Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.06.2015 N Ф06-23751/2015 ПО ДЕЛУ N А55-15399/2014

Требование: О признании незаконным уведомления уполномоченного органа об отказе в предоставлении земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что вид использования испрашиваемого земельного участка не соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны Ж-3 и схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа не предусмотрено размещение каких-либо торговых объектов на испрашиваемом предпринимателем земельном участке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. N Ф06-23751/2015

Дело N А55-15399/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
истца - индивидуального предпринимателя Тарасенко С.В. - Новенькова О.А., доверенность,
в отсутствие:
ответчика - Министерства имущественных отношений Самарской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.10.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-15399/2014
по иску индивидуального предпринимателя Тарасенко С.В., г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,

установил:

индивидуальный предприниматель Тарасенко Светлана Владимировна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области заявлением, с учетом изменений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) о признании незаконным уведомление от 31.03.2014 N 12-1/3175/13 об отказе в предоставлении земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем совершения действий, предусмотренных постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", провести оценку вышеуказанного земельного участка, по завершении которой принять решение о проведении торгов в форме аукциона по его продаже.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015, требования удовлетворены.
Министерство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
Министерством заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве ответчика на орган местного самоуправления города Самары - администрацию города Самары ввиду передачи последней соответствующих полномочий.
Рассмотрев заявленное ходатайство, судебная коллегия полагает его подлежащим отклонению как противоречащие положениям статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 23.06.2015 в 13:45.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Предпринимателю в соответствии с распоряжения Администрации Советского района г. Самары (далее - администрация) от 14.07.2003 N 889 предоставлен в аренду земельный участок сроком на 3 (три) года под установку временного павильона - магазина "Сельхозпродукты", расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Запорожская, в районе д. 39 (л.д. 14 - 15).
Между Комитетом по управлению имуществом (далее - комитет) и предпринимателем заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на министерство.
Судами установлено, что между министерством и предпринимателем заключен договор аренды земельного участка от 06.11.2008 N 832а-2007/2012, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, предметом которого явилось предоставление предпринимателю в аренду земельного участка на срок с 13.11.2007 по 11.11.2012, общей площадью 80 кв. м, расположенного по вышеуказанному адресу.
Министерство письмом указанный договор продлен на неопределенный срок и на тех же условиях.
05.12.2013 предприниматель обратился в министерство о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка.
Министерство уведомлением от 31.03.2014 отказало в предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь на то, что вид использования испрашиваемого земельного участка не соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны Ж-3 - зоны среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей, а также отсутствие в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа. Самара, утвержденной постановлением администрации от 19.04.2013 N 377.
Полагая отказ в предоставлении земельного участка незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Пунктом 2.12 Порядка предусмотрено, что в недельный срок начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости. Договор купли-продажи земельного участка заключается министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее пяти дней со дня его подписания. В случае, если предметом аукциона было право на заключение договора аренды земельного участка, такой договор должен быть подписан министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее двадцати дней со дня его подписания. Внесенный победителем аукциона задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка либо в счет арендной платы.
Аукцион по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка признается несостоявшимся в случаях, если в аукционе приняло участие менее двух участников, ни один из участников аукциона после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял билет или если победитель аукциона уклонился от подписания протокола о результатах аукциона, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка, заключается в данном случае на условиях, указанных в извещении о проведении торгов.
Кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка проведены. Кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке, подтверждающая наличие сведений об объекте недвижимости в Государственном кадастре недвижимости, предоставлена заявителем в министерство вместе с заявлением от 05.12.2013, что подтверждается распиской.
В связи с чем в соответствии с пунктами 2.11, 2.12. Порядка министерство обязано было провести оценку земельного участка, принять решение о проведении торгов в форме аукциона, известить об этом заявителя и передать соответствующие документы в Главное управление организации торгов Самарской области для проведения аукциона.
Министерством не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и др., которые могли бы послужить основанием в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в его выкупе.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием. В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Перечень мест, отображаемых на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных объектов возможно и вне мест, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Материалами дела подтверждается, что эксплуатация торгового объекта осуществлялась до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов. Данное обстоятельство подтверждается распоряжением администрации Советского района г. Самары от 14.07.2003 N 889, договором аренды земельного участка от 06.11.2008 N 832а- 2007/2012. При этом, факт наличия либо отсутствия его в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, не может служить препятствием для дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта предпринимателя.
Таким образом, оспариваемое решение министерства от 31.03.2014 N 12-1/3175/13 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью общей площадью 80 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Запорожская, в районе д. 39, с кадастровым номером 63:01:0907002:6, противоречит пунктам 2.11 - 2.13 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Указанный вывод судов кассатором надлежащими доказательствами не опровергнут.
Аналогичная позиция суда кассационной инстанции изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 27.11.2014 по делу N А55-1812/2014.
В кассационной жалобе приведены доводы, которым судами двух инстанций дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

в удовлетворении ходатайства Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара о процессуальном правопреемстве отказать.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу N А55-15399/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
В.А.КАРПОВА
А.Л.ПЕТРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)