Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявители ссылаются на то, что завышенный размер кадастровой стоимости участка влияет на размер арендной платы, уплачиваемой ими как пользователями участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Савчук И.В. и Агамирова Э.И. оглы об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе Савчук И.В. и Агамирова Э.И. оглы на решение Ростовского областного суда от 26 декабря 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Савчук И.В. и Агамиров Э.И. оглы обратились в Ростовский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для размещения административных зданий и производственных помещений", расположенного по адресу: <...> область, г. <...> (далее - земельный участок, спорный земельный участок), в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2007 г.
В обоснование заявленных требований они указали, что кадастровая стоимость влияет на размер арендной платы, уплачиваемой ими как пользователями данного земельного участка.
К участию в деле привлечены филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области, правительство Ростовской области, администрация г. Донецка Ростовской области, комитет по управлению имуществом администрации г. Донецка Ростовской области.
Решением Ростовского областного суда от 26 декабря 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Савчук И.В. и Агамиров Э.И. оглы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении их заявления.
Относительно апелляционной жалобы правительством Ростовской области поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности судебного постановления.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что имеются основания для отмены решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права и процессуального права, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Савчук И.В. и Агамиров Э.И. оглы пользуются спорным земельным участком на основании договора переуступки права аренды от 2 апреля 2013 г. (первоначальный договор аренды заключен между администрацией г. Донецка Ростовской области и Акининым К.М. 30 июня 2003 г.).
Расчет арендной платы за пользование земельным участком осуществлен исходя из его кадастровой стоимости.
Судом установлено, что результаты государственной кадастровой стоимости оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 г. утверждены постановлением администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 г. N 212 (далее - постановление от 28 апреля 2008 г. N 212), вступившим в силу с 1 января 2009 г. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 3 июня 2003 г., и его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2007 г. составляет <...> руб.
Постановлением правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 г. N 776 утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 г. (далее - постановление от 25 ноября 2014 г. N 776). Постановление опубликовано 27 ноября 2014 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" и вступило в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть 27 декабря 2014 г.
По заданию заявителей оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Полиэксперт" Вороновым С.В. подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости упомянутого земельного участка от 15 июля 2014 г. N 59/2014.
Из отчета следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2007 г. составляет <...> руб.
Согласно экспертному заключению саморегулируемой организации оценщиков "Некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков" от 22 июля 2014 г. N 627/07-14 отчет от 15 июля 2014 г. N 59/2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Определением суда от 31 октября 2014 г. назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Оценочно-экспертный центр".
Согласно экспертному заключению от 28 ноября 2014 г. N 294 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2007 г. составляет <...> руб.
На основании заключения эксперта заявитель уточнил требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной - <...> руб.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьи 24.18 и абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку договор на проведение государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2007 г. был заключен до истечения срока, указанного в Федеральном законе от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Однако данный вывод суда является ошибочным.
Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) Закон об оценочной деятельности дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка".
Действительно, согласно статье 5 Федерального закона N 167-ФЗ его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования этого Закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок (пункт 1).
Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования поименованного Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Правительство Российской Федерации Постановлением от 8 апреля 2000 г. N 316 утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, определяющие, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Исходя из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что пункты 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ относятся к процедурным вопросам принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки, определения кадастровой стоимости и составления отчета об определении кадастровой стоимости, экспертизы такого отчета, утверждения результатов определения кадастровой стоимости и не касаются вопросов оспаривания кадастровой стоимости в суде путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд, от того до или после вступления в силу Федерального закона N 167-ФЗ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве основания для отказа в удовлетворении заявления суд также указал, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 г. утрачивают силу, становятся неактуальными и не подлежат применению, поскольку постановлением от 25 ноября 2014 г. утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 г.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
При этом следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для определения арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки в государственный кадастр недвижимости (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае Савчук И.В. и Агамиров Э.И. оглы обратились в Ростовский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, 9 сентября 2014 г.
Постановление от 25 ноября 2014 г. N 776, которым утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 г., вступило в силу 27 декабря 2014 г.
Дата формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (в данном случае 1 января 2014 г.), является датой, по состоянию на которую произведена оценка, а не датой с которой эту оценку следует применять.
Следовательно, в данном случае установленная судом рыночная стоимость подлежит применению для исчисления арендной платы с 1 января 2014 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой, в государственный кадастр недвижимости.
Целью разрешения дела о пересмотре кадастровой стоимости является определение действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведенной на основании определения суда оценочной экспертизы рыночная стоимость земельного участка на момент определения его кадастровой стоимости (на 1 января 2007 г.) составляла <...> руб.
На основании заключения эксперта заявитель уточнил требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной - <...> руб.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 79, 84 - 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сторонами ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций под сомнение не ставилась.
В связи с этим требования заявителей об установлении рыночной стоимости подлежали удовлетворению.
Нарушение норм материального и процессуального права, повлекшее неправильное разрешение дела, предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ростовского областного суда от 26 декабря 2014 г. отменить, принять новое решение.
Заявление Савчук И.В. и Агамирова Э.И. оглы, поданное 9 сентября 2014 г. в Ростовский областной суд, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для размещения административных зданий и производственных помещений", расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 г. в размере <...> (<...>) руб. <...> коп. на период с 1 января 2014 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 9 сентября 2014 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 27.05.2015 N 41-АПГ15-10
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявители ссылаются на то, что завышенный размер кадастровой стоимости участка влияет на размер арендной платы, уплачиваемой ими как пользователями участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. N 41-АПГ15-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Савчук И.В. и Агамирова Э.И. оглы об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе Савчук И.В. и Агамирова Э.И. оглы на решение Ростовского областного суда от 26 декабря 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Савчук И.В. и Агамиров Э.И. оглы обратились в Ростовский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для размещения административных зданий и производственных помещений", расположенного по адресу: <...> область, г. <...> (далее - земельный участок, спорный земельный участок), в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2007 г.
В обоснование заявленных требований они указали, что кадастровая стоимость влияет на размер арендной платы, уплачиваемой ими как пользователями данного земельного участка.
К участию в деле привлечены филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области, правительство Ростовской области, администрация г. Донецка Ростовской области, комитет по управлению имуществом администрации г. Донецка Ростовской области.
Решением Ростовского областного суда от 26 декабря 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Савчук И.В. и Агамиров Э.И. оглы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении их заявления.
Относительно апелляционной жалобы правительством Ростовской области поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности судебного постановления.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что имеются основания для отмены решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права и процессуального права, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Савчук И.В. и Агамиров Э.И. оглы пользуются спорным земельным участком на основании договора переуступки права аренды от 2 апреля 2013 г. (первоначальный договор аренды заключен между администрацией г. Донецка Ростовской области и Акининым К.М. 30 июня 2003 г.).
Расчет арендной платы за пользование земельным участком осуществлен исходя из его кадастровой стоимости.
Судом установлено, что результаты государственной кадастровой стоимости оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 г. утверждены постановлением администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 г. N 212 (далее - постановление от 28 апреля 2008 г. N 212), вступившим в силу с 1 января 2009 г. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 3 июня 2003 г., и его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2007 г. составляет <...> руб.
Постановлением правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 г. N 776 утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 г. (далее - постановление от 25 ноября 2014 г. N 776). Постановление опубликовано 27 ноября 2014 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" и вступило в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть 27 декабря 2014 г.
По заданию заявителей оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Полиэксперт" Вороновым С.В. подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости упомянутого земельного участка от 15 июля 2014 г. N 59/2014.
Из отчета следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2007 г. составляет <...> руб.
Согласно экспертному заключению саморегулируемой организации оценщиков "Некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков" от 22 июля 2014 г. N 627/07-14 отчет от 15 июля 2014 г. N 59/2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Определением суда от 31 октября 2014 г. назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Оценочно-экспертный центр".
Согласно экспертному заключению от 28 ноября 2014 г. N 294 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2007 г. составляет <...> руб.
На основании заключения эксперта заявитель уточнил требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной - <...> руб.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьи 24.18 и абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку договор на проведение государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2007 г. был заключен до истечения срока, указанного в Федеральном законе от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Однако данный вывод суда является ошибочным.
Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) Закон об оценочной деятельности дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка".
Действительно, согласно статье 5 Федерального закона N 167-ФЗ его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования этого Закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок (пункт 1).
Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования поименованного Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Правительство Российской Федерации Постановлением от 8 апреля 2000 г. N 316 утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, определяющие, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Исходя из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что пункты 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ относятся к процедурным вопросам принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки, определения кадастровой стоимости и составления отчета об определении кадастровой стоимости, экспертизы такого отчета, утверждения результатов определения кадастровой стоимости и не касаются вопросов оспаривания кадастровой стоимости в суде путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд, от того до или после вступления в силу Федерального закона N 167-ФЗ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве основания для отказа в удовлетворении заявления суд также указал, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 г. утрачивают силу, становятся неактуальными и не подлежат применению, поскольку постановлением от 25 ноября 2014 г. утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 г.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
При этом следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для определения арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки в государственный кадастр недвижимости (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае Савчук И.В. и Агамиров Э.И. оглы обратились в Ростовский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, 9 сентября 2014 г.
Постановление от 25 ноября 2014 г. N 776, которым утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 г., вступило в силу 27 декабря 2014 г.
Дата формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (в данном случае 1 января 2014 г.), является датой, по состоянию на которую произведена оценка, а не датой с которой эту оценку следует применять.
Следовательно, в данном случае установленная судом рыночная стоимость подлежит применению для исчисления арендной платы с 1 января 2014 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой, в государственный кадастр недвижимости.
Целью разрешения дела о пересмотре кадастровой стоимости является определение действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведенной на основании определения суда оценочной экспертизы рыночная стоимость земельного участка на момент определения его кадастровой стоимости (на 1 января 2007 г.) составляла <...> руб.
На основании заключения эксперта заявитель уточнил требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной - <...> руб.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 79, 84 - 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сторонами ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций под сомнение не ставилась.
В связи с этим требования заявителей об установлении рыночной стоимости подлежали удовлетворению.
Нарушение норм материального и процессуального права, повлекшее неправильное разрешение дела, предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ростовского областного суда от 26 декабря 2014 г. отменить, принять новое решение.
Заявление Савчук И.В. и Агамирова Э.И. оглы, поданное 9 сентября 2014 г. в Ростовский областной суд, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для размещения административных зданий и производственных помещений", расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 г. в размере <...> (<...>) руб. <...> коп. на период с 1 января 2014 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 9 сентября 2014 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)