Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.09.2015 N 18АП-9805/2015 ПО ДЕЛУ N А76-3997/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2015 г. N 18АП-9805/2015

Дело N А76-3997/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бояршиновой Е.В. и Малышевой И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дегтеревой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления лесами Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30 июня 2015 г. по делу N А76-3997/2015 (судья Белякович Е.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Челябинской областной лесхоз" - Гурман А.А. (решение учредителя от 14.10.2013 N 5), Балакирев М.В. (доверенность от 23.03.2015).

Общество с ограниченной ответственностью "Челябинский областной лесхоз" (далее - заявитель, ООО "Челябинский областной лесхоз", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению лесами Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 30.12.2014 N 9618 и обязании предоставить государственную услугу "Организация и проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности".
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - третье лицо, Росимущество).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.06.2015 (резолютивная часть объявлена 23.06.2015) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, Управление обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Управления, вывод суда о том, что в отношении земель лесного фонда кадастровый учет вправе проводить только государство, как собственник указанных земель, основан на неправильном толковании норм материального права. Суд неправомерно отклонил ссылки апеллянта на нормы земельного законодательства, подлежащего применению при формировании лесных участков для выставления их на лесной аукцион.
Управление и Росимущество, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. С учетом мнения представителей общества, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Представители общества в судебном заседании возразили против доводов и требования апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, представили письменное мнение на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и письменного мнения на нее, заслушав объяснения представителей общества, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 08.12.2014 ООО "Челябинский областной лесхоз" обратилось в Управление с заявлением N 78 о предоставлении в аренду лесного участка, расположенного в кварталах 1-146 Еманжелинского участкового лесничества Шершневского лесничества площадью 18 350 га, в кварталах 1-152 Еткульского участкового лесничества Шершневского лесничества площадью 15 186 га, в кварталах 1-69 Белоусовского участкового лесничества площадью 8 572 га, в кварталах 1-109 Каратабанского участкового лесничества площадью 13 751 га, в кварталах 1-185 Долгодеревенского участкового лесничества Шершневского лесничества площадью 19 977 га, в кварталах 1-38, 41-49, 51-58, 62-167 Кременкульского участкового лесничества Шершневского лесничества площадью 18 668 га, в кварталах 1, 2, 5-14, 18-179 Смолинского участкового лесничества Шершневского лесничества площадью 17 024 га, общей площадью 111 445 га, для заготовки древесины с полным ведением лесного хозяйства, в соответствии с лесохозяйственным регламентом Шершневского лесничества на 49 лет (л.д. 26).
Письмом от 30.12.2014 N 9618 Управление сообщило обществу о необходимости проведения межевания лесного участка и постановке его на кадастровый учет, а также указало, что заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ (л.д. 8).
Не согласившись с решением Управления, содержащимся в письме от 30.12.2014 N 9618, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Согласно положениям статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Лесному кодексу) земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.
Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Лесным кодексом предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Статья 92 Лесного кодекса предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
В силу статьи 71 Лесного кодекса в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное пользование - гражданам (часть 1). Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом (часть 2).
Как предусмотрено статьей 72 Лесного кодекса по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного кодекса (часть 1). Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2).
Процедура подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентирована положениями ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Применительно к положениям указанных норм, государство как собственник всех земель лесного фонда проводит кадастровые работы, необходимые для установления границ лесных земельных участков в соответствии с требованиями земельного и кадастрового законодательства.
Лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью, вследствие чего расходы по их надлежащей постановке на государственный кадастровый учет (с проведением кадастровых работ по описанию площади и границ) несет государство за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, указание в письме от 30.12.2014 N 9618 на то, что общество должно обеспечить за свой счет выполнение в отношении испрашиваемых лесных участков кадастровых работ, не соответствует положениям действующего законодательства, в связи с чем имеется совокупность условий, необходимых для признания решения Управления незаконным.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 30 июня 2015 г. по делу N А76-3997/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления лесами Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
В.В.БАКАНОВ

Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
И.А.МАЛЫШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)