Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.10.2014 N 33-5433/2014

Требование: Об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что на арендуемой ответчиком территории лесного фонда обнаружена свалка отходов потребления, наличие которой может привести к загрязнению почвы и подземных грунтовых вод.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2014 г. N 33-5433/2014


Судья Красоткина Ю.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.
судей Герман М.В., Озерова С.А.
при секретаре Р.
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...>, которым удовлетворены исковые требования Выборгского городского прокурора Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Нестеровой М.В., заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Выборгский городской прокурор Ленинградской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "РОСТ" об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся у ООО "РОСТ" на праве аренды, путем сбора и вывоза бытовых отходов площадью 10 кв. м объемом около 5 куб. м, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в <адрес> Выборгского участкового лесничества филиала Северо-Западного лесничества Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" (далее - ЛОГКУ "Ленобллес"), на санкционированный полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки было установлено, что на территории лесного фонда, а именно в <адрес> Выборгского участкового лесничества филиала Северо-Западного лесничества ЛОГКУ "Ленобллес", <адрес> размещена несанкционированная свалка отходов потребления площадью 10 кв. м объемом 5 куб. м.
Размещение отходов произведено на лесной подстилке, не оборудованной для этих целей территории, что не исключает возможность загрязнения почвы и подземных грунтовых вод. Принадлежность отходов какому-либо собственнику установить не представилось возможным.
Указанный лесной участок находится в аренде у ООО "РОСТ" на основании договора аренды лесного участка с целью заготовки древесины от <...> N, заключенного между указанной организацией и Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области.
По мнению прокурора, обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, в том числе, очистке лесов от захламления, загрязнения или иного воздействия, возложена на арендаторов лесных участков. Ненадлежащее выполнение ООО "РОСТ" указанной обязанности приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории лесного фонда, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Ссылаясь на положения, ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 4, 55 Лесного кодекса РФ, ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами, термины и определения", введенного в действие 01.07.2002 Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-СТ, ч. 9 ст. 14 Областного закона от 04.03.2010 N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-99, п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414, прокурор просил удовлетворить заявленные требования (л.д. 2 - 6).
Прокурор в судебное заседание суда первой инстанции не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ООО "РОСТ" - Ч. в судебном заседании суда первой инстанции иск не признала.
Представитель третьего лица Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, представитель третьего лица Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
<...> Выборгским городским судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
ООО "РОСТ" обязано в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем сбора и вывоза отходов, незаконно размещенных на лесном участке в квартале N 47 (выдел N 21) Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" на земельном участке лесного фонда площадью 10 кв. м, объемом 5 куб. м на санкционированный полигон твердых бытовых отходов.
С ООО "РОСТ" в бюджет муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей (л.д. 78 - 81).
Представитель ответчика ООО "РОСТ" - Ч., не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подала на него жалобу, в которой просит решение Выборгского городского суда от <...> отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование представленной жалобы указано, что собственник отходов не установлен, место размещения отходов находится на лесных участках, на которых в течение нескольких лет (согласно данным проекта освоения лесов и лесных деклараций) не велась производственная деятельность ООО "РОСТ".
Податель жалобы полагает, что отказ арендатора от уборки несанкционированной свалки отходов, брошенных неизвестными лицами, неправомерно трактован судом как ненадлежащее исполнение условий договора аренды. Кроме того, состав и сущность договора аренды лесного участка не может быть основанием для обязания арендатора осуществлять сбор и вывоз отходов. Подобные мероприятия не предусмотрены Лесной декларацией и утвержденным Проектом освоения лесов. При этом договором аренды предусмотрено отсутствие у арендатора ответственности за причинение вреда лесному участку третьими лицами.
Представитель ответчика считает, что по смыслу норм Земельного кодекса РФ на ООО "РОСТ" лежит обязанность осуществлять мероприятия по охране земель только в ходе осуществления собственной деятельности (л.д. 84 - 88).
Представитель ответчика ООО "РОСТ" в суд апелляционной инстанции не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, заявлений об отложении рассмотрения не представил, доказательств уважительности причин неявки в суд апелляционной инстанции не представил.
С учетом изложенных обстоятельств имеются основания для рассмотрения жалобы в отсутствие ее подателя.
В заключении прокурор просила решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области - по доверенности Б. представила заявление, согласно которому просила обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ООО "РОСТ" является арендатором лесного участка общей площадью 24750 га, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Северо-Западное лесничество, Выборгское участковое лесничество в границах кварталов N Выборгского участкового лесничества в границах кварталов N в целях заготовки древесины, на основании заключенного с Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области договора аренды лесного участка N от <...>. Срок действия договора - до <...> года.
По условиям договора аренды ответчик обязался использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, выполнять требования Санитарных правил в лесах РФ.
Согласно акту обследования территории Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" N от <...> на лесном участке в <адрес> Выборгского участкового лесничества в <адрес> выявлено несанкционированное скопление отходов площадью 10 кв. м Определить принадлежность отходов какому-либо собственнику не представилось возможным. Лесничим Выборгского участкового лесничества составлены также Акт о нарушении лесного законодательства N от <...> и справка об ущербе.
Материалами дела подтверждается, что указанный лесной участок предоставлен в аренду ООО "РОСТ", том числе в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от <...> N
Согласно ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ, подпунктом "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям п. 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии со ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.
Обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414).
Содержащееся в названных нормах указание на то, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ответчиком, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса проводимых ООО "РОСТ".
При этом в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка.
Изложенное также подтверждается положениями ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", которой установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
Так, согласно ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
При этом Лесная декларация не освобождает от обязанности осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке с момента передачи его по договору аренды.
С учетом указанных обстоятельств, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, возложив обязанность по ликвидации свалки, размещенной в выделе N квартала N Выборгского участкового лесничества, на ООО "РОСТ", установив разумный срок для исполнения решения суда в 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия полагает, что прокурором избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе и ст. 12 ГК РФ, в пределах полномочий предоставленных прокурору ст. 45 ГПК РФ и Федеральным законом "О прокуратуре РФ", вне зависимости от наличия или отсутствия в действиях ответчика, в том числе и признаков административного правонарушения.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения в судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения в остальном решения суда не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)