Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.06.2015 N 20АП-2374/2015 ПО ДЕЛУ N А09-22/2014

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2015 г. по делу N А09-22/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 04.06.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Троебортное" - Савочкина А.В. (доверенность от 15.10.2014), от администрации Севского района Брянской области - Гармаш Т.В. (доверенность от 26.02.2015 N 01-20-342и), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.03.2015 по делу N А09-22/2014 (судья Дюбо Ю.И.),

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Троебортное" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра по Брянской области), Правительства Брянской области, открытого акционерного общества "РХК "Земпроект" об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2009 земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Севский район, 100 м по направлению на запад от н.п. Троебортное, с кадастровым номером 32:22:0230101:136, площадью 15 000 кв. м, равной рыночной стоимости 2 716 000 руб., и понуждении внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в виде рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009.
Впоследствии истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований с учетом экспертного заключения от 16.04.2014, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:22:0230101:136, площадью 15 000 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Севский район, 100 метров по направлению от н.п. Троебортное, в размере 2 727 569 руб.
Судом принято уточнение истцом исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.10.2012 по делу N А09-22/2014 исковые требования ООО "Троебортное" удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу N А09-22/2014 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.11.2014 по делу N А09-22/2014 решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменено, дело направлено в Арбитражный суд Брянской области для нового рассмотрения.
По ходатайству истца к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со ст. 51 АПК РФ судом были привлечены Администрация Севского района Брянской области и Департамент финансов Брянской области.
Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Правительство Брянской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Возражает против выводов судебной экспертизы рыночной стоимости земельного участка. Ссылается на отсутствие корректировки на приведение цены продажи к цене предложения, отсутствие корректировки на дату продажи, неправильную оценку транспортной доступности, неверный выбор объектов аналогов, отсутствие достоверной информации об объектах аналогах. Считает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в проведении повторной судебной экспертизы. В связи с этим апеллянтом было заявлено ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.06.2013 32 АЖ 236848 ООО "Троебортное" на праве собственности принадлежит земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием - для размещения автозаправочного комплекса, общей площадью 15 000 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Севский район, 100 метров по направлению от н.п. Троебортное, с кадастровым номером 32:22:0230101:136.
Согласно справке от 22.05.2013 N 2135/07-си, выданной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:22:0230101:136 площадью 15 000 кв. м составляет 5 389 650 руб.
Вместе с тем, согласно отчету N 3234043083-13-294, выполненному ООО "БИ-НИКА", рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 2 716 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка завышен, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент проведения процедуры государственной кадастровой оценки спорных земельных участков, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5). Государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала (п. 7).
Согласно п. 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 11).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости функций "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6 - 9.12 Регламента).
Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью путем проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 N 39.
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Как следует из материалов дела, исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель промышленности и иного специального назначения Брянской области являлось ОАО "РХК "Земпроект". В целях выполнения Государственного контроля от 25.11.2009 N 127Д работы выполнялась ООО "ЧИМЗ" г. Воронеж на основании договора субподряда от 3.11.2009 N 3.
По результатам проведенных работ ОАО "РХК "Земпроект" представило отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Брянской области по состоянию на 01.01.2009.
Исковые требования об изменении кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости спорных земельных участков, для определения которой в случае необходимости в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Частью 1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что положения названного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Поэтому положения главы "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", устанавливающие специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, на спорные правоотношения не распространяются.
Вместе с тем, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с Методическими указаниями от 15.02.2007 N 39, кадастровая стоимость земельных участков определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель в границах субъекта Российской Федерации.
Работы по государственной кадастровой оценке земель промышленности и специального назначения на территории Брянской области проводились по состоянию на 01.01.2009.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 27.03.2014 по делу N А09-22/2014 по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО "Росэкспертиза".
Перед экспертами ставился вопрос об определении величины рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно экспертному заключению от 16.04.2014 рыночная стоимость земельного участка составляет 2 727 569 руб. по состоянию на 01.01.2009.
Таким образом, экспертное заключение свидетельствует о том, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно отличается от определенной экспертом рыночной стоимости этого земельного участка.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
На основании изложенного, требование в части установления кадастровой стоимости земельного участка в виде его рыночной стоимости правомерно удовлетворено судом первой инстанции в размере 2 727 569 руб.
Доводы апелляционной жалобы о несостоятельности судебной экспертизы рыночной стоимости земельного участка как доказательства по делу, ввиду многочисленных нарушений, допущенных экспертом при проведении экспертизы, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные. В качестве обоснования применения корректировки на приведена статья эксперта цены продажи к цене предложения приведена статья эксперта ФБК А.А. Марчука "Использование экспертного метода при определении размера скидки за торг". Для приведения стоимости земельного участка к ценам 2009 г. принята поправка на инфляцию. Расчет приведен на стр. 15 экспертизы. Таким образом, корректировка стоимости была осуществлена.
Довод жалобы о неправильной оценке транспортной доступности судом во внимание не принимается, поскольку нормативные акты не содержат требований к способам измерения и оценки транспортной доступности к объекту оценки.
Объекты аналоги были выбраны экспертом верно. Все объекты-аналоги расположены на территории Брянской области, а значит находятся в однородной рыночной среде. При использовании сравнительного подхода применяются корректировки (п. 22 ФСО N 1).
Затратный подход к оценке земельного участка, свободного от улучшений не применяется, так как земля является продуктом природы и затрат на ее производство никто не осуществлял. Затратный же подход предполагает возможность замещения объекта оценки другим объектом, который либо является точной копией объекта оценки, либо имеет аналогичные полезные свойства. Ввиду отсутствия прямого аналога объекта оценки, затратный подход не применялся. Принцип независимости эксперта как субъекта процессуальных правоотношений (статья 7 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации") предполагает его самостоятельность в выборе методов проведения экспертного исследования.
Достоверность информации об объектах аналогах подтверждается приложенными к отчету копиями объявлений, опубликованных на сайте в сети интернет. Объявления содержат описания, местоположения объектов, телефоны лиц, разместивших объявления. Экспертиза рыночной стоимости земельного участка выполнена без нарушений методических требований, и требований действующего законодательства.
Противоречий в выводах эксперта не выявлено. Действия эксперта и данное им заключение соответствуют требованиям федерального законодательства и федеральным стандартам оценки.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Ходатайство Правительства Брянской области о назначении повторной судебной экспертизы отклоняется апелляционным судом в силу следующего.
Суд отмечает, что в нарушение требований статьи 82 АПК РФ и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" данное ходатайство не содержит сведений о стоимости и сроках ее проведения, а также документов, подтверждающих оплату проведения заявленной повторной экспертизы.
Кроме того, суд отмечает, что проведение заявленной экспертизы в данном случае не является целесообразным, не приведет к установлению значимых для дела обстоятельств, направлено исключительно на затягивание судебного процесса, поскольку в материалах дела имеется экспертное заключение от 16.04.2014, которое является достоверным и достаточным доказательством, при этом у суда отсутствуют основания для сомнения в его достоверности.
Судебный акт об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной его рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" с 15.09.2010 Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Брянской области (переименовано в Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Брянской области) наделено полномочиями органа кадастрового учета на территории Брянской области.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 473 Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Брянской области реорганизовано в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной реорганизации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра").
Функции ФГБУ "ФКП Росреестра" на территории Брянской области осуществляются филиалом.
Таким образом, требование истца о понуждении ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице ФГБУ "ФКП по Брянской области" совершить действия по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости спорных земельных участков правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 04.03.2015 по делу N А09-22/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)