Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от ТУ Росимущества в Московской области: Колмакова А.А., доверенность от 19.05.2015 г.,
от ООО "Юлта": Соловьев С.А., доверенность от 11.01.2015 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года по делу N А41-44783/14, после отмены Арбитражным судом Московского округа постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2015 года, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юлта" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области о признании незаконными решения, об обязании предоставить земельный участок по цене, равной 2,5% от его кадастровой стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юлта" (далее - ООО "Юлта", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства в управлению государственным имуществом по Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, заинтересованное лицо), в котором просило:
1. Признать незаконным решение ТУ Росимущества в Московской области, изложенное в письме 28.05.2014, содержащее проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка, в части установления выкупной цены, равной кадастровой стоимости, установленной на дату направления проекта договора купли-продажи - 28.05.2014, в размере 29124293,00 руб.
2. Обязать ТУ Росимущества в Московской области предоставить ООО "Юлта" земельный участок с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка, по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости, установленной на момент обращения с заявлением о приобретении прав на данный земельный участок, а именно на 16.05.2012.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 64-67).
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права (л.д. 69-75).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2015 года решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года по делу N А41-44783/14 отменено, в удовлетворении заявленных требований - отказано (том 1, л.д. 120-124).
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07 апреля 2015 года постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2015 года было отменено, дело N А41-44783/14 было направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (том 1, л.д. 150-153).
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ООО "Юлта" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Юлта" является собственником восьми объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, по адресу Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка.
10.10.2012 года общество обратилось в Росимущество с заявлением о приватизации данного земельного участка, приложив к заявлению пакет документов согласно перечню, установленному приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
10.01.2013 года ТУ Росимущества в Московской области уведомило общество о необходимости представления информации и документов, необходимых для проверки фактического использования земельного участка.
После представления испрашиваемых документов, Территориальное управление провело проверку, результаты которой зафиксировало в акте от 27.02.2013 фактического использования федерального земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36. Одним из пунктов названного акта ООО "Юлта" предложено оформить земельные правоотношения.
27.02.2013 года общество подало заявку на приватизацию спорного земельного участка, представив все необходимые документы.
Поскольку заявка общества была оставлена без ответа, ООО "Юлта", в рамках дела N А41-28880/13 обратилось в суд с заявлением к ТУ Росимущества в Московской области и Росимуществу о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Московской области, выразившегося в уклонении от заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенного по адресу Московская область, Ногинский р-он, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка в течение четырех месяцев с момента подачи соответствующей заявки. Также общество просило понудить ТУ Росимущества в Московской области к незамедлительному заключению договора купли-продажи указанного земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 18.10.2013 года по делу N А41-28880/13 бездействие ТУ Росимущества в Московской области, выразившееся в уклонении от заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка, признано незаконным. Суд обязал ТУ Росимущества в Московской области заключить с ООО "Юлта" договор купли-продажи указанного земельного участка.
Во исполнение вышеуказанного судебного решения заинтересованное лицо письмом от 28.05.2014 года направило в адрес ООО "Юлта" договор купли-продажи N 01-04/40 находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности. Выкупная цена указанного земельного участка составила 29124293 руб. - в размере кадастровой стоимости, установленной на 2014 год (действующую на момент подготовки договора).
02.06.2014 года ООО "Юлта" обратилось в Территориальное управление с просьбой установить выкупную цену земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 на момент подачи заявления, а именно в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001.
Письмом от 27.06.2014 N ЕП/04-4336 заинтересованное лицо указало на то, что не усматривает оснований для внесения изменений в договор купли-продажи, поскольку определение выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 решением по делу N А41-28880/13 не установлено.
Ссылаясь на то обстоятельство, что решение ТУ Росимущества в Московской области, изложенное в письме от 28.05.2014 года, является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Юлта" обратилось в суд с настоящими требованиями.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением в уполномоченный орган), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений и сооружений, если таковые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше трех миллионов человек, 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения права на земельный участок юридическое лицо должно обратиться в уполномоченный орган.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в месячный срок со дня подачи заявления.
Следовательно, обязанность подготовить и принять решение по заявлению возникает у соответствующего органа со дня обращения к нему с заявлением, при этом выкупная цена земельного участка определяется по состоянию на дату подачи заявления.
Как уже было указано, в рамках дела N А41-28880/13 ООО "Юлта" оспаривалось бездействие ТУ Росимущества в Московской области, выразившееся в уклонении от заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенного по адресу Московская область, Ногинский р-он, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 18.10.2013 года по делу N А41-28880/13 бездействие ТУ Росимущества в Московской области, выразившееся в уклонении от заключения с ООО "Юлта" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка, признано незаконным. Суд обязал ТУ Росимущества в Московской области заключить с ООО "Юлта" договор купли-продажи указанного земельного участка.
22.08.2014 года ООО "Юлта" обратилось в суд первой инстанции за разъяснением данного судебного акта.
Определением от 29 августа 2014 года заявление ООО "Юлта" о разъяснении решения Арбитражного суда Московской области от 18.10.2013 года по делу N А41-28880/13 было удовлетворено. Суд разъяснил заявителю, что ТУ Росимущества в Московской области обязано заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка, по цене, установленной на дату обращения общества с заявлением о выкупе земельного участка.
В своем заявлении ООО "Юлта" указывает на то обстоятельство, что общество неоднократно обращалось в Росимущество с заявлениями о предоставлении земельного участка в собственность, в частности с заявлением N 89 от 10.11.2011 г. (до 01.07.2012 г.).
Вместе с тем, заявитель, полагая, что Росимущество не исполняет предусмотренную законом обязанность по рассмотрению обращения о предоставлении земельного участка в собственность, имел возможность в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжаловать его бездействие в судебном порядке. Между тем, общество, выбирая способы реализации своего права, данной возможностью не воспользовалось, а заново обратилось в Росимущество с новым заявлением 10.10.2012 г.
В соответствии с вышеуказанными положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации указанное обращение заявителя расценивается как самостоятельное, имевшее место уже после 01.07.2012 года.
Следовательно, Территориальное управление было обязано рассмотреть данное обращение от 10.10.2012 г. в качестве нового в месячный срок со дня его подачи и принять решение в соответствии с нормами права, действовавшими в данный период.
Между тем, выкупная стоимость спорного земельного участка установлена ТУ Росимущества в Московской области на момент подготовки договора, а именно, по состоянию на 2014 год, когда кадастровая стоимость земельного участка была изменена.
Суд кассационной инстанции, отправляя дело на новое рассмотрение, указал на то, что суд апелляционной инстанции правильно признал, что выкупная цена спорного земельного участка подлежала определению на дату подачи обществом заявления, а именно: по состоянию на 10.10.2012. Вместе с тем, указанное несоответствие в выкупной цене спорного земельного участка апелляционный суд не устранил, не определил фактическую цену, по которой спорный земельный участок подлежал продаже обществу во исполнение принятого по делу Арбитражного суда Московской области N А41-28880/13 решения.
Поскольку ООО "Юлта" обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность 10.10.2012 года, то есть после 01.07.2012 года, заявитель утратил право на выкуп испрашиваемого земельного участка по льготной цене, в связи с чем, выкупная стоимость спорного земельного участка подлежит установлению в размере кадастровой стоимости на основании пунктов 1.1, 1.2 статьи 36 земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно представленной в материалы дела кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19.06.2015 года кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 10 октября 2012 года, составляет 20420400 руб. 60 коп.
При таких обстоятельствах, заявленное требование об оспаривании ненормативного правового акта является обоснованным, обжалуемое решение Теруправления Росимущества в Московской области надлежит признать недействительным.
В то же время, в силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд вправе самостоятельно формулировать соответствующий способ устранения нарушенных прав, исходя из конкретных, установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств рассматриваемого дела.
С учетом установленных по делу обстоятельств, способом восстанавливающим нарушенные права и законные интересы заявителя является обязание Теруправления Росимущества в Московской области предоставить ООО "Юлта" земельный участок с кадастровым номером 50:16:0101035:36 по цене, исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 10.10.2012 г., в размере 20420400 руб. 60 коп.
Поскольку основанием для удовлетворения заявленных требований судом первой инстанции явился вывод о наличии у заявителя права на выкуп земельного участка по льготной цене, что является ошибочным, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине за рассмотрение заявления, понесенные ООО "Юлта" при обращении за судебной защитой, относятся на Теруправление Росимущества в Московской области.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года по делу N А41-44783/14 отменить.
Признать решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, изложенное в письме 28.05.2014, содержащее проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка, в части установления выкупной цены, равной кадастровой стоимости, установленной на дату направления проекта договора купли-продажи - 28.05.2014, в размере 29124293 рублей, незаконным.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области предоставить ООО "Юлта" земельный участок с кадастровым номером 50:16:0101035:36 по цене, исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 10.10.2012 г. в размере 20420400 руб. 60 коп.
Взыскать с ТУ Росимущества в Московской области в пользу ООО "Юлта" расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Возвратить ООО "Юлта" из федерального бюджета госпошлину в сумме 4000 руб.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2015 N 10АП-15608/2014 ПО ДЕЛУ N А41-44783/14
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2015 г. по делу N А41-44783/14
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от ТУ Росимущества в Московской области: Колмакова А.А., доверенность от 19.05.2015 г.,
от ООО "Юлта": Соловьев С.А., доверенность от 11.01.2015 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года по делу N А41-44783/14, после отмены Арбитражным судом Московского округа постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2015 года, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юлта" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области о признании незаконными решения, об обязании предоставить земельный участок по цене, равной 2,5% от его кадастровой стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юлта" (далее - ООО "Юлта", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства в управлению государственным имуществом по Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, заинтересованное лицо), в котором просило:
1. Признать незаконным решение ТУ Росимущества в Московской области, изложенное в письме 28.05.2014, содержащее проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка, в части установления выкупной цены, равной кадастровой стоимости, установленной на дату направления проекта договора купли-продажи - 28.05.2014, в размере 29124293,00 руб.
2. Обязать ТУ Росимущества в Московской области предоставить ООО "Юлта" земельный участок с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка, по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости, установленной на момент обращения с заявлением о приобретении прав на данный земельный участок, а именно на 16.05.2012.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 64-67).
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права (л.д. 69-75).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2015 года решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года по делу N А41-44783/14 отменено, в удовлетворении заявленных требований - отказано (том 1, л.д. 120-124).
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07 апреля 2015 года постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2015 года было отменено, дело N А41-44783/14 было направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (том 1, л.д. 150-153).
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ООО "Юлта" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Юлта" является собственником восьми объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, по адресу Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка.
10.10.2012 года общество обратилось в Росимущество с заявлением о приватизации данного земельного участка, приложив к заявлению пакет документов согласно перечню, установленному приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
10.01.2013 года ТУ Росимущества в Московской области уведомило общество о необходимости представления информации и документов, необходимых для проверки фактического использования земельного участка.
После представления испрашиваемых документов, Территориальное управление провело проверку, результаты которой зафиксировало в акте от 27.02.2013 фактического использования федерального земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36. Одним из пунктов названного акта ООО "Юлта" предложено оформить земельные правоотношения.
27.02.2013 года общество подало заявку на приватизацию спорного земельного участка, представив все необходимые документы.
Поскольку заявка общества была оставлена без ответа, ООО "Юлта", в рамках дела N А41-28880/13 обратилось в суд с заявлением к ТУ Росимущества в Московской области и Росимуществу о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Московской области, выразившегося в уклонении от заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенного по адресу Московская область, Ногинский р-он, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка в течение четырех месяцев с момента подачи соответствующей заявки. Также общество просило понудить ТУ Росимущества в Московской области к незамедлительному заключению договора купли-продажи указанного земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 18.10.2013 года по делу N А41-28880/13 бездействие ТУ Росимущества в Московской области, выразившееся в уклонении от заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка, признано незаконным. Суд обязал ТУ Росимущества в Московской области заключить с ООО "Юлта" договор купли-продажи указанного земельного участка.
Во исполнение вышеуказанного судебного решения заинтересованное лицо письмом от 28.05.2014 года направило в адрес ООО "Юлта" договор купли-продажи N 01-04/40 находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности. Выкупная цена указанного земельного участка составила 29124293 руб. - в размере кадастровой стоимости, установленной на 2014 год (действующую на момент подготовки договора).
02.06.2014 года ООО "Юлта" обратилось в Территориальное управление с просьбой установить выкупную цену земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 на момент подачи заявления, а именно в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001.
Письмом от 27.06.2014 N ЕП/04-4336 заинтересованное лицо указало на то, что не усматривает оснований для внесения изменений в договор купли-продажи, поскольку определение выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 решением по делу N А41-28880/13 не установлено.
Ссылаясь на то обстоятельство, что решение ТУ Росимущества в Московской области, изложенное в письме от 28.05.2014 года, является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Юлта" обратилось в суд с настоящими требованиями.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением в уполномоченный орган), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений и сооружений, если таковые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше трех миллионов человек, 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения права на земельный участок юридическое лицо должно обратиться в уполномоченный орган.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в месячный срок со дня подачи заявления.
Следовательно, обязанность подготовить и принять решение по заявлению возникает у соответствующего органа со дня обращения к нему с заявлением, при этом выкупная цена земельного участка определяется по состоянию на дату подачи заявления.
Как уже было указано, в рамках дела N А41-28880/13 ООО "Юлта" оспаривалось бездействие ТУ Росимущества в Московской области, выразившееся в уклонении от заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенного по адресу Московская область, Ногинский р-он, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 18.10.2013 года по делу N А41-28880/13 бездействие ТУ Росимущества в Московской области, выразившееся в уклонении от заключения с ООО "Юлта" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка, признано незаконным. Суд обязал ТУ Росимущества в Московской области заключить с ООО "Юлта" договор купли-продажи указанного земельного участка.
22.08.2014 года ООО "Юлта" обратилось в суд первой инстанции за разъяснением данного судебного акта.
Определением от 29 августа 2014 года заявление ООО "Юлта" о разъяснении решения Арбитражного суда Московской области от 18.10.2013 года по делу N А41-28880/13 было удовлетворено. Суд разъяснил заявителю, что ТУ Росимущества в Московской области обязано заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка, по цене, установленной на дату обращения общества с заявлением о выкупе земельного участка.
В своем заявлении ООО "Юлта" указывает на то обстоятельство, что общество неоднократно обращалось в Росимущество с заявлениями о предоставлении земельного участка в собственность, в частности с заявлением N 89 от 10.11.2011 г. (до 01.07.2012 г.).
Вместе с тем, заявитель, полагая, что Росимущество не исполняет предусмотренную законом обязанность по рассмотрению обращения о предоставлении земельного участка в собственность, имел возможность в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжаловать его бездействие в судебном порядке. Между тем, общество, выбирая способы реализации своего права, данной возможностью не воспользовалось, а заново обратилось в Росимущество с новым заявлением 10.10.2012 г.
В соответствии с вышеуказанными положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации указанное обращение заявителя расценивается как самостоятельное, имевшее место уже после 01.07.2012 года.
Следовательно, Территориальное управление было обязано рассмотреть данное обращение от 10.10.2012 г. в качестве нового в месячный срок со дня его подачи и принять решение в соответствии с нормами права, действовавшими в данный период.
Между тем, выкупная стоимость спорного земельного участка установлена ТУ Росимущества в Московской области на момент подготовки договора, а именно, по состоянию на 2014 год, когда кадастровая стоимость земельного участка была изменена.
Суд кассационной инстанции, отправляя дело на новое рассмотрение, указал на то, что суд апелляционной инстанции правильно признал, что выкупная цена спорного земельного участка подлежала определению на дату подачи обществом заявления, а именно: по состоянию на 10.10.2012. Вместе с тем, указанное несоответствие в выкупной цене спорного земельного участка апелляционный суд не устранил, не определил фактическую цену, по которой спорный земельный участок подлежал продаже обществу во исполнение принятого по делу Арбитражного суда Московской области N А41-28880/13 решения.
Поскольку ООО "Юлта" обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность 10.10.2012 года, то есть после 01.07.2012 года, заявитель утратил право на выкуп испрашиваемого земельного участка по льготной цене, в связи с чем, выкупная стоимость спорного земельного участка подлежит установлению в размере кадастровой стоимости на основании пунктов 1.1, 1.2 статьи 36 земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно представленной в материалы дела кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19.06.2015 года кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 10 октября 2012 года, составляет 20420400 руб. 60 коп.
При таких обстоятельствах, заявленное требование об оспаривании ненормативного правового акта является обоснованным, обжалуемое решение Теруправления Росимущества в Московской области надлежит признать недействительным.
В то же время, в силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд вправе самостоятельно формулировать соответствующий способ устранения нарушенных прав, исходя из конкретных, установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств рассматриваемого дела.
С учетом установленных по делу обстоятельств, способом восстанавливающим нарушенные права и законные интересы заявителя является обязание Теруправления Росимущества в Московской области предоставить ООО "Юлта" земельный участок с кадастровым номером 50:16:0101035:36 по цене, исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 10.10.2012 г., в размере 20420400 руб. 60 коп.
Поскольку основанием для удовлетворения заявленных требований судом первой инстанции явился вывод о наличии у заявителя права на выкуп земельного участка по льготной цене, что является ошибочным, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине за рассмотрение заявления, понесенные ООО "Юлта" при обращении за судебной защитой, относятся на Теруправление Росимущества в Московской области.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года по делу N А41-44783/14 отменить.
Признать решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, изложенное в письме 28.05.2014, содержащее проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка, в части установления выкупной цены, равной кадастровой стоимости, установленной на дату направления проекта договора купли-продажи - 28.05.2014, в размере 29124293 рублей, незаконным.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области предоставить ООО "Юлта" земельный участок с кадастровым номером 50:16:0101035:36 по цене, исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 10.10.2012 г. в размере 20420400 руб. 60 коп.
Взыскать с ТУ Росимущества в Московской области в пользу ООО "Юлта" расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Возвратить ООО "Юлта" из федерального бюджета госпошлину в сумме 4000 руб.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)