Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2015 года
Полный текст решения изготовлен 03 марта 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Парамоновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Константиновой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-54154/2014 по заявлению Дачного потребительского кооператива "Урожай" (ИНН 6652026789)
к АДМИНИСТРАЦИИ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (ИНН 6652004915)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Межин С.Ю., представитель по доверенности от 21.01.2015,
от заинтересованного лица: не явился.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Дачный потребительский кооператив "Урожай" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к АДМИНИСТРАЦИИ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА о признании недействительным постановления Главы Сысертского городского округа N 2997 от 15.09.2014 года об отмене постановления Главы Сысертского городского округа N 1537 от 26.05.2014 года.
Заинтересованное лицо не явилось, направил отзыв, в котором указало, что оспариваемое постановление было издано в рамках компетенции органа местного самоуправления и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании, начавшемся в 11 час. 45 мин. 18.02.2015 г. был объявлен перерыв до 10 час. 15 мин. 25.02.2015 г. для представления дополнительных документов. После перерыва судебное заседание продолжено, дополнительные пояснения заявителя и документы приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
24.01.2013 г. заявитель обратился в Администрацию по вопросу предоставления земельного участка с целью расширения Дачного потребительского кооператива "Урожай".
Постановлением Администрации Сысертского городского округа N 1537 от 26.05.2014 года был утвержден акт N 23 от 29.01.2013 года выбора земельного участка ориентировочной площадью 10 га (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), расположенного на территории Свердловской области в Сысертском районе; участок примыкает к ДПК "Урожай" с разрешенным использованием для ведения коллективного садоводства, по выбранному варианту.
Постановлением Администрации Сысертского городского округа N 2997 от 15.09.2014 года постановление Администрации Сысертского городского округа N 1537 от 26.05.2014 года отменено.
В качестве основания для отмены указано нарушение при издании постановления статей 13, 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Полагая, что принятое Постановление Администрации Сысертского городского округа N 2997 от 15.09.2014 года нарушает права кооператива, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
По правилам п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отменяя ранее принятое постановление, Администрация указала на допущенные ею нарушения статей 13, 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Однако Администрация не учла следующее.
Согласно ч. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В силу с п. 5 ст. 14 Закон о садоводческих объединениях садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном п. 4 данной статьи.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, указанным законом не установлен запрет на участие граждан в каких-либо некоммерческих объединениях на добровольной основе в целях ведения садоводства, огородничества или дачного строительства и возможность такого объединения после регистрации обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка с целью удовлетворения потребностей всех членов садоводческого, огороднического или дачного товарищества.
Между тем в случае создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с иным принципом, чем предусмотрен п. 1, 2 ст. 13, п. 3 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях, не связанным с местом жительства входящих в его состав граждан и с их учетом (регистрацией) в органах местного самоуправления как нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, выбор земельного участка (вариантов его размещения) из фонда перераспределения земель для предоставления его такому некоммерческому объединению в порядке, установленном п. 4 ст. 13, п. 1, 2 ст. 14 указанного Закона, с участием органов местного самоуправления по месту жительства нуждающихся граждан, невозможен.
При этом Закон о садоводческих объединениях, закрепляя порядок предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков из фонда перераспределения земель, не исключает применения общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений садоводческих некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан - членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу. Иное толкование ст. 14 Закона о садоводческих объединениях противоречило бы самому смыслу закона, означая невозможность предоставления такому некоммерческому объединению земельных участков для целей садоводства вообще либо в случаях, когда фонд перераспределения земель по каким-либо причинам не сформирован (в т.ч. ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству или которые были принудительно изъяты).
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса с определением цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю (п. 2 и 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4, 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 названного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращений утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка соответствующим органом принимается решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 ст. 34.
Исходя из положений ст. 1 Закона о садоводческих объединениях, согласно которым садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения и хозяйственных строений и сооружений); садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, кооператив, партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства; цели, для которых предоставляются вышеуказанные земельные участки, не связаны с их использованием в целях строительства.
Таким образом, дачные некоммерческие объединения, указанные в п. 5 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях, вправе претендовать на предоставление им в аренду земельного участка для удовлетворения потребностей всех членов товарищества в соответствии с общими нормами земельного законодательства.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок находится в зоне размещения коллективных садов и дач (СХ-6), что подтверждается письмом Администрации N 2712 от 07.05.2014 г., примыкает к существующей территории ДПК "Урожай" и необходим для расширения дачного кооператива.
Из пояснений представителя заявителя следует, что члены кооператива изначально планировали на получение земельных участков более 10 соток. Однако при межевании в 2009 - 2010 гг. в границах предоставленного кооперативу участка оказалось, что фактически площадь участков членов кооператива составляет от 6,5 до 10,5 соток, причем подавляющая часть участков имеет площадь в среднем 8 соток.
Согласно Постановлению Администрации Сысертского городского округа N 24 от 16.01.2012 г. участки были предоставлены 155 членам кооператива. В дальнейшем часть из них обратилась с заявлениями в кооператив о прирезке дополнительных площадей, имеющихся вокруг территории ДПК. Также иные лица обращались в ДПК с просьбой решить вопрос о предоставлении участков в ДПК и вокруг территории ДНК. В связи с этим правлением ДПК был оформлен к протоколу заседания правления список желающих получить земельный участок и велась работа с Администрацией Сысертского городского округа по получению смежного с ДПК "Урожай" участка. В этом списке и заявлениях имеются также и не члены ДПК на момент выхода указанного Постановления и на данный момент - Зверев Д.С., Зырянов А.А., Межина Н.А., Васильев А.С., Шамшурин О.М., Рамазян В.А., Булатов В.В., Бузорина О.А., Емшанова Л.В., Хейфец И.Л., Герлях Д.С., Шефер Д.А.
Кроме того вопрос о расширении ДПК связан также с необходимостью прокладки дороги, линии электропередач и установкой трансформатора за счет членов кооператива. При этом увеличение числа участников кооператива позволило бы получать больше взносов на реализацию указанных целей.
Учитывая потребность граждан в расширении ДПК "Урожай", Администрация правомерно утвердила акт N 23 от 29.01.2013 года выбора земельного участка ориентировочной площадью 10 га (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), расположенного на территории Свердловской области в Сысертском районе.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что у Администрации не было оснований для отмены своего постановления N 1537 от 26.05.2014 г., т.к. ДПК "Урожай" вправе был претендовать на предоставление ему в аренду земельного участка для удовлетворения потребностей всех членов товарищества в соответствии с общими нормами земельного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Таким образом, государственная пошлина, уплаченная заявителем при предъявлении заявления в размере 2000 руб. 00 коп., подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным постановление Администрации Сысертского городского округа N 2997 от 15.09.2014 г. об отмене постановления Администрации Сысертского городского округа N 1537 от 26.05.2014 г.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Администрации Сысертского городского округа в пользу Дачного потребительского кооператива "Урожай" 4000 рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
В.В.ПАРАМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.03.2015 ПО ДЕЛУ N А60-54154/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. по делу N А60-54154/2014
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2015 года
Полный текст решения изготовлен 03 марта 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Парамоновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Константиновой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-54154/2014 по заявлению Дачного потребительского кооператива "Урожай" (ИНН 6652026789)
к АДМИНИСТРАЦИИ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (ИНН 6652004915)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Межин С.Ю., представитель по доверенности от 21.01.2015,
от заинтересованного лица: не явился.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Дачный потребительский кооператив "Урожай" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к АДМИНИСТРАЦИИ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА о признании недействительным постановления Главы Сысертского городского округа N 2997 от 15.09.2014 года об отмене постановления Главы Сысертского городского округа N 1537 от 26.05.2014 года.
Заинтересованное лицо не явилось, направил отзыв, в котором указало, что оспариваемое постановление было издано в рамках компетенции органа местного самоуправления и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании, начавшемся в 11 час. 45 мин. 18.02.2015 г. был объявлен перерыв до 10 час. 15 мин. 25.02.2015 г. для представления дополнительных документов. После перерыва судебное заседание продолжено, дополнительные пояснения заявителя и документы приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
24.01.2013 г. заявитель обратился в Администрацию по вопросу предоставления земельного участка с целью расширения Дачного потребительского кооператива "Урожай".
Постановлением Администрации Сысертского городского округа N 1537 от 26.05.2014 года был утвержден акт N 23 от 29.01.2013 года выбора земельного участка ориентировочной площадью 10 га (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), расположенного на территории Свердловской области в Сысертском районе; участок примыкает к ДПК "Урожай" с разрешенным использованием для ведения коллективного садоводства, по выбранному варианту.
Постановлением Администрации Сысертского городского округа N 2997 от 15.09.2014 года постановление Администрации Сысертского городского округа N 1537 от 26.05.2014 года отменено.
В качестве основания для отмены указано нарушение при издании постановления статей 13, 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Полагая, что принятое Постановление Администрации Сысертского городского округа N 2997 от 15.09.2014 года нарушает права кооператива, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
По правилам п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отменяя ранее принятое постановление, Администрация указала на допущенные ею нарушения статей 13, 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Однако Администрация не учла следующее.
Согласно ч. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В силу с п. 5 ст. 14 Закон о садоводческих объединениях садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном п. 4 данной статьи.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, указанным законом не установлен запрет на участие граждан в каких-либо некоммерческих объединениях на добровольной основе в целях ведения садоводства, огородничества или дачного строительства и возможность такого объединения после регистрации обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка с целью удовлетворения потребностей всех членов садоводческого, огороднического или дачного товарищества.
Между тем в случае создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с иным принципом, чем предусмотрен п. 1, 2 ст. 13, п. 3 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях, не связанным с местом жительства входящих в его состав граждан и с их учетом (регистрацией) в органах местного самоуправления как нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, выбор земельного участка (вариантов его размещения) из фонда перераспределения земель для предоставления его такому некоммерческому объединению в порядке, установленном п. 4 ст. 13, п. 1, 2 ст. 14 указанного Закона, с участием органов местного самоуправления по месту жительства нуждающихся граждан, невозможен.
При этом Закон о садоводческих объединениях, закрепляя порядок предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков из фонда перераспределения земель, не исключает применения общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений садоводческих некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан - членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу. Иное толкование ст. 14 Закона о садоводческих объединениях противоречило бы самому смыслу закона, означая невозможность предоставления такому некоммерческому объединению земельных участков для целей садоводства вообще либо в случаях, когда фонд перераспределения земель по каким-либо причинам не сформирован (в т.ч. ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству или которые были принудительно изъяты).
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса с определением цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю (п. 2 и 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4, 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 названного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращений утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка соответствующим органом принимается решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 ст. 34.
Исходя из положений ст. 1 Закона о садоводческих объединениях, согласно которым садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения и хозяйственных строений и сооружений); садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, кооператив, партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства; цели, для которых предоставляются вышеуказанные земельные участки, не связаны с их использованием в целях строительства.
Таким образом, дачные некоммерческие объединения, указанные в п. 5 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях, вправе претендовать на предоставление им в аренду земельного участка для удовлетворения потребностей всех членов товарищества в соответствии с общими нормами земельного законодательства.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок находится в зоне размещения коллективных садов и дач (СХ-6), что подтверждается письмом Администрации N 2712 от 07.05.2014 г., примыкает к существующей территории ДПК "Урожай" и необходим для расширения дачного кооператива.
Из пояснений представителя заявителя следует, что члены кооператива изначально планировали на получение земельных участков более 10 соток. Однако при межевании в 2009 - 2010 гг. в границах предоставленного кооперативу участка оказалось, что фактически площадь участков членов кооператива составляет от 6,5 до 10,5 соток, причем подавляющая часть участков имеет площадь в среднем 8 соток.
Согласно Постановлению Администрации Сысертского городского округа N 24 от 16.01.2012 г. участки были предоставлены 155 членам кооператива. В дальнейшем часть из них обратилась с заявлениями в кооператив о прирезке дополнительных площадей, имеющихся вокруг территории ДПК. Также иные лица обращались в ДПК с просьбой решить вопрос о предоставлении участков в ДПК и вокруг территории ДНК. В связи с этим правлением ДПК был оформлен к протоколу заседания правления список желающих получить земельный участок и велась работа с Администрацией Сысертского городского округа по получению смежного с ДПК "Урожай" участка. В этом списке и заявлениях имеются также и не члены ДПК на момент выхода указанного Постановления и на данный момент - Зверев Д.С., Зырянов А.А., Межина Н.А., Васильев А.С., Шамшурин О.М., Рамазян В.А., Булатов В.В., Бузорина О.А., Емшанова Л.В., Хейфец И.Л., Герлях Д.С., Шефер Д.А.
Кроме того вопрос о расширении ДПК связан также с необходимостью прокладки дороги, линии электропередач и установкой трансформатора за счет членов кооператива. При этом увеличение числа участников кооператива позволило бы получать больше взносов на реализацию указанных целей.
Учитывая потребность граждан в расширении ДПК "Урожай", Администрация правомерно утвердила акт N 23 от 29.01.2013 года выбора земельного участка ориентировочной площадью 10 га (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), расположенного на территории Свердловской области в Сысертском районе.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что у Администрации не было оснований для отмены своего постановления N 1537 от 26.05.2014 г., т.к. ДПК "Урожай" вправе был претендовать на предоставление ему в аренду земельного участка для удовлетворения потребностей всех членов товарищества в соответствии с общими нормами земельного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Таким образом, государственная пошлина, уплаченная заявителем при предъявлении заявления в размере 2000 руб. 00 коп., подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным постановление Администрации Сысертского городского округа N 2997 от 15.09.2014 г. об отмене постановления Администрации Сысертского городского округа N 1537 от 26.05.2014 г.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Администрации Сысертского городского округа в пользу Дачного потребительского кооператива "Урожай" 4000 рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
В.В.ПАРАМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)