Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Голубцовой Ю.А., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычевой С.В.,
при участии:
- от заявителя - Северина А.Р., представитель по доверенности, паспорт;
- от заинтересованного лица - не явились,
от третьих лиц - не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Полевского городского округа в лице Органа местного самоуправления Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 января 2015 года
по делу N А60-50201/2014,
принятое судьей Ваниным П.Б.,
по заявлению открытого акционерного общества "Полевская коммунальная компания" (ОГРН 1036601624443, ИНН 6626013800)
к Полевскому городскому округу в лице Органа местного самоуправления Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа
третьи лица: Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство N 1" (ОГРН 1026601606888, ИНН 6626001379), Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Глава Полевского городского округа,
о признании незаконным бездействия,
установил:
ОАО "ПКК" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Полевского городского округа в лице Органа местного самоуправления Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа (заинтересованное лицо), выразившегося в непринятии мер по формированию и постановке на учет земельных участков под скважинами N 6227, N 6234 (с. Курганово), N 67218 (с. К. Брод, ул. Советская), N 4235 (с. К. Брод, ул. Урицкого), N 2, N 3 (с. Мраморское), а также земельных участков под первый пояс зоны санитарной охраны данных скважин, а также в непредоставлении права пользования этими земельными участками, об обязании произвести формирование и постановку на учет земельных участков и передать их в 30-дневный срок во владение и пользование заявителю.
Определением от 19.12.2014 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области и Главу Полевского городского округа.
Заявитель уточнил требования (т. 2 л.д. 20-25), просил признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по формированию и постановке на учет земельных участков под скважинами N 6227, N 6234 (с. Курганово), N 4235 (с. К. Брод, ул. Урицкого), N 1, N 2 (с. Мраморское), а также земельных участков под первый пояс зоны санитарной охраны скважин N 6227, N 6234 (с. Курганово), N 67218 (с. К. Брод, ул. Советская), N 4235 (с. К. Брод, ул. Урицкого), N 1, N 2 (с. Мраморское), а также в непредоставлении права пользования этими земельными участками, об обязании произвести формирование и постановку на учет земельных участков. Уточнение требований принято судом на основании ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, признано незаконным бездействие Муниципального образования Полевской городской округ в лице Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, выразившееся в непринятии мер по формированию и постановке на учет земельных участков под скважинами N 6227, N 6234 (с. Курганово), N 4235 (с. К. Брод, ул. Урицкого), N 1, N 2 (с. Мраморское), а также земельных участков под первый пояс зоны санитарной охраны скважин N 67218 (с. К. Брод, ул. Советская), N 6227, N 6234 (с. Курганово), N 4235 (с. К. Брод, ул. Урицкого), N 1, N 2 (с. Мраморское); суд обязал Муниципальное образование Полевской городской округ в лице Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа произвести формирование и постановку на учет земельных участков под скважинами N 6227, N 6234 (с. Курганово), N 4235 (с. К. Брод, ул. Урицкого), N 1, N 2 (с. Мраморское), а также земельных участков под первый пояс зоны санитарной охраны скважин N 67218 (с. К. Брод, ул. Советская), N 6227, N 6234 (с. Курганово), N 4235 (с. К. Брод, ул. Урицкого), N 1, N 2 (с. Мраморское).
Не согласившись с решением, заинтересованное лицо обратилось в суд с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что два земельных участка сформированы и поставлены на кадастровый учет, что судом допущены противоречия в нумерации скважин между заявленными и удовлетворенными требованиями, что непредоставление земельных участков не препятствует заявителю выполнять требования СанПиНов.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания заинтересованное лицо, третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие заинтересованного лица, третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 в порядке части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена председательствующего судьи Гладких Е.О. на судью Семенова В.В.
Как следует из материалов дела, заявитель (общество) обладает лицензией на право пользования недрами СВЕ N 02125 ВЭ на добычу питьевых подземных вод на водозаборных участках одиночных скважин N 6227, 67218, 6234, 2, 3 для хозяйственно-питьевого водоснабжения сел Курганово, Косой Брод, Мраморское Полевского городского округа со сроком действия до 31.12.2013. В приложении N 9 (п. 2.3) к лицензии в качестве одного из условий недропользования предусмотрена обязанность общества соблюдать режим землепользования в границах зоны санитарной охраны в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02.
Обществу также выдана лицензия на право пользования недрами СВЕ N 02825 ВЭ на добычу питьевых подземных вод на водозаборном участке одиночной скважины N 4235 для хозяйственно-питьевого водоснабжения села Косой Брод со сроком действия до 30.04.2015. Согласно условиям недропользования общество обязано соблюдать режим землепользования в границах зоны санитарной охраны в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 (п. 5 приложения N 1 к лицензии).
Условиями недропользования предусмотрена обязанность общества разработать и согласовать в установленном порядке проекты организации зон санитарной охраны водозаборов, а также оформить права на земельные участки в границах горного отвода.
На основании договора аренды N 207/07 от 15.06.2007 (в редакции дополнительного соглашения от 16.05.2008) Орган местного самоуправления Управление Муниципальным имуществом Полевского городского округа (арендодатель) передал в аренду обществу скважины N 6227, 6234 в селе Курганово, N 67218 в селе Косой Брод по ул. Советская, N 4235 в селе Косой Брод по ул. Урицкого, N 2, 3 в селе Мраморское. Указанные скважины находятся в собственности Муниципального образования Полевской городской округ, переданы в аренду на основании прилагаемого к договору аренды акта приема-передачи.
Дополнительным соглашением от 01.08.2012 к договору аренды от 15.06.2007 N 8-08 уточнена нумерация скважин в с. Мраморское, пунктом 1 включены в перечень арендованного имущества скважины N 1 и N 2.
Скважины переданы в аренду обществу для осуществления деятельности по бесперебойному обеспечению жителей указанных сел Полевского городского округа и объектов социально-бытового назначения жилищно-коммунальными услугами.
Согласно п.п. 4.1.1., 4.1.2. договора аренды арендодатель обязан не чинить арендатору препятствий в правомерном использовании объектов аренды, оказывать арендатору в период действия договора аренды информационную, консультационную поддержку в целях эффективного использования арендатором объектов аренды.
Из материалов дела следует, что со стороны заявителя имеют место нарушения условий недропользования в связи с тем, что не разработаны, не согласованы в установленном порядке проекты организации зон санитарной охраны водозаборов. В отношении общества вынесено постановление от 30.05.2014 о возбуждении дела об административном правонарушении, выдано предписание от 22.07.2014 об устранении выявленных нарушений.
При этом из материалов дела также следует, что общество неоднократно в период с марта 2009 по июнь 2014 обращалось в органы местного самоуправления Муниципального образования Полевской городской округ с просьбами организовать работы по образованию (формированию) земельных участков под переданными в аренду скважинами. Заинтересованное лицо не заявляло отказ в удовлетворении требований заявителя, но фактически заявления общества удовлетворены не были, что и явилось основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене или изменению судебного акта.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с п.п. 4, 6 ст. 12 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) лицензия на пользование недрами и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе, указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями.
Согласно ст. 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.1 Закона о недрах образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах.
Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Следовательно, обществу должен быть передан на отдельном праве земельный участок для осуществления лицензионной деятельности. Оформление прав на земельный участок необходимо для установления и эксплуатации зон санитарной охраны водозаборов, а также с целью уплаты обществом земельных платежей. До передачи обществу земельных участков необходимой стадией является образование земельных участков.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 11.3. Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:
1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;
5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Кроме того, в силу п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В настоящем случае бездействие заинтересованного лица, выразившееся в непринятии решения об образовании (формировании) земельных участков под скважинами нарушает права общества как лица, арендующего перечисленные скважины, являющиеся объектами муниципальной собственности с целью бесперебойного обеспечения жителей указанных сел Полевского городского округа и объектов социально-бытового назначения жилищно-коммунальными услугами.
При этом общество до формирования земельных участков не может в полном объеме приступить к выполнению своих обязанностей по указанным лицензиям с целью организации зон санитарной охраны водозаборов, порядок организации которых установлен СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Пунктом 1.5 указанного СанПиН установлено, что зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Необходимые мероприятия по первому поясу определены пунктом 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02, в том числе предусмотрено ограждение и обеспечение охраной, исключение посадки высокоствольных деревьев и т.д., то есть предусмотрены мероприятия, выполнение которых обществом не представляется возможным в отсутствии прав на соответствующий земельный участок. Невыполнение же данных мероприятий приводит к невозможности утверждения зон санитарной охраны скважин и соответственно к нарушению требований Федерального закона от 30.09.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Органом местного самоуправления сформированы два земельных участка, расположенные по адресам: г. Полевской, с. К. Брод, ул. Советская и ул. Урицкого. Первый земельный участок сформирован непосредственно для эксплуатации скважины N 67218 (но не для первого пояса зоны санитарной охраны), требование о формировании земельного участка под скважиной N 67218 заявителем не предъявлено. В отношении второго земельного участка заинтересованным органом не доказано, что сформированный земельный участок позволяет осуществить мероприятия по формированию первого пояса зоны санитарной защиты скважины N 4235.
Судом первой инстанции удовлетворены заявленные требования заявителя в отношении скважин N 1 и N 2 (с. Мраморское). Неверное указание во вводной части решения уточненного требования заявителя (указана скважина N 3 вместо скважины N 1, что противоречит уточненному требованию заявителя (т. 2 л.д. 25)) не привело к принятию неправильного судебного акта.
Таким образом, со стороны заинтересованного лица допущены нарушения норм как земельного законодательства, предусматривающего обязанность органа местного самоуправления образовать земельный участок по заявлению лиц, которые имеют на это право с целью обеспечения водоснабжения, так и нарушение норм законодательства о местном самоуправлении, которое относит к вопросам местного значения городского поселения организацию в границах поселения водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для отмены либо изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 января 2015 года по делу N А60-50201/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
В.В.СЕМЕНОВ
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
В.Ю.ДЮКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2015 N 17АП-3044/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А60-50201/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2015 г. N 17АП-3044/2015-ГК
Дело N А60-50201/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Голубцовой Ю.А., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычевой С.В.,
при участии:
- от заявителя - Северина А.Р., представитель по доверенности, паспорт;
- от заинтересованного лица - не явились,
от третьих лиц - не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Полевского городского округа в лице Органа местного самоуправления Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 января 2015 года
по делу N А60-50201/2014,
принятое судьей Ваниным П.Б.,
по заявлению открытого акционерного общества "Полевская коммунальная компания" (ОГРН 1036601624443, ИНН 6626013800)
к Полевскому городскому округу в лице Органа местного самоуправления Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа
третьи лица: Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство N 1" (ОГРН 1026601606888, ИНН 6626001379), Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Глава Полевского городского округа,
о признании незаконным бездействия,
установил:
ОАО "ПКК" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Полевского городского округа в лице Органа местного самоуправления Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа (заинтересованное лицо), выразившегося в непринятии мер по формированию и постановке на учет земельных участков под скважинами N 6227, N 6234 (с. Курганово), N 67218 (с. К. Брод, ул. Советская), N 4235 (с. К. Брод, ул. Урицкого), N 2, N 3 (с. Мраморское), а также земельных участков под первый пояс зоны санитарной охраны данных скважин, а также в непредоставлении права пользования этими земельными участками, об обязании произвести формирование и постановку на учет земельных участков и передать их в 30-дневный срок во владение и пользование заявителю.
Определением от 19.12.2014 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области и Главу Полевского городского округа.
Заявитель уточнил требования (т. 2 л.д. 20-25), просил признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по формированию и постановке на учет земельных участков под скважинами N 6227, N 6234 (с. Курганово), N 4235 (с. К. Брод, ул. Урицкого), N 1, N 2 (с. Мраморское), а также земельных участков под первый пояс зоны санитарной охраны скважин N 6227, N 6234 (с. Курганово), N 67218 (с. К. Брод, ул. Советская), N 4235 (с. К. Брод, ул. Урицкого), N 1, N 2 (с. Мраморское), а также в непредоставлении права пользования этими земельными участками, об обязании произвести формирование и постановку на учет земельных участков. Уточнение требований принято судом на основании ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, признано незаконным бездействие Муниципального образования Полевской городской округ в лице Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, выразившееся в непринятии мер по формированию и постановке на учет земельных участков под скважинами N 6227, N 6234 (с. Курганово), N 4235 (с. К. Брод, ул. Урицкого), N 1, N 2 (с. Мраморское), а также земельных участков под первый пояс зоны санитарной охраны скважин N 67218 (с. К. Брод, ул. Советская), N 6227, N 6234 (с. Курганово), N 4235 (с. К. Брод, ул. Урицкого), N 1, N 2 (с. Мраморское); суд обязал Муниципальное образование Полевской городской округ в лице Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа произвести формирование и постановку на учет земельных участков под скважинами N 6227, N 6234 (с. Курганово), N 4235 (с. К. Брод, ул. Урицкого), N 1, N 2 (с. Мраморское), а также земельных участков под первый пояс зоны санитарной охраны скважин N 67218 (с. К. Брод, ул. Советская), N 6227, N 6234 (с. Курганово), N 4235 (с. К. Брод, ул. Урицкого), N 1, N 2 (с. Мраморское).
Не согласившись с решением, заинтересованное лицо обратилось в суд с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что два земельных участка сформированы и поставлены на кадастровый учет, что судом допущены противоречия в нумерации скважин между заявленными и удовлетворенными требованиями, что непредоставление земельных участков не препятствует заявителю выполнять требования СанПиНов.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания заинтересованное лицо, третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие заинтересованного лица, третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 в порядке части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена председательствующего судьи Гладких Е.О. на судью Семенова В.В.
Как следует из материалов дела, заявитель (общество) обладает лицензией на право пользования недрами СВЕ N 02125 ВЭ на добычу питьевых подземных вод на водозаборных участках одиночных скважин N 6227, 67218, 6234, 2, 3 для хозяйственно-питьевого водоснабжения сел Курганово, Косой Брод, Мраморское Полевского городского округа со сроком действия до 31.12.2013. В приложении N 9 (п. 2.3) к лицензии в качестве одного из условий недропользования предусмотрена обязанность общества соблюдать режим землепользования в границах зоны санитарной охраны в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02.
Обществу также выдана лицензия на право пользования недрами СВЕ N 02825 ВЭ на добычу питьевых подземных вод на водозаборном участке одиночной скважины N 4235 для хозяйственно-питьевого водоснабжения села Косой Брод со сроком действия до 30.04.2015. Согласно условиям недропользования общество обязано соблюдать режим землепользования в границах зоны санитарной охраны в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 (п. 5 приложения N 1 к лицензии).
Условиями недропользования предусмотрена обязанность общества разработать и согласовать в установленном порядке проекты организации зон санитарной охраны водозаборов, а также оформить права на земельные участки в границах горного отвода.
На основании договора аренды N 207/07 от 15.06.2007 (в редакции дополнительного соглашения от 16.05.2008) Орган местного самоуправления Управление Муниципальным имуществом Полевского городского округа (арендодатель) передал в аренду обществу скважины N 6227, 6234 в селе Курганово, N 67218 в селе Косой Брод по ул. Советская, N 4235 в селе Косой Брод по ул. Урицкого, N 2, 3 в селе Мраморское. Указанные скважины находятся в собственности Муниципального образования Полевской городской округ, переданы в аренду на основании прилагаемого к договору аренды акта приема-передачи.
Дополнительным соглашением от 01.08.2012 к договору аренды от 15.06.2007 N 8-08 уточнена нумерация скважин в с. Мраморское, пунктом 1 включены в перечень арендованного имущества скважины N 1 и N 2.
Скважины переданы в аренду обществу для осуществления деятельности по бесперебойному обеспечению жителей указанных сел Полевского городского округа и объектов социально-бытового назначения жилищно-коммунальными услугами.
Согласно п.п. 4.1.1., 4.1.2. договора аренды арендодатель обязан не чинить арендатору препятствий в правомерном использовании объектов аренды, оказывать арендатору в период действия договора аренды информационную, консультационную поддержку в целях эффективного использования арендатором объектов аренды.
Из материалов дела следует, что со стороны заявителя имеют место нарушения условий недропользования в связи с тем, что не разработаны, не согласованы в установленном порядке проекты организации зон санитарной охраны водозаборов. В отношении общества вынесено постановление от 30.05.2014 о возбуждении дела об административном правонарушении, выдано предписание от 22.07.2014 об устранении выявленных нарушений.
При этом из материалов дела также следует, что общество неоднократно в период с марта 2009 по июнь 2014 обращалось в органы местного самоуправления Муниципального образования Полевской городской округ с просьбами организовать работы по образованию (формированию) земельных участков под переданными в аренду скважинами. Заинтересованное лицо не заявляло отказ в удовлетворении требований заявителя, но фактически заявления общества удовлетворены не были, что и явилось основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене или изменению судебного акта.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с п.п. 4, 6 ст. 12 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) лицензия на пользование недрами и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе, указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями.
Согласно ст. 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.1 Закона о недрах образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах.
Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Следовательно, обществу должен быть передан на отдельном праве земельный участок для осуществления лицензионной деятельности. Оформление прав на земельный участок необходимо для установления и эксплуатации зон санитарной охраны водозаборов, а также с целью уплаты обществом земельных платежей. До передачи обществу земельных участков необходимой стадией является образование земельных участков.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 11.3. Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:
1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;
5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Кроме того, в силу п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В настоящем случае бездействие заинтересованного лица, выразившееся в непринятии решения об образовании (формировании) земельных участков под скважинами нарушает права общества как лица, арендующего перечисленные скважины, являющиеся объектами муниципальной собственности с целью бесперебойного обеспечения жителей указанных сел Полевского городского округа и объектов социально-бытового назначения жилищно-коммунальными услугами.
При этом общество до формирования земельных участков не может в полном объеме приступить к выполнению своих обязанностей по указанным лицензиям с целью организации зон санитарной охраны водозаборов, порядок организации которых установлен СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Пунктом 1.5 указанного СанПиН установлено, что зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Необходимые мероприятия по первому поясу определены пунктом 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02, в том числе предусмотрено ограждение и обеспечение охраной, исключение посадки высокоствольных деревьев и т.д., то есть предусмотрены мероприятия, выполнение которых обществом не представляется возможным в отсутствии прав на соответствующий земельный участок. Невыполнение же данных мероприятий приводит к невозможности утверждения зон санитарной охраны скважин и соответственно к нарушению требований Федерального закона от 30.09.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Органом местного самоуправления сформированы два земельных участка, расположенные по адресам: г. Полевской, с. К. Брод, ул. Советская и ул. Урицкого. Первый земельный участок сформирован непосредственно для эксплуатации скважины N 67218 (но не для первого пояса зоны санитарной охраны), требование о формировании земельного участка под скважиной N 67218 заявителем не предъявлено. В отношении второго земельного участка заинтересованным органом не доказано, что сформированный земельный участок позволяет осуществить мероприятия по формированию первого пояса зоны санитарной защиты скважины N 4235.
Судом первой инстанции удовлетворены заявленные требования заявителя в отношении скважин N 1 и N 2 (с. Мраморское). Неверное указание во вводной части решения уточненного требования заявителя (указана скважина N 3 вместо скважины N 1, что противоречит уточненному требованию заявителя (т. 2 л.д. 25)) не привело к принятию неправильного судебного акта.
Таким образом, со стороны заинтересованного лица допущены нарушения норм как земельного законодательства, предусматривающего обязанность органа местного самоуправления образовать земельный участок по заявлению лиц, которые имеют на это право с целью обеспечения водоснабжения, так и нарушение норм законодательства о местном самоуправлении, которое относит к вопросам местного значения городского поселения организацию в границах поселения водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для отмены либо изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 января 2015 года по делу N А60-50201/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
В.В.СЕМЕНОВ
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
В.Ю.ДЮКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)