Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 21.11.2014 N Ф01-4731/2014 ПО ДЕЛУ N А82-11933/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2014 г. по делу N А82-11933/2013


Резолютивная часть постановления оглашена 17.11.2014.
Полный текст постановления изготовлен 21.11.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.
при участии представителей
от истца: Озерова М.В. (доверенность от 18.12.2013) и
Онегина А.Б. (решение единственного участника от 10.12.2013 N 1)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
общества с ограниченной ответственностью "Дешино"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.05.2014,
принятое судьей Украинцевой Е.П., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А82-11933/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дешино"

к администрации Первомайского муниципального района Ярославской области

о признании незаконным отказа органа местного самоуправления
в предоставлении в собственность земельного участка и
о понуждении к совершению соответствующих действий,
третьи лица -
Департамент лесного хозяйства Ярославской области,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Ярославской области,
Федеральное государственное бюджетное учреждение
"Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области,
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Дешино" (далее - ООО "Дешино", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Первомайского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) от 13.08.2013 N 01-07/1064 в предоставлении в собственность земельного участка площадью 26 460 000 квадратных метров, с кадастровым номером 76:10:000000:142, расположенного по адресу: Ярославская область, Первомайский район, Козский сельский округ, и о понуждении органа местного самоуправления осуществить соответствующие действия.
Требования основаны на статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), пункте 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ) и пункте 3 статьи 6.1 Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области" и мотивированы нарушением Администрацией исключительного права Общества на выкуп земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Росреестр), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области.
Руководствуясь статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-IX, статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1, статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997, статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 и статьями 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ярославской области решением от 13.05.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.07.2014, отказал в удовлетворении заявленных требований. Суды установили, что по своим техническим характеристикам и фактическому использованию спорный земельный участок относится к находящимся в федеральной собственности землям лесного фонда, следовательно, орган местного самоуправления не имеет полномочий на распоряжение данным имуществом.
Не согласившись с данными судебными актами, ООО "Дешино" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды не приняли во внимание правоустанавливающие документы Общества на земельный участок, сведения кадастрового учета и решение Ярославского областного суда от 19.02.2013 по делу N 3-14/2014; сделали ошибочный вывод об отнесении спорного участка к землям лесного фонда; применили нормы материального права, не подлежащие применению; не применили подлежащие применению статьи 3, 6 и пункт 2 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации и статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, подпункт 5 пункта 4 статьи 2 и пункт 6 статьи 14 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Окружной суд удовлетворил ходатайства Департамента и Росреестра о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав полномочных представителей заявителя, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, решением исполнительного комитета Первомайского районного Совета народных депутатов Ярославской области от 06.05.1989 N 94 вновь образованному сельскохозяйственному кооперативу "Дешино" (правопредшественнику ООО "Дешино") передано в аренду сроком на 100 лет для организации производственной деятельности 2519 гектаров земли (1965 гектаров сельскохозяйственных угодий и 554 гектара прочих угодий), изъятых у совхоза "Маяк".
Администрация постановлениями от 30.06.1992 N 136 и 06.12.1993 N 302 предоставила сельскохозяйственной организации на праве бессрочного (постоянного) пользования 4863 гектаров земли, в том числе 1965 гектаров сельскохозяйственных угодий и 2836 гектаров лесов, и выдала государственный акт N 171.
На основании постановления главы Первомайского муниципального округа от 30.04.1997 N 179 ООО "Дешино" выдано свидетельство от 12.05.1997 N 239 о праве постоянного пользования 3171 гектаром прочих земель несельскохозяйственного использования (в том числе 2646 гектарами лесов).
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 21.05.1998 N 89-п "О передаче участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций, в безвозмездное пользование и утверждении нормативов безвозмездного пользования" Пречистинский лесхоз (лесхоз) и Общество (лесопользователь) заключили договор от 04.08.1998 безвозмездного пользования участком лесного фонда в границах землепользования, ранее находившимся во владении ООО "Дешино", общей площадью лесного фонда 2646 гектаров, сроком на 49 лет для заготовки древесины. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 01.02.1999.
В пределах утвержденных органами власти области нормативов безвозмездного пользования платежи за лесные ресурсы, переданные лесопользователю, не взимаются. За древесину, отпущенную сверх установленных нормативов, в установленном порядке подлежит внесению плата (пункты 4.1 и 4.2 договора).
Согласно проекту организации и ведения лесного хозяйства Пречистинского сельского лесхоза, составленному в 1999 году ФГУЛП "Брянсклеспроект" Министерства природных ресурсов Российской Федерации, и плану лесонасаждений от 1999 года в пользовании Общества находилось 2646 гектаров лесных земель, покрытых лесами II группы.
Постановлением главы администрации Первомайского муниципального округа от 01.11.1999 N 436 уточнена площадь перераспределенных ООО "Дешино" земель, которая составила 4885 гектаров, из них 2650 гектаров лесных угодий.
По сведениям Государственного кадастра недвижимости, земельный участок площадью 26 460 000 квадратных метров с кадастровым номером 76:10:000000:142 поставлен на кадастровый учет 03.06.2007 и отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства".
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п указанный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначении в категорию земель лесного фонда.
В порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования землей Департамент (арендодатель) и ООО "Дешино" (арендатор) заключили договор аренды от 31.12.2008 находящегося в государственной собственности лесного участка с кадастровым номером 76:10:000000:142 сроком до 03.08.2047 для заготовки древесины. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 17.12.2009. Проект освоения лесов согласован с Лесничеством.
Решением Ярославского областного суда от 19.02.2013 по делу N 3-14/2013 признан недействующим подпункт 189 приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда по причине нарушения порядка проведения названной процедуры, а именно в отсутствие согласия правообладателя участка - ООО "Дешино", на такой перевод.
В государственном кадастре недвижимости 30.04.2013 восстановлены сведения о сельскохозяйственной категории земельного участка.
Соглашением от 10.07.2013 стороны расторгли договор аренды лесного участка.
В целях оформления прав на землю ООО "Дешино" обратилось в Администрацию с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 76:10:000000:142.
Письмом от 13.08.2013 N 1-07/1064 Администрация уведомила Общество об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого участка по причине отсутствия у органа местного самоуправления полномочий по распоряжению землями лесного фонда.
Посчитав данный отказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
В силу пункта 2 указанной статьи земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. В то же время Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает порядок первоначального отнесения земельных участков к той или иной категории по целевому назначению, то есть при формировании земельных участков.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся в том числе акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем по смыслу пункта 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Содержащиеся в документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ), согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие). В силу пункта 2 данной нормы порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется также лесным законодательством.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (статьи 6 (пункты 1 и 3) и 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997. Следовательно, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Суды обеих инстанций установили и материалами дела удостоверяется, что спорный земельный участок с кадастровым номером 76:10:000000:142 занят лесными насаждениями, ранее относился к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд (статья 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-IX и статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1), и с начала его использования правопредшественником Общества по своему целевому назначению был отнесен к землям лесного фонда. ООО "Дешино" фактически использовало участок для заготовки древесины, которая возможна только на участках эксплуатационных лесов. Причисление данного участка к лесному фонду также подтверждается материалами лесоустройства. Иных достаточных документов, являющихся основанием для отнесения лесного участка к землям сельскохозяйственного назначения, понятие которым дано в пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению любого заинтересованного лица. Решение Ярославского областного суда от 19.02.2013 по делу N 3-14/2013 не является актом о переводе земель из одной категории в другую в смысле, придаваемом Законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и не относит спорный участок к землям сельскохозяйственного назначения, так как данное обстоятельство в рамках этого дела не исследовалось и не устанавливалось.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, право Общества на выкуп такого участка не может быть реализовано посредством обращения с соответствующим заявлением в Администрацию, ибо орган местного самоуправления не вправе распоряжаться лесными участками, расположенными в пределах границ соответствующего муниципального района, и отчуждать их в частную собственность в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали отказ Администрации соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому окружной суд не нашел оснований для их пересмотра по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Расходы по государственной пошлине, согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.05.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 по делу N А82-11933/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дешино" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.Г.КИСЛИЦЫН
Судьи
О.Н.ГОЛУБЕВА
В.Ю.ПАВЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)