После утверждения органом местного самоуправления списков граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках и доведения до сведения заинтересованных граждан (пункт 2 статьи 13). После определения органом местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках, и расчета, исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (пункт 4 статьи 13). А также после обращения органа местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках с ходатайством в органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Из материалов дела следует, что члены СНТ "Северное", как и само товарищество с заявлениями о получении садовых, огородных или дачных земельных участков, в органы местного самоуправления не обращались.
Отсутствие таких заявлений исключает возможность органов местного самоуправления включить члены СНТ "Северное" либо СНТ в очередность предоставления земельных участков и в списки граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка, произвести расчет потребности в подобных участках, а также обратиться в орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с ходатайством о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Кроме того, материалами дела установлено, что распоряжением заместителя Мэра г. Читы от 12.12.2013 N 1702-рз утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для размещения - дачного некоммерческого товарищества, местоположение которого определено: Забайкальский край, г. Чита, п. Каштак, в районе СОТ N 60 "Нива".
На основании заявлений граждан о предоставлении земельных участков, поданных в период с 2010 по 2012 годы, распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" от 22.02.2014 N 65 утвержден список граждан, подавших заявления о предоставлении дачного земельного участка, местоположение которого определено: Забайкальский край, г. Чита, Центральный административный район, п. Каштак, в районе СОТ N 60 "Нива", в количестве 40 человек.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, испрашиваемый СНТ "Северный" земельный участок для размещения садоводческого некоммерческого товарищества в установленном законом порядке распределен гражданам, подавшим заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, ранее обращения СНТ "Северный", и в силу положений пункта 2 статьи 13 Закона 66-ФЗ имеющим первоочередное право на предоставление испрашиваемых земельных участков перед товариществом.
Следовательно, является обоснованным и правомерным вывод суда первой инстанции, что отказ Департамента имущества Забайкальского края в удовлетворении заявления СНТ "Северный" о выборе земельного участка для размещения садоводческого некоммерческого товарищества соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 августа 2014 года по делу N А78-6236/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить садоводческому некоммерческому товариществу "Северный" (ОГРН 1107536003926, ИНН 7536111308) государственную пошлину в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 27.08.2014 сертификат чека 27875405 при подаче апелляционной жалобы, выдав справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)