Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Огурцова Н.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Панковой Н.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2015 года по делу N А41-10250/15, принятое судьей Федуловой Л.В., по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ООО "Русздравпроект" об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков входящих в состав лесного фонда, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ООО "Русздравпроект", в котором просит:
1. Истребовать из чужого незаконного владения ООО "Русздравпроект" земельный участок с кадастровым номером 50:18:0060409:179, по координатам поворотных точек:
с наложением 348,81 кв. м по координатам поворотных точек
с наложением 542,55 кв. м по координатам поворотных точек
с наложением 2418,76 кв. м по координатам поворотных точек
с наложением 2004,99 кв. м по координатам поворотных точек
2. Признать недействительным и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности ООО "Русздравпроект" на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0060409:179,
3. Аннулировать сведения, внесенные в ГКН на основании решения кадастрового учета ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области от 10.07.2014 N МО-14/ЗВ-1056664.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2015 года в удовлетворении исковых требований Комитета лесного хозяйства Московской области отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представители истца и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области поддерживали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение Арбитражного суда Московской области отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а поданную апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" своих представителей не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Русздравпроект" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:18:0060409:179, площадью 230 700 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка (ориентир д. Киселево). Участок находится примерно в 6.1 км от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., Можайский р-н, д. Киселево (далее - спорный земельный участок).
Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0060409:179 поставлен на кадастровый учет 19.12.2006, имеет разрешенного использования: для производства сельскохозяйственной продукции.
Право собственности ООО "Русздравпроект" возникло на основании Акта приема-передачи земельных участков от 14.07.2010 и Решения Участника ООО "Русздравпроект" от 09.07.2010 N 3 (т. 1 л.д. 89).
По мнению Комитета лесного хозяйства, спорный земельный участок налагается на земли лесного фонда (площадь наложения составляет 0,5312 га), из чего следует, что ответчик незаконно владеет указанным земельным участком.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Комитета лесного хозяйства Московской области в суд с настоящими требованиями.
В обоснование заявленных требований истец представил в материалы дела чертеж наложения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0060409:179 на земли лесного фонда, подготовленный с использованием системы РГИС Московской области (т. 1 л.д. 76 - 78).
В соответствии со статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7, пункту 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.
Апелляционный суд соглашается с тем, что суд первой инстанции не принял чертеж наложения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0060409:179 на земли лесного фонда, подготовленный с использованием системы РГИС Московской области в качестве доказательства по следующим основаниям.
Как было установлено Арбитражным судом Московской области, Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 года, сведения в данную программу вносились на основании данных предоставляемых Комитетом лесного хозяйства Московской области.
Сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка земельного участка с кадастровым номером 50:18:0060409:179 на государственный кадастровый учет была осуществлена 19.12.2006 года, то есть до создания и внедрения на территории Московской области данной программы.
Иных доказательств наложения границ спорного участка на земли лесного фонда в материалы дела не было представлено.
Определением суда от 30.04.2015 по настоящему делу была назначена землеустроительная экспертиза. Проведение экспертизы поручено экспертной организации ООО "Центр экспертизы, кадастровой и оценочной деятельности". Перед экспертами поставлен следующий вопрос:
1) Определить, имеется ли наложение земельного участка с кадастровым номером 50:18:0060409:179 на земли лесного фонда. В случае положительного ответа, указать площадь и границы наложения, в том числе графически.
В экспертном заключении указано, что графический документ (представленный Комитетом лесного хозяйства Московской области в качестве доказательства, подтверждающего местонахождение границ лесного фонда), не содержит сведений о местоположении, площади, линейных размерах и геодезических данных границ лесного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Таким образом, на основании представленных для проведения судебной экспертизы материалов провести исследования по вопросу наложения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0060409:179 на земли лесного фонда не представляется возможным.
Однако эксперты отметили, что участки наложения границ земельного участка 50:18:0060409:179 на лесной участок, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации площадью 348,81 кв. м, 542,55 кв. м, 2418,76 кв. м, 2004,99 кв. м в соответствии с представленными данными координат поворотных точек не пересекаются с границами земельного участка 50:18:0060409:179.
В апелляционной жалобе истец не соглашается с указанным экспертным заключением, однако ходатайства о проведении повторной судебной экспертизы по делу не заявлял.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно оценено заключение экспертизы как не подтверждающее наличия наложения границ спорных земельных участков с землями лесного фонда.
Исходя из изложенного, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области, считает ее основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2015 года по делу N А41-10250/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.ОГУРЦОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2015 N 10АП-10916/2015 ПО ДЕЛУ N А41-10250/15
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2015 г. по делу N А41-10250/15
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Огурцова Н.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Панковой Н.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2015 года по делу N А41-10250/15, принятое судьей Федуловой Л.В., по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ООО "Русздравпроект" об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков входящих в состав лесного фонда, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ООО "Русздравпроект", в котором просит:
1. Истребовать из чужого незаконного владения ООО "Русздравпроект" земельный участок с кадастровым номером 50:18:0060409:179, по координатам поворотных точек:
с наложением 348,81 кв. м по координатам поворотных точек
с наложением 542,55 кв. м по координатам поворотных точек
с наложением 2418,76 кв. м по координатам поворотных точек
с наложением 2004,99 кв. м по координатам поворотных точек
2. Признать недействительным и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности ООО "Русздравпроект" на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0060409:179,
3. Аннулировать сведения, внесенные в ГКН на основании решения кадастрового учета ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области от 10.07.2014 N МО-14/ЗВ-1056664.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2015 года в удовлетворении исковых требований Комитета лесного хозяйства Московской области отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представители истца и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области поддерживали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение Арбитражного суда Московской области отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а поданную апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" своих представителей не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Русздравпроект" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:18:0060409:179, площадью 230 700 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка (ориентир д. Киселево). Участок находится примерно в 6.1 км от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., Можайский р-н, д. Киселево (далее - спорный земельный участок).
Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0060409:179 поставлен на кадастровый учет 19.12.2006, имеет разрешенного использования: для производства сельскохозяйственной продукции.
Право собственности ООО "Русздравпроект" возникло на основании Акта приема-передачи земельных участков от 14.07.2010 и Решения Участника ООО "Русздравпроект" от 09.07.2010 N 3 (т. 1 л.д. 89).
По мнению Комитета лесного хозяйства, спорный земельный участок налагается на земли лесного фонда (площадь наложения составляет 0,5312 га), из чего следует, что ответчик незаконно владеет указанным земельным участком.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Комитета лесного хозяйства Московской области в суд с настоящими требованиями.
В обоснование заявленных требований истец представил в материалы дела чертеж наложения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0060409:179 на земли лесного фонда, подготовленный с использованием системы РГИС Московской области (т. 1 л.д. 76 - 78).
В соответствии со статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7, пункту 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.
Апелляционный суд соглашается с тем, что суд первой инстанции не принял чертеж наложения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0060409:179 на земли лесного фонда, подготовленный с использованием системы РГИС Московской области в качестве доказательства по следующим основаниям.
Как было установлено Арбитражным судом Московской области, Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 года, сведения в данную программу вносились на основании данных предоставляемых Комитетом лесного хозяйства Московской области.
Сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка земельного участка с кадастровым номером 50:18:0060409:179 на государственный кадастровый учет была осуществлена 19.12.2006 года, то есть до создания и внедрения на территории Московской области данной программы.
Иных доказательств наложения границ спорного участка на земли лесного фонда в материалы дела не было представлено.
Определением суда от 30.04.2015 по настоящему делу была назначена землеустроительная экспертиза. Проведение экспертизы поручено экспертной организации ООО "Центр экспертизы, кадастровой и оценочной деятельности". Перед экспертами поставлен следующий вопрос:
1) Определить, имеется ли наложение земельного участка с кадастровым номером 50:18:0060409:179 на земли лесного фонда. В случае положительного ответа, указать площадь и границы наложения, в том числе графически.
В экспертном заключении указано, что графический документ (представленный Комитетом лесного хозяйства Московской области в качестве доказательства, подтверждающего местонахождение границ лесного фонда), не содержит сведений о местоположении, площади, линейных размерах и геодезических данных границ лесного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Таким образом, на основании представленных для проведения судебной экспертизы материалов провести исследования по вопросу наложения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0060409:179 на земли лесного фонда не представляется возможным.
Однако эксперты отметили, что участки наложения границ земельного участка 50:18:0060409:179 на лесной участок, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации площадью 348,81 кв. м, 542,55 кв. м, 2418,76 кв. м, 2004,99 кв. м в соответствии с представленными данными координат поворотных точек не пересекаются с границами земельного участка 50:18:0060409:179.
В апелляционной жалобе истец не соглашается с указанным экспертным заключением, однако ходатайства о проведении повторной судебной экспертизы по делу не заявлял.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно оценено заключение экспертизы как не подтверждающее наличия наложения границ спорных земельных участков с землями лесного фонда.
Исходя из изложенного, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области, считает ее основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2015 года по делу N А41-10250/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.ОГУРЦОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)