Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: С.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Батршиной Ю.А.,
судей Милютина В.Н., Михляевой Г.А.,
при секретаре Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства суда первой инстанции гражданское дело по исковому заявлению П. к Правительству Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, по апелляционной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан С. на решение Демского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 30 декабря 2013 года, которым постановлено:
- исковые требования П. удовлетворить;
- признать за П. право собственности на земельный участок площадью 1007 кв. м, с кадастровым номером N... расположенный по адресу: адрес, РБ, адрес.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, площадью 1007 кв. м, с кадастровым номером N ..., расположенный по адресу: адрес. Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу. В порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ, истец обратился в Администрацию городского округа адрес с заявлением о предоставлении земельного участка, однако, истцу было отказано в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне рекреационного назначения, полномочиями по распоряжению которым обладает Правительство Республики Башкортостан, рекомендовано обратиться в Министерство земельных и имущественных отношений РБ. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в письме сообщило, что согласно кадастровой выписки земельный участок входит в территориальную зону рекреационного назначения. Заявителю предложено обратиться в Администрацию городского округа адрес РБ с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа адрес РБ, в части изменения границ территориальных зон. Считает, что данный ответ является незаконным и нарушает его права и законные интересы на приобретение указанного земельного участка в собственность, поскольку в настоящее время на испрашиваемом земельном участке, отсутствуют какие-либо объекты общего пользования и объекты рекреационного назначения (дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря). Спорный земельный участок не изъят из оборота, не ограничен в обороте, запрет на его приватизацию в законодательстве отсутствует, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Просил признать за ними право собственности на земельный участок, площадью 1007 кв. м, с кадастровым номером N ..., расположенный по адресу: адрес.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Определением от дата суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции послужило неизвещение ответчика Правительства Республики Башкортостан о времени и месте рассмотрения дела, что в силу требований ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отмене определения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) (нарушение норм процессуального права).
Согласно ст. 155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается (ч. 2 ст. 167 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, в предварительном судебном заседании, назначенном на дата, извещенный надлежащим образом представитель ответчика Правительства РБ не присутствовал, между тем перейдя дата из предварительного судебного заседания к судебному заседанию по рассмотрению дела по существу в отсутствие надлежащего извещения ответчика, суд тем самым рассмотрел дело в отсутствие лица, участвующего в деле, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик не был извещен о рассмотрении дела судом первой инстанции.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В ходе рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией установлено, что спорный земельный участок, в соответствии с постановлением Мэра адрес от дата N ... был предоставлен без определения права для строительства собственного дома Б. На основании договора купли-продажи от дата истец П. приобрел незавершенное строительство, расположенное по адрес у Б. Решением суда от дата за истцом признано право собственности на законченный строительством жилой дом по указанному адресу.
Истец является собственником домовладения, расположенного по адресу: адрес. Жилой дом расположен на земельном участке, площадью 1007 кв. м, с кадастровым номером N... по указанному выше адресу.
В пункте 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (п. 1).
В силу ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно абзацу второму пункта 9.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Таким образом в силу положений приведенных выше правовых норм и изложенных обстоятельств, истец, как собственник строения расположенного на земельном участке, предоставленном прежнему собственнику строения для индивидуального жилищного строительства до введения в действие Земельного кодекса РФ без определения права, вправе приобрести спорный земельный участок в собственность, за исключением случаев если данный земельный участок в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не может находиться в частной собственности
Согласно ответа Администрации ГО адрес РБ от дата N N ..., земельный участок по адресу: адрес, находится в территориальной зоне рекреационного назначения и в соответствии со статьей 25.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в адрес" полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство Республики Башкортостан.
Министерство земельных и имущественных отношений РБ в письме от дата N N... сообщило, что согласно кадастровой выписке земельный участок входит в территориальную зону рекреационного назначения. Заявителю предложено обратиться в Администрацию ГО адрес РБ с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан, в части изменения границ территориальных зон.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцам жилой дом по адресу: адрес, находится на территории рекреационной зоны "Р-2", сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" N 7/4 от 22 августа 2008 года.
В соответствии с положениями Закона Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" распоряжение земельными участками, отнесенными к территориальным зонам рекреационного назначения, отнесено к полномочиям Правительства Республики Башкортостан.
Указанное свидетельствует о том, что органом, уполномоченным в решении вопроса о предоставлении спорного земельного участка, является Правительство Республики Башкортостан.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим рекреационным зонам.
Согласно п. п. 2, 4, 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Понятие земель особо охраняемых территорий установлено статьей 94 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 данной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Частью 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного кодекса РФ, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (п. 1 ст. 98).
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (п. 2, ст. 98).
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (п. 5 ст. 98).
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящий момент на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22 августа 2008 г. N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Согласно ст. 41 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В соответствии с пунктом 43.4 рекреационные зоны "Р"-1, "Р"-2 - это зоны городских парков, городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного и пассивного отдыха, зоны зеленых насаждений ограниченного пользования, озеленение специального назначения и т.д.
Согласно с. 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Согласно представленному кадастровому паспорту, на спорном земельном участке каких-либо объектов, используемых для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан не ходится.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорных земельных участков такие акты не принимались, поэтому эти участки могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Однако в отношении подобных участков статьей 27 Земельного кодекса РФ не установлены ограничения в обороте.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов в земли особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также нет данных и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный статьями 94 - 100 Земельного кодекса РФ, не имелось, и отказ в признании за истцом права собственности на указанный земельный участок по данному основанию не может быть признан законным и обоснованным. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно статье 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на приватизацию такого земельного участка.
С учетом изложенного, в ходе судебного разбирательства дела достоверно установлено, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". В связи с чем, отсутствуют правовые основания к отказу в передачи истцу в собственность испрашиваемого земельного участка.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и вынесения по делу решения об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Демского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменить.
Удовлетворить исковые требования П. к Правительству Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок.
Признать за П. право собственности на земельный участок площадью 1007 кв. м, с кадастровым номером N ... расположенный по адресу: адрес, РБ, адрес.
Председательствующий
Ю.А.БАТРШИНА
Судьи
В.Н.МИЛЮТИН
Г.А.МИХЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 27.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6076/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2014 г. по делу N 33-6076/2014
Судья: С.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Батршиной Ю.А.,
судей Милютина В.Н., Михляевой Г.А.,
при секретаре Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства суда первой инстанции гражданское дело по исковому заявлению П. к Правительству Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, по апелляционной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан С. на решение Демского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 30 декабря 2013 года, которым постановлено:
- исковые требования П. удовлетворить;
- признать за П. право собственности на земельный участок площадью 1007 кв. м, с кадастровым номером N... расположенный по адресу: адрес, РБ, адрес.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, площадью 1007 кв. м, с кадастровым номером N ..., расположенный по адресу: адрес. Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу. В порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ, истец обратился в Администрацию городского округа адрес с заявлением о предоставлении земельного участка, однако, истцу было отказано в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне рекреационного назначения, полномочиями по распоряжению которым обладает Правительство Республики Башкортостан, рекомендовано обратиться в Министерство земельных и имущественных отношений РБ. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в письме сообщило, что согласно кадастровой выписки земельный участок входит в территориальную зону рекреационного назначения. Заявителю предложено обратиться в Администрацию городского округа адрес РБ с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа адрес РБ, в части изменения границ территориальных зон. Считает, что данный ответ является незаконным и нарушает его права и законные интересы на приобретение указанного земельного участка в собственность, поскольку в настоящее время на испрашиваемом земельном участке, отсутствуют какие-либо объекты общего пользования и объекты рекреационного назначения (дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря). Спорный земельный участок не изъят из оборота, не ограничен в обороте, запрет на его приватизацию в законодательстве отсутствует, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Просил признать за ними право собственности на земельный участок, площадью 1007 кв. м, с кадастровым номером N ..., расположенный по адресу: адрес.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Определением от дата суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции послужило неизвещение ответчика Правительства Республики Башкортостан о времени и месте рассмотрения дела, что в силу требований ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отмене определения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) (нарушение норм процессуального права).
Согласно ст. 155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается (ч. 2 ст. 167 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, в предварительном судебном заседании, назначенном на дата, извещенный надлежащим образом представитель ответчика Правительства РБ не присутствовал, между тем перейдя дата из предварительного судебного заседания к судебному заседанию по рассмотрению дела по существу в отсутствие надлежащего извещения ответчика, суд тем самым рассмотрел дело в отсутствие лица, участвующего в деле, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик не был извещен о рассмотрении дела судом первой инстанции.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В ходе рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией установлено, что спорный земельный участок, в соответствии с постановлением Мэра адрес от дата N ... был предоставлен без определения права для строительства собственного дома Б. На основании договора купли-продажи от дата истец П. приобрел незавершенное строительство, расположенное по адрес у Б. Решением суда от дата за истцом признано право собственности на законченный строительством жилой дом по указанному адресу.
Истец является собственником домовладения, расположенного по адресу: адрес. Жилой дом расположен на земельном участке, площадью 1007 кв. м, с кадастровым номером N... по указанному выше адресу.
В пункте 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (п. 1).
В силу ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно абзацу второму пункта 9.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Таким образом в силу положений приведенных выше правовых норм и изложенных обстоятельств, истец, как собственник строения расположенного на земельном участке, предоставленном прежнему собственнику строения для индивидуального жилищного строительства до введения в действие Земельного кодекса РФ без определения права, вправе приобрести спорный земельный участок в собственность, за исключением случаев если данный земельный участок в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не может находиться в частной собственности
Согласно ответа Администрации ГО адрес РБ от дата N N ..., земельный участок по адресу: адрес, находится в территориальной зоне рекреационного назначения и в соответствии со статьей 25.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в адрес" полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство Республики Башкортостан.
Министерство земельных и имущественных отношений РБ в письме от дата N N... сообщило, что согласно кадастровой выписке земельный участок входит в территориальную зону рекреационного назначения. Заявителю предложено обратиться в Администрацию ГО адрес РБ с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан, в части изменения границ территориальных зон.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцам жилой дом по адресу: адрес, находится на территории рекреационной зоны "Р-2", сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" N 7/4 от 22 августа 2008 года.
В соответствии с положениями Закона Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" распоряжение земельными участками, отнесенными к территориальным зонам рекреационного назначения, отнесено к полномочиям Правительства Республики Башкортостан.
Указанное свидетельствует о том, что органом, уполномоченным в решении вопроса о предоставлении спорного земельного участка, является Правительство Республики Башкортостан.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим рекреационным зонам.
Согласно п. п. 2, 4, 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Понятие земель особо охраняемых территорий установлено статьей 94 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 данной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Частью 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного кодекса РФ, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (п. 1 ст. 98).
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (п. 2, ст. 98).
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (п. 5 ст. 98).
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящий момент на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22 августа 2008 г. N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Согласно ст. 41 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В соответствии с пунктом 43.4 рекреационные зоны "Р"-1, "Р"-2 - это зоны городских парков, городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного и пассивного отдыха, зоны зеленых насаждений ограниченного пользования, озеленение специального назначения и т.д.
Согласно с. 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Согласно представленному кадастровому паспорту, на спорном земельном участке каких-либо объектов, используемых для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан не ходится.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорных земельных участков такие акты не принимались, поэтому эти участки могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Однако в отношении подобных участков статьей 27 Земельного кодекса РФ не установлены ограничения в обороте.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов в земли особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также нет данных и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный статьями 94 - 100 Земельного кодекса РФ, не имелось, и отказ в признании за истцом права собственности на указанный земельный участок по данному основанию не может быть признан законным и обоснованным. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно статье 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на приватизацию такого земельного участка.
С учетом изложенного, в ходе судебного разбирательства дела достоверно установлено, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". В связи с чем, отсутствуют правовые основания к отказу в передачи истцу в собственность испрашиваемого земельного участка.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и вынесения по делу решения об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Демского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменить.
Удовлетворить исковые требования П. к Правительству Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок.
Признать за П. право собственности на земельный участок площадью 1007 кв. м, с кадастровым номером N ... расположенный по адресу: адрес, РБ, адрес.
Председательствующий
Ю.А.БАТРШИНА
Судьи
В.Н.МИЛЮТИН
Г.А.МИХЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)