Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 11.02.2015 N 57-АПГ14-7

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 февраля 2015 г. N 57-АПГ14-7


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела гражданское дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Белгородской области на решение Белгородского областного суда от 20 октября 2014 г., которым заявление заместителя прокурора Белгородской области о признании недействующим со дня принятия распоряжения Правительства Белгородской области от 17 декабря 2012 г. N 681-рп "Об изменении категории земельного участка в Белгородском районе" оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя прокуратуры Белгородской области Романенко М.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения представителя Губернатора Белгородской области и Правительства Белгородской области Ивановой Н.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

распоряжением Правительства Белгородской области от 17 декабря 2012 г. N 681-рп "Об изменении категории земельного участка в Белгородском районе" принято решение перевести земельный участок площадью 390 000 кв. метров с кадастровым номером 31:15:2108007:2, месторасположение: Белгородский район, северо-западнее с. Нижний Ольшанец, в границах Крутологского сельского поселения (далее - спорный земельный участок), из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", включив его в границы населенного пункта с. Нижний Ольшанец, и установить вид разрешенного использования "для малоэтажного (индивидуального) жилищного строительства" (далее - Распоряжение Правительства Белгородской области).
Заместитель прокурора Белгородской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим названного регионального нормативного правового акта ввиду его противоречия генеральному плану Крутологского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области, утвержденному решениями Земского собрания Крутологского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области от 20 июня 2011 г. N 26/1, 26/2, 26/3, согласно которому спорный земельный участок находится в границах рекреационной зоны лесов и не предусматривает его использование в целях жилищного строительства, что в силу положений пункта 2 части 19 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" является основанием для отказа в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта с. Нижний Ольшанец.
По мнению заявителя, Правительством Белгородской области допущено нарушение порядка перевода земельных участков из других категорий в земли населенных пунктов, что также является основанием для признания распоряжения Правительства Белгородской области недействующим, как и отсутствие его официального опубликования.
Решением Белгородского областного суда от 20 октября 2014 г. заявление прокурора оставлено без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об отмене судебного постановления, как принятого с нарушением требованием действующего законодательства, и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционное представление Правительство Белгородской области полагает необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно подпункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления прокурора, пришел к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта Правительством Белгородской области в пределах предоставленной компетенции с соблюдением процедуры и порядка включения спорного земельного участка в границу населенного пункта с изменением разрешенного вида использования.
При этом суд исходил из того, что у Правительства Белгородской области отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении ходатайства администрации Белгородского района от 7 сентября 2012 г. об изменении категории земель спорного земельного участка, покрытого лесными насаждениями, из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" в категорию "земли населенных пунктов" с установлением вида разрешенного использования "для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства" путем включения в границу с. Нижний Ольшанец Белгородского района Белгородской области.
Судебная коллегия не может не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Белгородской области в пределах предоставленных законодательством полномочий.
Вместе с тем вывод о соответствии оспариваемого регионального нормативного правового акта федеральному законодательству и соблюдении порядка его принятия не соответствует фактическим обстоятельствам и основан на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли населенных пунктов (подпункт 2).
Как следует из содержания статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, определенным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок включения земельных участков в границы населенных пунктов установлен статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ).
По смыслу частей 1 и 1.1 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ (в действующей на момент принятия распоряжения Правительства Белгородской области редакции), исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном названной статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вправе были решить этот вопрос не позднее 31 декабря 2012 г.
Согласно части 2 приведенной выше статьи в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков.
Мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка заинтересованное в этом лицо направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, который в течение сорока пяти дней с даты поступления заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вместе с этим заявлением заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, если это указано в данном заявлении (части 4, 5 и 13 названной статьи).
Между тем суд первой инстанции, не связанный в силу части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, основаниями и доводами заявленных требований, приведенные законоположения не учел.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок сформирован на основании распоряжения администрации Белгородского района Белгородской области от 24 февраля 2011 г. N 198 из земель сельскохозяйственного назначения, покрытых лесным насаждениями, для сельскохозяйственного производства, расположен в границах Крутологского сельского поселения, поставлен на кадастровый учет 4 апреля 2011 г. без указания сведений о правообладателе и фактическом использовании.
Распоряжение Правительства Белгородской области принято на основании ходатайства администрации Белгородского района, которая заявление об изменении категории земель указанного земельного участка с включением в черту с. Нижний Ольшанец, расположенного в границах Крутологского сельского поселения, 7 сентября 2012 г. направила временно исполняющему обязанности Губернатора Белгородской области без предварительного обращения в органы местного самоуправления названного сельского поселения, то есть без получения заключения органа местного самоуправления Крутологского сельского поселения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы с. Нижний Ольшанец, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка.
При таком положении вывод суда первой инстанции о соблюдении процедуры принятия оспариваемого регионального нормативного правового акта не соответствует фактическим обстоятельствам и противоречит нормам материального права.
В соответствии с предписаниями пункта 2 части 19 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта, если документами территориального планирования муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении.
Из материалов дела также усматривается, что решением муниципального совета Белгородского района Белгородской области от 16 июня 2010 г. N 298 утверждена схема территориального планирования муниципального района "Белгородский район" Белгородской области. Решение вступило в силу со дня его официального опубликования 7 июля 2010 г. в газете "Знамя", N 81 (14625).
Из раздела "Туристско-рекреационные местности" отчета о научно-исследовательской работе на подготовку схемы территориального планирования муниципального образования Белгородского района Белгородской области, выполненному по муниципальному контракту, заключенному 13 июня 2007 г., усматривается, что на роль туристско-рекреационной местности в составе Белгородского района естественным образом претендуют террасовые сосняки долины Северного Донца, открывающиеся на акваторию Белгородского водохранилища.
Решением Земского собрания Крутологского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области от 20 июня 2011 г. N 26/3 утвержден проект генерального плана застройки Крутологского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области с. Нижний Ольшанец, которым предусмотрена рекреационная зона в границах с. Нижний Ольшанец.
В заключении Управления архитектуры и градостроительства Белгородской области от 19 октября 2012 г. N 1045 "Об изменении категории земельного участка" указано, что спорный земельный участок согласно схеме территориального планирования Белгородского района, утвержденной решением муниципального совета от 16 июня 2010 г. N 298, находится в зоне оздоровления, рекреации и туризма и непосредственно примыкает к границе с. Нижний Ольшанец.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Правительство Белгородской области при рассмотрении вопроса о переводе спорного земельного участка из категории сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов путем включения его в границы с. Нижний Ольшанец с видом разрешенного использования "для малоэтажного (индивидуального) жилищного строительства" должно было в соответствии с требованиями пункта 2 части 19 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ, предусматривающего исчерпывающий перечень обстоятельств, являющихся безусловными основаниями для отказа в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта, оставить заявление администрации Белгородского района Белгородской области без удовлетворения.
С позицией суда о том, что на момент принятия распоряжения Правительства Белгородской области схема территориального планирования Белгородского района Белгородской области была опубликована не в полном объеме и генеральный план Крутологского сельского поселения не был утвержден в установленном порядке, Судебная коллегия согласиться не может, поскольку схема территориального планирования Белгородского района Белгородской области утверждена представительным органом муниципального образования Белгородского района, опубликована в печатном издании, картографический материал размещен в электронном виде, генеральный план утвержден Земским собранием Крутологского сельского поселения и размещен в публичных местах поселения, что обеспечивает нормативно-правовой характер данных документов, которые подлежат применению и учету другими органами государственной власти и должностными лицами.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд может признать недействующим полностью или в части нормативный правовой акт со дня вступления решения в законную силу, если на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок включен в границы населенного пункта с нарушением положений статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ, суд необоснованно отказал в удовлетворении заявления прокурора, следовательно, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового судебного постановления о частичном удовлетворении заявления прокурора и признании оспариваемого регионального нормативного правового акта недействующим с момента вступления настоящего решения в силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Белгородского областного суда от 20 октября 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление заместителя прокурора Белгородской области о признании недействующим со дня принятия распоряжения Правительства Белгородской области от 17 декабря 2012 г. N 681-рп "Об изменении категории земельного участка в Белгородском районе" удовлетворить частично.
Признать недействующим распоряжение Правительства Белгородской области от 17 декабря 2012 г. N 681-рп "Об изменении категории земельного участка в Белгородском районе" со дня вступления судебного постановления в силу.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)