Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-955

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2014 г. по делу N 33-955


Судья Богаткина З.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хрипунова М.И.,
судей Мирошкина В.В. и Гордиенко Е.С.,
при секретаре М.,
рассмотрев в судебном заседании 29 января 2014 года апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" на решение Шатурского городского суда Московской области от 02 декабря 2013 года по делу по иску А. к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области об установлении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка,
заслушав доклад судьи Московского областного суда Хрипунова М.И.,
объяснения представителя А. адвоката Власова А.М.,

установила:

А. обратилась в суд с иском ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области об установлении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование иска ссылалась на те обстоятельства, что она является собственником 1/2 доли земельного участка с кадастровым N <данные изъяты> общей площадью 414400 кв. м, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <данные изъяты>. Другим сособственником указанного земельного участка является Ч.
Постановлением главы администрации Шатурского муниципального района Московской области N 1042 от 17.05.2012 года вид разрешенного использования указанного земельного участка с "сельскохозяйственного производства" изменен на "дачное строительство", в связи с чем в кадастровой выписке на земельный участок его кадастровая стоимость увеличилась до <данные изъяты> руб. из расчета среднего удельного показателя кадастровой стоимости квадратного метра земель по Московской области.
Полагала, что указанная кадастровая стоимость земельного участка явно завышена и определена по недостоверному удельному показателю кадастровой стоимости за один квадратный метр категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования - для дачного строительства. В соответствии с действующим законодательством кадастровая стоимость земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, определяется путем умножения среднего только для муниципального района удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 г. N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, согласно которым среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель по Шатурскому району составляет 35 руб. 81 коп. Согласно отчету агентства оценки "АЛЭКС" N 232/08-1 рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 13.567.450 руб., исходя из указанной стоимости удельный показатель рыночной стоимости (руб./кв. м) составляет 32 руб. 74 коп., что фактически соответствует среднему значению удельного показателя кадастровой стоимости земель по Шатурскому району.
Просила признать незаконными сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка, а также обязать ответчика внести в государственный земельный кадастр сведения об удельном показателе кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 32 руб. 74 коп. за 1 кв. м.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области иск не признал. Пояснял, что в связи с отсутствием среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости для дачных объединений Шатурского района, кадастровая стоимость земельного участка истца рассчитана с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости дачных объединений Московской области в размере 2402,59 руб. м, утвержденного Распоряжением N 121-РМ.
Третье лицо Ч. о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом, однако в суд не явился. Решение постановлено в его отсутствие.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 02 декабря 2013 года исковые требования А. удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ "ФКП Росреестра" подало апелляционную жалобу на предмет его отмены, указывая, что судом не правильно применены нормы материального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах этих доводов, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, как постановленного в соответствии с действующими нормами материального и процессуального закона.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пункту 9.5 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Поскольку спорный земельный участок, не был включен в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель, а вид разрешенного использования с "сельскохозяйственное производство" на "дачное строительство" был изменен 17.05.2012 года, его кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п. 2.3.1. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 г. N 222.
Так, п. 2.3.1. Методических указаний регламентирует, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Согласно отчету Агентства Оценки "АЛЭКС" об оценке рыночной стоимости земельного участка N 232/08-1 от 08.08.2013 г., рыночная стоимость земельного участка площадью 414400 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, составляет <данные изъяты> руб., таким образом, стоимость 1 кв. м земельного участка составляет 32 руб. 74 коп. (13567450/414400).
Согласно Распоряжению Министерства экологии природопользования Московской области от 21.11.2005 г. N 166-РМ "Об утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений по Шатурскому району составляет 35 руб. 81 коп.
Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Из изложенного следует, что действия ответчика по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости по всей Московской области, являются незаконными, поскольку действующим законодательством такая возможность не предусмотрена.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы подателя жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства с учетом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Шатурского городского суда Московской области от 02 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)