Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2015
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.
судей: Скачковой О.А.
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А.
при участии:
- от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" (07 ап-3764/15)
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.03.2015
по делу N А03-20369/2014 (судья Л.Ю. Ильичева)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меридиан"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю"
о признании незаконным решения от 22.08.2014 N 22/14-1-77262 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, гражданина Крыгина Сергея Геннадьевича,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Меридиан" (далее - заявитель, общество, ООО "Меридиан") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю" (далее - заинтересованное лицо, орган кадастрового учета, Учреждение) о признании незаконным решения от 22.08.2014 N 22/14-1-77262 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков.
Решением суда от 17.03.2015 (резолютивная часть объявлена судом 10.03.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным отказ органа кадастрового учета. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм процессуального и материального права.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Учреждение в отзыве, представленном в суд порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонило, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 21.04.2014 между ООО "Меридиан" и Гейл Владимиром Владимировичем заключен договор на выполнение кадастровых работ по подготовке проекта межевания и межевого плана земельного участка с кадастровым номером 22:22:020305:358 из категории земель сельскохозяйственного назначения для постановки его на государственный кадастровый учет. 09.08.2014 в орган кадастрового учета обратилась Лобанова Н.В. с заявлением N 22-0-1-79/3000/2014-5977 о постановке на кадастровый учет указанного земельного участка в границах кадастрового квартала 22:22:020305.
Согласно сведений Государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 22:22:020305:358 является ранее учтенным, относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Сведения о правах: общая долевая собственность. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, декларированная площадь составляет 10202158 кв. м.
В результате рассмотрения поступившего заявления с приложенными к нему документами - проекта межевания земельных участков от 08.07.2014, решения собственника от 08.07.2014, межевого плана от 08.07.2014, учреждением выявлено, что имеются основания для отказа в осуществлении кадастрового учета заявленного земельного участка, образованного путем выдела в счет земельных долей в праве общей долевой собственности.
Решением от 22.08.2013 N 22/14-1-77262 учреждение на основании пункта 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) отказало в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка, образованного путем выдела в счет земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 22:22:020305:358.
Считая указанное решение незаконным, ООО "Меридиан" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в представленном заявителем межевом плане площадь образуемого земельного участка, составляла 330910 кв. м, менее 70 гектаров, т.е. менее установленных минимальных размеров, а также что оспариваемым отказом не нарушены права и законные интересы заявителя.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующих норм права и материалов дела.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с названным Законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (часть 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. Статьей 22 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка). Согласно статье 38 Закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане должны быть указаны сведения об образуемом земельном участке или земельных участках, образуемых в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Согласно статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" положениями названного закона регулируются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливаются правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяются условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Порядок и условия образования земельных участков из земельного участка, находящегося в долевой собственности, определены в статье 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Нормативно-правовым актом, регулирующим в том числе предельные максимальные и минимальные размеры образуемых земельных участков земель сельскохозяйственного назначения на уровне субъекта - Алтайского края, является Закон 5 Алтайского края от 14.03.2003 N 8-ЗС "О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 8-ЗС), Согласно ст. 2 Закона N 8-ЗС минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения должны составлять: - для товарного производства сельскохозяйственной продукции (за исключением производства картофеля, овощей, плодово-ягодных культур, хмеля, бахчевых, махорки, продуктов пчеловодства) - 70 гектаров; - для товарного производства картофеля, овощей, плодово-ягодных культур, хмеля, бахчевых, махорки, продуктов пчеловодства - не менее площади земельного участка, выделенного в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, установленной для данного хозяйства при его реорганизации (приватизации).
Учитывая изложенное, при образовании новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения минимальные размеры образуемых земельных участков должны соответствовать требованиям норм п. 1 ст. 4 Закона N 101- ФЗ и ст. 2 Закона N 8-ЗС не только при образовании из земель государственной и муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела, в представленном заявителем межевом плане площадь образуемого земельного участка, составляла 330910 кв. м, то есть менее 70 гектаров. Таким образом, принимая во внимание, что в силу ст. 2 Закона о кадастре правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации; Гражданский, Земельный, Лесной, Водный, Градостроительный, Жилищный кодексы Российской Федерации; настоящий федеральный закон, а также другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, то при нарушении требований п. 1 ст. 4 N 101- ФЗ и ст. 2 Закона N 8-ЗС, орган кадастрового учета правомерно принял решение об отказе в осуществлении кадастрового учета образуемых земельных участков в соответствии с п. 2 ч.З ч. 27 Закона о кадастре.
Позиция заявителя о том, что надлежащим подтверждением использования земельного участка для целей, исключающих применение размеров площадей, установленных Законом N 8-ЗС, является представленное единолично принятое собственником решение "Об утверждении проекта межевания земельных участков" от 08.07.2014 признается необоснованной.
Законодательное закрепление ч. 3 ст. 1 Закона N 101-ФЗ принципа сохранения целевого использования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения обусловлено, в том числе, невозможностью использования таких земельных участков не в соответствии с его целевым назначением, которое в свою очередь может привести к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель. При этом в Законе N 101-ФЗ отсутствуют специальные нормы, регулирующие установление или изменение разрешенного использования земельных участков, образуемых в счет земельных долей. В этой связи, в данном случае применяются правила, установленные ЗК РФ и Градостроительным кодексом РФ.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. 2, 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерацией. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. В соответствии с ч. 1, 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон. В силу ч. 7 ст. 36 названного Кодекса использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 названной статьи земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
В силу пункта 4 данной статьи, если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
В соответствии с пунктом 5 обозначенной статьи размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм, целевое назначение образуемого в результате выдела в счет земельной доли земельного участка, не может быть самостоятельно определено лицом, по инициативе которого осуществляется такой выдел. Суд первой инстанции правомерно также принял во внимание Письмо Минэкономразвития РФ N 18701-ИМ/Д23 от 05.11.2009. Кроме этого как правомерно отмечено судом первой инстанции, согласно п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Приказ N 42) сведения о видах разрешенного использования земельных участков вносятся в ГКН на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в ГКН должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание анализ вышеназванных законодательных актов, и то, что основным критерием применения, либо не применения минимальных размеров земельных участков служит обоснование его целевого назначения, у органа кадастрового учета отсутствовали законные основания для принятия положительного решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы о нарушении оспариваемым отказом прав и интересов общества, поскольку препятствует осуществлению обязанностей по договору и как следствие получению оплаты по нему, отклоняются.
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. В соответствии с частью 13 статьи 27 решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, с заявлением, на основании которого было принято оспариваемое в рамках настоящего спора, решение, в орган кадастрового учета обратилась Лобанова Н.В. ООО "Меридиан" с заявлениями об осуществлении кадастрового учета, по оспариваемым решениям, не обращалось. Доказательств обратного в материалы дела, не представлено.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно установил, что ООО "Меридиан" не обладает какими-либо правами на земельные участки, в отношении которых поданы заявления о государственном кадастровом учете изменений. Оспариваемый отказ прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности не нарушает, обязанностей на него не возлагает, никаких препятствий для осуществления названной деятельности не создает. Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемым отказом не могли быть нарушены права и законные интересы ООО "Меридиан".
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.03.2015 по делу N А03-20369/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Т.В.ПАВЛЮК
Судьи
О.А.СКАЧКОВА
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2015 N 07АП-3764/2015 ПО ДЕЛУ N А03-20369/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2015 г. по делу N А03-20369/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2015
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.
судей: Скачковой О.А.
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А.
при участии:
- от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" (07 ап-3764/15)
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.03.2015
по делу N А03-20369/2014 (судья Л.Ю. Ильичева)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меридиан"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю"
о признании незаконным решения от 22.08.2014 N 22/14-1-77262 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, гражданина Крыгина Сергея Геннадьевича,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Меридиан" (далее - заявитель, общество, ООО "Меридиан") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю" (далее - заинтересованное лицо, орган кадастрового учета, Учреждение) о признании незаконным решения от 22.08.2014 N 22/14-1-77262 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков.
Решением суда от 17.03.2015 (резолютивная часть объявлена судом 10.03.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным отказ органа кадастрового учета. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм процессуального и материального права.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Учреждение в отзыве, представленном в суд порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонило, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 21.04.2014 между ООО "Меридиан" и Гейл Владимиром Владимировичем заключен договор на выполнение кадастровых работ по подготовке проекта межевания и межевого плана земельного участка с кадастровым номером 22:22:020305:358 из категории земель сельскохозяйственного назначения для постановки его на государственный кадастровый учет. 09.08.2014 в орган кадастрового учета обратилась Лобанова Н.В. с заявлением N 22-0-1-79/3000/2014-5977 о постановке на кадастровый учет указанного земельного участка в границах кадастрового квартала 22:22:020305.
Согласно сведений Государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 22:22:020305:358 является ранее учтенным, относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Сведения о правах: общая долевая собственность. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, декларированная площадь составляет 10202158 кв. м.
В результате рассмотрения поступившего заявления с приложенными к нему документами - проекта межевания земельных участков от 08.07.2014, решения собственника от 08.07.2014, межевого плана от 08.07.2014, учреждением выявлено, что имеются основания для отказа в осуществлении кадастрового учета заявленного земельного участка, образованного путем выдела в счет земельных долей в праве общей долевой собственности.
Решением от 22.08.2013 N 22/14-1-77262 учреждение на основании пункта 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) отказало в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка, образованного путем выдела в счет земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 22:22:020305:358.
Считая указанное решение незаконным, ООО "Меридиан" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в представленном заявителем межевом плане площадь образуемого земельного участка, составляла 330910 кв. м, менее 70 гектаров, т.е. менее установленных минимальных размеров, а также что оспариваемым отказом не нарушены права и законные интересы заявителя.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующих норм права и материалов дела.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с названным Законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (часть 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. Статьей 22 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка). Согласно статье 38 Закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане должны быть указаны сведения об образуемом земельном участке или земельных участках, образуемых в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Согласно статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" положениями названного закона регулируются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливаются правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяются условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Порядок и условия образования земельных участков из земельного участка, находящегося в долевой собственности, определены в статье 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Нормативно-правовым актом, регулирующим в том числе предельные максимальные и минимальные размеры образуемых земельных участков земель сельскохозяйственного назначения на уровне субъекта - Алтайского края, является Закон 5 Алтайского края от 14.03.2003 N 8-ЗС "О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 8-ЗС), Согласно ст. 2 Закона N 8-ЗС минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения должны составлять: - для товарного производства сельскохозяйственной продукции (за исключением производства картофеля, овощей, плодово-ягодных культур, хмеля, бахчевых, махорки, продуктов пчеловодства) - 70 гектаров; - для товарного производства картофеля, овощей, плодово-ягодных культур, хмеля, бахчевых, махорки, продуктов пчеловодства - не менее площади земельного участка, выделенного в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, установленной для данного хозяйства при его реорганизации (приватизации).
Учитывая изложенное, при образовании новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения минимальные размеры образуемых земельных участков должны соответствовать требованиям норм п. 1 ст. 4 Закона N 101- ФЗ и ст. 2 Закона N 8-ЗС не только при образовании из земель государственной и муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела, в представленном заявителем межевом плане площадь образуемого земельного участка, составляла 330910 кв. м, то есть менее 70 гектаров. Таким образом, принимая во внимание, что в силу ст. 2 Закона о кадастре правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации; Гражданский, Земельный, Лесной, Водный, Градостроительный, Жилищный кодексы Российской Федерации; настоящий федеральный закон, а также другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, то при нарушении требований п. 1 ст. 4 N 101- ФЗ и ст. 2 Закона N 8-ЗС, орган кадастрового учета правомерно принял решение об отказе в осуществлении кадастрового учета образуемых земельных участков в соответствии с п. 2 ч.З ч. 27 Закона о кадастре.
Позиция заявителя о том, что надлежащим подтверждением использования земельного участка для целей, исключающих применение размеров площадей, установленных Законом N 8-ЗС, является представленное единолично принятое собственником решение "Об утверждении проекта межевания земельных участков" от 08.07.2014 признается необоснованной.
Законодательное закрепление ч. 3 ст. 1 Закона N 101-ФЗ принципа сохранения целевого использования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения обусловлено, в том числе, невозможностью использования таких земельных участков не в соответствии с его целевым назначением, которое в свою очередь может привести к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель. При этом в Законе N 101-ФЗ отсутствуют специальные нормы, регулирующие установление или изменение разрешенного использования земельных участков, образуемых в счет земельных долей. В этой связи, в данном случае применяются правила, установленные ЗК РФ и Градостроительным кодексом РФ.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. 2, 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерацией. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. В соответствии с ч. 1, 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон. В силу ч. 7 ст. 36 названного Кодекса использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 названной статьи земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
В силу пункта 4 данной статьи, если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
В соответствии с пунктом 5 обозначенной статьи размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм, целевое назначение образуемого в результате выдела в счет земельной доли земельного участка, не может быть самостоятельно определено лицом, по инициативе которого осуществляется такой выдел. Суд первой инстанции правомерно также принял во внимание Письмо Минэкономразвития РФ N 18701-ИМ/Д23 от 05.11.2009. Кроме этого как правомерно отмечено судом первой инстанции, согласно п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Приказ N 42) сведения о видах разрешенного использования земельных участков вносятся в ГКН на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в ГКН должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание анализ вышеназванных законодательных актов, и то, что основным критерием применения, либо не применения минимальных размеров земельных участков служит обоснование его целевого назначения, у органа кадастрового учета отсутствовали законные основания для принятия положительного решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы о нарушении оспариваемым отказом прав и интересов общества, поскольку препятствует осуществлению обязанностей по договору и как следствие получению оплаты по нему, отклоняются.
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. В соответствии с частью 13 статьи 27 решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, с заявлением, на основании которого было принято оспариваемое в рамках настоящего спора, решение, в орган кадастрового учета обратилась Лобанова Н.В. ООО "Меридиан" с заявлениями об осуществлении кадастрового учета, по оспариваемым решениям, не обращалось. Доказательств обратного в материалы дела, не представлено.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно установил, что ООО "Меридиан" не обладает какими-либо правами на земельные участки, в отношении которых поданы заявления о государственном кадастровом учете изменений. Оспариваемый отказ прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности не нарушает, обязанностей на него не возлагает, никаких препятствий для осуществления названной деятельности не создает. Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемым отказом не могли быть нарушены права и законные интересы ООО "Меридиан".
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.03.2015 по делу N А03-20369/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Т.В.ПАВЛЮК
Судьи
О.А.СКАЧКОВА
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)