Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Терентьевым А.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дэви" на решение от 06.03.2014 Арбитражного суда Томской области (судья Гелбутовский В.И.) и постановление от 21.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Марченко Н.В., Усанина Н.А.) по делу N А67-7293/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дэви" (634034, г. Томск, ул. Лыткина, 3а, ОГРН 1027000888980, ИНН 7019028387) к администрации города Томска (634050, г. Томск, пр-кт. Ленина, 73, ОГРН 1037000087706, ИНН 7017004461) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Сулимская Ю.М.) в заседании участвовал представитель ООО "Дэви" - Глушко Л.А. по доверенности от 25.11.2013.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дэви" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 18.10.2013 N 3259-з решения администрации города Томска (далее - заинтересованное лицо, администрация) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 70:21:0000000:1228, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Водяная, 78а, для эксплуатации железнодорожного тупика.
Решением от 06.03.2014 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 21.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кассатор считает, что выводы судов сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, и не основаны на фактических обстоятельствах дела; не соответствует представленным в дело доказательствам вывод о том, что спорный земельный участок, на котором расположен железнодорожный тупик необщего пользования, входит в полосу отвода, в связи с чем предоставлен для нужд организации транспорта; суды применили положения, изложенные в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) которые не подлежали применению, и необоснованно не применили положения статьей 35, 36 ЗК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы кассационной жалобы, правильность применения норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - сооружение транспорта, расположенное по адресу: г. Томск, ул. Водяная, 78а. Назначением указанного объекта является железнодорожный тупик, состоящий из специально спланированного участка, засыпанного щебеночной смесью, на которой уложены деревянные шпалы и смонтированы рельсы марки Р-65, длина железнодорожного тупика составляет 224,35 м.
Кроме того, обществу на праве собственности принадлежат нежилое сооружение, расположенное по адресу: г. Томск, ул. Водяная, 78б и земельный участок с кадастровым номером: 70:21:0100036:0083, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания хранилищ сырья и насосной станции, общей площадью 4 100 кв. м, по адресу: г. Томск, ул. Водяная, 78а.
Постановлением первого заместителя мэра города Томска от 29.07.2013 N 1476-з утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Водяная, 78а, площадью 1 415 кв. м на кадастровом плане территории для эксплуатации железнодорожного тупика. Названный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 70:21:0000000:1228 (далее - земельный участок).
Общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации железнодорожного тупика.
Администрация письмом от 18.10.2012 N 3259-з отказала обществу в предоставлении в собственность земельного участка в связи с расположением на нем сооружения транспорта - железнодорожного тупика, сославшись на ограничение его в обороте в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ. В отказе заинтересованное лицо указало на возможность предоставления земельного участка в аренду.
Данный отказ администрации явился основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из наличия ограничений в обороте испрашиваемого земельного участка.
Данные выводы сделаны в результате неполного исследования обстоятельств дела при неправильном применении норм материального права. Судами не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений и сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом и федеральными законами.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд; не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом; содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения, воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель транспорта, предназначенных для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенных для их развития, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В результате системного толкования приведенных норм права можно сделать вывод о том, что ограничены в обороте только земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
В соответствии с требованиями статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судами установлено и подтверждается сведениями из кадастрового паспорта земельного участка, что он отнесен к категории земли населенных пунктов с разрешенным использованием для эксплуатации железнодорожного тупика.
При этом каких-либо сведений о том, что земельный участок относится к землям транспорта и ограничен в обороте, кадастровая выписка на земельный участок не содержит.
Суды установили, что общество является также собственником объектов недвижимости и земельного участка с кадастровым номером: 70:21:0100036:0083, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания хранилищ сырья и насосной станции, по адресу: г. Томск, ул. Водяная, 78а.
В судебных заседаниях представитель общества пояснил, что общество не является организацией транспорта и такой вид деятельности не предусмотрен его учредительными документами, а железнодорожный тупик является объектом, необходимым для обеспечения внутренней деятельности заявителя, который используется последним для деятельности (погрузо-разгрузочные работы), осуществляемой исключительно для собственных нужд. Доказательств опровергающих данные доводы в дело не представлено.
Таким образом, судами не исследовался вопрос о том, является ли общество организацией транспорта, оказывающей соответствующие услуги.
Кроме того, не обоснован документально вывод судов о нахождении спорного участка в полосе отвода железных дорог.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, согласно пункту 2 которых в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог и упорядочения границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования обеспечивают подготовку соответствующего проекта территориального землеустройства (проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода). Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
Так, пунктом 2 Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог (утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог" в полосу отвода на железнодорожном транспорте входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Пунктом 5 Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог, действующих в настоящее время, предусмотрено, что размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются не только в соответствии с указанными Нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, но и с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанции сделаны выводы о нахождении в полосе отвода испрашиваемого земельного участка только лишь на основании факта примыкания тупика к железнодорожным путям общего пользования, без учета вышеуказанных нормативов, а также без выяснения границ полосы отвода и расположения железнодорожного тупика.
Указанные обстоятельства судами не исследовались и надлежащей оценки не получили.
Согласно части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанций. Устранение данного нарушения возможно лишь при новом рассмотрении дела судом первой инстанции.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение согласно пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, дать оценку фактическому использованию обществом железнодорожного тупика; определить находится ли испрашиваемый земельный участок в полосе отвода железных дорог с учетом установленных действующим законодательством нормативов, при необходимости назначить проведение экспертизы, установить, является ли заявитель транспортной организацией; распределить судебные расходы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.03.2014 Арбитражного суда Томской области и постановление от 21.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-7293/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
В.В.СИРИНА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 29.08.2014 ПО ДЕЛУ N А67-7293/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2014 г. по делу N А67-7293/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Терентьевым А.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дэви" на решение от 06.03.2014 Арбитражного суда Томской области (судья Гелбутовский В.И.) и постановление от 21.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Марченко Н.В., Усанина Н.А.) по делу N А67-7293/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дэви" (634034, г. Томск, ул. Лыткина, 3а, ОГРН 1027000888980, ИНН 7019028387) к администрации города Томска (634050, г. Томск, пр-кт. Ленина, 73, ОГРН 1037000087706, ИНН 7017004461) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Сулимская Ю.М.) в заседании участвовал представитель ООО "Дэви" - Глушко Л.А. по доверенности от 25.11.2013.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дэви" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 18.10.2013 N 3259-з решения администрации города Томска (далее - заинтересованное лицо, администрация) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 70:21:0000000:1228, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Водяная, 78а, для эксплуатации железнодорожного тупика.
Решением от 06.03.2014 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 21.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кассатор считает, что выводы судов сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, и не основаны на фактических обстоятельствах дела; не соответствует представленным в дело доказательствам вывод о том, что спорный земельный участок, на котором расположен железнодорожный тупик необщего пользования, входит в полосу отвода, в связи с чем предоставлен для нужд организации транспорта; суды применили положения, изложенные в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) которые не подлежали применению, и необоснованно не применили положения статьей 35, 36 ЗК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы кассационной жалобы, правильность применения норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - сооружение транспорта, расположенное по адресу: г. Томск, ул. Водяная, 78а. Назначением указанного объекта является железнодорожный тупик, состоящий из специально спланированного участка, засыпанного щебеночной смесью, на которой уложены деревянные шпалы и смонтированы рельсы марки Р-65, длина железнодорожного тупика составляет 224,35 м.
Кроме того, обществу на праве собственности принадлежат нежилое сооружение, расположенное по адресу: г. Томск, ул. Водяная, 78б и земельный участок с кадастровым номером: 70:21:0100036:0083, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания хранилищ сырья и насосной станции, общей площадью 4 100 кв. м, по адресу: г. Томск, ул. Водяная, 78а.
Постановлением первого заместителя мэра города Томска от 29.07.2013 N 1476-з утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Водяная, 78а, площадью 1 415 кв. м на кадастровом плане территории для эксплуатации железнодорожного тупика. Названный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 70:21:0000000:1228 (далее - земельный участок).
Общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации железнодорожного тупика.
Администрация письмом от 18.10.2012 N 3259-з отказала обществу в предоставлении в собственность земельного участка в связи с расположением на нем сооружения транспорта - железнодорожного тупика, сославшись на ограничение его в обороте в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ. В отказе заинтересованное лицо указало на возможность предоставления земельного участка в аренду.
Данный отказ администрации явился основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из наличия ограничений в обороте испрашиваемого земельного участка.
Данные выводы сделаны в результате неполного исследования обстоятельств дела при неправильном применении норм материального права. Судами не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений и сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом и федеральными законами.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд; не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом; содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения, воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель транспорта, предназначенных для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенных для их развития, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В результате системного толкования приведенных норм права можно сделать вывод о том, что ограничены в обороте только земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
В соответствии с требованиями статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судами установлено и подтверждается сведениями из кадастрового паспорта земельного участка, что он отнесен к категории земли населенных пунктов с разрешенным использованием для эксплуатации железнодорожного тупика.
При этом каких-либо сведений о том, что земельный участок относится к землям транспорта и ограничен в обороте, кадастровая выписка на земельный участок не содержит.
Суды установили, что общество является также собственником объектов недвижимости и земельного участка с кадастровым номером: 70:21:0100036:0083, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания хранилищ сырья и насосной станции, по адресу: г. Томск, ул. Водяная, 78а.
В судебных заседаниях представитель общества пояснил, что общество не является организацией транспорта и такой вид деятельности не предусмотрен его учредительными документами, а железнодорожный тупик является объектом, необходимым для обеспечения внутренней деятельности заявителя, который используется последним для деятельности (погрузо-разгрузочные работы), осуществляемой исключительно для собственных нужд. Доказательств опровергающих данные доводы в дело не представлено.
Таким образом, судами не исследовался вопрос о том, является ли общество организацией транспорта, оказывающей соответствующие услуги.
Кроме того, не обоснован документально вывод судов о нахождении спорного участка в полосе отвода железных дорог.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, согласно пункту 2 которых в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог и упорядочения границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования обеспечивают подготовку соответствующего проекта территориального землеустройства (проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода). Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
Так, пунктом 2 Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог (утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог" в полосу отвода на железнодорожном транспорте входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Пунктом 5 Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог, действующих в настоящее время, предусмотрено, что размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются не только в соответствии с указанными Нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, но и с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанции сделаны выводы о нахождении в полосе отвода испрашиваемого земельного участка только лишь на основании факта примыкания тупика к железнодорожным путям общего пользования, без учета вышеуказанных нормативов, а также без выяснения границ полосы отвода и расположения железнодорожного тупика.
Указанные обстоятельства судами не исследовались и надлежащей оценки не получили.
Согласно части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанций. Устранение данного нарушения возможно лишь при новом рассмотрении дела судом первой инстанции.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение согласно пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, дать оценку фактическому использованию обществом железнодорожного тупика; определить находится ли испрашиваемый земельный участок в полосе отвода железных дорог с учетом установленных действующим законодательством нормативов, при необходимости назначить проведение экспертизы, установить, является ли заявитель транспортной организацией; распределить судебные расходы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.03.2014 Арбитражного суда Томской области и постановление от 21.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-7293/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
В.В.СИРИНА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)