Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Антоновой О.И., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 ноября 2013 года по делу А12-23407/2013 (судья С.С. Луцевич),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания ВВК" (ИНН 3443095712, ОГРН 1093443006084)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительства Волгоградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда,
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания ВВК" (далее - ООО "Компания ВВК") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:48, площадью 19 451 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 45 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010; обязании внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 ноября 2013 года по делу А12-23407/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:48, площадью 19 451 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 45 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 12 169 000 руб.
Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:48, площадью 19 451 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 45 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 12 169 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратился комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 ноября 2013 года по делу N А12-23407/2013, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Доводы апеллянта сводятся к тому, что судом не установлен факт достоверности рыночной стоимости земельного участка, определенной в представленном в материалы дела отчете.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд считает, что имеются основания для изменения судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 34:34:030001:48, площадью 19 451 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская 45, принадлежит обществу на праве аренды в соответствии с договором аренды земельного участка от 27.04.2010 N 9161.
Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу на праве аренды, по данным государственного кадастра недвижимости определена в размере 26 172 098 руб. 54 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области, проведенной по состоянию на 01.01.2010, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена как равная рыночной, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Истцом заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11 указано, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с отчетом общества с ограниченной ответственностью "Городской центр "Бизнес и Право" N 81-04/13 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 12 169 000 рублей.
ООО "Компания ВВК" в суде апелляционной инстанции заявило ходатайство о назначении судебной экспертизы для определения действительной рыночной стоимости спорного земельного участка.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2014 года по делу N А12-23407/2013 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Региональный центр оценки и экспертизы", эксперту Кукса Инне Васильевне, и приостановлено производство по делу N А12-23407/2013.
Согласно экспертному заключению N 8668-ЗЭ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:48, расположенного по адресу: г. Волжский, Дзержинский район, ул. Краснополянская, 45, общей площадью 19 451 кв. м по состоянию на 01 января 2010 года составляет 12 157 000 руб.
Экспертное заключение представлено в арбитражный суд апелляционной инстанции 21 апреля 2014 года, производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на 05 мая 2014 года.
Таким образом, у лиц, участвующих в деле, было достаточно времени для подготовки возражений на экспертное заключение, однако, лицами, участвующими в деле, указанных возражений в суд апелляционной инстанции не представлено.
Лица, участвующие в деле, не оспорили рыночную стоимость земельного участка, установленную в заключении эксперта, каких-либо иных доказательств в суд не представлено.
Судом апелляционной инстанции установлено, наличие разницы между рыночной стоимостью спорного земельного участка, которая установлена в отчете N 81-04/13 от 05.08.2013, представленным истцом, и рыночной стоимостью, установленной в экспертном заключении N 8668-ЗЭ.
Таким образом, судебная коллегия считает, что исковые требования, заявленные к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области подлежат удовлетворению в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:48, площадью 19 451 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 45, равной его рыночной стоимости в размере 12 157 000 рублей и обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:48, площадью 19 451 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 45, равной его рыночной стоимости в размере 12 157 000 рублей.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При таких обстоятельствах, с учетом проведенной экспертизы по делу и правовой позиции ВАС РФ и ФАС ПО по аналогичным категориям спора, решение суда первой инстанции в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 12 169 000 рублей подлежит изменению на сумму 12 157 000 рублей.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 ноября 2013 года по делу N А12-23407/2013 изменить, резолютивную часть изложить в следующей редакции:
"Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:48, площадью 19 451 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 45, равной его рыночной стоимости в размере 12 157 000 рублей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:48, площадью 19 451 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 45, равной его рыночной стоимости в размере 12 157 000 рублей."
Финансово-экономическому отделу перечислить с депозитного счета суда на счет общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр оценки и экспертизы собственности" денежные средства в размере 21 000 рублей за проведение экспертизы в суде апелляционной инстанции, уплаченные по платежному поручению N 49 от 25.02.2014.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Компания ВВК" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр оценки и экспертизы собственности" денежные средства в размере 6 000 рублей за проведение экспертизы в суде апелляционной инстанции.
Суду первой инстанции в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
О.И.АНТОНОВА
А.Ю.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2014 ПО ДЕЛУ N А12-23407/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2014 г. по делу N А12-23407/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Антоновой О.И., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 ноября 2013 года по делу А12-23407/2013 (судья С.С. Луцевич),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания ВВК" (ИНН 3443095712, ОГРН 1093443006084)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительства Волгоградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда,
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания ВВК" (далее - ООО "Компания ВВК") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:48, площадью 19 451 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 45 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010; обязании внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 ноября 2013 года по делу А12-23407/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:48, площадью 19 451 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 45 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 12 169 000 руб.
Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:48, площадью 19 451 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 45 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 12 169 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратился комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 ноября 2013 года по делу N А12-23407/2013, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Доводы апеллянта сводятся к тому, что судом не установлен факт достоверности рыночной стоимости земельного участка, определенной в представленном в материалы дела отчете.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд считает, что имеются основания для изменения судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 34:34:030001:48, площадью 19 451 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская 45, принадлежит обществу на праве аренды в соответствии с договором аренды земельного участка от 27.04.2010 N 9161.
Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу на праве аренды, по данным государственного кадастра недвижимости определена в размере 26 172 098 руб. 54 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области, проведенной по состоянию на 01.01.2010, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена как равная рыночной, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Истцом заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11 указано, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с отчетом общества с ограниченной ответственностью "Городской центр "Бизнес и Право" N 81-04/13 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 12 169 000 рублей.
ООО "Компания ВВК" в суде апелляционной инстанции заявило ходатайство о назначении судебной экспертизы для определения действительной рыночной стоимости спорного земельного участка.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2014 года по делу N А12-23407/2013 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Региональный центр оценки и экспертизы", эксперту Кукса Инне Васильевне, и приостановлено производство по делу N А12-23407/2013.
Согласно экспертному заключению N 8668-ЗЭ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:48, расположенного по адресу: г. Волжский, Дзержинский район, ул. Краснополянская, 45, общей площадью 19 451 кв. м по состоянию на 01 января 2010 года составляет 12 157 000 руб.
Экспертное заключение представлено в арбитражный суд апелляционной инстанции 21 апреля 2014 года, производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на 05 мая 2014 года.
Таким образом, у лиц, участвующих в деле, было достаточно времени для подготовки возражений на экспертное заключение, однако, лицами, участвующими в деле, указанных возражений в суд апелляционной инстанции не представлено.
Лица, участвующие в деле, не оспорили рыночную стоимость земельного участка, установленную в заключении эксперта, каких-либо иных доказательств в суд не представлено.
Судом апелляционной инстанции установлено, наличие разницы между рыночной стоимостью спорного земельного участка, которая установлена в отчете N 81-04/13 от 05.08.2013, представленным истцом, и рыночной стоимостью, установленной в экспертном заключении N 8668-ЗЭ.
Таким образом, судебная коллегия считает, что исковые требования, заявленные к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области подлежат удовлетворению в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:48, площадью 19 451 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 45, равной его рыночной стоимости в размере 12 157 000 рублей и обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:48, площадью 19 451 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 45, равной его рыночной стоимости в размере 12 157 000 рублей.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При таких обстоятельствах, с учетом проведенной экспертизы по делу и правовой позиции ВАС РФ и ФАС ПО по аналогичным категориям спора, решение суда первой инстанции в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 12 169 000 рублей подлежит изменению на сумму 12 157 000 рублей.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 ноября 2013 года по делу N А12-23407/2013 изменить, резолютивную часть изложить в следующей редакции:
"Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:48, площадью 19 451 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 45, равной его рыночной стоимости в размере 12 157 000 рублей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:48, площадью 19 451 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 45, равной его рыночной стоимости в размере 12 157 000 рублей."
Финансово-экономическому отделу перечислить с депозитного счета суда на счет общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр оценки и экспертизы собственности" денежные средства в размере 21 000 рублей за проведение экспертизы в суде апелляционной инстанции, уплаченные по платежному поручению N 49 от 25.02.2014.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Компания ВВК" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр оценки и экспертизы собственности" денежные средства в размере 6 000 рублей за проведение экспертизы в суде апелляционной инстанции.
Суду первой инстанции в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
О.И.АНТОНОВА
А.Ю.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)