Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарева И.Ю.,
судей: Левошко А.Н., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя администрации города Иркутска Смолиной Татьяны Викторовны (доверенность от 18.02.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2014 года по делу N А19-17375/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "На причале" (ОГРН: 1103850022220; место нахождения: город Иркутск; далее - ООО "На причале", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Иркутска (ОГРН: 1053808211610; место нахождения: город Иркутск; далее - администрация) о признании незаконным отказа от 05.08.2013 N 957-74-3998/13 в приеме документов, необходимых для оказания муниципальной услуги, по основанию - приложение к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка неполного перечня документов; об обязании администрации принять документы, необходимые для оказания муниципальной услуги - выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории г. Иркутска и выдать ООО "На причале" градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Полярная, 95, кадастровый номер 38:36:000011:3909.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2014 года по делу N А19-17375, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2014 года по тому же делу, заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме. Судом признан незаконным отказ администрации от 05.08.2013 N 957-74-3998/13 в приеме документов, необходимых для оказания муниципальной услуги, по основанию - приложение к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка неполного перечня документов, как не соответствующий Градостроительному кодексу Российской Федерации, Положению о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории г. Иркутска, Административному регламенту предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории г. Иркутска". Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов основаны на неправильном применении ими норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 05970; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 22.07.2014), однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, на основании соглашения об отступном от 02.06.2011 общество с ограниченной ответственностью "Иркутский фанерный двор" (должник) передало обществу с ограниченной ответственностью "На причале" (кредитор) недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности должнику:
- - нежилое здание, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь, 206,4 кв. м, инв. N 25:401:001:020262660, лит. А, А1, А2, А3, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Полярная, д. 95;
- - причальная стенка, назначение: сооружение, общая площадь 96,8 кв. м, инв. N 5-н/кв., лит. 111, расположенная по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Полярная, д. 95;
- - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующих зданий магазина, трансформаторной и сооружения - причальной стенки, общая площадь 5094 кв. м; место расположения объекта: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Полярная, д. 95, кадастровый номер 38:36:000011:933.
Согласно акту приема-передачи от 02.06.2011 вышеперечисленное недвижимое имущество было передано ООО "На причале". Соглашение об отступном от 02.06.2011 имеет отметку о государственной регистрации 09.06.2011.
Впоследствии, принадлежащий ООО "На причале" на праве собственности земельный участок общей площадью 5094 кв. м, находящийся по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Полярная, д. 95, кадастровый номер 38:36:000011:933 был разделен на земельные участки: кадастровые номера 38:36:000011:3906, 38:36:000011:3907, 38:36:000011:3908, 38:36:000011:3909.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.09.2011 38 АД N 588088 ООО "На причале" принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 1 778 кв. м, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Ленинский район, ул. Полярная, кадастровый номер: 38:36:000011:3909.
06.11.2012 ООО "На причале" обратилось в департамент обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска с заявлением (вх. N 956-51-4953/12) о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Полярная, 95, кадастровый номер 38:36:000011:3909, с приложением необходимых документов.
15.01.2013 ООО "На причале" повторно обратилось в департамент обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска с заявлением (вх. N 956-51-141/13) о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Полярная, 95, кадастровый номер 38:36:000011:3909, с приложением необходимых документов.
05.08.2013 департамент архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска письмом N 957-74-3998/13 отказал в приеме документов, необходимых для оказания муниципальной услуги со ссылкой на пункт 7.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории города Иркутска", утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 19.02.2013 N 031-06-322/13 (далее также - Административный регламент), по основанию - приложение к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка неполного перечня документов, предусмотренных пунктами 6.3.1 - 6.3.5 главы 6 раздела II Административного регламента.
Общество, полагая, что отказ администрации является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании отказа незаконным.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у администрации оснований для отказа в приеме у общества документов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статей 43 - 46, 48, 50, 51, 52, 53 норм Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является документом обязательным к наличию и соблюдению при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной названным Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Согласно частям 1 - 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Анализ указанных положений позволяет прийти к выводу о том, что градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
При проверке доводов апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит указания на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2013 N 6-КГ12-11.
На территории города Иркутска порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа, определен Положением о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории города Иркутска (далее - Положение), утвержденным постановлением мэра города Иркутска от 11.12.2007 N 031-06-2539/7 (в период разрешения обращения ООО "На причале").
Из системного толкования норм Положения следует, что проверка правильности оформления заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка, а также наличия всех предусмотренных настоящим Положением необходимых документов, прилагаемых к указанному заявлению, и соответствия представленных копий документов их подлинникам осуществляется именно на стадии приема документов, до регистрации заявления.
Постановлением администрации города Иркутска от 19.02.2013 N 031-06-322/13 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории города Иркутска", пунктом 2 которого отменено Постановление мэра города Иркутска от 11.12.2007 N 031-06-2539/7 "Об утверждении Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории города Иркутска".
Исходя из содержания пунктов 6.1, 6.2, 6.3, 7.1 Административного регламента, в нем содержатся аналогичные требования к заявлению, к документам, прилагаемым к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка, основаниям для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, как и предусмотренные Положением.
То есть отказ в приеме документов возможен только на стадии проверки документов при их подаче, по мере такой проверки при отсутствии недостатков, являющихся основанием для отказа в приеме документов, заявление подлежит регистрации. После регистрации заявление подлежит разрешению в установленном порядке.
Таким образом, при отсутствии предусмотренных законодательством оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка на орган местного самоуправления возлагается обязанность в тридцатидневный срок с момента поступления соответствующего обращения юридического лица подготовить, утвердить и выдать градостроительный план земельного участка.
Неисполнение данной обязанности органом местного самоуправления является нарушением норм указанных выше статей Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По смыслу норм Административного регламента, а также действовавшего ранее Положения, заявление лица о выдаче градостроительного плана земельного участка, зарегистрированное в установленном Административным регламентом (ранее - Положением) порядке подлежит разрешению.
При таких обстоятельствах, верными являются выводы судов об отсутствии у администрации оснований для отказа обществу в приеме документов, необходимых для оказания муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории города Иркутска".
Таким образом, оспариваемый отказ администрации обоснованно признан судами незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
В связи с этим, основания для удовлетворения кассационной жалобы администрации отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в соответствии с Регламентом работы администрации города Иркутска, утвержденным распоряжением мэра города Иркутска от 08.05.2008 N 031-10-457/8, только после регистрации заявления о выдаче градостроительного плана заявителю может быть направлен отказ в приеме документов, не имеет правового значения, поскольку названное обстоятельство не влияет на наличие у администрации обязанности по выдаче градостроительного плана земельного участка по заявлению лица.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2014 года по делу N А19-17375/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ
Судьи
А.Н.ЛЕВОШКО
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 18.09.2014 ПО ДЕЛУ N А19-17375/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2014 г. по делу N А19-17375/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарева И.Ю.,
судей: Левошко А.Н., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя администрации города Иркутска Смолиной Татьяны Викторовны (доверенность от 18.02.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2014 года по делу N А19-17375/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "На причале" (ОГРН: 1103850022220; место нахождения: город Иркутск; далее - ООО "На причале", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Иркутска (ОГРН: 1053808211610; место нахождения: город Иркутск; далее - администрация) о признании незаконным отказа от 05.08.2013 N 957-74-3998/13 в приеме документов, необходимых для оказания муниципальной услуги, по основанию - приложение к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка неполного перечня документов; об обязании администрации принять документы, необходимые для оказания муниципальной услуги - выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории г. Иркутска и выдать ООО "На причале" градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Полярная, 95, кадастровый номер 38:36:000011:3909.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2014 года по делу N А19-17375, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2014 года по тому же делу, заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме. Судом признан незаконным отказ администрации от 05.08.2013 N 957-74-3998/13 в приеме документов, необходимых для оказания муниципальной услуги, по основанию - приложение к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка неполного перечня документов, как не соответствующий Градостроительному кодексу Российской Федерации, Положению о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории г. Иркутска, Административному регламенту предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории г. Иркутска". Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов основаны на неправильном применении ими норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 05970; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 22.07.2014), однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, на основании соглашения об отступном от 02.06.2011 общество с ограниченной ответственностью "Иркутский фанерный двор" (должник) передало обществу с ограниченной ответственностью "На причале" (кредитор) недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности должнику:
- - нежилое здание, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь, 206,4 кв. м, инв. N 25:401:001:020262660, лит. А, А1, А2, А3, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Полярная, д. 95;
- - причальная стенка, назначение: сооружение, общая площадь 96,8 кв. м, инв. N 5-н/кв., лит. 111, расположенная по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Полярная, д. 95;
- - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующих зданий магазина, трансформаторной и сооружения - причальной стенки, общая площадь 5094 кв. м; место расположения объекта: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Полярная, д. 95, кадастровый номер 38:36:000011:933.
Согласно акту приема-передачи от 02.06.2011 вышеперечисленное недвижимое имущество было передано ООО "На причале". Соглашение об отступном от 02.06.2011 имеет отметку о государственной регистрации 09.06.2011.
Впоследствии, принадлежащий ООО "На причале" на праве собственности земельный участок общей площадью 5094 кв. м, находящийся по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Полярная, д. 95, кадастровый номер 38:36:000011:933 был разделен на земельные участки: кадастровые номера 38:36:000011:3906, 38:36:000011:3907, 38:36:000011:3908, 38:36:000011:3909.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.09.2011 38 АД N 588088 ООО "На причале" принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 1 778 кв. м, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Ленинский район, ул. Полярная, кадастровый номер: 38:36:000011:3909.
06.11.2012 ООО "На причале" обратилось в департамент обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска с заявлением (вх. N 956-51-4953/12) о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Полярная, 95, кадастровый номер 38:36:000011:3909, с приложением необходимых документов.
15.01.2013 ООО "На причале" повторно обратилось в департамент обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска с заявлением (вх. N 956-51-141/13) о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Полярная, 95, кадастровый номер 38:36:000011:3909, с приложением необходимых документов.
05.08.2013 департамент архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска письмом N 957-74-3998/13 отказал в приеме документов, необходимых для оказания муниципальной услуги со ссылкой на пункт 7.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории города Иркутска", утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 19.02.2013 N 031-06-322/13 (далее также - Административный регламент), по основанию - приложение к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка неполного перечня документов, предусмотренных пунктами 6.3.1 - 6.3.5 главы 6 раздела II Административного регламента.
Общество, полагая, что отказ администрации является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании отказа незаконным.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у администрации оснований для отказа в приеме у общества документов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статей 43 - 46, 48, 50, 51, 52, 53 норм Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является документом обязательным к наличию и соблюдению при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной названным Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Согласно частям 1 - 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Анализ указанных положений позволяет прийти к выводу о том, что градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
При проверке доводов апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит указания на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2013 N 6-КГ12-11.
На территории города Иркутска порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа, определен Положением о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории города Иркутска (далее - Положение), утвержденным постановлением мэра города Иркутска от 11.12.2007 N 031-06-2539/7 (в период разрешения обращения ООО "На причале").
Из системного толкования норм Положения следует, что проверка правильности оформления заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка, а также наличия всех предусмотренных настоящим Положением необходимых документов, прилагаемых к указанному заявлению, и соответствия представленных копий документов их подлинникам осуществляется именно на стадии приема документов, до регистрации заявления.
Постановлением администрации города Иркутска от 19.02.2013 N 031-06-322/13 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории города Иркутска", пунктом 2 которого отменено Постановление мэра города Иркутска от 11.12.2007 N 031-06-2539/7 "Об утверждении Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории города Иркутска".
Исходя из содержания пунктов 6.1, 6.2, 6.3, 7.1 Административного регламента, в нем содержатся аналогичные требования к заявлению, к документам, прилагаемым к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка, основаниям для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, как и предусмотренные Положением.
То есть отказ в приеме документов возможен только на стадии проверки документов при их подаче, по мере такой проверки при отсутствии недостатков, являющихся основанием для отказа в приеме документов, заявление подлежит регистрации. После регистрации заявление подлежит разрешению в установленном порядке.
Таким образом, при отсутствии предусмотренных законодательством оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка на орган местного самоуправления возлагается обязанность в тридцатидневный срок с момента поступления соответствующего обращения юридического лица подготовить, утвердить и выдать градостроительный план земельного участка.
Неисполнение данной обязанности органом местного самоуправления является нарушением норм указанных выше статей Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По смыслу норм Административного регламента, а также действовавшего ранее Положения, заявление лица о выдаче градостроительного плана земельного участка, зарегистрированное в установленном Административным регламентом (ранее - Положением) порядке подлежит разрешению.
При таких обстоятельствах, верными являются выводы судов об отсутствии у администрации оснований для отказа обществу в приеме документов, необходимых для оказания муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории города Иркутска".
Таким образом, оспариваемый отказ администрации обоснованно признан судами незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
В связи с этим, основания для удовлетворения кассационной жалобы администрации отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в соответствии с Регламентом работы администрации города Иркутска, утвержденным распоряжением мэра города Иркутска от 08.05.2008 N 031-10-457/8, только после регистрации заявления о выдаче градостроительного плана заявителю может быть направлен отказ в приеме документов, не имеет правового значения, поскольку названное обстоятельство не влияет на наличие у администрации обязанности по выдаче градостроительного плана земельного участка по заявлению лица.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2014 года по делу N А19-17375/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ
Судьи
А.Н.ЛЕВОШКО
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)