Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2015 N 08АП-14708/2014 ПО ДЕЛУ N А70-11168/2014

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. N 08АП-14708/2014

Дело N А70-11168/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14708/2014) Администрации города Ишима на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.11.2014 по делу N А70-11168/2014 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению Администрации города Ишима к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

Администрация города Ишима (далее - заявитель, Администрация обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Тюменской области) о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Тюменской области по непринятию решения о передаче в безвозмездное срочное пользование администрации города Ишима земельного участка с кадастровым номером 72:10:1310001:411, площадью 120893 кв. м, расположенном по адресу: Тюменская обл., Ишимский р-он, 4 км. Бердюжского тракта Дымковского сельского поселения и об обязании ТУ Росимущества в Тюменской области принять решение о передаче администрации города Ишима в безвозмездное срочное пользование земельный участок с кадастровым номером 72:10:1310001:411, площадью 120893 кв. м, расположенный по адресу: Тюменская обл., Ишимский р-он, 4 км. Бердюжского тракта Дымковского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.11.2014 по делу N А70-11168/2014 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый Администрацией земельный участок не может быть предоставлен в безвозмездное срочное пользование под размещение твердых бытовых отходов (ТБО), поскольку данный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и размещение на нем полигона ТБО не предусмотрено законодательством.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении ее требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на Регламент указал на то, что принадлежность земельного участка с кадастровым номером 72:10:1310001:411, площадью 120893 кв. м к землям сельскохозяйственного назначения не является основанием для приостановления мероприятий по предоставлению государственной услуги либо для отказа в ее предоставлении.
В письменном отзыве ТУ Росимущества в Тюменской области возразило на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Администрация, ТУ Росимущества в Тюменской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Земельный участок, расположенный по адресу: Тюменская область, Ишимский район, 4 км. Бердюжского тракта Дымковского сельского поселения, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, находится в составе казны РФ и имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного использования, для ведения сельскохозяйственной деятельности, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности от 13.12.2012 72НМ 316293 и выпиской из реестра федерального имущества от 10.10.2014 N 1028/1.
Администрация города Ишима обратилась в ТУ Росимущества в Тюменской области с просьбой о предварительном согласовании места размещения полигона твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в границах земельного участка с кадастровым номером 72:10:1310001:344 ориентировочной площадью 120983 кв. м.
По поручениям Росимущества от 21.08.2012 N ПП - 10/33884, ТУ Росимущества в Тюменской области приняло решение о предварительном согласовании места размещения полигона ТБО в границах земельного участка с кадастровым номером 72:10:1310001:344. На основании Распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.08.2012 N 239/03 был образован земельный участок с кадастровым номером 72:10:1310001:411, ориентировочной площадью 120983 кв. м.
После постановки земельного участка на кадастровый учет, 19.05.2014 администрация города Ишима обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области с заявлением о передаче земельного участка с кадастровым номером 72:10:1310001:411, площадью 120893 кв. м, расположенного по адресу: Тюменская обл., Ишимский р-он, 4 км. Бердюжского тракта Дымковского сельского поселения, из федеральной в муниципальную собственность для размещения полигона ТБО.
Письмом N 5172 от 20.06.2014 Администрация уточнила свое обращение, изменив испрашиваемое право на земельный участок на право безвозмездного срочного пользования.
В связи с тем, что решение о предоставлении земельного участка администрации города Ишима Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области не было принято, Администрация обратилась в суд с указанными выше требованиями.
17.11.2014 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом лицо, обратившееся в арбитражный суд, на основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязано доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми актами, действиями (бездействием).
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требования Администрации подлежат удовлетворению в случае, если будет установлено несоответствие бездействия, выразившегося в непредоставлении Администрации в безвозмездное срочное пользование земельного участка с кадастровым номером 72:10:1310001:411, площадью 120893 кв. м, расположенном по адресу: Тюменская обл., Ишимский р-он, 4 км. Бердюжского тракта Дымковского сельского поселения, под размещение ТБО, закону или иному нормативному правовому акту, и оспариваемое бездействие повлекло нарушение прав и законных интересов Администрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В пункте 3 статьи.30 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Исходя из положений пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 полномочия по принятию решения о предоставлении земельных участков, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (пункт 5.35 (1)).
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Распоряжением от 20.08.2012 N 239/03 ТУ Росимущества в Тюменской области приняло решение о предварительном согласовании места размещения полигона ТБО в границах земельного участка с кадастровым номером 72:10:1310001:344.
В пункте 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно положениям пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В пункте 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Акт выбора испрашиваемого администрацией города Ишима земельного участка утвержден распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области N 239/03 от 20.08.2012.
Земельный участок площадью 120893 кв. м, расположенный по адресу: Тюменская обл., Ишимский р-он, 4 км. Бердюжского тракта Дымковского сельского поселения, поставлен на кадастровый учет 17.09.2012 с присвоением ему кадастрового номера 72:10:1310001:411.
Право собственности Российской Федерации на сформированный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 72-НМ N 316293, выданного 19.10.2012.
Между тем, земельный участок с кадастровым номером 72:10:1310001:411 предназначен для ведения сельскохозяйственной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно пункту 2.1 Санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 "О введении в действие санитарных правил", полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Пунктами 3.5, 3.7 указанных Правил предусмотрено, что полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов. По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона. Согласно пунктов 4.1 и 4.2 указанных Правил хозяйственная зона устраивается для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение.
Анализ приведенных нормативных положений позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения не могут быть предоставлены для строительства полигона твердых бытовых отходов.
Учитывая изложенное, предоставление данного земельного участка для размещения полигона ТБО невозможно.
Для размещения полигона ТБО на испрашиваемом земельном участке необходимо осуществить мероприятия по переводу категории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, в соответствии с внесенными изменениями в генеральный план и правилами землепользования и застройки Дымковского сельского поселения Ишимского муниципального района.
Распоряжением от 22.11.2012 N 314/03 ТУ Росимущества в Тюменской области внесло изменения в Распоряжение от 20.08.2012 N 239/03. Так в пункта 4.4 указанного распоряжения внесены следующие дополнения: "внести изменения в разрешенное использование вновь образованного земельного участка ориентировочной площадью 120983 кв. м".
Порядок изменения категории земельных участков установлен Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Так для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
При этом под заинтересованным лицом понимается лицо, непосредственно имеющее намерения использовать испрашиваемый земельный участок после перевода земель из одной категории в другую.
Документов, подтверждающих принятие правительством Российской Федерации или органом государственной власти Тюменской области решения о переводе земельных участков в иную категорию земель Администрация города Ишима в ТУ Росимущества в Тюменской области не представила, равно как и доказательств перевода в установленном законом порядке спорного земельного участка, на котором подлежало строительство полигона твердых бытовых отходов, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, у ТУ Росимущества в Тюменской области в настоящее время отсутствуют правовые основания для передачи земельного участка с кадастровым номером 72:10:1310001:411 Администрации города Ишима в безвозмездное срочное пользование для размещения полигона ТБО.
Довод апелляционной жалобы о том, что принадлежность земельного участка с кадастровым номером 72:10:1310001:411, площадью 120893 кв. м к землям сельскохозяйственного назначения не является основанием для приостановления мероприятий по предоставлению государственной услуги либо для отказа в ее предоставлении, несостоятелен, поскольку заявителем не оспаривается бездействие ответчика, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок его заявления о предоставлении земельного участка и непринятие по результатам его рассмотрения соответствующего решения.
Администрацией заявлены требования о признании незаконным бездействия ответчика, выраженного в непринятии именно положительного решения о передаче земельного участка в безвозмездное срочное пользование, однако, поскольку принятие такого решения до изменения категории земельного участка невозможно, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку в рассматриваемом случае совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого бездействия незаконным, отсутствует, оснований для удовлетворения заявленных Администрацией требований у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Администрацией, но от уплаты которой она в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.11.2014 по делу N А70-11168/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК

Судьи
Е.П.КЛИВЕР
Д.Г.РОЖКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)