Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Колбасовой Н.А., Соляникова Р.В.,
при секретаре Б.В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 03 апреля 2015 г. по заявлению администрации Прионежского муниципального района об оспаривании решения администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия
установила:
заявление подано по тем основаниям, что с 01 января 2015 г. в связи с изменением правового регулирования к полномочиям администрации Прионежского муниципального района отнесены вопросы утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения документации по планировке территории, выдачи разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления муниципального земельного контроля.
<...> и <...> заявитель направил в адрес администраций ряда сельских поселений Прионежского района запросы о предоставлении в срок до <...> оригиналов генеральных планов и правил землепользования сельских поселений на бумажном и электронном носителях с учетом внесенных в них изменений.
Администрация Шелтозерского вепсского сельского поселения отказала заявителю в предоставлении данных документов, что заявитель считает нарушающим его законные интересы.
По изложенным мотивам заявитель просил признать незаконным отказ администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения, изложенный в письме от <...> N <...> обязать ее устранить допущенные нарушения путем передачи заявителю испрашиваемых документов в течение пяти календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
С таким решением не согласен заявитель, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что в отсутствие вышеупомянутых документов не сможет надлежащим образом осуществлять свои полномочия, вносить в данные акты изменения. Полагает также, что утвержденная градостроительная документация передается муниципальному заказчику для последующей передачи уполномоченным органам в области градостроительной деятельности, которым с 01 января 2015 г. является заявитель.
В возражениях относительно апелляционной жалобы администрация Шелтозерского вепсского сельского поселения полагает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения. Обязанность по передаче указанной заявителем документации законом не предусмотрена. Генеральный план поселения разрабатывался за счет средств бюджета поселения, он необходим для решения поселением вопросов местного значения. В электронном виде испрашиваемые документы заявителю были предоставлены, кроме того, они размещены в сети "Интернет".
В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Прионежского муниципального района Т.А.С. поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Администрация Шелтозерского вепсского сельского поселения представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Заслушав объяснения представителя заявителя, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ) ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющая перечень вопросов местного значения городского, сельского поселения, дополнена ч.ч. 3, 4 в силу которых полномочие, предусмотренное п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исключено из ведения сельского поселения и передано органу местного самоуправления муниципального района.
Таким полномочием является утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, однако согласно ч. 4 ст. 5 данного закона до 01 января 2015 г. органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В связи с изменением правового регулирования <...> заявитель направил главам сельских поселений Прионежского района письмо с просьбой в срок до <...> предоставить оригиналы генерального плана соответствующего поселения, правила землепользования и застройки на бумажном и электронном носителях, а также все акты по внесению изменений в утвержденные генеральные планы, правила землепользования и застройки.
Повторно письмо аналогичного содержания с указанием срока предоставления документов до <...> было направлено в том числе в адрес администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения <...>.
<...> заинтересованное лицо письмом <...> сообщило заявителю об отказе в предоставлении истребуемых документов по мотивам наличия доступа к Генеральному плану поселения в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также необходимости их использования поселением для решения вопросов местного значения.
<...> между заявителем и заинтересованным лицом заключено соглашение, согласно которому поселение передало, а муниципальный район принял полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Условиями соглашения (п. 2.2 - 2.4) с учетом внесенных в него изменений предусмотрена обязанность поселения по запросу муниципального района предоставлять сведения и документы, необходимые для исполнения переданных полномочий. Конкретизации таких сведений и документов, в том числе с точки зрения требований, предъявляемых к их оформлению, соглашение не содержит.
Из дела следует, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки Шелтозерского вепсского сельского поселения утверждены решением Совета депутатов Шелтозерского вепсского сельского поселения от 28.08.2013 N 6.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По своей юридической природе приведенное выше решение Совета депутатов Шелтозерского вепсского сельского поселения является нормативным правовым актом, поскольку оно принято осуществляющим публичные полномочия органом, направлено на неоднократное применение, действует в отношении неопределенного круга лиц и официально опубликовано.
Помимо официального опубликования ч. 9 ст. 9 ГрК РФ предусматривает возможность обеспечения доступа к утвержденным документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования через официальный сайт соответствующего органа.
Размещение Генерального плана и Правил землепользования и застройки для всеобщего сведения и ознакомления с их содержанием на соответствующем сайте презюмирует их доступность для неограниченного круга лиц, в том числе для заявителя.
Наличие доступа к данным документам заявителем не опровергнуто, а необходимость их получения в виде первоисточника действующим законодательством не предусмотрена.
Так, ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ, определяющая переходные положения к осуществлению нового правового регулирования, содержит ч.ч. 1 - 3, касающиеся принятия актов о порядке избрания глав муниципальных образований и формирования или избрания представительных органов муниципальных районов. Часть 4 названной статьи положений о передаче органами местного самоуправления сельских поселений принятых ими нормативных правовых актов муниципальным районам не содержит.
Представляется убедительным и довод заинтересованного лица о том, что Генеральный план поселения и Правила землепользования и застройки необходимы ему для решения вопросов местного значения, в том числе в связи с тем, что данные документы используются для определения назначения территории исходя из планов ее развития.
Недоказанность факта нарушения прав заявителя в результате бездействия заинтересованного лица по смыслу ст. 255, ч. 4 ст. 258 ГПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Ссылка подателя жалобы на п. 15.2 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.05.2011 N 244, как основание возникновения права на получение требуемых документов, ошибочна, поскольку ни муниципальным заказчиком, обеспечивающим подготовку документов территориального планирования при размещении заказа на подготовку градостроительной документации, ни органом архитектуры и градостроительства, обеспечивающим регистрацию и хранение утвержденной градостроительной документации, заявитель не является.
По изложенным мотивам обжалуемое решение является правильным, оснований для его отмены не имеется
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 03 апреля 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 25.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2127/2015
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. по делу N 33-2127/2015
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Колбасовой Н.А., Соляникова Р.В.,
при секретаре Б.В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 03 апреля 2015 г. по заявлению администрации Прионежского муниципального района об оспаривании решения администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия
установила:
заявление подано по тем основаниям, что с 01 января 2015 г. в связи с изменением правового регулирования к полномочиям администрации Прионежского муниципального района отнесены вопросы утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения документации по планировке территории, выдачи разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления муниципального земельного контроля.
<...> и <...> заявитель направил в адрес администраций ряда сельских поселений Прионежского района запросы о предоставлении в срок до <...> оригиналов генеральных планов и правил землепользования сельских поселений на бумажном и электронном носителях с учетом внесенных в них изменений.
Администрация Шелтозерского вепсского сельского поселения отказала заявителю в предоставлении данных документов, что заявитель считает нарушающим его законные интересы.
По изложенным мотивам заявитель просил признать незаконным отказ администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения, изложенный в письме от <...> N <...> обязать ее устранить допущенные нарушения путем передачи заявителю испрашиваемых документов в течение пяти календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
С таким решением не согласен заявитель, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что в отсутствие вышеупомянутых документов не сможет надлежащим образом осуществлять свои полномочия, вносить в данные акты изменения. Полагает также, что утвержденная градостроительная документация передается муниципальному заказчику для последующей передачи уполномоченным органам в области градостроительной деятельности, которым с 01 января 2015 г. является заявитель.
В возражениях относительно апелляционной жалобы администрация Шелтозерского вепсского сельского поселения полагает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения. Обязанность по передаче указанной заявителем документации законом не предусмотрена. Генеральный план поселения разрабатывался за счет средств бюджета поселения, он необходим для решения поселением вопросов местного значения. В электронном виде испрашиваемые документы заявителю были предоставлены, кроме того, они размещены в сети "Интернет".
В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Прионежского муниципального района Т.А.С. поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Администрация Шелтозерского вепсского сельского поселения представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Заслушав объяснения представителя заявителя, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ) ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющая перечень вопросов местного значения городского, сельского поселения, дополнена ч.ч. 3, 4 в силу которых полномочие, предусмотренное п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исключено из ведения сельского поселения и передано органу местного самоуправления муниципального района.
Таким полномочием является утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, однако согласно ч. 4 ст. 5 данного закона до 01 января 2015 г. органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В связи с изменением правового регулирования <...> заявитель направил главам сельских поселений Прионежского района письмо с просьбой в срок до <...> предоставить оригиналы генерального плана соответствующего поселения, правила землепользования и застройки на бумажном и электронном носителях, а также все акты по внесению изменений в утвержденные генеральные планы, правила землепользования и застройки.
Повторно письмо аналогичного содержания с указанием срока предоставления документов до <...> было направлено в том числе в адрес администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения <...>.
<...> заинтересованное лицо письмом <...> сообщило заявителю об отказе в предоставлении истребуемых документов по мотивам наличия доступа к Генеральному плану поселения в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также необходимости их использования поселением для решения вопросов местного значения.
<...> между заявителем и заинтересованным лицом заключено соглашение, согласно которому поселение передало, а муниципальный район принял полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Условиями соглашения (п. 2.2 - 2.4) с учетом внесенных в него изменений предусмотрена обязанность поселения по запросу муниципального района предоставлять сведения и документы, необходимые для исполнения переданных полномочий. Конкретизации таких сведений и документов, в том числе с точки зрения требований, предъявляемых к их оформлению, соглашение не содержит.
Из дела следует, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки Шелтозерского вепсского сельского поселения утверждены решением Совета депутатов Шелтозерского вепсского сельского поселения от 28.08.2013 N 6.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По своей юридической природе приведенное выше решение Совета депутатов Шелтозерского вепсского сельского поселения является нормативным правовым актом, поскольку оно принято осуществляющим публичные полномочия органом, направлено на неоднократное применение, действует в отношении неопределенного круга лиц и официально опубликовано.
Помимо официального опубликования ч. 9 ст. 9 ГрК РФ предусматривает возможность обеспечения доступа к утвержденным документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования через официальный сайт соответствующего органа.
Размещение Генерального плана и Правил землепользования и застройки для всеобщего сведения и ознакомления с их содержанием на соответствующем сайте презюмирует их доступность для неограниченного круга лиц, в том числе для заявителя.
Наличие доступа к данным документам заявителем не опровергнуто, а необходимость их получения в виде первоисточника действующим законодательством не предусмотрена.
Так, ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ, определяющая переходные положения к осуществлению нового правового регулирования, содержит ч.ч. 1 - 3, касающиеся принятия актов о порядке избрания глав муниципальных образований и формирования или избрания представительных органов муниципальных районов. Часть 4 названной статьи положений о передаче органами местного самоуправления сельских поселений принятых ими нормативных правовых актов муниципальным районам не содержит.
Представляется убедительным и довод заинтересованного лица о том, что Генеральный план поселения и Правила землепользования и застройки необходимы ему для решения вопросов местного значения, в том числе в связи с тем, что данные документы используются для определения назначения территории исходя из планов ее развития.
Недоказанность факта нарушения прав заявителя в результате бездействия заинтересованного лица по смыслу ст. 255, ч. 4 ст. 258 ГПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Ссылка подателя жалобы на п. 15.2 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.05.2011 N 244, как основание возникновения права на получение требуемых документов, ошибочна, поскольку ни муниципальным заказчиком, обеспечивающим подготовку документов территориального планирования при размещении заказа на подготовку градостроительной документации, ни органом архитектуры и градостроительства, обеспечивающим регистрацию и хранение утвержденной градостроительной документации, заявитель не является.
По изложенным мотивам обжалуемое решение является правильным, оснований для его отмены не имеется
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 03 апреля 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)