Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.01.2014 N 11АП-22461/2013 ПО ДЕЛУ N А49-8379/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2014 г. по делу N А49-8379/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 27 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 января 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Апаркина В.Н., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от Комитета по управлению имуществом города Кузнецка - извещен, не явился,
от Каймаковой Е.А. - извещен, не явился,
от Андреевой Т.В. - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Улыбиной Раисы Григорьевны на решение Арбитражного суда Пензенской области от 31 октября 2013 г. по делу N А49-8379/2012 (судья Дудорова Н.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Улыбиной Раисы Григорьевны (ИНН 580306129849, ОГРНИП 312580328400027), г. Кузнецк, Пензенская обл.,
к администрации города Кузнецка Пензенской области, г. Кузнецк, Пензенская обл.,
третьи лица:
Комитет по управлению имуществом города Кузнецка, г. Кузнецк, Пензенская обл.,
Каймакова Елена Александровна, г. Кузнецк, Пензенская обл.,
Андреева Тамара Викторовна, г. Кузнецк, Пензенская обл.,
о признании недействительным постановления, обязании совершить определенные действия,

установил:

Индивидуальный предприниматель Улыбина Раиса Григорьевна (далее заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленного требования. принятого судом первой инстанции, о признании недействительным постановления Администрации города Кузнецка Пензенской области (далее ответчик) N 1573 от 06.11.2012 "Об отказе в предварительном согласовании Улыбиной Р.Г. места размещения объекта на земельном участке, расположенном по ул. Правды, 34, в центральной части города Кузнецка", а также с требованием обязать Администрацию города Кузнецка Пензенской области принять решение о предварительном согласовании Улыбиной Р.Г. места размещения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, примерно в 50м по направлению на север от жилого дома по ул. Правды, 24, и утвердить акт о выборе данного земельного участка с границами данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 31 октября 2013 г. по делу N А49-8379/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01.09.2011 г. предприниматель Улыбина Р.Г. обратилась в администрацию города Кузнецка с заявлением, в котором просила рассмотреть возможность предоставления ей земельного участка, расположенного по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Правды, в 50 м на север от многоквартирного дома по ул. Правды, 22, площадью приблизительно 350 кв. м для строительства офисного помещения филиала Сбербанка.
Письмом N 1019 от 14.09.2011 г. отдел архитектуры и градостроительства администрации города Кузнецка дал заключение о том, что считает возможным предоставление земельных участков под строительство офисных помещений Сбербанка в том числе по адресу: г. Кузнецк, примерно в 50 м по направлению на север от Дома ветеранов.
В декабре 2001 г. - январе 2012 г. был подготовлен и согласован акт о выборе земельного участка по ул. Правды, 34, в центральной части города Кузнецка для строительства здания филиала Сбербанка площадью 0, 0966 га.
10.08.2012 г. данный акт был направлен Предпринимателем в Администрацию города Кузнецка для утверждения.
В период подготовки дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции ответчиком издано постановление N 1573 от 06.11.2012 "Об отказе в предварительном согласовании Улыбиной Р.Г. места размещения объекта на земельном участке, расположенном по ул. Правды, 34, в центральной части города Кузнецка".
Постановление мотивировано поступлением нескольких заявлений на данный земельный участок, а также ссылкой на пункт 1.4 Решения Собрания представителей города Кузнецка N 32-51/5 от 05.04.2012 "Об установлении случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах".
Ответчик объяснил факт издания оспариваемого постановления, спустя длительный период времени, тем, что произошла путаница из-за неверного указания ориентира места расположения земельного участка в акте выбора. В первоначальном заявлении о предоставлении земельного участка Предпринимателем указано местоположение испрашиваемого земельного участка относительно ориентира - ул. Правды, 22, в акте о выборе земельного участка указан его адрес - ул. Правды, 34, при этом 08.11.2012 г. администрацией города Кузнецка издано постановление N 1224 о формировании земельного участка, расположенного примерно в 50 м по направлению на север от жилого дома по ул. Правды, 22, которым определено разрешенное использование земельного участка - для размещения административных и офисных зданий, а также Комитету по управлению имуществом города Кузнецка поручено осуществить мероприятия по постановке земельного участка на кадастровый учет и провести аукцион по его продаже.
Земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет 02.03.2012 г., ему присвоен кадастровый номер 58:31:0203106:99.
Постановлением администрации города Кузнецка Пензенской области N 265 от 14.03.2012 "О проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже в собственность земельного участка, расположенного примерно в 50 м по направлению на север от жилого дома по ул. Правды, 22" на основании статей 30 и 38 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации N 808 от 11.11.2002 "Об организации и проведении торгов по продаже находящегося в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", решения Собрания представителей города Кузнецка N 172-37/4 от 24.08.2006 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Кузнецка", статьи 28 Устава города Кузнецка Пензенской области назначено проведение торгов в форме открытого аукциона по продаже в собственность земельного участка с кадастровым номером 58:31:0203106:99 общей площадью 767 кв. м, расположенного примерно в 50 м по направлению на север от жилого дома по ул. Правды, 22, относящегося к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения административных и офисных зданий. Организация проведения аукциона поручена Комитету по управлению имуществом города Кузнецка.
Заявки на участие в аукционе были поданы Каймаковой Е.А., Ястребовым М.В., Ростовым Д.С., Кондрашиным М.В., Андреевой Т.В.
Приказом Комитета по управлению имуществом города Кузнецка N 44-п от 14.03.2012 г. определены существенные условия для проведения аукциона по продаже в собственность земельного участка, расположенного примерно в 50 м по направлению на север от жилого дома по ул. Правды, 22. Комитетом по управлению имуществом города Кузнецка в приложении к газете "Кузнецкий рабочий" N 32 от 20.03.2012 г. размещено информационное сообщение о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже в собственность указанного выше земельного участка 24.04.2012 г. в малом зале городской администрации по адресу: г. Кузнецк, ул. Ленина, 191. В сообщении указано, что Комитет по управлению имуществом города Кузнецка вправе отказаться от проведения аукциона не позднее пятнадцати дней до дня проведения аукциона.
Приказом Комитета по управлению имуществом города Кузнецка N 72-п от 20.04.2012 г. Комитет отказался от проведения открытого аукциона по продаже спорного земельного участка, назначенного на 24.04.2012 г. Сообщение об отказе от проведения аукциона было опубликовано в газете "Кузнецкий рабочий" 25.04.2012 г., соответствующие сообщения направлены участникам аукциона.
Постановлением ответчика N 504 от 02.05.2012 г. изменено разрешенное использование спорного земельного участка с вида "для размещения административных и офисных зданий" на вид "для размещения объектов торговли".
Постановлением ответчика N 603 от 23.05.2012 г. спорный земельный участок предоставлен в аренду администрации Неверкинского района Пензенской области сроком на 3 года.
24.05.2012 между Комитетом по управлению имуществом города Кузнецка и администрацией Неверкинского района Пензенской области заключен договор аренды спорного земельного участка. Государственная регистрация договора приостановлена 25.05.2012 г.
Администрацией Неверкинского района Пензенской области в адрес администрации города Кузнецка Пензенской области направлено письмо с просьбой дать согласие на передачу арендуемого земельного участка в субаренду Кондрашину М.В.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 29.08.2012 г. по делу N А49-4654/2012.
Данным судебным актом постановление администрации города Кузнецка N 603 от 23.05.2012 "О предоставлении Администрации Неверкинского района Пензенской области в аренду земельного участка с кадастровым номером 58:31:0203106:99, расположенного примерно в 50 м по направлению на север от жилого дома по ул. Правды, 22" признано недействительным.
Тот факт, что испрашиваемый заявителем земельный участок, адрес которого в соответствии с актом о выборе - ул. Правды, 34, и земельный участок с кадастровым номером 58:31:0203106:99, сформированный по постановлению Администрации N 1224 от 08.11.2012 г., расположенный примерно в 50 м по направлению на север от жилого дома по ул. Правды, 22, являются одним и тем же земельным участком, признан всеми лицами, участвующими в деле при разрешении настоящего спора. В силу статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный факт не требует доказывания.
Постановлением ответчика N 1603 от 22.08.2013 г. постановление N 1224 от 08.11.2011 г. отменено.
Исходя из положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное наличие двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом, действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении настоящего спора судом не установлено совокупности таких обстоятельств, а, следовательно, не установлено оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статьям 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства по правилам статьи 32 ЗК РФ.
Заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. В дальнейшем по правилам статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, после определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Предусмотренное указанной нормой условие об информировании населения является обязательным и направлено на реализацию основных принципов земельного законодательства, призванных обеспечить гарантии каждого гражданина на участие в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Аналогичная правовая позиция приведена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума N 4224/10 от 14.09.2010.
Из материалов и обстоятельств дела следует, что на спорный земельный участок кроме заявителя претендуют Андреева Т.В. (заявление от 17.01.2012 г.), Каймакова Е.А. (заявление от 25.04.2012 г.), следовательно, вопрос предоставления прав на данный земельный участок подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах ответчиком правомерно, с учетом поступления нескольких заявлений на данный земельный участок, вынесено оспариваемое постановление об отказе заявителю в предварительном согласовании места размещения объекта.
Довод заявителя о неправомерности ссылки Администрации на пункт 1.4 Решения Собрания представителей города Кузнецка N 32-51/5 от 05.04.2012 "Об установлении случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах" является обоснованным, поскольку спорные правоотношения заявителя и ответчика возникли ранее издания и введения в действие данного нормативного правового акта, его нормы, в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению при регулировании этих правоотношений. Вместе с тем, данное обстоятельство при наличии иных законных оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 31 октября 2013 г. по делу N А49-8379/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
В.Н.АПАРКИН
С.Т.ХОЛОДНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)