Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4103/2013, А-20

Требование: О возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельных участков, принять решения о предоставлении земельного участка в аренду.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению истцов, ответчик незаконно отказал в предоставлении земельных участков в аренду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. по делу N 33-4103/2013, А-20


Судья: Иванова Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Головиной Л.Н.,
судей: Парамзиной И.М., Михайлинского О.Н.,
при секретаре: Л.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Парамзиной И.М.,
гражданское дело по исковому заявлению Ш. <данные изъяты>, К.Н.А. <данные изъяты> к администрации Емельяновского района, К.С. <данные изъяты>, МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" о признании незаконными действий администрации Емельяновского района по отказу в предоставлении земельных участков, по заключению договора аренды земельного участка с К.С., возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельных участков и предварительное согласование о возможности формирования земельных участков, принять решения о предоставлении земельного участка в аренду и оформить договор аренды на земельный участок, признании договора аренды земельного участка с К.С. недействительным с момента заключения
по апелляционной жалобе К.Н.А., Ш.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Ш. <данные изъяты>, К.Н.А. <данные изъяты> к администрации Емельяновского района. К.С. <данные изъяты>, МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" о признании незаконными действий администрации Емельяновского района по отказу в предоставлении земельных участков, по заключению договора аренды земельного участка с К.С., возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельных участков и предварительное согласование о возможности формирования земельных участков, принять решения о предоставлении земельного участка в аренду и оформить договор аренды на земельный участок, признании договора аренды земельного участка с К.С. недействительным с момента заключения, удовлетворить частично.
Признать отказ администрации Емельяновского района, направленный Ш. <данные изъяты> и К.Н.А. <данные изъяты> 16.04.2012 года по тем основаниям, что им уже ранее предоставлялся земельный участок бесплатно под ИЖС, незаконным.
По заявлению Ш. <данные изъяты> <данные изъяты> обязать администрацию Емельяновского района выполнить действия, предусмотренные ст. 34 ЗК РФ, а именно МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" утвердить и выдать Ш.схему расположения земельного участка, по адресу: расположенного по адресу: <данные изъяты> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в месячный срок, после выполнения Ш. свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, обязать принять решение о передаче в аренду земельного участка Ш. <данные изъяты>
В удовлетворении остальных требований К.Н.А. и Ш. отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Ш. и К.Н.А. обратились в суд с искомым заявлением (с учетом уточнений) к администрации Емельяновского района, К.С., МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" о признании незаконными действий администрации Емельяновского района по отказу в предоставлении земельных участков, по заключению договора аренды земельного участка с К.С., возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельных участков и предварительное согласование о возможности формирования земельных участков, принять решения о предоставлении земельного участка в аренду и оформить договор аренды на земельный участок, признании договора аренды земельного участка с К.С. недействительным с момента заключения.
Требования мотивированы тем, что Ш. обратилась 26.03.2012 года в администрацию Емельяновского района в лице МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" с заявлением о возможности формирования и предоставления в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>
К.Н.А. обратилась 03.04.2012 года в администрацию Емельяновского района в лице МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" (далее Управление) с заявлением и о возможности формирования и предоставления в аренду земельного участка площадью 1080 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>
Согласно ответам администрации Емельяновского района N<данные изъяты> от 16.04.2012 года и N <данные изъяты> от 16.04.2012 года обоим заявителям было отказано в выделении данных участков на правах аренды по основанию, что ранее Ш. и К.Н.А. уже предоставлялся бесплатно участок под ИЖС на данной территории.
Считают данный отказ не обоснованным, в связи с нарушением органом местного самоуправления ст. 34 ЗК РФ, предусматривающей в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Истцы полагают, что МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" своими действиями не позволило им осуществить право на владение и использование земельного участка на правах аренды и ведение личного подсобного хозяйства, необходимого как многодетной семье К.Н.А., так и многодетной семьи Ш.
Определением Емельяновского районного суда от 30.05.2012 года приняты меры обеспечения, в виде запрета администрации Емельяновского района Красноярского края принимать решение о передаче земельных участков, расположенных по адресу: <данные изъяты> в собственность или аренду кому-либо. Вместе с тем, 13.06.2012 года между администрацией Емельяновского района и К.С. с другой был заключен на 11 месяцев договор аренды земельного участка, находящегося по адресу: <данные изъяты>
С учетом изложенного, просят:
- Обязать МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" выдать Ш. предварительное согласование о возможности формирования земельного участка, положенного по адресу: <данные изъяты>
- Признать действия администрации Емельяновского района по заключению договора аренды на земельный участок по адресу, <данные изъяты> не законными.
- Признать договор аренды N 1971, находящегося в государственной собственности земельного участка от 13.06.2012 года недействительным с момента заключения.
- Обязать администрацию Емельяновского района в лице МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" предоставить земельный участок по адресу: <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> К.Н.А. в аренду под ЛПХ на срок 4 года согласно ранее поданного заявления о предоставлении земельного участка.
- Обязать МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" оформить договор аренды земельного участка по адресу: <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м с К.Н.А.
- Обязать Администрацию Емельяновского района в лице МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" принять решение о предоставлении земельного участка по адресу<данные изъяты> в аренду сроком на 4 года Ш. согласно ранее поданного заявления.
- Обязать Администрацию Емельяновского района в лице МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" оформить договор аренды земельного участка по адресу: <данные изъяты> с Ш.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе К.Н.А., Ш. просят решение отменить, ссылаются на то, что суд не разрешил часть заявленных требований, а именно не разрешил вопрос о признании недействительным договора аренды Администрации Емельяновского района с К.С. В оспариваемом решении не указано, каким образом К.Н.А. может восстановить нарушенное право. Выводы суда о том, что К.С. обратился ранее К.Н.А. с заявлением о предоставлении земельного участка, об отсутствии возражений относительно выдела спорного участка после заблаговременной публикации сведений о его выделе, не основаны на материалах дела. Кроме того, при вынесении решения суд вышел за пределы заявленных требований, указав на соблюдение администрацией земельного законодательства при предоставлении земельного участка К.С. Судом не были применены положения специального законодательства и не учтено, что после опубликования сообщения о наличии земельного участка К.Н.А. обратилась в установленный месячный срок, в то время как К.С. по его истечению.
Проверив материалы дела, заслушав Ш. и К.Н.А., поддержавших доводы жалобы, представителя администрации Емельяновского района Красноярского края В., согласившуюся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10, 11 настоящего кодекса.
Так, порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства установлен в ст. 34 Земельного кодекса РФ. При этом в самом Федеральном законе "О личном подсобном хозяйстве" такой порядок не регламентирован.
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений рассмотрению подлежит все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для определенных категорий граждан, если иное не установлено законом. Данные акты должны соответствовать предъявляемым к ним настоящей статьей требованиям, а также не должны противоречить иным нормам Земельного кодекса, прежде всего направленным на урегулирование отношений по возникновению прав на земельные участки;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременно публикацию такой информации.
По смыслу ч. ч. 2. 3, 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, должно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка. В этом заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. На основании данного заявления орган местного управления выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исходя из буквального толкования приведенных выше положений, следует, что земельный участок, который предполагается предоставить, формируется на основании ст. 67, 70 ЗК РФ, а также Федерального закона о землеустройстве и Федерального закона о государственном кадастре недвижимости. Порядок утверждения схем расположения земельных участков предусмотрен не иначе, как путем подачи заинтересованным лицом заявления органу местного самоуправления, который в свою очередь рассматривает его по правилам ч. 4 ст. 34 ЗК РФ.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что истица Ш. 26 марта 2012 г. обратилась в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу <данные изъяты> Истица К.Н.А. 03 апреля 2012 г. обратилась в администрацию Емельяновского района о предоставлении ей земельного участка для ЛПХ по адресу <данные изъяты>
Заявителям в предоставлении данных земельных участков в аренду 16 апреля 2012 г. было отказано администрацией Емельяновского района с указанием, что Ш. и К.Н.А. использовали свое право на предоставление им земельных участков бесплатно для ИЖС на льготных условиях, согласно закону Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Удовлетворяя требования истцов в части необоснованности отказа по мотиву предоставления ранее истцам земельных участков для ИЖС, суд первой инстанции правильно указал на то, что истцы, являясь многодетными гражданами, в рамках Закона Красноярского края N 7-2542 от 04.12.08 г. получили однократно бесплатно земельные участки для целей ИЖС, поэтому они не лишены права на обращение с заявлением о предоставлении им земельных участков в аренду в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Удовлетворяя требования Ш. и обязывая ответчика утвердить и выдать ей схему расположения земельного участка, а после выполнения ею кадастровых работ - заключить договор аренды на требуемый земельный участок, суд указал на необходимость выполнения сторонами процедуры, предусмотренной ст. 34 ЗК РФ, поскольку притязаний на земельный участок о стороны иных лиц, не установлено.
В части разрешений исковых требований Ш. решение сторонами не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении требований К.Н.А. о предоставлении ей в аренду земельного участка для ЛПХ по адресу <данные изъяты>, суд первой инстанции исходил из того, что в отношении данного земельного участка состоялась сделка - оформлен договор аренды от 13 июня 2012 г. сроком на 11 месяцев между Администрацией Емельяновского района в лице МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновсокго района Красноярского края" и К.С., которым в установленном порядке до заключения договора проведены за свой счет работы по постановке участка на кадастровый учет.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда. Согласно п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, которые заинтересованы в получении земельных участков, должны подать заявление в исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение истребуемым земельным участком. В заявлении должны быть указаны цель, для которой предполагается использовать земельный участок, его размеры, местоположение и испрашиваемое право (право собственности или аренды) на земельный участок.
После этого орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти в течение одного месяца выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующих территорий.
Заявитель на основании указанной схемы обеспечивает выполнение кадастровых работ и обращается для осуществления кадастрового учета участка и изготовления кадастрового паспорта.
В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимается решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно.
С учетом изложенного ст. 34 Кодекса предусматривает заявительный порядок предоставления земельных участков, проведение торгов при этом не предусматривается. В случае поступления двух и более заявок на один земельный участок такой участок должен быть предоставлен лицу, подавшему заявление ранее других (при условии выполнения требований законодательства: соответствие целей предполагаемого использования виду разрешенного использования, соответствие размера и местоположения градостроительным и иным требованиям и т.п.). Иным заявителям могут быть предложены альтернативные земельные участки либо разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного участка.
Из материалов дела следует, что К.С. обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка 26 июля 2011 г. После осуществления им кадастрового учета и установления границ земельного участка, К.С. 12 мая 2012 г. обратился с заявлением о предоставлении для ЛПХ земельного участка по адресу <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м, приложив необходимый перечень документов. 13 июня 2012 г. с ним оформлен договор аренды на спорный земельный участок.
Вместе с тем, К.Н.А. с заявлением о предоставлении ей данного земельного участка в администрацию Емельяновского района обращается 03 апреля 2012 г., при этом из межевого плана следует, что в феврале - марте 2012 г. уже проводились межевые работы по заявлению К.С.
Вместе с тем, отказ в предоставлении К.Н.А. требуемого ею спорного земельного участка, не лишает ее права на повторное обращение в органы местного самоуправления с заявлением в порядке ст. 34 ЗК РФ, поэтому доводы жалобы в той части, что суд первой инстанции не указал К.Н.А. о процедуре восстановления ее нарушенного права судебная коллегия находит несостоятельными.
Учитывая, что в резолютивной части решения указано на отказ в удовлетворении остальных требований К.Н.А. и Ш., необоснованны доводы жалобы о не разрешении судом части заявленных требований истцов.
Материалами дела подтверждено, что К.С., обращаясь 26.07.11 г. с заявлением, указал в качестве ориентира земельного участка - <данные изъяты>, что не следует расценивать как точно установленный адрес (л.д. 25), поскольку постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 12.12.11 г. присвоен адрес - <данные изъяты> (л.д. 78). В связи с изложенным, не принимаются доводы жалобы о том, что обращение К.Н.А. после адресации участка, следовало суду расценивать как более раннее обращение с заявлением о предоставлении спорного участка.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы жалобы являлись основанием процессуальной позиции истцов, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Доводы апелляционной жалобы и обстоятельства, на которые в их обоснование ссылаются в жалобе истцы, не опровергают выводов суда первой инстанции. Имеющимся в деле доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, выводы суда соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ проверена в пределах доводов апелляционной жалобы. Оснований для применения положений ст. 330 ГПК РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
Несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, а также неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Н.А. и Ш. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)