Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 06.08.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5136/2014

Требование: О признании незаконными действий и приказа, о запрете осуществления рубок на особо охраняемой природной территории.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Осуществление ОАО на территории заказника рубок лесных насаждений наносит непоправимый ущерб среде обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также приводит к исчезновению лекарственных растений, что влечет причинение ущерба Российской Федерации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 августа 2014 г. по делу N 33-5136/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Е.С. Жельнио,
судей С.И. Железовского, С.И. Дорожко,
при секретаре З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, открытому акционерному обществу "Дальлеспром" о признании незаконными действий и приказа, о запрете осуществления рубок на особо охраняемой природной территории,
по апелляционному представлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 22.05.2014 года,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения прокурора Лазаревой Н.А., представителя Управления лесами Правительства Хабаровского края - М., представителя ОАО "Дальлеспром" - П., судебная коллегия

установила:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ответчикам и просил: признать незаконными действия Управления лесами Правительства Хабаровского края по утверждению положительного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 97331 га, переданного в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ N ОАО "Дальлеспром" для заготовки древесины приказом от ДД.ММ.ГГГГ N; признать незаконным данный приказ и обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края его отменить; обязать ОАО "Дальлеспром" прекратить рубки лесных насаждений на лесном участке, переданном по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ N, до утверждения государственной экспертизы проекта освоения лесов в установленном законом порядке.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой при проведении проверки установлено, что в 2001 г. на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ участки лесного фонда Баджальского лесничества Баджальского лесхоза Солнечного района края предоставлены ООО "Арка-Лес" в аренду сроком на 25 лет для осуществления заготовки древесины, договор аренды зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ В сентябре 2008 г. в порядке переоформления указанного договора между Правительством Хабаровского края и ООО "Арка-Лес" заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому в аренду для заготовки древесины на срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставлен лесной участок площадью 97331 га, условный номер N, который располагается на территории заказника федерального значения "Баджальский". После преобразования ООО "Арка-Лес" в ЗАО "Арка-Лес" и его реорганизации, единственным законным правопреемником ЗАО "Арка-Лес" стало ОАО "Дальлеспром". В нарушение ч. 3 ст. 89 ЛК РФ Управлением лесами Правительства Хабаровского края за пределами предоставленных полномочий приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 947П утверждено заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, переданного по вышеуказанному договору аренды, тогда как п. 5.4 "Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" установлено, что государственную экспертизу проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждает Министерство. Согласно Положения о заказнике "Баджальский" от ДД.ММ.ГГГГ в границах заказника отсутствует разрешение на проведение сплошных рубок. На территории заказника обитают редкие виды птиц, занесенных в Красную книгу РФ, проект освоения лесов не предусматривает каких-либо охранных мероприятий для сохранения редкой фауны заказника. Осуществление ОАО "Дальлеспром" на территории заказника рубок лесных насаждений наносит непоправимый ущерб среде обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также приводит к исчезновению лекарственных растений, что влечет причинение ущерба Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 22.05.2014 г. в удовлетворении исковых требований Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора - отказано.
В апелляционном представлении Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор Высотин В.А. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на незаконность решения ввиду неправильного применения норм материального права. Суд, делая вывод о не отнесении земель, на которых расположен государственный природный заказник федерального значения "Баджальский" к категории земель особо охраняемых территорий, не учел того, что в настоящее время порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель, который устанавливается Правительством РФ, - не установлен, однако, в совокупности ст. 94 Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" земли, на которых расположен заказник "Баджальский" относятся к землям особо охраняемых территорий с момента его создания и утверждение экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, относится к исключительным полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в связи с чем, вывод суда о законности действий Управления лесами Правительства Хабаровского края по утверждению проекта освоения лесов на лесном участке, расположенном на особо охраняемой территории, является незаконным. Согласно Положения о государственном заказнике "Баджальский", утвержденного ДД.ММ.ГГГГ г., в его границах запрещены рубки лесных насаждений. Проект освоения лесов ОАО "Флора" не предусматривает каких-либо охранных мероприятий для сохранения редкой фауны заказника. Осуществление ОАО "Дальлеспром" на территории заказника рубок лесных насаждений наносит непоправимый ущерб среде обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также приводит к исчезновению лекарственных растений в связи с уничтожением мест их произрастания и нарушает цели сохранения уникальных и типичных объектов растительного и животного мира, их генофонда, что влечет причинение ущерба Российской Федерации.
В возражениях на апелляционное представление прокурора представитель ответчика ОАО "Дальлеспром" по доверенности П. просит оставить решение суда без изменения, апелляционное представление без удовлетворения, ссылаясь на незаконность и необоснованность его доводов, так как ОАО "Дальлеспром" на арендованном участке осуществляет заготовку древесины на законных основаниях, Положение о заказнике "Баджальский" от ДД.ММ.ГГГГ. утратило силу и в настоящее время Положение о заказнике отсутствует, предоставленный в аренду лесной участок относится к категории земель лесного фонда и в категорию земель особо охраняемых природных территорий не переводился. Министерство природных ресурсов и экологии РФ предоставляет услуги по утверждению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, к которым спорный участок не относится, допустимых доказательств этому прокурором не представлено. Согласно приказу Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N и лесохозяйственного регламента Амгуньского лесничества от ДД.ММ.ГГГГ N леса, расположенные на спорном лесном участке, относятся к эксплуатационным, в которых допускается осуществлять заготовку древесины. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 04.09.2008 г. отменена последняя действовавшая редакция Положения о заказнике от ДД.ММ.ГГГГ, в которой как и в предшествующем Положении от ДД.ММ.ГГГГ N на территории заказника допускались рубки главного пользования при условии единовременной вырубки не более 50% расчетной лесосеки, в сроки и способами, не наносящими вред животному миру и среде их обитания, по согласованию с администрацией Солнечного района и разрешению управления охотничьего хозяйства Хабаровского края. В настоящее время статус заказника не определен, поэтому порядок рубок лесных насаждений регламентируется Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ N, которым допускается проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений при условии ухода за лесами с сохранением части лесных насаждений.
В возражениях на апелляционное представление прокурора представитель ответчика Управления лесами Правительства Хабаровского края по доверенности М. указывает, что оснований для удовлетворения апелляционного представления не имеется, так как территория заказника "Баджальский" относилась и относится к землям лесного фонда, вследствие чего проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов на таких землях и утверждение заключений относится к полномочиям Управления. Леса на территории заказника относятся к эксплуатационным, в которых допускается заготовка древесины. Применение прокурором расширительного толкования не основано на законе и противоречит нормам законодательства. Ссылаясь на п. 1 ч. 2 ст. 94 ЗК РФ, прокурор игнорирует ч. 1 ст. 94 ЗК РФ, ссылаясь на ч. 1 и 2 ст. 102 ЛК РФ - не берет во внимание ч. 6 ст. 102 ЛК РФ. Прокурором не представлено доказательств причинения рубками лесных насаждений какого-либо ущерба объектам животного и растительного мира в заказнике "Баджальский".
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На федеральном уровне отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Лесным кодексом РФ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с п. 5 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заказники могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального или регионального значения (п. 5 ст. 2). Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального значения, которые находятся в ведении уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ создание государственных природных заказников федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В силу ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в том числе государственные природные заказники, как природные объекты, имеющие особое природоохранное значение, образуют природно-заповедный фонд, находятся под особой охраной, для их охраны устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории, порядок создания и функционирования которых регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с п. 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе земли государственных природных заказников. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Согласно ч. 7 ст. 95 ЗК РФ - на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются, в том числе: строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
Согласно ч. 9 ст. 95 ЗК РФ - объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
Согласно пунктов 1 и 3 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении, в том числе земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами и нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Частью 1 ст. 10 Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", как в предыдущих, так и в действующей редакции от 30.10.2007 г., предусмотрен перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Частью 1 ст. 11 ФЗ N 172-ФЗ, как в предыдущей, так и в действующей редакции от 04.12.2006 г., предусмотрен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, в том числе в случае организации особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с частями 1 и 3 ст. 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 2 ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии с ч. 6 ст. 17 ЛК РФ запрещаются сплошные рубки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 102 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных ч. 4 ст. 12 ЛК РФ. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются категории указанных лесов, в том числе леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЛК РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

Согласно ч. 6 ст. 103 ЛК РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 103 ЛК РФ разработаны "Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях", которые утверждены приказом Минприроды РФ от 16.07.2007 г. N 181.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 6 "Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях": леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам (пункт 2); в соответствии с ч. 4 ст. 12 ЛК РФ они подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (пункт 3); леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (пункт 3); лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в установленном законодательством Российской Федерации порядке в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка (абзац пятый пункта 3 введен приказом МПР РФ от 12.03.2008 г. N 54); В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (пункт 4 Особенностей, ч. 4 ст. 17 Лесного кодекса РФ); в лесах, расположенных на территориях, в том числе государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (пункт 6).
В соответствии со ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с ч. 9 ст. 29 ЛК РФ - Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 настоящего Кодекса, в том числе расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 337 от 01.08.2011 г. утверждены Правила заготовки древесины.
Согласно п. 2 Правил - заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины (ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса РФ).
Согласно п. 3 Правил - граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (ч. 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ).
Согласно п. 5 Правил - заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).
Согласно п. 33 Правил - рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках (ч. 5 ст. 17 Лесного кодекса РФ).
Согласно п. 34 Правил - применение видов рубок при заготовке древесины осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) и проектом освоения лесов в отношении лесных участков, предоставленных для заготовки древесины на правах аренды или постоянного (бессрочного) пользования.
Ранее действовали аналогичного содержания Правила, утвержденные Приказом МПР РФ от 16.07.2007 г. N 184.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений п. 40 ст. 81 Лесного кодекса РФ отнесено определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений предусмотрены ст. 82 Лесного кодекса РФ.
Согласно пунктов 1, 2, 4 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: 1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; 2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов; 4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В соответствии со ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии ст. 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частей 1 и 2 ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 89 ЛК РФ государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных, в том числе, на землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно "Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 г. N 404, Министерство осуществляет полномочия: п. 5.3(3) - ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий федерального значения (введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2010 N 575); п. 5.4 - утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий; п. 5.4(1) - осуществляет рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) или земельных участков в составе таких земель в земли другой категории (введен Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 718); п. 5.2.35 - утверждает положения, в том числе о государственных природных заказниках.
Приказом Минприроды России от 09.11.2012 г. N 379 утвержден Административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной услуги по утверждению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с пунктом 3.6 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр, управление лесами Правительства края проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов на территории края в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии со статьей 108 Лесного кодекса РФ, в эксплуатационных лесах допускается осуществлять все виды использования лесов, предусмотренные статьей 25 Лесного кодекса РФ, в том числе для заготовки древесины.
Согласно пунктами 1, 2 ст. 24 ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (пункт 1). Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 2).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N 2055-р утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, которые переданы в ведении Минприроды России.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в 1987 г. приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников РСФСР от 17.07.1987 г. N 280 на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 06.01.1982 г. N 14 "О порядке образования государственных заказников" и решения Хабаровского крайисполкома от 28.05.1987 г. N 259/1 в Солнечном районе Хабаровского края учрежден Государственный республиканский зоологический заказник "Баджальский", который впоследствии был переименован в Государственный охотничий заказник общереспубликанского (федерального) значения "Баджальский", а затем в Государственный природный заказник федерального значения "Баджальский" (далее заказник "Баджальский").
Согласно пунктов 2, 8 первоначально действующего Положения (утв. приказом Главохоты РСФСР от 17.07.1987 г. N 280), пунктов 1.2, 1.8 Положения (утв. постановлением главы администрации края от 30.05.1995 г. N 210), пунктов 1.4, 1.6 Положения (утв. Постановлением губернатора края от 28.01.2003 г. N 26) - заказник "Баджальский" создан без ограничения срока действия и без изъятия у пользователей земельных участков
Первоначально действующим Положением (подпункты 19.4, 19.8, 19.10) на территории заказника запрещалась: рубка деревьев и кустарников; движение механизированного транспорта на территории и водоемах; всякая производственная деятельность, наносящая вред среде обитания и самим животным, не предусмотренная Положением.
Последующими Положениями (подпункты 3.1.16, 3.2.4 - Положения 1995 г.; подпункты 2.2, 2.3 - Положения 2003 г.) также предусматривался запрет всякой производственной деятельности, наносящей вред среде и животным (природным комплексам и их компонентам) и допускалась рубка главного пользования при условии единовременной вырубки не более 50% расчетной лесосеки, в сроки и способами, не наносящими вред животному миру и среде обитания, по согласованию с администрацией Солнечного района и разрешению управления охотничьего хозяйства Хабаровского края (Хабаровсккрайохотуправления).
Последнее по времени действующее Положение от 2003 г. о заказнике "Баджальский" утратило силу в связи с Постановлением губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N.
Государственный природный заказник федерального значения "Баджальский" является действующим, так как решение о его ликвидации в установленном законом порядке не принималось, он включен в Перечень (порядковый N 139) особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, который утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N 2055-р.
Заказник "Баджальский" признан функционирующим и соответствующим своему назначению как особо охраняемая территория пунктом 1 Решения Хабаровского краевого Совета народных депутатов N 52 от 18.03.1993 г. с изменениями, внесенными постановлением главы администрации края от 24.09.1998 г. N 376 и постановлением Правительства Хабаровского края от 18.03.2013 г. N 46-пр. Согласно пункта 10 данного Решения - в целях улучшения среды обитания диких животных, в первую очередь занесенных в Красную книгу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, управлению лесами Хабаровского края в срок до 01.10.1993 г. предложено провести работу по переводу лесов III группы в леса II группы, в том числе на территориях государственных республиканских зоологических заказников "Хехцир", "Баджальский".
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ N от ДД.ММ.ГГГГ территория заказника "Баджальский" передана под охрану ФГБУ "Государственный заповедник "Комсомольский".
ДД.ММ.ГГГГ ООО "Арка-Лес" реорганизовано путем преобразования в ЗАО "Арка-Лес" (л.д. 31 - 32), которое, в сентябре 2011 г. присоединено к ОАО "Дальлеспром", в связи с чем, правопреемником ООО "Арка-Лес" по всем его правам и обязательствам стало ОАО "Дальлеспром" (л.д. 39 - 41), единственным акционером которого, как и ранее существовавших ОАО "Арка-Лес" и ЗАО "Арка-Лес", является частная акционерная компания с ограниченной ответственностью "РФП ХОЛДИНГ (САЙПРЕС) ЛИМИТЕД", созданная в соответствии с законодательством Республики Кипр, зарегистрированная Регистратором компаний Республики Кипр за N, с местом нахождения по адресу Ларнака, Кипр (л.д. 31 - 41).
По договору аренды участков лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в учреждении юстиции ДД.ММ.ГГГГ под N), заключенному между Правительством Хабаровского края и ООО "Арка-Лес" и переоформленному ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ под N) между <адрес> и ООО "Арка-Лес" на договор аренды лесного участка N (л.д. 17 - 30), - ОАО "Дальлеспром" в качестве правопреемника ЗАО "Арка-Лес", в которое преобразовано ООО "Арка-Лес", арендует для заготовки древесины на срок по ДД.ММ.ГГГГ (п. 21 Договора) лесной участок условный номер N, площадью 97 331 га в пределах Амгуньского лесничества общей площадью 1434 451 га, расположенный в Хабаровском крае, Солнечном муниципальном районе, Амгуньском лесничестве, номера кварталов N Баджальского участкового лесничества.
Приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, площадью 97330,83 га, переданного в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ N ОАО "Дальлеспром" для заготовки древесины на территории Амгуньского лесничества в кварталах N (за исключением части выдела N), N Баджальского участкового лесничества в Солнечном муниципальном районе Хабаровского края (л.д. 26).
В территорию предоставленного в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ лесного участка условный номер N, площадью 97 331 га входит территория заказника "Баджальский", что следует из пункта 2.1 Заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, площадью 97330,83 га, переданного в аренду ОАО "Дальлеспром" (л.д. 27 - 30), согласно которого заказник "Баджальский" располагается в кварталах N Баджальского участкового лесничества Амгуньского лесничества.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 112; выписки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 98 - 107) земельный участок кадастровый номер N общей площадью 14 344 510 009 кв. м, расположенный в Амгуньском лесничестве Солнечного района Хабаровского края, в состав которого входит арендуемый лесной участок условный номер 08:244:02:0209, площадью 97 331 га, - зарегистрирован в собственности Российской Федерации на основании Лесного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ по категории - земли лесного фонда, с разрешенным использованием для размещения объектов лесного фонда.
Из п. 1.6 Лесохозяйственного регламента Амгуньского лесничества, утвержденного Приказом N 352-П от 22.12.2008 г. Управления лесами Правительства Хабаровского края (в редакции приказа от 01.02.2010 г. N 43-П), следует, что на территории лесничества имеются защитные леса, которые на территории Баджальского участкового лесничества занимают общую площадь 35389 га, включая кварталы N Данные кварталы входят в территорию заказника "Баджальский" согласно п. 2.1 Заключения экспертной комиссии.
Отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что арендуемый ОАО "Дальлеспром" лесной участок относится к категории земель лесного фонда, доказательств его перевода в категорию особо охраняемых природных территорий не представлено, положение о заказнике "Баджальский" уполномоченным органом государственной власти не утверждено, в связи с чем, статус заказника не определен, а также из того, что Министерство природных ресурсов и экологии РФ предоставляет услуги по утверждению государственной экспертизы проектов освоения лесов только в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, к которым спорный лесной участок не относится, леса, расположенные на арендованном лесном участке относятся к эксплуатационным, на которых законодательством допускается заготовка древесины.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда и с принятым решением, поскольку судом неверно применены нормы материального права и неправильно определены юридически значимые обстоятельства по настоящему делу, которыми являются статус территории, определение органа государственной власти, полномочного утверждать государственную экспертизу проекта освоения лесов, и соблюдение установленного порядка утверждения такой экспертизы.
Судом при принятии решения не учтены принципы лесного законодательства, закрепленные в ст. 1 Лесного кодекса РФ, направленные на сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, на использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов, обеспечение охраны и защиты лесов.
Исходя из системного толкования действующего и действовавшего с момента создания заказника "Баджальский" законодательства, в число особо охраняемых природных территорий в соответствии со ст. 58 ФЗ "Об охране окружающей среды" включены государственные заказники, земли которых в силу ст. ст. 94, 95 Земельного кодекса являются землями особо охраняемых природных территорий, которые в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте, леса на территории которых в силу ч. 1 ст. 103 Лесного кодекса РФ, п. 3 "Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" являются лесами особо охраняемых природных территорий и относятся к защитным лесам согласно ст. 102 Лесного кодекса РФ и п. 2 "Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях", определение особенностей использования, охраны, воспроизводства которых в силу п. 40 ст. 81 Лесного кодекса РФ отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с ч. 3 ст. 89 Лесного кодекса РФ, п. 5.4 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, Приказа Минприроды России от 09.11.2012 г. N 379 - Министерство природных ресурсов и экологии РФ рассматривает материалы о переводе земель и утверждает государственную экспертизу проектов освоения лесов, расположенных на землях, особо охраняемых природных территорий, в соответствии с которым осуществляется заготовка древесины согласно п. 5 Правил, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 г. N 337.
В силу прямого указания закона (ст. ст. 102, 103 ЛК РФ, ст. ст. 94, 95 ЗК РФ, ст. ст. 58, 59 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. ст. ст. 22, 23, 24 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Распоряжения Правительства РФ от 31.12.2008 г. N 2055-р и т.д.) заказник "Баджальский" с момента своего учреждения является особо охраняемой природной территорией, статус которой подтвержден совокупностью исследованных доказательств, и которая расположена на землях особо охраняемой природной территории, на которой расположены защитные леса, сплошная рубка которых в соответствии с ч. 3 ст. 103 Лесного кодекса РФ возможна только если это предусмотрено правовым режимом зон на основании решения уполномоченного Федерального органа исполнительной власти и в соответствии с Положением о заказнике на основании Правил заготовки древесины, лесного плана Хабаровского края, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, который в отношении данной особо охраняемой территории в соответствии с ч. 3 ст. 89 Лесного кодекса РФ, п. 5.4 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ" должно утверждать Министерство природных ресурсов и экологии РФ, а не Управление лесами Правительства Хабаровского края в качестве уполномоченного органа исполнительной власти субъекта.
Регистрация земельного участка в качестве земель лесного фонда 22.12.2008 г. на основании Лесного кодекса РФ правового значения по настоящему делу не имеет при неизменности с 1987 г. статуса заказника в качестве особо охраняемой природной территории и отсутствии допустимых в соответствии со ст. 60 ГПК РФ доказательств его упразднения и отнесения или перевода его земель в установленном порядке Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. ст. 10, 11 ФЗ N 172-ФЗ от 21.12.2004 г. в земли лесного фонда, на которых разрешение на заготовку древесины дает Управление лесами Правительства края согласно п. 3.6 Положения о нем, тогда как нарушение порядка перевода земель в силу ст. 8 Земельного кодекса РФ является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда о том, что статус заказника в настоящее время не определен в связи с признанием Положения о нем утратившим силу, по вышеприведенным основаниям, так как в силу Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", ст. 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. ст. 94, 95 Земельного кодекса РФ, ст. 103 Лесного кодекса РФ статус федерального заказника "Баджальский", как особо охраняемой природной территории, очевиден, является таковым с момента его создания, не утрачен и подтвержден, в том числе Заключением экспертной комиссии (п. 2.1 - л.д. 27 - 30), действия по утверждению которого оспаривает прокурор.
Доводы представителя Управления лесами Правительства Хабаровского края о том, что спорный участок не является особо охраняемой природной территорией, так как его земли не изъяты из оборота, судебная коллегия отклоняет, поскольку ч. 1 ст. 94, ч. 9 ст. 95 Земельного кодекса РФ предусмотрено как полное, так и частичное изъятие земель особо охраняемой территории из хозяйственного использования и оборота.
Принимая во внимание, что истец просит обязать ОАО "Дальлеспром" прекратить рубки лесных насаждений на всей территории лестного участка, переданного по Договору аренды от 05.11.2008 г. N 0209/2008, при этом допустимых и достаточных доказательств того, что заказник занимает всю заявленную в иске территорию не представлено, в том числе достоверно соотнести по кварталам территорию заказника "Баджальский" и спорного лесного участка по представленной к договору аренды план-схеме (л.д. 42, 43) не представляется возможным, тогда как по Заключению государственной экспертизы (л.д. 29) только часть кварталов Амгуньского лесничества образует территорию Заказника "Баджальский", в связи с чем, оснований для удовлетворения требований прокурора в отношении всего спорного участка судебная коллегия не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения апелляционного представления и исковых требований прокурора, заявленных в интересах Российской Федерации, в части, относящейся к особо охраняемой природной территории заказника "Баджальский", и, учитывая, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия, руководствуясь пунктами 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, считает необходимым решение суда отменить, удовлетворив апелляционное представление, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в части, касающейся территории заказника, по требованиям о признании незаконными действий Управления лесами Правительства края и приказа N от ДД.ММ.ГГГГ и возложения обязанности на ОАО "Дальлеспром" прекратить рубки до утверждения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору от ДД.ММ.ГГГГ N в установленном законом порядке, отказав в удовлетворении требований в части остальной территории лесного участка, не занятой заказником "Баджальский" и требований о возложении обязанности на Управление лесами Правительства края об отмене приказа N П от ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с тем, что суд не вправе вмешиваться в распорядительные функции, в том числе государственных органов власти субъекта и должностных лиц.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 22.05.2014 года - отменить и принять новое решение, которым:
- исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, открытому акционерному обществу "Дальлеспром" о признании незаконными действий и приказа, о запрете осуществления рубок на особо охраняемой природной территории - удовлетворить частично.
- действия Управления лесами Правительства Хабаровского края по утверждению положительного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 97330,83 га, переданного в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ N ОАО "Дальлеспром" для заготовки древесины, приказом от ДД.ММ.ГГГГ N, - признать незаконными в части территории лесного участка, занятой Государственным природным заказником федерального значения "Баджальский".
- приказ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 97330,83 га, переданного в аренду ОАО "Дальлеспром", - признать незаконным в части территории лесного участка, занятой Государственным природным заказником федерального значения "Баджальский".
- обязать ОАО "Дальлеспром" прекратить рубки лесных насаждений на лесном участке, переданном по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ N, в части территории лесного участка, занятой Государственным природным заказником федерального значения "Баджальский", - до утверждения государственной экспертизы проекта освоения лесов в установленном законом порядке.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий
Е.С.ЖЕЛЬНИО

Судьи
С.И.ЖЕЛЕЗОВСКИЙ
С.И.ДОРОЖКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)