Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2015 N 05АП-5478/2015 ПО ДЕЛУ N А24-321/2015

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2015 г. N 05АП-5478/2015

Дело N А24-321/2015

Резолютивная часть постановления оглашена 16 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Восканян Мгер Жораевич,
апелляционное производство N 05АП-5478/2015
на решение от 29.04.2015
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-321/2015 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича (ИНН 410100106544, ОГРНИП 305410109000036, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 31.03.2005)
к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.07.2009)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством для установки павильона в районе пр. Победы, 81, оформленного письмом от 26.12.2014 N 01-08-01/6785/14,
- при участии: стороны не явились, извещены;

- установил:

Индивидуальный предприниматель Восканян Мгер Жораевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - департамент) об отказе в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, для установки павильона по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, 81, оформленного письмом от 26.12.2014 N 01-08-01/6785/14, а также об обязании департамент принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве аренды.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 29.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что из оспариваемого решения департамента не следует, что оно было принято с учетом зонирования территорий Петропавловск-Камчатского городского округа. Полагает, что отказ в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, ввиду отсутствия испрашиваемого места размещения павильона в схеме размещения нестационарных торговых объектов не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Настаивает на том, что испрашиваемый им земельный участок из оборота не изъят, для государственных или муниципальных нужд не зарезервирован и не относится к зеленому фонду города, в пределах которого запрещается хозяйственная или иная деятельность. С учетом изложенного считает, что поскольку департаментом не представлены доказательства принципиальной невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду, то отказ департамент является незаконным.
Департамент с доводами апелляционной жалобы не согласился, по тексту представленного письменного отзыва указал, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем судебный акт отмене не подлежит.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ, изложенных в пункте 5 Постановления от 17.02.2011 N 12, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу по делу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
03.12.2014 предприниматель обратился к главе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением вх. N 13-02-02-00/18322/14 о предоставлении земельного участка площадью 700 кв. м сроком на 20 лет для целей, не связанных со строительством, для установки павильона - объекта бытового обслуживания, расположенного в г. Петропавловске-Камчатском, район пр. Победы, 81.
Письмом от 26.12.2014 N 01-08-01/6785/14 департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка в аренду. Основанием для отказа явилось отсутствие места размещения объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов Петропавловск-Камчатского городского округа.
Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 01.03.2015 в силу статьи 29 ЗК РФ осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 34 Кодекса (действовавшей до 01.03.2015) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в части 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 5 этой же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В развитие указанных положений Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края было принято Решение от 27.12.2013 N 163-нд "О процедурах и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - Решение N 163-нд), утратившее силу с 01.03.2015.
В соответствии с частью 3 статьи 1 названного Решения предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществлялось департаментом.
Статьей 2 Решения N 163-нд были установлены критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, которыми являлись:
- - размещение на земельных участках временных объектов, не связанных прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям, возведение которых не требует проведения земляных и строительно-монтажных работ по устройству фундаментов;
- - соответствие площади испрашиваемого земельного участка, указанной заявителем в заявлении, площади временного объекта, его назначению, параметрам размещаемого временного объекта;
- - соответствие цели использования испрашиваемого земельного участка, указанной заявителем в заявлении, видам разрешенного использования, установленным для соответствующей территориальной зоны, определенной Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа "О правилах землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа";
- - соответствие цели использования испрашиваемого земельного участка, указанной заявителем в заявлении, документам территориального планирования городского округа.
По правилам пункта 2 части 6 статьи 1 этого же Решения в целях, не связанных со строительством, земельные участки предоставляются для размещения временных объектов, в том числе для организации общественного питания, бытового обслуживания, торговли, за исключением объектов развозной и разносной торговли, станций технического обслуживания, пунктов мойки автомобилей (автомоек).
Частью 8 этой же статьи было предусмотрено, что временные объекты для организации торговли размещаются в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
В соответствии с пунктом 12 части 8 статьи 3 Решения N 163-нд одним из оснований для отказа в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, является несоответствие предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, требованиям частей 6 - 8 статьи 1, статьи 2 настоящего Решения.
Как установлено судебной коллегией, предприниматель испрашивает земельный участок в районе пр. Победы, 81 в г. Петропавловске-Камчатском для размещения павильона - объекта бытового обслуживания.
Отказывая в предоставлении указанного земельного участка в аренду, департамент пришел к выводу о том, что размещение нестационарных торговых объектов в силу части 8 статьи 1 Решения N 163-нд осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, в которой испрашиваемое место размещения павильона отсутствует.
Суд апелляционной инстанции находит данные выводы обоснованными, исходя из следующего.
В силу пункта 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Порядок создания условий для обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания урегулирован Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 27.12.2013 N 164-нд (далее - Решение N 164-нд).
В соответствии в пунктом 2 статьи 3 названного Решения в целях создания условий обеспечения жителей городского округа услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания администрация городского округа в лице ее органов разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов.
По правилам части 3 статьи 4 Решения N 164-нд размещение нестационарных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности городского округа или на земельных участках, собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа в соответствии с нормативным правовым актом Камчатского края, за исключением случаев, установленных абзацами пятым-седьмым настоящей части.
Как установлено судом апелляционной инстанции, постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 19.05.2014 N 1136 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
Данное постановление опубликовано в газете "Град Петра и Павла" от 23.05.2014 N 20, а 27.05.2014 указанная схема размещена для всеобщего открытого доступа на официальном Интернет - сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по адресу: http://pkgo.ru в разделе "Важная информация".
Согласно имеющемуся в материалах дела письму Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.03.2015 N 01-11-02/244/15 испрашиваемое заявителем место размещения павильона в районе пр. Победы, 81 в данную схему не включено.
При таких обстоятельствах заявление предпринимателя о предоставлении ему земельного участка в указанном районе не соответствовало требованиям частей 6 - 8 статьи 1 Решения N 163-нд.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельные участки для размещения временных объектов могут быть предоставлены в аренду лишь в том случае, если размещаемые на них торговые объекты соответствуют схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
Довод заявителя жалобы о том, что им испрашивался земельный участок для размещения объекта бытового обслуживания, а не объекта торговли, в связи с чем к спорной ситуации положения части 8 статьи 1 Решения N 163-нд и нормы Решения N 164-нд не применимы, апелляционной коллегией отклоняется.
Из пункта 1 статьи 4 Решения N 164-нд следует, что под нестационарным объектом общественного питания, торговли и бытового обслуживания (далее - нестационарный объект) в настоящем Решении понимается временное сооружение или временная конструкция, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям, в том числе передвижное сооружение, возведение которых не требует проведения земляных и строительно-монтажных работ по устройству фундаментов; объекты развозной и разносной торговли.
В соответствии с частью 4 статьи 4 этого же Решения основанием для размещения нестационарного объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или собственность на который не разграничена, за исключением случаев, установленных абзацами пятым-седьмым части 3 настоящей статьи, являются:
1) договор аренды земельного участка;
2) договор на размещение нестационарного объекта.
Выбор основания для размещения нестационарного объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или собственность на который не разграничена, осуществляется владельцем нестационарного объекта самостоятельно с учетом требований, установленных настоящим Решением.
Учитывая, что к нестационарным объектам отнесены как объекты торговли, так и объекты бытового обслуживания, и объекты общественного питания, возможность размещения на испрашиваемом земельном участке таких объектов зависит от включения места размещения нестационарного объекта в соответствующую схему.
В этой связи доводы заявителя о том, что земельный участок для установки павильона бытового обслуживания может быть предоставлен в аренду независимо от схемы расположения нестационарных объектов, что в оспариваемом решении не содержится указание на территориальную зону Петропавловск-Камчатского городского округа, и что департаментом не доказана принципиальная невозможность предоставления земельного участка в аренду, подлежат отклонению как безосновательные.
Кроме того, не находя оснований для удовлетворения заявленных требований, судебная коллегия принимает во внимание, что обращение в суд, прежде всего, направлено на восстановление и защиту нарушенных или нарушаемых прав (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем, предъявляя требование об оспаривании решения департамента от 26.12.2014 N 01-08-01/6785/14, заявитель не обосновал, каким образом удовлетворение его требований по настоящему спору будет способствовать восстановлению его нарушенных прав, исходя из действующего правового регулирования.
Согласно статье 39.6 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, будут передаваться в аренду, в том числе для целей строительства, на торгах, проводимых в форме аукционов.
Земельным кодексом РФ в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрен закрытый перечень случаев, когда земельные участки будут предоставляться без проведения торгов, к которым спорная ситуация не относится.
Анализ положений части 1 статьи 34 названного Закона, содержащей переходные положения, показывает, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Принимая во внимание, что по заявлению Восканяна М.Ж. до 01.03.2015 органом, осуществляющим публичные полномочия, схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в районе пр. Победы, 81, являющаяся основанием для продолжения процедуры предоставления земельного участка в порядке статьи 34 Кодекса в ранее действовавшей редакции, утверждена не была, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для восстановления нарушенного права.
Одновременно апелляционная коллегия принимает во внимание содержание действующей с 01.03.2015 новой редакции Кодекса, в частности подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 и пункта 1 статьи 39.36 ЗК РФ, согласно которым размещение нестационарных торговых объектов должно осуществляться с учетом особенностей Закона N 381-ФЗ на основании утвержденной органом местного самоуправления соответствующей схемы.
Таким образом, предпринимателем не доказано создание оспариваемым отказом препятствий в осуществлении его предпринимательской деятельности, поскольку он не утратил право на размещение на земельном участке павильона бытового обслуживания с соблюдением действующих норм и в установленном законом порядке.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы предпринимателя, тем более, что какие-либо права в отношении спорного земельного участка у заявителя не возникли, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании незаконным решения департамента и не нашел оснований для восстановления нарушенного права.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 29.04.2015 по делу N А24-321/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА

Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)