Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Татариновой И.А., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Содействие" (далее - общество "Содействие") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 по делу N А50-8117/2014 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Содействие" - Погорелов Д.В. (доверенность от 10.04.2014 N 3/14).
Ходатайство Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, изложенное в отзыве на кассационную жалобу, судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Содействие" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента от 04.03.2014 N И-21-01-09-3541 об отказе в выборе земельного участка примерной площадью 2208 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - магазина по продаже товаров для социально незащищенных групп населения, расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Окулова, обязании Департамента устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решение о предварительном согласовании места размещения объекта и выдачи акта выбора земельного участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми.
Решением суда от 29.07.2014 (судья Трубин Р.В.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента от 04.03.2014 N И-21-01-09-3541 об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. На Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов общества "Содействие" путем выдачи акта выбора земельного участка примерной площадью 2208 кв. м по ул. Окулова в Дзержинском районе города Перми, а также совершить действия, предусмотренные ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 (судьи Голубцова Ю.А., Гладких Е.О., Скромова Ю.В.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Содействие" просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (далее - Положение), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель не согласен с выводом апелляционного суда о том, что объект - магазин по продаже товаров для незащищенных групп населения не входит в перечень объектов, установленный п. 4.2 Положения, предусматривающий предоставление земельного участка для строительства объектов в порядке предварительного согласования места размещения объекта. Заявитель считает, что действующее законодательство не предоставляет уполномоченному органу права ограничивать перечень объектов, планируемых к строительству. Заявитель указывает, что с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка он обратился в Департамент до вступления в силу решения Пермской городской Думы от 28.01.2014, которым внесены изменения в п. 4.2 Положения.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Содействие" 28.01.2014 обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Окулова, площадью 2208 кв. м, для строительства магазина по продаже товаров для социально незащищенных групп населения.
В письме от 04.03.2014 N И-21-01-00-3541 Департамент сообщил обществу "Содействие" об отказе в выборе испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на поступившее к нему отрицательное заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, согласно которому магазины не входят в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места размещения объекта, предусмотренный п. 4.2 Положения.
Общество "Содействие", считая данный отказ не соответствующим требованиям земельного законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из соответствия назначения заявленного к строительству объекта на испрашиваемом участке целевому использованию, предусмотренному п. 4.2 Положения, недоказанности иного Департаментом.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и состоит из: выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 названного Кодекса.
На основании п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, единые на территории города Перми определены Положением.
Пунктом 4.1 Положения предусмотрено, что предоставление земельных участков без проведения торгов осуществляется, в том числе для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в случаях, установленных федеральным законодательством и Положением.
Согласно п. 4.2 Положения предварительное согласование места размещения объектов осуществляется: для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми (п. 4.3 Положения).
Постановлением администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента с функциональными и территориальными органами администрации г. Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (далее - Регламент).
На основании п. 3.1.2 Регламента Департамент при поступлении заявления физического или юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения в следующие функциональные и территориальные органы администрации города: управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми, департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, управление внешнего благоустройства администрации г. Перми, территориальный орган администрации г. Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
Наряду с функциональными и территориальными органами администрации города Перми, указанными в п. 3.1.2 Регламента, в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления Департамент земельных отношений направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключений в Управление здравоохранения администрации города Перми - в случае строительства объектов здравоохранения, имеющих общественное значение для городского округа (п. 3.1.3 Регламента).
Согласно п. 3.4. Регламента подготовленные поименованными в п. 3.1.2 и 3.1.3 настоящего Регламента органами заключения с выводами о невозможности размещения объекта должны содержать указание на нормы действующего законодательства, которым противоречит размещение объекта.
Пунктом 4.1 Регламента предусмотрено, что Департамент в течение 5 календарных дней после получения заключений, предусмотренных разделом 3 настоящего Регламента, рассматривает заявления с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу п. 4.2 Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений департамент в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям функциональных и территориальных органов.
Как установлено судом апелляционной инстанции, основанием для принятия Департаментом оспариваемого отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка послужило поступившее в его адрес отрицательное заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о том, что объект, для строительства которого испрашивается земельный участок не входит в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места размещения объекта, предусмотренный п. 4.2 Положения.
Установив, что объект, для строительства которого испрашивался спорный земельный участок (магазин по продаже товаров для социально незащищенных групп населения), не относится к перечню объектов, содержащемуся п. 4.2 Положения, для строительства которых земельные участки предоставляются без проведения торгов, в порядке предварительного согласования места размещения объектов, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у Департамента оснований для предоставления испрашиваемого обществом "Содействие" земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта.
Судом апелляционной инстанции также принято во внимание, что решением Пермской городской Думы от 28.01.2014, официально опубликованным 07.02.2014, п. 4.2 Положения признан утратившим силу. В качестве общего положения закреплена возможность предоставления земельных участков по результатам проведения торгов.
С учетом этого апелляционным судом верно указано, что при рассмотрении Департаментом заявления общества "Содействие" с соблюдением сроков, предусмотренных Регламентом, обязательным для применения являлось бы решение Пермской городской Думы от 28.01.2014.
Таким образом, поскольку общество "Содействие" требует обеспечить реализацию процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в ситуации, когда такой порядок предоставления не может быть реализован, апелляционным судом правомерно отказано в удовлетворении требований, заявленных в настоящем деле.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании апелляционным судом выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 по делу N А50-8117/2014 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Содействие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
З.Г.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 23.01.2015 N Ф09-8844/14 ПО ДЕЛУ N А50-8117/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2015 г. N Ф09-8844/14
Дело N А50-8117/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Татариновой И.А., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Содействие" (далее - общество "Содействие") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 по делу N А50-8117/2014 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Содействие" - Погорелов Д.В. (доверенность от 10.04.2014 N 3/14).
Ходатайство Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, изложенное в отзыве на кассационную жалобу, судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Содействие" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента от 04.03.2014 N И-21-01-09-3541 об отказе в выборе земельного участка примерной площадью 2208 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - магазина по продаже товаров для социально незащищенных групп населения, расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Окулова, обязании Департамента устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решение о предварительном согласовании места размещения объекта и выдачи акта выбора земельного участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми.
Решением суда от 29.07.2014 (судья Трубин Р.В.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента от 04.03.2014 N И-21-01-09-3541 об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. На Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов общества "Содействие" путем выдачи акта выбора земельного участка примерной площадью 2208 кв. м по ул. Окулова в Дзержинском районе города Перми, а также совершить действия, предусмотренные ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 (судьи Голубцова Ю.А., Гладких Е.О., Скромова Ю.В.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Содействие" просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (далее - Положение), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель не согласен с выводом апелляционного суда о том, что объект - магазин по продаже товаров для незащищенных групп населения не входит в перечень объектов, установленный п. 4.2 Положения, предусматривающий предоставление земельного участка для строительства объектов в порядке предварительного согласования места размещения объекта. Заявитель считает, что действующее законодательство не предоставляет уполномоченному органу права ограничивать перечень объектов, планируемых к строительству. Заявитель указывает, что с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка он обратился в Департамент до вступления в силу решения Пермской городской Думы от 28.01.2014, которым внесены изменения в п. 4.2 Положения.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Содействие" 28.01.2014 обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Окулова, площадью 2208 кв. м, для строительства магазина по продаже товаров для социально незащищенных групп населения.
В письме от 04.03.2014 N И-21-01-00-3541 Департамент сообщил обществу "Содействие" об отказе в выборе испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на поступившее к нему отрицательное заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, согласно которому магазины не входят в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места размещения объекта, предусмотренный п. 4.2 Положения.
Общество "Содействие", считая данный отказ не соответствующим требованиям земельного законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из соответствия назначения заявленного к строительству объекта на испрашиваемом участке целевому использованию, предусмотренному п. 4.2 Положения, недоказанности иного Департаментом.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и состоит из: выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 названного Кодекса.
На основании п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, единые на территории города Перми определены Положением.
Пунктом 4.1 Положения предусмотрено, что предоставление земельных участков без проведения торгов осуществляется, в том числе для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в случаях, установленных федеральным законодательством и Положением.
Согласно п. 4.2 Положения предварительное согласование места размещения объектов осуществляется: для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми (п. 4.3 Положения).
Постановлением администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента с функциональными и территориальными органами администрации г. Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (далее - Регламент).
На основании п. 3.1.2 Регламента Департамент при поступлении заявления физического или юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения в следующие функциональные и территориальные органы администрации города: управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми, департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, управление внешнего благоустройства администрации г. Перми, территориальный орган администрации г. Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
Наряду с функциональными и территориальными органами администрации города Перми, указанными в п. 3.1.2 Регламента, в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления Департамент земельных отношений направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключений в Управление здравоохранения администрации города Перми - в случае строительства объектов здравоохранения, имеющих общественное значение для городского округа (п. 3.1.3 Регламента).
Согласно п. 3.4. Регламента подготовленные поименованными в п. 3.1.2 и 3.1.3 настоящего Регламента органами заключения с выводами о невозможности размещения объекта должны содержать указание на нормы действующего законодательства, которым противоречит размещение объекта.
Пунктом 4.1 Регламента предусмотрено, что Департамент в течение 5 календарных дней после получения заключений, предусмотренных разделом 3 настоящего Регламента, рассматривает заявления с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу п. 4.2 Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений департамент в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям функциональных и территориальных органов.
Как установлено судом апелляционной инстанции, основанием для принятия Департаментом оспариваемого отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка послужило поступившее в его адрес отрицательное заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о том, что объект, для строительства которого испрашивается земельный участок не входит в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места размещения объекта, предусмотренный п. 4.2 Положения.
Установив, что объект, для строительства которого испрашивался спорный земельный участок (магазин по продаже товаров для социально незащищенных групп населения), не относится к перечню объектов, содержащемуся п. 4.2 Положения, для строительства которых земельные участки предоставляются без проведения торгов, в порядке предварительного согласования места размещения объектов, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у Департамента оснований для предоставления испрашиваемого обществом "Содействие" земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта.
Судом апелляционной инстанции также принято во внимание, что решением Пермской городской Думы от 28.01.2014, официально опубликованным 07.02.2014, п. 4.2 Положения признан утратившим силу. В качестве общего положения закреплена возможность предоставления земельных участков по результатам проведения торгов.
С учетом этого апелляционным судом верно указано, что при рассмотрении Департаментом заявления общества "Содействие" с соблюдением сроков, предусмотренных Регламентом, обязательным для применения являлось бы решение Пермской городской Думы от 28.01.2014.
Таким образом, поскольку общество "Содействие" требует обеспечить реализацию процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в ситуации, когда такой порядок предоставления не может быть реализован, апелляционным судом правомерно отказано в удовлетворении требований, заявленных в настоящем деле.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании апелляционным судом выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 по делу N А50-8117/2014 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Содействие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
З.Г.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)