Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей:
Москвиной Л.А., Пронниковой Е.В.,
при ведении протокола
помощником судьи Распутиной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2014 по делу N А40-141878/13 (135-1260)
по заявлению ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
3-и лица: 1) ДГИ г. Москвы, 2) Правительство Москвы, 3) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости
при участии:
от заявителя:
- Солошенко Ю.А. по дов. N 010 от 10.01.2014;
- от ответчика:
- не явился, извещен;
- от 3-х лиц:
- от 1: Кулешов В.Ю. по дов. от 26.06.2014 N 33-Д-480/14;
- от 2, 3: не явились, извещены;
- установил:
ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:2, с местоположением: г. Москва, поселение Филимоновское, вблизи д. Валуево, уч. N 6, площадью 82 000 кв. м, в размере его рыночной стоимости 60 693 988 руб., определенной по состоянию на 01.07.2012; об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:21, с местоположением: г. Москва, поселение Филимоновское, вблизи д. Валуево, уч. N 1, площадью 226 720 кв. м, в размере его рыночной стоимости 167 811 475 руб., определенной по состоянию на 01.07.2012; об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:3, с местоположением: г. Москва, поселение Филимоновское, вблизи д. Валуево, уч. N 5, площадью 2 565 кв. м, в размере его рыночной стоимости 1 898 537 руб., определенной по состоянию на 01.07.2012; об обязании ФГБУ "ФКП "Росреестра" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, указав с 12.12.2012 по 11.12.2013 включительно в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:2 его рыночную стоимость в размере 60 693 988 руб.; об обязании ФГБУ "ФКП "Росреестра" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, указав с 12.12.2012 по 11.12.2013 включительно в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:21 его рыночную стоимость в размере 167 811 475 руб.; об обязании ФГБУ "ФКП "Росреестра" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, указав с 12.12.2012 по 11.12.2013 включительно в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:3 его рыночную стоимость в размере 1 898 537 руб.
Решением суда от 29.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево" не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица - ДГИ г. Москвы в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в письменных объяснениях.
Представители ответчика и третьих лиц - Правительства Москвы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0150205:2, 50:21:0150205:21, 50:21:0150205:3, площадью 82 000 кв. м, 226 720 кв. м, 2 565 кв. м, имеющие категорию земель населенных пунктов, расположенных по адресу: г. Москва, поселение Филимоновское, вблизи д. Валуево.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 669-ПП кадастровая стоимость указанных земельных участков установлена в размере 130 363 390 руб., 331 832 616 руб., 5 372 380 руб.
Общество, считая недостоверными кадастровую оценку и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка ввиду их несоответствия рыночной стоимости земельного участка, обратился с настоящим заявлением в суд.
В качестве обоснования заявленных требований общество ссылается на отчет ООО "Центр по оценке собственности, инвестиционных рисков Экспертиза" N 192/06-13, куда ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево" обратилось для определения рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков на дату 01.07.2012.
В соответствии с указанным отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:01050205:2 на 01.07.2012 составила 60 693 988 руб., земельного участка с кадастровым номером 50:21:01050205:21 на 01.07.2012 составила 167 811 475 руб., земельного участка с кадастровым номером 50:21:01050205:2 на 01.07.2012 - 1 898 537 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево" требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Так, согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Налоги и сборы в силу п. 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков в силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В силу п. п. 1, 9 указанных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ по предоставлению территориальных органов Федерального агентства объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются Министерством экономического развития и торговли РФ.
В соответствии с п. п. 1.3, 1.4 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъектов РФ. Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется в следующем порядке: формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Согласно п. 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. В качестве рыночной информации используются: цены сделок, цены предложения, цены спроса, информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке, коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости, иные показатели.
В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, средства массовой информации, отчеты об оценке рыночной стоимости. В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ.
Согласно п. 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Из указанной нормы следует, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть близка к рыночной стоимости земельного участка.
Окончательная кадастровая оценка принадлежащих обществу земельных участков, как полагает заявитель, проведена без учета рыночных цен на земельный участок.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет об рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Как правильно отметил суд в своем решении, данный Закон прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости, однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.I "Государственная кадастровая оценка" Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости.
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве доказательства рыночной стоимости представленный обществом отчет ООО "Бюро оценки бизнеса" N 2013-01/106 об оценке исходя из следующих обстоятельств.
Так, Закон об оценочной деятельности согласно ст. 2 данного Закона определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Статьей 5 Закона об оценочной деятельности установлен перечень объектов оценки.
В соответствии со ст. 6 Закона об оценочной деятельности Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Комплекс работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в РФ проводится в соответствии с ранее упомянутыми Методическими указаниями, согласно которым кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется для каждого земельного участка в разрезе 17 видов разрешенного использования.
Для проведения работ по государственной кадастровой оценке земель г. Москвы сформирован перечень объектов недвижимости. Для формирования перечня объектов оценки предоставлялись сведения государственного кадастра недвижимости, содержащие характеристики земельных участков, включенные в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2012.
Результаты государственной кадастровой оценки земель г. Москвы утверждены Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 669-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Москвы" и вступили в силу 01.01.2013.
Сведения об экономических показателях внесены в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2013.
Таким образом, поскольку кадастровая стоимость земельных участков утверждена по состоянию на 01.01.2013, то рыночная стоимость земельных участков подлежит определению по состоянию на ту же дату.
Между тем, рыночная стоимость указанных земельных участков в отчете оценщика, представленном обществом, определена на 01.07.2012, то есть не на дату утверждения его кадастровой стоимости.
Иного отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013, как и сведений о том, что по состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость земельных участков составляла 60 693 988 руб., 167 811 475 руб., 1 898 537 руб., в материалы дела не представлено.
Как разъяснил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
При таких данных, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований общества об определении кадастровой стоимости земельных участков.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований правомерен.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Ввиду изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2014 по делу N А40-141878/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
Судьи
Е.В.ПРОННИКОВА
Л.А.МОСКВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2014 N 09АП-27200/2014 ПО ДЕЛУ N А40-141878/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2014 г. N 09АП-27200/2014
Дело N А40-141878/13
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей:
Москвиной Л.А., Пронниковой Е.В.,
при ведении протокола
помощником судьи Распутиной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2014 по делу N А40-141878/13 (135-1260)
по заявлению ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
3-и лица: 1) ДГИ г. Москвы, 2) Правительство Москвы, 3) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости
при участии:
от заявителя:
- Солошенко Ю.А. по дов. N 010 от 10.01.2014;
- от ответчика:
- не явился, извещен;
- от 3-х лиц:
- от 1: Кулешов В.Ю. по дов. от 26.06.2014 N 33-Д-480/14;
- от 2, 3: не явились, извещены;
- установил:
ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:2, с местоположением: г. Москва, поселение Филимоновское, вблизи д. Валуево, уч. N 6, площадью 82 000 кв. м, в размере его рыночной стоимости 60 693 988 руб., определенной по состоянию на 01.07.2012; об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:21, с местоположением: г. Москва, поселение Филимоновское, вблизи д. Валуево, уч. N 1, площадью 226 720 кв. м, в размере его рыночной стоимости 167 811 475 руб., определенной по состоянию на 01.07.2012; об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:3, с местоположением: г. Москва, поселение Филимоновское, вблизи д. Валуево, уч. N 5, площадью 2 565 кв. м, в размере его рыночной стоимости 1 898 537 руб., определенной по состоянию на 01.07.2012; об обязании ФГБУ "ФКП "Росреестра" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, указав с 12.12.2012 по 11.12.2013 включительно в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:2 его рыночную стоимость в размере 60 693 988 руб.; об обязании ФГБУ "ФКП "Росреестра" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, указав с 12.12.2012 по 11.12.2013 включительно в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:21 его рыночную стоимость в размере 167 811 475 руб.; об обязании ФГБУ "ФКП "Росреестра" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, указав с 12.12.2012 по 11.12.2013 включительно в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:3 его рыночную стоимость в размере 1 898 537 руб.
Решением суда от 29.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево" не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица - ДГИ г. Москвы в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в письменных объяснениях.
Представители ответчика и третьих лиц - Правительства Москвы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0150205:2, 50:21:0150205:21, 50:21:0150205:3, площадью 82 000 кв. м, 226 720 кв. м, 2 565 кв. м, имеющие категорию земель населенных пунктов, расположенных по адресу: г. Москва, поселение Филимоновское, вблизи д. Валуево.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 669-ПП кадастровая стоимость указанных земельных участков установлена в размере 130 363 390 руб., 331 832 616 руб., 5 372 380 руб.
Общество, считая недостоверными кадастровую оценку и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка ввиду их несоответствия рыночной стоимости земельного участка, обратился с настоящим заявлением в суд.
В качестве обоснования заявленных требований общество ссылается на отчет ООО "Центр по оценке собственности, инвестиционных рисков Экспертиза" N 192/06-13, куда ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево" обратилось для определения рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков на дату 01.07.2012.
В соответствии с указанным отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:01050205:2 на 01.07.2012 составила 60 693 988 руб., земельного участка с кадастровым номером 50:21:01050205:21 на 01.07.2012 составила 167 811 475 руб., земельного участка с кадастровым номером 50:21:01050205:2 на 01.07.2012 - 1 898 537 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево" требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Так, согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Налоги и сборы в силу п. 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков в силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В силу п. п. 1, 9 указанных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ по предоставлению территориальных органов Федерального агентства объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются Министерством экономического развития и торговли РФ.
В соответствии с п. п. 1.3, 1.4 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъектов РФ. Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется в следующем порядке: формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Согласно п. 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. В качестве рыночной информации используются: цены сделок, цены предложения, цены спроса, информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке, коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости, иные показатели.
В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, средства массовой информации, отчеты об оценке рыночной стоимости. В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ.
Согласно п. 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Из указанной нормы следует, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть близка к рыночной стоимости земельного участка.
Окончательная кадастровая оценка принадлежащих обществу земельных участков, как полагает заявитель, проведена без учета рыночных цен на земельный участок.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет об рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Как правильно отметил суд в своем решении, данный Закон прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости, однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.I "Государственная кадастровая оценка" Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости.
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве доказательства рыночной стоимости представленный обществом отчет ООО "Бюро оценки бизнеса" N 2013-01/106 об оценке исходя из следующих обстоятельств.
Так, Закон об оценочной деятельности согласно ст. 2 данного Закона определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Статьей 5 Закона об оценочной деятельности установлен перечень объектов оценки.
В соответствии со ст. 6 Закона об оценочной деятельности Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Комплекс работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в РФ проводится в соответствии с ранее упомянутыми Методическими указаниями, согласно которым кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется для каждого земельного участка в разрезе 17 видов разрешенного использования.
Для проведения работ по государственной кадастровой оценке земель г. Москвы сформирован перечень объектов недвижимости. Для формирования перечня объектов оценки предоставлялись сведения государственного кадастра недвижимости, содержащие характеристики земельных участков, включенные в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2012.
Результаты государственной кадастровой оценки земель г. Москвы утверждены Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 669-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Москвы" и вступили в силу 01.01.2013.
Сведения об экономических показателях внесены в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2013.
Таким образом, поскольку кадастровая стоимость земельных участков утверждена по состоянию на 01.01.2013, то рыночная стоимость земельных участков подлежит определению по состоянию на ту же дату.
Между тем, рыночная стоимость указанных земельных участков в отчете оценщика, представленном обществом, определена на 01.07.2012, то есть не на дату утверждения его кадастровой стоимости.
Иного отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013, как и сведений о том, что по состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость земельных участков составляла 60 693 988 руб., 167 811 475 руб., 1 898 537 руб., в материалы дела не представлено.
Как разъяснил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
При таких данных, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований общества об определении кадастровой стоимости земельных участков.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований правомерен.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Ввиду изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2014 по делу N А40-141878/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
Судьи
Е.В.ПРОННИКОВА
Л.А.МОСКВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)