Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Собственник участка полагал, что кадастровая стоимость земельного участка существенно завышена против ее рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.11.2014 (судья Николаева Л.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Жаткина С.А., Антонова О.И.)
по делу N А57-15296/2014
по исковому заявлению Котловой Александры Николаевны, г. Саратов, Даниловой Маргариты Анатольевны, г. Саратов, Милачковой Валентины Александровны, г. Саратов, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, третьи лица: Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов Правительство Саратовской области, г. Саратов, администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, г. Саратов, Комитет по управлению имуществом города Саратов, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", г. Москва, ООО "Эко-Центр", г. Саратов, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области, Саратов,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратились Котлова Александра Николаевна, Данилова Маргарита Анатольевна, Милачкова Валентина Александровна с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка из категории: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для индивидуального строительства, площадью 225 560 +/- 363 кв. м, с кадастровым номером 64:48:020205:162, расположенного по адресу: Саратовская обл., Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный равной его рыночной стоимости в размере 56 043 000 руб.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Саратовской области, Правительство Саратовской области, администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", ООО "Эко-Центр", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.11.2014 суд установил кадастровую стоимость земельного участка из категории: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для индивидуального строительства, площадью 225 560 +/- 363 кв. м, с кадастровым номером 64:48:020205:162, расположенного по адресу: Саратовская обл., Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный равной его рыночной стоимости в размере 56 043 000,00 руб.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, Котлова Александра Николаевна, Данилова Маргарита Анатольевна, Милачкова Валентина Александровна являются собственниками (по 1/3 доли) земельного участка, из категории: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 225 560 +/- 363 кв. м, с кадастровым номером 64::48:020205:162, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.05.2014 64-АД 275766, от 07.05.2014 64-АД 275767, от 07.05.2014 64-АД 275768.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012 года, согласно приложениям N 1, 2 и 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" 11.01.2012).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 22.04.2014 N 64/201/2014-21050 выданной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области кадастровая стоимость земельного участка площадью 225 560 +/- 363 кв. м, с кадастровым номером 64::48:020205:162, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный составляет - 159 622 045,2 руб.
Согласно отчету независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью "Эко-Центр" от 12.05.2014 N 13/1, рыночная стоимость земельного участка составляет - 51 608 000,00 руб.
Результаты государственной кадастровой оценки земельного участка в части определения его кадастровой стоимости существенно превышают рыночную стоимость земельного участка, поэтому истцы, считая, что кадастровая оценка спорного земельного участка нарушает его права, обратились в суд с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что внесение изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную не противоречит действующему законодательству.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из положений статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Истцом заявлен иск к органу кадастрового учета.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что такое требование не связано с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
В Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.
В ходе рассмотрения настоящего дела определением Арбитражного суда Саратовской области от 25.08.2014 по ходатайству истцов была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка из категории: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 225 560 +/- 363 кв. м, с кадастровым номером 64::48:020205:162, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный, по состоянию на 02.06.2012.
По результатам проведенной экспертизы в материалы дела представлено экспертное заключение от 22.09.2014 N 08/14-158, выполненное обществом с ограниченной ответственностью "Приоритет оценка", согласно которому рыночная стоимость земельного участка площадью 225 560 +/- 363 кв. м, с кадастровым номером 64::48:020205:162, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный по состоянию на 02.06.2012 составляет: 56 043 000,00 руб.
Действительная рыночная стоимость спорного земельного участка в размере 56 043 000,00 руб. была определена оценщиком по состоянию на 02.06.2012, т.е. на дату новой государственной кадастровой оценки земель в населенных пунктах в Саратовской области на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р.
Таким образом, специалистом в области оценочной деятельности было установлено превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью.
Доказательства, опровергающие выводы эксперта, в материалах дела отсутствуют.
Суд первой инстанции, исследовав указанное заключение эксперта в части определения рыночной стоимости спорного земельного участка, установил, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В заключение эксперта в части определения рыночной стоимости спорного земельного участка, выполненного экспертом-оценщиком - ООО "Приоритет-оценка", отражены характеристика (описание) объекта оценки и его среды, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применимость подходов к определению рыночной стоимости.
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012 или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, а также доказательства наличия условий, предусмотренных статьей 87 АПК РФ для назначения повторной либо дополнительной экспертизы, сторонами не представлены.
Доказательств иной рыночной стоимости земельного участка податель жалобы не представил, ходатайств о проведении дополнительной или повторной экспертизы не заявил.
Установление рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на кадастровую палату обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу решения суда.
Суд апелляционной инстанции правомерно согласился с выводом суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по данной категории дел является ФГБУ "ФКП Росреестра".
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Пунктом 5.1.3 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Саратовской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Кадастровой палате с 01.12.2010.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
Таким образом, органом кадастрового учета является Кадастровая палата, а, следовательно, суды правильно удовлетворили иск в отношении ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правильно именно на этот орган возложена обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Следовательно, такое требование, предъявленное к ФГБУ "ФКП Росреестра", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", обоснованно.
Довод ответчика о том, что судебной экспертизе подлежит отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка, а не обстоятельство по установлению рыночной стоимости спорного участка, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что внесение изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную не противоречит действующему законодательству.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК Р), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.11.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу N А57-15296/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.05.2015 N Ф06-23312/2015 ПО ДЕЛУ N А57-15296/2014
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Собственник участка полагал, что кадастровая стоимость земельного участка существенно завышена против ее рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2015 г. N Ф06-23312/2015
Дело N А57-15296/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.11.2014 (судья Николаева Л.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Жаткина С.А., Антонова О.И.)
по делу N А57-15296/2014
по исковому заявлению Котловой Александры Николаевны, г. Саратов, Даниловой Маргариты Анатольевны, г. Саратов, Милачковой Валентины Александровны, г. Саратов, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, третьи лица: Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов Правительство Саратовской области, г. Саратов, администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, г. Саратов, Комитет по управлению имуществом города Саратов, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", г. Москва, ООО "Эко-Центр", г. Саратов, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области, Саратов,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратились Котлова Александра Николаевна, Данилова Маргарита Анатольевна, Милачкова Валентина Александровна с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка из категории: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для индивидуального строительства, площадью 225 560 +/- 363 кв. м, с кадастровым номером 64:48:020205:162, расположенного по адресу: Саратовская обл., Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный равной его рыночной стоимости в размере 56 043 000 руб.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Саратовской области, Правительство Саратовской области, администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", ООО "Эко-Центр", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.11.2014 суд установил кадастровую стоимость земельного участка из категории: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для индивидуального строительства, площадью 225 560 +/- 363 кв. м, с кадастровым номером 64:48:020205:162, расположенного по адресу: Саратовская обл., Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный равной его рыночной стоимости в размере 56 043 000,00 руб.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, Котлова Александра Николаевна, Данилова Маргарита Анатольевна, Милачкова Валентина Александровна являются собственниками (по 1/3 доли) земельного участка, из категории: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 225 560 +/- 363 кв. м, с кадастровым номером 64::48:020205:162, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.05.2014 64-АД 275766, от 07.05.2014 64-АД 275767, от 07.05.2014 64-АД 275768.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012 года, согласно приложениям N 1, 2 и 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" 11.01.2012).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 22.04.2014 N 64/201/2014-21050 выданной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области кадастровая стоимость земельного участка площадью 225 560 +/- 363 кв. м, с кадастровым номером 64::48:020205:162, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный составляет - 159 622 045,2 руб.
Согласно отчету независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью "Эко-Центр" от 12.05.2014 N 13/1, рыночная стоимость земельного участка составляет - 51 608 000,00 руб.
Результаты государственной кадастровой оценки земельного участка в части определения его кадастровой стоимости существенно превышают рыночную стоимость земельного участка, поэтому истцы, считая, что кадастровая оценка спорного земельного участка нарушает его права, обратились в суд с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что внесение изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную не противоречит действующему законодательству.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из положений статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Истцом заявлен иск к органу кадастрового учета.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что такое требование не связано с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
В Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.
В ходе рассмотрения настоящего дела определением Арбитражного суда Саратовской области от 25.08.2014 по ходатайству истцов была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка из категории: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 225 560 +/- 363 кв. м, с кадастровым номером 64::48:020205:162, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный, по состоянию на 02.06.2012.
По результатам проведенной экспертизы в материалы дела представлено экспертное заключение от 22.09.2014 N 08/14-158, выполненное обществом с ограниченной ответственностью "Приоритет оценка", согласно которому рыночная стоимость земельного участка площадью 225 560 +/- 363 кв. м, с кадастровым номером 64::48:020205:162, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный по состоянию на 02.06.2012 составляет: 56 043 000,00 руб.
Действительная рыночная стоимость спорного земельного участка в размере 56 043 000,00 руб. была определена оценщиком по состоянию на 02.06.2012, т.е. на дату новой государственной кадастровой оценки земель в населенных пунктах в Саратовской области на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р.
Таким образом, специалистом в области оценочной деятельности было установлено превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью.
Доказательства, опровергающие выводы эксперта, в материалах дела отсутствуют.
Суд первой инстанции, исследовав указанное заключение эксперта в части определения рыночной стоимости спорного земельного участка, установил, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В заключение эксперта в части определения рыночной стоимости спорного земельного участка, выполненного экспертом-оценщиком - ООО "Приоритет-оценка", отражены характеристика (описание) объекта оценки и его среды, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применимость подходов к определению рыночной стоимости.
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012 или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, а также доказательства наличия условий, предусмотренных статьей 87 АПК РФ для назначения повторной либо дополнительной экспертизы, сторонами не представлены.
Доказательств иной рыночной стоимости земельного участка податель жалобы не представил, ходатайств о проведении дополнительной или повторной экспертизы не заявил.
Установление рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на кадастровую палату обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу решения суда.
Суд апелляционной инстанции правомерно согласился с выводом суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по данной категории дел является ФГБУ "ФКП Росреестра".
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Пунктом 5.1.3 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Саратовской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Кадастровой палате с 01.12.2010.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
Таким образом, органом кадастрового учета является Кадастровая палата, а, следовательно, суды правильно удовлетворили иск в отношении ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правильно именно на этот орган возложена обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Следовательно, такое требование, предъявленное к ФГБУ "ФКП Росреестра", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", обоснованно.
Довод ответчика о том, что судебной экспертизе подлежит отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка, а не обстоятельство по установлению рыночной стоимости спорного участка, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что внесение изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную не противоречит действующему законодательству.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК Р), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.11.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу N А57-15296/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)