Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2015 N 10АП-627/2015 ПО ДЕЛУ N А41-60751/14

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2015 г. по делу N А41-60751/14


Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Короткова Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Рузского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2015 года, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по делу N А41-60751/14 по исковому заявлению Администрации Рузского муниципального района Московской области к ООО "Перл" о признании недействительными договоров купли-продажи в части и взыскании неосновательного обогащения, третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
при участии в заседании:
- от ответчика - Оверчук Ю.В. по доверенности от 03.09.2013, Стригина Г.С. по доверенности от 20.01.2015;
- от истца, третьего лица - не явились, извещены,

установил:

Администрация Рузского муниципального района Московской области (далее также - истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Перл" (далее также - ответчик) с требованиями:
- - признать недействительным пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка N 10 от 12.02.2014 в части установления цены земельного участка в размере 2 634 230,84 руб.;
- - признать недействительным пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка N 247 от 14.10.2013 в части установления цены земельного участка в размере 229 903,58 руб.;
- - взыскать с ООО "Перл" в пользу Администрации Рузского муниципального района Московской области неосновательное обогащение в размере 14 282 172,03 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 января 2015 года по делу N А41-60751/14 в удовлетворении требований Администрации Рузского муниципального района Московской области отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации Рузского муниципального района Московской области, в которой истец просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на то, что договоры купли-продажи земельных участков в части определения выкупной цены заключены с нарушением действующего законодательства, что нарушает права и законные интересы администрации в сфере экономической деятельности.
Представители ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца, третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Исходя из содержания статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что в 08.08.2011 ООО "Перл" обратилось в Администрации Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020101:1414, площадью 246 468 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, городское поселение Тучково, п. Тучково, пр. Технологический, в собственность обществу по цене 2,5 процента кадастровой стоимости земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащими ответчику на праве собственности.
В соответствии с данным обращением администрацией принято постановление N 4196 от 10.10.2011, в соответствии с которым ООО "Перл" в собственность за плату по цене 2,5 процента от кадастровой стоимости предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:1414, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для эксплуатации производственных зданий", как собственнику объектов недвижимости, расположенных на нем.
Между Администрацией Рузского муниципального района Московской области и ООО "Перл" 26.11.2011 был подписан договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020101:1414, стоимость земельного участка была определена в размере 5 220 130 руб.
При этом в пункте 1.2 договора купли-продажи указано, что на земельном участке находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие покупателю на праве собственности, и перечислены номера и серии свидетельств о государственной регистрации права на данные объекты.
ООО "Перл" в целях государственной регистрации указанного договора купли-продажи земельного участка 12.02.2012 подало необходимые документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, что подтверждается копией дела правоустанавливающих документов.
Однако, 06.06.2012 Администрацией Рузского муниципального района Московской области было принято постановление N 2200, которым отменялось ранее принятое постановление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020101:1414 в собственность ООО "Перл", а также постановление об утверждении схемы расположения указанного земельного участка. Данное постановление было принято в связи с тем, что при принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность ООО "Перл" и заключении договора купли-продажи данного земельного участка не были учтены интересы другого собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0020101:1414.
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:1414 был снят с кадастрового учета, а договор купли-продажи не прошел государственную регистрацию.
ООО "Перл" 29.06.2012 вновь обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка под принадлежащими заявителю на праве собственности объектами недвижимости в собственность (т. 1 л.д. 96).
Администрацией 27.06.2013 издано постановление "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, находящегося по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, городское поселение Тучково, п. Тучково, пр. Технологический", в соответствии с которым была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории площадью 14 859 кв. м.
На основании данного постановления 02.08.2013 на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:5540, местоположение: Московская область, Рузский муниципальный район, г/п Тучково, Технологический проезд.
В соответствии с постановлением администрации от 30.09.2013 N 2865 ООО "Перл" в собственность, как собственнику объекта недвижимости, расположенному на земельном участке, предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:5540.
После принятия данного постановления ООО "Перл" 04.10.2013 обратилось в администрацию с заявлением о заключении договора купли-продажи данного земельного участка.
Между Администрацией Рузского муниципального района Московской области и ООО "Перл" 14.10.2013 был заключен договор купли-продажи земельного участка N 247, в соответствии с которым в собственность ответчика передавался земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:5540.
Согласно пункту 1.1 договора купли-продажи N 247 от 14.10.2013 предметом договора является земельный участок, находящийся в государственной неразграниченной собственности общей площадью 14 859 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:19:0020101:5540, с разрешенным использованием - для осуществления перевалки, и хранения инертных материалов, расположенный по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, городское поселение Тучково, п. Тучково, пр. Технологический.
В соответствии с пунктом 2.1 договора цена земельного участка установлена в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Московской области" в размере 2,5 процента кадастровой стоимости.
Таким образом, цена земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020101:5540, переданного в собственность ООО "Перл", составил 222 903,58 руб.
При этом в пункте 1.2 договора купли-продажи указывалось, что на участке находится объект недвижимого имущества, принадлежащий покупателю на праве собственности согласно свидетельства о государственной регистрации права от 27.05.2009 серии 50 НГ N 600004.
Таким образом, в пункте 1.2 указывался объект недвижимости, который ранее указывался в пункте 1.2 договора купли-продажи от 26.11.2011.
Право собственности ответчика на указанный земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Постановлением администрации от 18.11.2013 N 3425, с изменениями, внесенными в него постановлением от 24.12.2013 N 3959, была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории площадью 119 610 кв. м.
В соответствии с утвержденной схемой расположения указанного земельного участка 07.02.2014 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:19:0020101:5544 с местоположением: Московская область, Рузский муниципальный район, городское поселение Тучково, пр. Технологический.
После постановки земельного участка на кадастровый учет ООО "Перл" 07.02.2014 обратилось в администрацию с заявлением о заключении договора купли-продажи данного земельного участка.
В соответствии с постановлением администрации от 10.02.2014 N 2865 ООО "Перл" в собственность, как собственнику объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:5544.
Между Администрацией Рузского муниципального района Московской области и ООО "Перл" 12.02.2014 был заключен договор купли-продажи земельного участка N 10, в соответствии с которым в собственность ответчика передавался земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:5544.
Согласно пункту 1.1 договора купли-продажи N 10 от 12.02.2014 предметом договора является земельный участок, находящийся в государственной неразграниченной собственности общей площадью 119 610 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:19:0020101:5644, с разрешенным использованием - для эксплуатации производственных зданий и сооружений в составе промышленно-складского комплекса, расположенный по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, городское поселение Тучково, п. Тучково, пр. Технологический.
В соответствии с пунктом 2.1 договора цена земельного участка установлена в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Московской области" в размере 2,5 процента кадастровой стоимости.
Таким образом, цена земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020101:5644, переданного в собственность ООО "Перл", составила 2 634 230,84 руб.
Из пункта 1.2 договора купли-продажи N 10 следует, что на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0020101:5644 расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО "Перл".
Из анализа объектов недвижимости, указанных в пункте 1.2 договора купли-продажи земельного участка, следует, что данные объекты недвижимости идентичны объектам недвижимости, принадлежащим ответчику, и указанным в договоре купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020101:1414, за исключением объекта недвижимости, в отношении которого был заключен договор купли-продажи N 247.
Считая, что выкупная цена земельных участков была занижена при заключении договоров купли-продажи, и что стоимость каждого земельного участка должна быть установлена в размере 15 процентов кадастровой стоимости, истец направил в адрес ответчика претензию с требованием доплатить недостающую стоимость земельных участков.
В связи с чем, что ответчик не исполнил требование, изложенное в претензии, и считая, что цена земельных участков должна определяться исходя из 15 процентов от их кадастровой стоимости, что противоречит нормам действующего законодательства, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 137-ФЗ до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- - коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- - коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- - юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- - гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- - двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- - двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" до 01.07.2012 цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом предусмотрено, что с 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случаях, если:
- - в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды;
- - такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках" с 01.07.2012 установлена цена продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:
1) трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:
- - относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения;
- - относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования);
- - вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);
2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
При этом в пункте 2 данного постановления указано, что в случаях, установленных пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", цена продажи земельных участков устанавливается в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.
ООО "Перл" считает, что, так как заявитель первоначально обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в администрацию еще в 2011 году, а затем после того, как прекратил свое действие первоначальный договор купли-продажи земельного участка повторно обращался 29.06.2012, то общество имеет право на приобретение земельных участков в собственность по льготной цене в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости.
Истец, соглашаясь с тем, что ранее заявитель обращался в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, считает, что обращение в 2011 году касалось другого земельного участка, снятого в дальнейшем с государственного кадастрового учета, а обращение от 29.06.2012 не соответствовало по форме и было подано еще до постановки на кадастровый учет испрашиваемых земельных участков, то есть заявителем не мог быть представлен полный комплект документов, необходимый для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность, в связи с чем, администрация не имела права на заключение договоров купли-продажи с выкупной ценой равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельных участков.
Указанные доводы истца обоснованно признаны судом несостоятельными.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Перл" обращалось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, начиная с 2011 года. При этом на основании данного обращения на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:1414, в отношении него был заключен договор купли-продажи, однако, из-за ошибки при утверждении схемы расположения земельного участка, что относится к непосредственной компетенции органов местного самоуправления, и включении в границы земельного участка территории, на приобретение которой исключительное право имело третье лицо, администрация в порядке самоконтроля отменило ранее изданное постановление о предоставлении земельного участка в собственность обществу.
При этом постановление администрации об отмене постановления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020101:1414 в собственность ООО "Перл", а также постановления об утверждении схемы расположения указанного земельного участка было принято 06.06.2012. То есть с момента отмены указанного постановления и до истечения срока, установленного действующим законодательством на приобретение земельного участка в собственность по льготной цене, общество не имело фактической возможности представить полный комплект документов, необходимый для приобретения земельных участков в собственность, чем было лишено права, предусмотренного действующим законодательством, на приобретение земельного участка в собственность по льготной цене.
Более того, из материалов дела следует, что 29.06.2012 общество повторно обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости, принадлежащих ответчику на праве собственности.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 21.12.2011 N ОГ-Д23-2560 "О рассмотрении обращения" лица, подавшие заявление о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на его приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления.
Нельзя признать обоснованным довод администрации о том, что обращение общества от 29.06.2012 не имеет правового значения, так как к нему не был приложен полный комплект документов, необходимый для приобретения земельного участка в собственность, в том числе кадастровые паспорта в отношении земельных участков.
Как верно указывает администрация, обществом при обращении от 29.06.2012 к своему заявлению не были приложены кадастровые паспорта на испрашиваемые земельные участки, так как в тот момент не были утверждены даже схемы расположения данных земельных участков.
Однако, как указывалось ранее, утверждение схем осуществлялось, в том числе на основании данного обращения, в порядке предусмотренном пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность обращения в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю на праве собственности, даже если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка. При этом после постановки на кадастровый учет земельного участка, заявителю достаточно представить только копии кадастровых паспортов и не требуется предоставление полного комплекта документов, представленных при первоначальном обращении.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Перл" имело право на выкуп земельных участков по цене 2,5 процента от их кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правомерному выводу о том, что требования истца о признании договоров купли-продажи земельных участков недействительными в части установления выкупной цены земельных участков удовлетворению не подлежат.
Истцом также заявлены требования о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения в размере 14 284 172,03 руб.
Статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Однако, в связи с тем, что земельные участки были предоставлены ответчику с выкупной ценой в размере 2,5 процента кадастровой стоимости правомерно, с соблюдением норм действующего законодательства, указанное требование о взыскании неосновательного обогащения является необоснованным.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Администрацией Рузского муниципального района Московской области к ООО "Перл" требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что вплоть до 02.08.2013 применительно к участку с кадастровым номером 50:19:0020101:5540, и до 07.02.2014 применительно к участку с кадастровым номером 50:19:0020101:5644, то есть, до даты формирования участков и их постановки на кадастровый учет, участки не могли быть переданы в собственность ответчика либо третьих лиц ввиду того, что участки не являлись объектами гражданских прав, т.е., юридически отсутствовали. Также, по мнению истца, до формирования земельных участков и постановки их на кадастровый учет обращения ответчика в администрацию в 2011 году и 2012 году нельзя признать надлежащими с точки зрения пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, часть 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшая до 01.03.2015) предусматривает возможность обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю на праве собственности, даже если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.
Поскольку правоотношения по приобретению прав на земельный участок носят заявительный характер, положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определении выкупной цены следует применять исходя из факта обращения заявителя до 01.07.2012, а не с момента заключения договора (постановления Арбитражного суда Московского округа от 27.01.2015 по делу N А40-22356/2014, от 01.12.2014 по делу N А40-96542/13, от 23.12.2013 по делу N А40-28454/13-21-172).
Таким образом, юридическим значимым обстоятельством по делу является установление момента подачи заявления.
Судом первой инстанции установлено и истцом не оспаривается, что ответчик обращался с заявлениями о выкупе 08.08.2011 и 29.07.2012, к которым приобщал необходимый и достаточный комплект документов, предусмотренных Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что ответчик обратился с заявлением до 01.07.2012 и, соответственно, имел право на приобретение земельного участка по льготной цене.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 29.01.2015 по делу N А41-60751/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Н.Н.КАТЬКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)