Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 03 сентября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Суховой И.Б.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черенковой Е.С.,
при участии:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Пичаевская районная станция по борьбе с болезнями животных": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.06.2014 по делу N А64-2922/2014 (судья Соловьева О.В.) по иску Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844, ИНН 6831000240) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176), третье лицо: Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Пичаевская районная станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1046817631728, ИНН 6814002953) о признании права собственности
установил:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок, площадью 2407 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: станция по борьбе с болезнями животных, адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, Пичаевский район, с.Пичаево, улица Красная, д. 30, кадастровый номер 68:14:1001044:13.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Пичаевская районная станция по борьбе с болезнями животных".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.06.2014 по делу N А64-2922/2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание апелляционного суда 02.09.2014 г. представители лиц, участвующих в деле, не явились.
От истца и третьего лица в материалы дела поступили ходатайства о рассмотрении настоящего дела в их отсутствии.
От Комитета по управлению имуществом Тамбовской области также поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеназванных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие, в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области (приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 реорганизовано в форме преобразования в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области) от 26.03.2007 N 63-р осуществлена безвозмездная передача имущества, находящегося в федеральной собственности ликвидированных (подлежащих ликвидации) федеральных государственных учреждений ветеринарии, передаваемого в собственность Тамбовской области.
В соответствии п. 6 указанного распоряжения, право собственности у Тамбовской области на передаваемое имущество возникло с момента утверждения акта приема-передачи имущества государственных учреждений ветеринарии, как имущественных комплексов, в государственную собственность Тамбовской области.
Во исполнение постановления администрации Тамбовской области от 21.03.2008 N 357 "О принятии из федеральной собственности в государственную собственность Тамбовской области имущества и закреплении его на праве оперативного управления за Тамбовскими областными государственными учреждениями ветеринарии", в соответствии с актом приема-передачи от 18.04.2007 в государственную собственность Тамбовской области передано имущество по перечню согласно приложению к постановлению: здание ветстанции, два кирпичных гаража, расположенных по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с.Пичаево, ул. Красная, 30.
В целях решения задач по охране территорий области от заноса заразных болезней животных из других регионов, предупреждения и ликвидации заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечения безопасности продуктов животноводства и растениеводства в ветеринарно-санитарном отношении и защиты населения от болезней, общих для человека и животных на территории Тамбовской области созданы областные государственные учреждения ветеринарии, в том числе ТОГУ "Пичаевская районная станция по борьбе с болезнями животных".
Постановлением администрации Тамбовской области от 14.10.2011 N 1414 Тамбовское областное государственное учреждение "Пичаевская районная станция по борьбе с болезнями животных" переименовано в Тамбовское областное государственной бюджетное учреждение "Пичаевская районная станция по борьбе с болезнями животных".
Здание ветстанции - с кадастровым (или условным) номером 68:68:16/002/2012-696; гараж кирпичный - с кадастровым (или условным) номером 68:68-16/002/2012-695, гараж кирпичный - с кадастровым (или условным) номером 68:68-16/002/2012-694, которые расположены на спорном земельном участке, находятся в собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 68-АБ 448902 от 17.05.2012, серии 68-АБ 448871 от 15.05.2012, серии 68-АБ 448902 от 17.05.2012.
Приобретение права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество осуществлено без переоформления прав на земельный участок, на котором расположено указанное недвижимое имущество.
Спорный земельный участок площадью 2407 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: станция по борьбе с болезнями животных, адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, Пичаевский район, с.Пичаево, улица Красная, д. 30, кадастровый номер 68:14:1001044:13, находится в собственности Российской Федерации и закреплен на постоянном (бессрочном) пользовании за ТОГБУ "Пичаевская районная станция по борьбе с болезнями животных", что подтверждает выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.11.2013, кадастровый паспорт земельного участка от 18.11.2013.
Ссылаясь на то обстоятельство, что произвести государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на спорный земельный участок во внесудебном порядке не представляется возможным, истец обратился в суд с настоящим требованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 11, 12 ГК РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке, в частности путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности. Решение суда об удовлетворении требования о признании права собственности является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество.
В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ и пункта 3 статьи 552 ГК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии со статьей 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
В силу пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, в соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса РФ установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся, в том числе земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса РФ, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемого имущества.
Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Как следует из материалов дела, истец в обоснование заявленных требований сослался на то, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности субъекта РФ.
Факт передачи имущества в собственность субъекта Российской Федерации - Тамбовская область подтверждается материалами дела, а именно распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области от 26.03.2007 N 63-р, передаточным актом от 18.04.2007, постановлением администрации Тамбовской области от 21.03.2008 N 357.
Как было указано ранее, здание ветстанции - с кадастровым (или условным) номером 68:68:16/002/2012-696; гараж кирпичный - с кадастровым (или условным) номером 68:68-16/002/2012-695, гараж кирпичный - с кадастровым (или условным) номером 68:68-16/002/2012-694, которые расположены на спорном земельном участке, находятся в собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 68-АБ 448902 от 17.05.2012, серии 68-АБ 448871 от 15.05.2012, серии 68-АБ 448902 от 17.05.2012.
Согласно пункту 2 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в частности, относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пункт 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в областной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы.
По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования, в связи с чем ссылка заявителя жалобы на необходимость руководствоваться административным порядком при передаче земельного участка в областную собственность, необоснованна.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
В силу изложенного подлежит отклонению довод апелляционной жалобы ответчика о том, что истцом не доказано возникновение его права на спорный земельный участок.
Согласно пунктам 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом возникновения у него соответствующего права.
Поскольку право областной собственности основывается на нормах Закона N 137-ФЗ, но не может быть зарегистрировано ввиду наличия зарегистрированного права Российской Федерации на указанный участок, истец был вправе защищать свои права посредством иска о признании права.
Учитывая, что право собственности на расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости принадлежит субъекту Российской Федерации - Тамбовской области, суд апелляционной инстанции, так же как арбитражный суд области, приходит к выводу о том, что спорный земельный участок в силу вышеприведенных норм права относится к собственности субъекта Российской Федерации.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В силу изложенного решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19 июня 2014 по делу N А64-2922/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19 июня 2014 по делу N А64-2922/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.И.ПОРОТИКОВ
Судьи
И.Б.СУХОВА
И.В.УШАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.09.2014 ПО ДЕЛУ N А64-2922/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2014 г. по делу N А64-2922/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 03 сентября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Суховой И.Б.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черенковой Е.С.,
при участии:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Пичаевская районная станция по борьбе с болезнями животных": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.06.2014 по делу N А64-2922/2014 (судья Соловьева О.В.) по иску Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844, ИНН 6831000240) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176), третье лицо: Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Пичаевская районная станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1046817631728, ИНН 6814002953) о признании права собственности
установил:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок, площадью 2407 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: станция по борьбе с болезнями животных, адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, Пичаевский район, с.Пичаево, улица Красная, д. 30, кадастровый номер 68:14:1001044:13.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Пичаевская районная станция по борьбе с болезнями животных".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.06.2014 по делу N А64-2922/2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание апелляционного суда 02.09.2014 г. представители лиц, участвующих в деле, не явились.
От истца и третьего лица в материалы дела поступили ходатайства о рассмотрении настоящего дела в их отсутствии.
От Комитета по управлению имуществом Тамбовской области также поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеназванных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие, в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области (приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 реорганизовано в форме преобразования в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области) от 26.03.2007 N 63-р осуществлена безвозмездная передача имущества, находящегося в федеральной собственности ликвидированных (подлежащих ликвидации) федеральных государственных учреждений ветеринарии, передаваемого в собственность Тамбовской области.
В соответствии п. 6 указанного распоряжения, право собственности у Тамбовской области на передаваемое имущество возникло с момента утверждения акта приема-передачи имущества государственных учреждений ветеринарии, как имущественных комплексов, в государственную собственность Тамбовской области.
Во исполнение постановления администрации Тамбовской области от 21.03.2008 N 357 "О принятии из федеральной собственности в государственную собственность Тамбовской области имущества и закреплении его на праве оперативного управления за Тамбовскими областными государственными учреждениями ветеринарии", в соответствии с актом приема-передачи от 18.04.2007 в государственную собственность Тамбовской области передано имущество по перечню согласно приложению к постановлению: здание ветстанции, два кирпичных гаража, расположенных по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с.Пичаево, ул. Красная, 30.
В целях решения задач по охране территорий области от заноса заразных болезней животных из других регионов, предупреждения и ликвидации заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечения безопасности продуктов животноводства и растениеводства в ветеринарно-санитарном отношении и защиты населения от болезней, общих для человека и животных на территории Тамбовской области созданы областные государственные учреждения ветеринарии, в том числе ТОГУ "Пичаевская районная станция по борьбе с болезнями животных".
Постановлением администрации Тамбовской области от 14.10.2011 N 1414 Тамбовское областное государственное учреждение "Пичаевская районная станция по борьбе с болезнями животных" переименовано в Тамбовское областное государственной бюджетное учреждение "Пичаевская районная станция по борьбе с болезнями животных".
Здание ветстанции - с кадастровым (или условным) номером 68:68:16/002/2012-696; гараж кирпичный - с кадастровым (или условным) номером 68:68-16/002/2012-695, гараж кирпичный - с кадастровым (или условным) номером 68:68-16/002/2012-694, которые расположены на спорном земельном участке, находятся в собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 68-АБ 448902 от 17.05.2012, серии 68-АБ 448871 от 15.05.2012, серии 68-АБ 448902 от 17.05.2012.
Приобретение права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество осуществлено без переоформления прав на земельный участок, на котором расположено указанное недвижимое имущество.
Спорный земельный участок площадью 2407 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: станция по борьбе с болезнями животных, адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, Пичаевский район, с.Пичаево, улица Красная, д. 30, кадастровый номер 68:14:1001044:13, находится в собственности Российской Федерации и закреплен на постоянном (бессрочном) пользовании за ТОГБУ "Пичаевская районная станция по борьбе с болезнями животных", что подтверждает выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.11.2013, кадастровый паспорт земельного участка от 18.11.2013.
Ссылаясь на то обстоятельство, что произвести государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на спорный земельный участок во внесудебном порядке не представляется возможным, истец обратился в суд с настоящим требованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 11, 12 ГК РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке, в частности путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности. Решение суда об удовлетворении требования о признании права собственности является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество.
В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ и пункта 3 статьи 552 ГК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии со статьей 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
В силу пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, в соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса РФ установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся, в том числе земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса РФ, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемого имущества.
Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Как следует из материалов дела, истец в обоснование заявленных требований сослался на то, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности субъекта РФ.
Факт передачи имущества в собственность субъекта Российской Федерации - Тамбовская область подтверждается материалами дела, а именно распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области от 26.03.2007 N 63-р, передаточным актом от 18.04.2007, постановлением администрации Тамбовской области от 21.03.2008 N 357.
Как было указано ранее, здание ветстанции - с кадастровым (или условным) номером 68:68:16/002/2012-696; гараж кирпичный - с кадастровым (или условным) номером 68:68-16/002/2012-695, гараж кирпичный - с кадастровым (или условным) номером 68:68-16/002/2012-694, которые расположены на спорном земельном участке, находятся в собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 68-АБ 448902 от 17.05.2012, серии 68-АБ 448871 от 15.05.2012, серии 68-АБ 448902 от 17.05.2012.
Согласно пункту 2 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в частности, относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пункт 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в областной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы.
По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования, в связи с чем ссылка заявителя жалобы на необходимость руководствоваться административным порядком при передаче земельного участка в областную собственность, необоснованна.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
В силу изложенного подлежит отклонению довод апелляционной жалобы ответчика о том, что истцом не доказано возникновение его права на спорный земельный участок.
Согласно пунктам 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом возникновения у него соответствующего права.
Поскольку право областной собственности основывается на нормах Закона N 137-ФЗ, но не может быть зарегистрировано ввиду наличия зарегистрированного права Российской Федерации на указанный участок, истец был вправе защищать свои права посредством иска о признании права.
Учитывая, что право собственности на расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости принадлежит субъекту Российской Федерации - Тамбовской области, суд апелляционной инстанции, так же как арбитражный суд области, приходит к выводу о том, что спорный земельный участок в силу вышеприведенных норм права относится к собственности субъекта Российской Федерации.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В силу изложенного решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19 июня 2014 по делу N А64-2922/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19 июня 2014 по делу N А64-2922/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.И.ПОРОТИКОВ
Судьи
И.Б.СУХОВА
И.В.УШАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)