Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Абаканский городской Суд,
в составе председательствующего Царевой Е.А.,
при секретаре Яковлевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Абакана к Совету депутатов города Абакана о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 13 Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан", утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.10.2011 N 363,
- с участием: помощника прокурора города Абакана Абдина К.А., действующего на основании распоряжения;
- представителей Совета депутатов города Абакана Каузовой Ю.Д., Гасан О.В., действующих на основании доверенностей;
Прокурор города Абакана обратился в суд с иском к Совету депутатов города Абакана о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 13 Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан", утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.10.2011 N 363. Обязать опубликовать в газете "Абакан официальный" сообщение о состоявшемся по делу судебном решении.
В судебном заседании помощник прокурора города Абакана Абдин К.А. заявленные требования уточнил, просил суд признать противоречащим федеральному законодательству п. 13 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.10.2011 N 363, в части слов: "справка о том, что заявитель признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, выданная не позднее, чем за 30 дней до дня подачи заявления". Обязать опубликовать в газете "Абакан официальный" сообщение о состоявшемся по делу судебном решении.
Помощник прокурора города Абакана Абдин К.А. просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Совета депутатов города Абакана Гасан О.В., Каузова Ю.Д. заявленные требования не признали, ссылаясь на вводный п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 об утверждении Правил предоставления льгот инвалидам, согласно которому для реализации льгот по получению земельных участков, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" принимаются на учет инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Данный пункт Правил распространяет свое действие на все последующие, в том числе на пункт 17, касающийся предоставления земельных участков. Представители Совета депутатов города Абакана считают, что зависимость права на приобретение земельного участка от нуждаемости заявителя-инвалида в улучшении жилищных условий напрямую предусмотрена федеральным законодательством. На этом основании в оспариваемом п. 13 Положения для предоставления земельных участков инвалидам в перечень необходимых документов включена справка, подтверждающая признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В связи с чем, представители Совета депутатов города Абакана Гасан О.В., Каузова Ю.Д. просят суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
27.05.2013 председателю Совета депутатов города Абакана было вынесено представление, в котором предложено рассмотреть настоящий протест, в целях устранения противоречий федеральному законодательству внести соответствующие изменения в п. 13 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов города Абакана от 25.10.2011 N 363.
Из письма председателя Совета депутатов города Абакана N 01-15/92 от 20.06.2013, следует, что протест прокурора был рассмотрен на 49-й сессии, решение принято не было, на очередной сессии протест будет рассмотрен повторно.
В судебном заседании помощник прокурора города Абакана настаивает, что отдельные положения п. 13 Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан" противоречат требованиям федерального законодательства.
Так, абз. 3 п. 13 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.10.2011 N 363 предусмотрено, что для принятия решения о предоставлении земельного участка инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, необходимы следующие документы, в том числе и справку о том, что заявитель признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, выданная не позднее чем за 30 дней до дня подачи заявления.
Между тем, согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 14 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу п. 17 и 18 которого инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Из системного анализа приведенных нормативных предписаний следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на внеочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Определением Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1127-О-О разъяснено, что ст. 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение ч. 14 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Соответственно, в силу закона, право инвалида на получение земельного участка для ведения дачного хозяйства является первоочередным и в зависимость от нуждаемости в получении такого участка это право не поставлено.
В целях реализации норм Земельного кодекса РФ, Законом РХ от 05.05.2003 N 25 (ред. от 29.05.2013) "О предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" установлены случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, расположенных на территории Республики Хакасия, из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Статьей 2(1) Закона РХ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" закреплено право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства гражданам РФ, указанным в ч. 2 настоящей статьи, постоянно проживающим на территории республики, не имеющим в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и дачного строительства.
Категории граждан, которым предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства, перечислены в пунктах 1 - 6 ч. 2 ст. 2(1) указанного Закона Республики Хакасия, в том числе к таким категориям отнесены граждане, имеющие в соответствии с федеральными законами право на бесплатное, первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков (п. 1 ст. 2(1).
Законом РХ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" предусмотрено два обязательных условия, при наличии которых граждане, имеющие в соответствии с федеральными законами право на первоочередное предоставление земельных участков, вправе требовать предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства - это постоянное проживание на территории Республики Хакасия и отсутствие в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого дома).
Иных условий, в том числе нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий, названным Законом РХ не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что доводы представителей Совета депутатов города Абакана о праве граждан-инвалидов на получение земельных участков в зависимости от их нуждаемости в улучшении жилищных условий, являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора города Абакана о признании противоречащим федеральному законодательству п. 13 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.10.2011 N 363, в части слов: "справка о том, что заявитель признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, выданная не позднее, чем за 30 дней до дня подачи заявления" подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Требования прокурора города Абакана удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству п. 13 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.10.2011 N 363, в части слов: "справка о том, что заявитель признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, выданная не позднее, чем за 30 дней до дня подачи заявления".
Обязать Совет депутатов города Абакана опубликовать решение суда в газете "Абакан".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня выдачи решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2013.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АБАКАНСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 29.07.2013 ПО ДЕЛУ N 2-4738/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АБАКАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 июля 2013 г. по делу N 2-4738/2013
Абаканский городской Суд,
в составе председательствующего Царевой Е.А.,
при секретаре Яковлевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Абакана к Совету депутатов города Абакана о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 13 Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан", утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.10.2011 N 363,
- с участием: помощника прокурора города Абакана Абдина К.А., действующего на основании распоряжения;
- представителей Совета депутатов города Абакана Каузовой Ю.Д., Гасан О.В., действующих на основании доверенностей;
- установил:
Прокурор города Абакана обратился в суд с иском к Совету депутатов города Абакана о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 13 Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан", утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.10.2011 N 363. Обязать опубликовать в газете "Абакан официальный" сообщение о состоявшемся по делу судебном решении.
В судебном заседании помощник прокурора города Абакана Абдин К.А. заявленные требования уточнил, просил суд признать противоречащим федеральному законодательству п. 13 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.10.2011 N 363, в части слов: "справка о том, что заявитель признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, выданная не позднее, чем за 30 дней до дня подачи заявления". Обязать опубликовать в газете "Абакан официальный" сообщение о состоявшемся по делу судебном решении.
Помощник прокурора города Абакана Абдин К.А. просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Совета депутатов города Абакана Гасан О.В., Каузова Ю.Д. заявленные требования не признали, ссылаясь на вводный п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 об утверждении Правил предоставления льгот инвалидам, согласно которому для реализации льгот по получению земельных участков, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" принимаются на учет инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Данный пункт Правил распространяет свое действие на все последующие, в том числе на пункт 17, касающийся предоставления земельных участков. Представители Совета депутатов города Абакана считают, что зависимость права на приобретение земельного участка от нуждаемости заявителя-инвалида в улучшении жилищных условий напрямую предусмотрена федеральным законодательством. На этом основании в оспариваемом п. 13 Положения для предоставления земельных участков инвалидам в перечень необходимых документов включена справка, подтверждающая признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В связи с чем, представители Совета депутатов города Абакана Гасан О.В., Каузова Ю.Д. просят суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
27.05.2013 председателю Совета депутатов города Абакана было вынесено представление, в котором предложено рассмотреть настоящий протест, в целях устранения противоречий федеральному законодательству внести соответствующие изменения в п. 13 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов города Абакана от 25.10.2011 N 363.
Из письма председателя Совета депутатов города Абакана N 01-15/92 от 20.06.2013, следует, что протест прокурора был рассмотрен на 49-й сессии, решение принято не было, на очередной сессии протест будет рассмотрен повторно.
В судебном заседании помощник прокурора города Абакана настаивает, что отдельные положения п. 13 Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан" противоречат требованиям федерального законодательства.
Так, абз. 3 п. 13 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.10.2011 N 363 предусмотрено, что для принятия решения о предоставлении земельного участка инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, необходимы следующие документы, в том числе и справку о том, что заявитель признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, выданная не позднее чем за 30 дней до дня подачи заявления.
Между тем, согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 14 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу п. 17 и 18 которого инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Из системного анализа приведенных нормативных предписаний следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на внеочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Определением Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1127-О-О разъяснено, что ст. 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение ч. 14 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Соответственно, в силу закона, право инвалида на получение земельного участка для ведения дачного хозяйства является первоочередным и в зависимость от нуждаемости в получении такого участка это право не поставлено.
В целях реализации норм Земельного кодекса РФ, Законом РХ от 05.05.2003 N 25 (ред. от 29.05.2013) "О предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" установлены случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, расположенных на территории Республики Хакасия, из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Статьей 2(1) Закона РХ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" закреплено право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства гражданам РФ, указанным в ч. 2 настоящей статьи, постоянно проживающим на территории республики, не имеющим в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и дачного строительства.
Категории граждан, которым предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства, перечислены в пунктах 1 - 6 ч. 2 ст. 2(1) указанного Закона Республики Хакасия, в том числе к таким категориям отнесены граждане, имеющие в соответствии с федеральными законами право на бесплатное, первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков (п. 1 ст. 2(1).
Законом РХ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" предусмотрено два обязательных условия, при наличии которых граждане, имеющие в соответствии с федеральными законами право на первоочередное предоставление земельных участков, вправе требовать предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства - это постоянное проживание на территории Республики Хакасия и отсутствие в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого дома).
Иных условий, в том числе нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий, названным Законом РХ не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что доводы представителей Совета депутатов города Абакана о праве граждан-инвалидов на получение земельных участков в зависимости от их нуждаемости в улучшении жилищных условий, являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора города Абакана о признании противоречащим федеральному законодательству п. 13 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.10.2011 N 363, в части слов: "справка о том, что заявитель признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, выданная не позднее, чем за 30 дней до дня подачи заявления" подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования прокурора города Абакана удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству п. 13 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.10.2011 N 363, в части слов: "справка о том, что заявитель признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, выданная не позднее, чем за 30 дней до дня подачи заявления".
Обязать Совет депутатов города Абакана опубликовать решение суда в газете "Абакан".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня выдачи решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2013.
Судья
Е.А.ЦАРЕВА
Е.А.ЦАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)