Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Лещенко Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Сказочкина В.Н.,
судей Сивохина Д.А. и Филатовой Г.В.,
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 августа 2013 года, которым постановлено:
"Уточненное заявление Г. - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N в предоставлении Г. в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м под садоводство.
Возложить на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанность вынести решение о предоставлении Г. в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м под садоводство по заявлению N.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя министерства имущественных отношений Самарской области - Е. (по доверенности) в поддержание доводов жалобы, возражения на доводы апелляционной жалобы представителя Г. - К., судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) об отказе в предоставлении ему в собственность земельного участка.
В обоснование заявления указал, что 9 февраля 2009 года он обратился в Министерство с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м под садоводство (л.д. 78).
В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ Министерство известило его об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ и что решение по его заявлению будет принято в двухнедельный срок с момента предоставления им кадастрового паспорта на земельный участок и уточнения площади земельного участка (л.д. 13-14), после чего он за свой счет обеспечил выполнение в отношении испрашиваемого земельного участка проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет и ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство с заявлением об уточнении площади испрашиваемого земельного участка и предоставил кадастровый паспорт на него (8-9).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N Министерство отказало ему в предоставлении испрашиваемого земельного участка на том основании, что у него в собственности уже имеется земельный участок с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м. В качестве правового основания Министерство сослалось на статью 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле" с учетом изменений в, в соответствии с которой земельные участки, в том числе под садоводство, предоставляются в собственность граждан бесплатно при отсутствии у граждан земельных участков, которыми они обладают на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и используемых в соответствии с законодательством для индивидуального жилищного строительства, или долей в праве общей собственности на них (л.д. 10-12).
С указанным решением Г. не согласен, поскольку редакция ст. 9 Закона Самарской области "О земле", на которую ссылается Министерство, была введена Законом Самарской области от 09.04.2012 года N 27-ГД, т.е. после ее обращения в Министерство. На момент ее обращения действовала иная редакция Закона Самарской области "О земле", которая не содержала запрета на предоставление в собственность бесплатно земельного участка в случае наличия у граждан в собственности иных земельных участков.
Полагая, что положения ст. 9 Закона Самарской области "О земле" в редакции от 09.04.2012 г. обратной силы не имеют и не распространяются на отношения, возникшие до введения их в действия, заявитель считает, что Министерство при рассмотрении его заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно должно было руководствоваться редакцией Закона Самарской области "О земле", действовавшей на момент ее обращения в Министерство, т.е. на 9 февраля 2009 года.
Учитывая, что имеющийся у него земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м был приобретен на основании договора купли-продажи, заявитель полагал, что он сохранил право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, в связи с чем просил признать незаконным отказ Министерства в предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, занимаемого приусадебным участком, и возложить на Министерство обязанность предоставить ей в собственность бесплатно данный земельный участок.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Исходя из положения ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством:
1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства;
2) для ведения личного подсобного хозяйства - в расчете на каждого члена семьи в случае, если личное подсобное хозяйство будет вестись членами одной семьи;
3) для садоводства;
4) для огородничества;
5) для животноводства;
6) для индивидуального жилищного строительства (пункт 2).
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
В силу пункта 1.4 Положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 20 июня 2007 года N 79, Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом Самарской области, законами Самарской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, иными правовыми актами, настоящим Положением, а также Регламентом деятельности Министерства.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее - Порядок).
В силу п. п. 2.1, 2.2. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Согласно п. 2.4 Порядка, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Судом установлено, что 9 февраля 2009 года Г. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м под садоводство (л.д. 78).
К заявлению приложил пакет необходимых документов.
Заявление Министерство приняло заявление к рассмотрению, после чего на основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, Министерство произвело следующие действия:
Направило запрос в Департамент лесного хозяйства Самарской области запрос о предоставлении информации об относимости испрашиваемого земельного участка к участкам леса земель лесного фонда или к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам) и в Департамент строительства и архитектуры г. Самара о предоставлении информации о том к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, и соответствует ли цель использования земельного участка видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны, а также относится ли данный земельный участок или его часть (с указанием площади этой части) к территории общего пользования.
Из ответа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N, испрашиваемый земельный участок находится в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1). Использование земельного участка под садоводство соответствует основным разрешенным видам использования недвижимости для данной территориальной зоны. Испрашиваемый земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м в красных линиях не находится и не относится к территории общего пользования.
ДД.ММ.ГГГГ в министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области направило запросы о предоставлении информации о том, относится ли испрашиваемый земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам). В случае, если земельный участок является лесным участком земель населенных пунктов, просило указать, в каком квартале лесничества территориально расположен данный земельный участок.
Согласно ответа министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области следует, что испрашиваемый Г. земельный участок не относится к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, находящихся в распоряжении Департамента лесного хозяйства, не занят древесной растительностью, следовательно использование земельного участка регулируется нормативными документами в области градостроительной деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ направило запрос в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара о предоставлении сведений о наличии каких-либо ограничений в части использования данного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ в тот же адрес Министерством направлено обращение об утверждении схемы расположения земельного участка, с просьбой в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка и ДД.ММ.ГГГГ направлена в адрес Министерства.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области направлен запрос о предоставлении сведений о нахождении испрашиваемого земельного участка в водоохранной зоне, в береговой полосе водного объекта.
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области следует, что земельный участок находится вне береговой полосы водного объекта (озеро).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области направлен запрос о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство известило заявителя об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара и разъяснило сроки, в течение которых примет решение по его заявлению - в течение двух недель с момента предоставления заявителем кадастрового паспорта на земельный участок и уточнения площади земельного участка (л.д. 13-14).
9 января 2013 года Г. обратился в Министерство с заявлением об уточнении площади испрашиваемого земельного участка и предоставил кадастровый паспорт на него, заявление принято к рассмотрению (8-9).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Министерством направлен межведомственный запрос о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области Министерством направлялись межведомственные запросы о предоставлении кадастровых выписок земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство N направило в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка на том основании, что у того в собственности уже имеется земельный участок с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, а в соответствии со статью 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле" с учетом изменений, внесенных Законом Самарской области от 9 апреля 2012 года N 27 "О внесении изменений в Закон Самарской области "О земле" земельные участки, в том числе под садоводство, предоставляются в собственность граждан бесплатно при отсутствии у граждан земельных участков, которыми они обладают на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и используемых в соответствии с законодательством для индивидуального жилищного строительства, или долей в праве общей собственности на них (л.д. 10-12).
При этом как следует из текста оспариваемого отказа Министерство исходило из сведений, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ N о наличии у заявителя в собственности земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м с видом разрешенного использования - под садоводство.
Удовлетворяя заявление Г., суд первой инстанции исходил из того, что Министерством при принятии решения по заявлению Г. необоснованно применены нормы Закона Самарской области N 27-ГД от 9 апреля 2012 года, поскольку заявление подано в Министерство 9 февраля 2009 года и должно было быть рассмотрено в сроки, установленные вышеназванным Порядком, по нормам законодательства, действующего на дату его подачи.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда не имеется, т.к. они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
Как правильно отмечено в оспариваемом решении суда, Г., полагая, что Министерство бездействует при рассмотрении его заявления от 9 февраля 2009 года, обжаловал бездействие Министерства в суд Октябрьского района г. Самары, решением которого от 25 апреля 2013 года признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: г. <адрес> либо отказе в его предоставлении по заявлению N от 9 февраля 2009 года, на Министерство возложена обязанность принять решение по итогам рассмотрения указанного заявления и направить его в адрес Г.. Указанное решение вступило в законную силу 12 июля 2013 года.
Принимая такое решение суд, установил, что заявление Г. от 9 января 2013 года об уточнении площади испрашиваемого земельного участка, является дополнением к заявлению, поданному Г. 9 февраля 2009 года о предоставлении земельного участка.
Ссылка в апелляционной жалобе на определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 25 октября 2012 года по делу N 33-9915/2012 по заявлению З. является несостоятельно в силу того, что Г. к участию в том деле не привлекался, кроме того, обстоятельства дела по заявлению З. и дела по заявлению Г. являются различными.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие у заявителя в собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N для садоводства не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции, поскольку на наличие данного участка в собственности у заявителя как на основание в отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка Министерством в оспариваемом отказе не указывалось. Кроме того, как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ N, право собственности заявителя на указанный земельный участок зарегистрировано 2 августа 2007 года и прекращено 21 августа 2007 года (л.д. 27-29).
Доводы Министерства о том, что заявление Г. от 9 февраля 2009 года должно было быть рассмотрено по нормам законодательства, действовавшего на дату подачи Г. 9 января 2013 года заявления об уточнении площади испрашиваемого земельного участка, судебной коллегией отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя министерства имущественных отношений Самарской - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-10721/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2013 г. по делу N 33-10721/2013
Судья: Лещенко Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Сказочкина В.Н.,
судей Сивохина Д.А. и Филатовой Г.В.,
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 августа 2013 года, которым постановлено:
"Уточненное заявление Г. - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N в предоставлении Г. в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м под садоводство.
Возложить на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанность вынести решение о предоставлении Г. в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м под садоводство по заявлению N.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя министерства имущественных отношений Самарской области - Е. (по доверенности) в поддержание доводов жалобы, возражения на доводы апелляционной жалобы представителя Г. - К., судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) об отказе в предоставлении ему в собственность земельного участка.
В обоснование заявления указал, что 9 февраля 2009 года он обратился в Министерство с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м под садоводство (л.д. 78).
В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ Министерство известило его об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ и что решение по его заявлению будет принято в двухнедельный срок с момента предоставления им кадастрового паспорта на земельный участок и уточнения площади земельного участка (л.д. 13-14), после чего он за свой счет обеспечил выполнение в отношении испрашиваемого земельного участка проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет и ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство с заявлением об уточнении площади испрашиваемого земельного участка и предоставил кадастровый паспорт на него (8-9).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N Министерство отказало ему в предоставлении испрашиваемого земельного участка на том основании, что у него в собственности уже имеется земельный участок с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м. В качестве правового основания Министерство сослалось на статью 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле" с учетом изменений в, в соответствии с которой земельные участки, в том числе под садоводство, предоставляются в собственность граждан бесплатно при отсутствии у граждан земельных участков, которыми они обладают на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и используемых в соответствии с законодательством для индивидуального жилищного строительства, или долей в праве общей собственности на них (л.д. 10-12).
С указанным решением Г. не согласен, поскольку редакция ст. 9 Закона Самарской области "О земле", на которую ссылается Министерство, была введена Законом Самарской области от 09.04.2012 года N 27-ГД, т.е. после ее обращения в Министерство. На момент ее обращения действовала иная редакция Закона Самарской области "О земле", которая не содержала запрета на предоставление в собственность бесплатно земельного участка в случае наличия у граждан в собственности иных земельных участков.
Полагая, что положения ст. 9 Закона Самарской области "О земле" в редакции от 09.04.2012 г. обратной силы не имеют и не распространяются на отношения, возникшие до введения их в действия, заявитель считает, что Министерство при рассмотрении его заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно должно было руководствоваться редакцией Закона Самарской области "О земле", действовавшей на момент ее обращения в Министерство, т.е. на 9 февраля 2009 года.
Учитывая, что имеющийся у него земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м был приобретен на основании договора купли-продажи, заявитель полагал, что он сохранил право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, в связи с чем просил признать незаконным отказ Министерства в предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, занимаемого приусадебным участком, и возложить на Министерство обязанность предоставить ей в собственность бесплатно данный земельный участок.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Исходя из положения ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством:
1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства;
2) для ведения личного подсобного хозяйства - в расчете на каждого члена семьи в случае, если личное подсобное хозяйство будет вестись членами одной семьи;
3) для садоводства;
4) для огородничества;
5) для животноводства;
6) для индивидуального жилищного строительства (пункт 2).
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
В силу пункта 1.4 Положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 20 июня 2007 года N 79, Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом Самарской области, законами Самарской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, иными правовыми актами, настоящим Положением, а также Регламентом деятельности Министерства.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее - Порядок).
В силу п. п. 2.1, 2.2. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Согласно п. 2.4 Порядка, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Судом установлено, что 9 февраля 2009 года Г. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м под садоводство (л.д. 78).
К заявлению приложил пакет необходимых документов.
Заявление Министерство приняло заявление к рассмотрению, после чего на основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, Министерство произвело следующие действия:
Направило запрос в Департамент лесного хозяйства Самарской области запрос о предоставлении информации об относимости испрашиваемого земельного участка к участкам леса земель лесного фонда или к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам) и в Департамент строительства и архитектуры г. Самара о предоставлении информации о том к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, и соответствует ли цель использования земельного участка видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны, а также относится ли данный земельный участок или его часть (с указанием площади этой части) к территории общего пользования.
Из ответа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N, испрашиваемый земельный участок находится в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1). Использование земельного участка под садоводство соответствует основным разрешенным видам использования недвижимости для данной территориальной зоны. Испрашиваемый земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м в красных линиях не находится и не относится к территории общего пользования.
ДД.ММ.ГГГГ в министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области направило запросы о предоставлении информации о том, относится ли испрашиваемый земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам). В случае, если земельный участок является лесным участком земель населенных пунктов, просило указать, в каком квартале лесничества территориально расположен данный земельный участок.
Согласно ответа министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области следует, что испрашиваемый Г. земельный участок не относится к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, находящихся в распоряжении Департамента лесного хозяйства, не занят древесной растительностью, следовательно использование земельного участка регулируется нормативными документами в области градостроительной деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ направило запрос в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара о предоставлении сведений о наличии каких-либо ограничений в части использования данного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ в тот же адрес Министерством направлено обращение об утверждении схемы расположения земельного участка, с просьбой в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка и ДД.ММ.ГГГГ направлена в адрес Министерства.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области направлен запрос о предоставлении сведений о нахождении испрашиваемого земельного участка в водоохранной зоне, в береговой полосе водного объекта.
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области следует, что земельный участок находится вне береговой полосы водного объекта (озеро).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области направлен запрос о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство известило заявителя об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара и разъяснило сроки, в течение которых примет решение по его заявлению - в течение двух недель с момента предоставления заявителем кадастрового паспорта на земельный участок и уточнения площади земельного участка (л.д. 13-14).
9 января 2013 года Г. обратился в Министерство с заявлением об уточнении площади испрашиваемого земельного участка и предоставил кадастровый паспорт на него, заявление принято к рассмотрению (8-9).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Министерством направлен межведомственный запрос о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области Министерством направлялись межведомственные запросы о предоставлении кадастровых выписок земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство N направило в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка на том основании, что у того в собственности уже имеется земельный участок с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, а в соответствии со статью 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле" с учетом изменений, внесенных Законом Самарской области от 9 апреля 2012 года N 27 "О внесении изменений в Закон Самарской области "О земле" земельные участки, в том числе под садоводство, предоставляются в собственность граждан бесплатно при отсутствии у граждан земельных участков, которыми они обладают на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и используемых в соответствии с законодательством для индивидуального жилищного строительства, или долей в праве общей собственности на них (л.д. 10-12).
При этом как следует из текста оспариваемого отказа Министерство исходило из сведений, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ N о наличии у заявителя в собственности земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м с видом разрешенного использования - под садоводство.
Удовлетворяя заявление Г., суд первой инстанции исходил из того, что Министерством при принятии решения по заявлению Г. необоснованно применены нормы Закона Самарской области N 27-ГД от 9 апреля 2012 года, поскольку заявление подано в Министерство 9 февраля 2009 года и должно было быть рассмотрено в сроки, установленные вышеназванным Порядком, по нормам законодательства, действующего на дату его подачи.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда не имеется, т.к. они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
Как правильно отмечено в оспариваемом решении суда, Г., полагая, что Министерство бездействует при рассмотрении его заявления от 9 февраля 2009 года, обжаловал бездействие Министерства в суд Октябрьского района г. Самары, решением которого от 25 апреля 2013 года признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: г. <адрес> либо отказе в его предоставлении по заявлению N от 9 февраля 2009 года, на Министерство возложена обязанность принять решение по итогам рассмотрения указанного заявления и направить его в адрес Г.. Указанное решение вступило в законную силу 12 июля 2013 года.
Принимая такое решение суд, установил, что заявление Г. от 9 января 2013 года об уточнении площади испрашиваемого земельного участка, является дополнением к заявлению, поданному Г. 9 февраля 2009 года о предоставлении земельного участка.
Ссылка в апелляционной жалобе на определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 25 октября 2012 года по делу N 33-9915/2012 по заявлению З. является несостоятельно в силу того, что Г. к участию в том деле не привлекался, кроме того, обстоятельства дела по заявлению З. и дела по заявлению Г. являются различными.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие у заявителя в собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N для садоводства не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции, поскольку на наличие данного участка в собственности у заявителя как на основание в отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка Министерством в оспариваемом отказе не указывалось. Кроме того, как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ N, право собственности заявителя на указанный земельный участок зарегистрировано 2 августа 2007 года и прекращено 21 августа 2007 года (л.д. 27-29).
Доводы Министерства о том, что заявление Г. от 9 февраля 2009 года должно было быть рассмотрено по нормам законодательства, действовавшего на дату подачи Г. 9 января 2013 года заявления об уточнении площади испрашиваемого земельного участка, судебной коллегией отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя министерства имущественных отношений Самарской - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)