Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2015 N 20АП-704/2015 ПО ДЕЛУ N А54-2513/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. по делу N А54-2513/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 19.03.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.12.2014 по делу N А54-2513/2013 (судья Картошкина Е.А.),

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Галант" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 62:29:0150005:1465, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации оздоровительного лагеря, общей площадью 20 000 кв. м, адрес объекта: Рязанская область, г. Рязань, р-н Солотча, 20 (Советский район), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 7 300 000 руб., понуждении федерального государственного бюджетное учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области внести в государственной кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 62:29:0150005:1465, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации оздоровительного лагеря, общей площадью 20000 кв. м, адрес объекта: Рязанская область, г. Рязань, р-н Солотча, 20 (Советский район), равную его рыночной стоимости по состоянию на 13 в размере 7 300 000 руб. (с учетом уточнения).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Рязанской области, общество с ограниченной ответственностью "АварКом", общество с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГис", Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.
Определением суда от 05.03.2014 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле в качестве ответчика Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.
Определением суда от 05.03.2014 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию города Рязани.
В порядке части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель истца заявил отказ от иска в части требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 62:29:015005:1466, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации оздоровительного лагеря, общей площадью 25 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, р-н Солотча, 20, равной его стоимости и о понуждении Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 62:29:015005:1466 равную его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом, производство по делу подлежит прекращению.
Отказ от иска в части принят арбитражным судом, поскольку не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель истца заявил ходатайство об отнесение расходов на истца.
Решением суда исковые требования удовлетворены. В удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области отказано.
В части исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 62:29:015005:1466, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации оздоровительного лагеря, общей площадью 25 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, р-н Солотча, 20, равной его рыночной стоимости и о понуждении Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области, внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 62:29:015005:1466 равную его рыночной стоимости производство по делу прекращено.
Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что в настоящем деле имело место "повторное" установление рыночной стоимости взамен рыночной стоимости, которая уже внесена в государственный кадастр недвижимости, что не предусмотрено действующим законодательством. Возражает против экспертного заключения, считает, что оно не может быть принято судом в качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Галант" является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150005:1465, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации оздоровительного лагеря, общей площадью 20 000 кв. м, адрес объекта: Рязанская область, г. Рязань, р-н Солотча, 20 (Советский район), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 62-МД 588558 от 17.07.2012 (т. 1, л.д. 14).
Постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2013 N 10-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01 января 2013 года. Указанным постановлением N 10-П от 14.10.02013 кадастровая стоимость данного земельного участка определена в размере 25 563 800 руб. (т. 3, л.д. 12-14).
Указанная величина кадастровой стоимости спорного земельного участка установлена в соответствии с результатами определения величины рыночной стоимости земельных участков на основании отчета общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС" N 500-1/13 (т. 3, л.д. 89-92).
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к независимой оценочной организации.
Согласно отчетам об оценке общества с ограниченной ответственностью "Аудитпартнер" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером номер 62:29:0150005:1465, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации оздоровительного лагеря, общей площадью 20 000 кв. м, адрес объекта: Рязанская область, г. Рязань, р-н Солотча, 20 (Советский район), по состоянию на 01.01.2013, составляет 7 300 000 руб. (т. 3, л.д. 16).
Ссылаясь на то обстоятельство, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 указанной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Как установлено в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", введенной Федеральным законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
С учетом изложенного отклоняется как несостоятельный довод апеллянта о том, что в настоящем деле имело место "повторное" установление рыночной стоимости взамен рыночной стоимости, которая уже внесена в государственный кадастр недвижимости, что не предусмотрено действующим законодательством", на основании того, что действующее законодательство допускает возможность оспаривания результатов государственной кадастровой оценки земель.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
Представленный истцом в материалы дела отчет об оценке общества с ограниченной ответственностью "Аудитпартнер" не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а именно статье 24.19. В нарушение данной нормы истцом не представлено положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.
В целях определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150005:1465, по состоянию на 01.01.2013, суд назначил по делу судебную экспертизу, проведение которой поручил обществу с ограниченной ответственностью "Правовая гарантия", эксперту Новосельцевой Анне Ленвеловне.
Согласно экспертному заключению от 07.05.2014 N 393 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150005:1465, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации оздоровительного лагеря, общей площадью 20 000 кв. м, адрес объекта: Рязанская область, г. Рязань, р-н Солотча, 20 (Советский район), по состоянию на 01.01.2013 составляет 7 380 000 рублей.
Оценив экспертное заключение от 27.08.2014 N 27714 ОЦ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что размер кадастровой стоимости указанного земельного участка, установленный с 1 января 2013 года, значительно превышает его рыночную стоимость.
Определение рыночной стоимости спорного участка на дату проведения государственной кадастровой оценки земель (01.01.2013) соответствует сложившейся арбитражной практике (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11).
В силу ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение экспертов относится к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Согласно ст. 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), который распространяет свое действие и на лиц, осуществляющих производство судебных экспертиз вне государственных судебно-экспертных учреждений (статья 41), эксперт независим от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела, и дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями, что соответственно предполагает независимость в выборе методов, средств и методик экспертного исследования, необходимых, с его точки зрения, для выяснения поставленных вопросов и решения экспертных задач.
Принцип независимости эксперта как субъекта процессуальных правоотношений (часть 2 статьи 7 Закона N 73-ФЗ) предполагает его самостоятельность в выборе методов проведения экспертного исследования, которые должны основываться на требованиях законодательства.
Исследовательская часть экспертного заключения является полной и мотивированной. Неполноты и неясности заключение эксперта не содержит.
В порядке ст. 86 АПК РФ в судебное заседание по ходатайству Министерства имущественных и земельных отношений по Рязанской области вызывался судебный эксперт, который дал ответы на все имеющиеся вопросы по представленному заключению, а также впоследствии представил в материалы дела письменные пояснения.
Экспертное заключение не было оспорено лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном АПК РФ, достоверность заключения эксперта как доказательства по делу не опровергнута.
С учетом изложенного апелляционным судом отклоняется довод жалобы о том, что заключение эксперта не может быть принято судом в качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка как несостоятельный.
Оценив экспертное заключение, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью "Правовая гарантия" Новосельцевой Анны Ленвеловны соответствует требованиям статей 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и является доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорного земельного участка.
В установленном законом порядке ходатайство о проведении дополнительной или повторной экспертизы ответчиками и третьими лицами не заявлено, о наличии оснований для назначения таких экспертиз не указано.
На основании изложенного суд первой инстанции верно установил, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка значительно отличается от его рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения судебной экспертизы на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, т.е. по состоянию на 01.01.2013.
Определение рыночной стоимости спорного участка на дату проведения государственной кадастровой оценки земель (01.01.2013) соответствует сложившейся арбитражной практике: постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11.
Доказательств, свидетельствующих о том, что экспертом рыночная стоимость земельного участка определена неверно, ответчиками и третьими лицами не представлено.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что установление более низкой кадастровой стоимости земельного участка не повлияет на полномочия органа местного самоуправления в части формирования местного бюджета и не приведет к уменьшению налоговой базы земельного налога, поскольку возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
На основании изложенного, исковое требование правомерно удовлетворено в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150005:1465 равной его рыночной стоимости согласно экспертному заключению по состоянию на 01.01.2013.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
Исковые требования, заявленные к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку стороной в данном деле является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", так как оно наделено функциями кадастрового учета и является надлежащим ответчиком по делу о рассмотрении требований, направленных на изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.12.2014 по делу N А54-2513/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)