Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 26.01.2015 N Ф05-16466/2014 ПО ДЕЛУ N А41-32715/14

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2015 г. по делу N А41-32715/14


Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Латыповой Р.Р., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от истца - Комитета лесного хозяйства Московской области - Кудряшова О.В. - дов. от 25.12.2014 N 26-ДОВ-542
от ответчика - Спортивной общественной организации "Шатурское районное общество охотников и рыболовов" - Петрушина И.Н. - дов. от 11.07.2014
рассмотрев 21 января 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Спортивной общественной организации "Шатурское районное общество охотников и рыболовов"
на решение от 25 июля 2014 года,
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление от 14 октября 2014 года,
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-32715/14
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области
к Спортивной общественной организации "Шатурское районное общество охотников и рыболовов" (ОГРН 1035000020868)
об обязании освободить земельный участок

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Спортивной общественной организации "Шатурское районное общество охотников и рыболовов" (далее - Организация) об обязании ответчика освободить земельный участок площадью 2 x 2,8 кв. м, расположенный в квартале 39 выделе 3, и земельный участок площадью 2 x 2,8 кв. м, расположенный в квартале 40 выделе 22 Кривандинского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес".
Решением от 25.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.10.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Организация, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 25.07.2014 и постановление от 14.10.2014 и принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Организации поддержал доводы жалобы, а представитель Комитета - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 24.02.2014 в квартале 39 выделе 3 и квартале 40 выделе 22 в 1500 м севернее с. Кривандино Шатурского района участковым лесничим Кривандинского участкового лесничества Шатурского филиала ФГУ "Мособллес" был выявлен факт самовольного занятия лесных участков, а именно: установлены две охотничьи вышки размером 2 x 2,8 кв. м каждая.
В соответствии с письмом от 05.02.2014 N 7 указанные охотничьи вышки принадлежат Организации.
По факту самовольного занятия лесных участков старшим участковым лесничим Беляевым Д.Ю. 05.03.2014 в отношении председателя правления Организации Тарасова В.Ю. были составлены протоколы N 17-047/2014 и N 17-048/2014 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 КоАП РФ. Одновременно с составлением указанных протоколов председателю правления были выданы предписания от 05.03.2014 об устранении нарушений лесного законодательства, в соответствии с которыми Тарасову В.Ю. как должностному лицу было предписано произвести демонтаж охотничьих вышек в срок до 20.03.2014.
В связи с неисполнением данных предписаний 27.03.2014 были составлены протоколы N 17-074/2014 и N 17-075/2014 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.5 КоАП РФ, а также выданы предписания от 27.03.2014.
Поскольку предписания от 27.03.2014 также не были исполнены ответчиком, 28.04.2014 в отношении председателя правления были выставлены протоколы N 17-104/2014 и N 17-105/2014 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ с выдачей аналогичного предписания с установленным сроком исполнения - 15 мая 2014 года.
Ссылаясь на то обстоятельство, что вышеназванные предписания исполнены не были и охотничьи вышки ответчиком не демонтированы, Комитет обратился в суд с иском по настоящему делу.
Суды обеих инстанций удовлетворили иск, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 15.05.2012 N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" образован Комитет лесного хозяйства Московской области.
Согласно пункту 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений, а потому наделен полномочиями собственника в отношении спорных земельных участков.
Из статей 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации вытекает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с выпиской из государственного лесного реестра о лесных кварталах и лесотаксационных выделах N 641-05-2014 спорные земельные участки по адресу: Московская обл., Шатурский муниципальный район, входят в состав земель лесного фонда и полностью расположены в квартале 39 выдел 3 и квартале 40 выдел 22 Кривандинского участкового лесничества Шатурского лесничества Московской области.
Таким образом, спорные земельные участки является федеральной собственностью.
В результате натурного осмотра участков лесного фонда Российской Федерации, произведенного 24.02.2014 старшим участковым лесничим, был выявлен факт самовольного занятия Организацией лесных участков, а именно: установлены две охотничьи вышки размером 2 x 2,8 кв. м.
Указанные объекты принадлежат ответчику и находятся на территории лесного фонда Российской Федерации без каких-либо разрешающих документов, что подтверждается протоколами осмотра лесного участка от 24.02.2014.
В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ) и названным Кодексом.
На основании статьи 36 Закона N 52-ФЗ предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм, пользование объектами животного мира должно производиться с соблюдением норм, как Лесного кодекса, так и Закона N 52-ФЗ.
Так, в силу статьи 33 Закона N 52-ФЗ объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Согласно статье 80 Лесного кодекса от 29.01.1997 N 22-ФЗ (действовавшего в момент выдачи Организации долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира) в лесном фонде могут осуществляться, в том числе, такой вид лесопользования как пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства.
Статья 25 Лесного кодекса от 04.12.2006 N 200-ФЗ содержит аналогичную норму о включении ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты в виде использования лесов.
В силу статьи 121 Лесного кодекса от 29.01.1997 N 22-ФЗ участки лесного фонда гражданам и юридическим лицам могут предоставляться в пользование для нужд охотничьего хозяйства в порядке, установленном настоящим Кодексом.
К числу оснований возникновения права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, отнесен договор аренды (статья 23 Лесного кодекса от 29.01.1997 N 22-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
Приведенные нормы законодательства (Федеральный закон "О животном мире" и Лесной кодекс Российской Федерации), регулирующие порядок предоставления в пользование объектов животного мира и участков лесного фонда, свидетельствует о том, что приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет автоматически приобретение прав и обязанностей по пользованию лесным фондом.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанций, учитывая использование ответчиком спорных земельных участков для ведения охотничьего хозяйства без заключения договора аренды, пришли к правильному выводу о том, что наличие у Организации долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира само по себе не освобождает ответчика от обязанности оформить в установленном порядке права лесопользования.
Суд кассационной инстанции считает, что суды обеих инстанций, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно удовлетворили иск Комитета, поэтому принятые по делу судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 25 июля 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2014 года по делу N А41-32715/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)