Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 23 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.М. Синицыной,
судей А.В. Ветошкевич, Д.А. Глебова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А.Хоменко, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа закрытое территориальное образование Большой Камень Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-14918/2013
на решение от 17.10.2013 судьи Е.В.Кобко
по делу N А51-23821/2013 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (ИНН 2536196045, ОГРН 1072536016211, дата регистрации 11.12.2007)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю (ИНН 77054014340, ОГРН 1027700485757, дата государственной регистрации 03.12.2002),
третьи лица: администрация городского округа закрытое территориальное образование Большой Камень Приморского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации",
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
при участии:
- от истца: Волкова Т.Е. - паспорт, доверенность от 18.12.2013 сроком действия до 31.12.2014 со специальными полномочиями;
- от иных лиц, участвующих в деле - не явились,
установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (далее - ОАО "ДЦСС") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:139, площадью 37284 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, адм. ок городской округ ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, ул. Рабочая, 9, равной его рыночной стоимости в размере 13 571 000 рублей; об обязании кадастровой палаты внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:139, площадью 37284 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, адм. ок городской округ ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, ул. Рабочая, 9, равной его рыночной стоимости в размере 13 571 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 09.08.2013 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - БТИ), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, администрация городского округа закрытое территориальное образование Большой Камень Приморского края (далее по тексту - администрация).
Решением от 17.10.2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:139, площадью 37284 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, адм. ок городской округ ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, ул. Рабочая, 9, равной его рыночной стоимости в размере 13 571 000 рублей; на кадастровую палату возложена обязанность внести в Государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указав на неверное применение судом первой инстанции норм материального права. Кроме того, полагает, что изменение кадастровой стоимости спорного земельного участка повлечет нарушение прав собственника имущества на получение доходов от использования имущества в виде арендной платы.
В канцелярию суда от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 162 АПК РФ приобщен к материалам дела. В отзыве истец указывает на законность и обоснованность принятого по делу решения, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца жалобу оспорил, настаивал на своей правовой позиции, изложенной в отзыве на нее.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 14.06.2012 между администрацией (Арендодатель) и ОАО "ДЦСС" (Арендатор) заключен договор N 32/12/1493 аренды земельного участка сроком с 03.05.2012 по 03.05.2061, по условиям которого Арендодатель сдал, а Арендатор принял во временное пользование на условиях аренды без права выкупа земельный участок общей площадью 3,7284 га с кадастровым номером 25:36:010101:139, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 25.11.2011 N 25/00-11-131921, расположенный относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, ГО ЗАТО Большой Камень, ул. Рабочая, 9.
Вышеуказанный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке 22.10.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю за N 25-25-08/015/2012-296.
В силу постановления Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", которым были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Приморского края, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:139 составила 36 695 285 рублей 64 копейки.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 23.06.2013 N 13-01.241/2, выполненному ООО "Центр развития инвестиций", рыночная стоимость участка с кадастровым номером 25:36:010101:139 по состоянию на 01.01.2010 составила 13 571 000 рублей.
Истец, полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, внесенная в Государственный кадастр недвижимости, является завышенной, обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период до 25.07.2010) (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Как разъяснено в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В обоснование заявленных требований истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 13-01.241/2 от 23.06.2013, изготовленный ООО "Центр развития инвестиций, согласно которому по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 13 571 000 рублей
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Пунктом 1.3 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (действующего на период до 02.07.2012), предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, учитывая, что работы по государственной кадастровой оценке земель на территории Приморского края проводились в 2010 году, соответственно кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2010, суд приходит к выводу о том, что рыночную стоимость данного земельного участка следует определять по состоянию на ту же дату.
Из представленного в материалы дела экспертного заключения N 702/06/13 от 28.06.2013, изготовленного Некоммерческим партнерством Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" на Отчет N 13-01.241/2 об оценке рыночной стоимости земельного участка от 23.06.2013, следует, что содержание отчета соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", соответствует федеральным стандартам оценки, соответствует ССО-РОО 2010, выводы сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными.
Проанализировав указанный отчет, суд первой инстанции пришел к выводу о его соответствии требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Приказу Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки".
Достоверность величины рыночной или иной стоимости объекта оценки не была оспорена в установленном законом порядке (статьи 12 и 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Материалы дела не содержат доказательства, подтверждающие соответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал требования истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 13 571 000 рублей законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требования об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка также подлежат удовлетворению, поскольку по смыслу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление арбитражным судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта.
Доводы администрации о том, что удовлетворение исковых требований приведет к нарушению прав собственника имущества на получение доходов от использования имущества в виде арендной платы, не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего спора в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Согласно пункту 4 упомянутой статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ закреплено правило, согласно которому в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для строительства необходимых для проведения саммита объектов федерального значения, финансирование строительства которых предусмотрено полностью за счет средств юридических лиц, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.
В целях реализации указанного Закона Приказом Минэкономразвития России от 12.10.2009 N 408 "Об определении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для строительства необходимых для проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году объектов федерального значения, финансирование строительства которых предусмотрено полностью за счет средств юридических лиц" с 01.01.2013 установлены ставки арендной платы в расчете за год за земельные участки в размере 1, 5% от кадастровой стоимости земельного участка, ограниченного или изъятого из оборота, и 2% от кадастровой стоимости в отношении иного земельного участка.
Согласно условиям договора аренды от 14.06.2012 N 32/12/1493 и приложения к нему кадастровая стоимость земельного участка учитывается при расчете размера арендной платы.
При этом удовлетворением исковых требований, направленных на корректировку кадастровой стоимости земельного участка, условия указанного договора аренды не изменяются, в связи с чем, орган местного управления не лишается субъективных прав, и на него не возлагаются какие-либо обязанности.
Соответственно, доводы заявителя жалобы о нарушении его прав как собственника земельного участка, а также ссылки на невозможность изменения гражданско-правовых обязательств являются преждевременными и не связаны с предметом настоящего спора.
Ссылки администрации о неприменении к спорным правоотношениям пункта 3 приказа Минэкономразвития России от 12.10.2009 N 408, поскольку строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ" не относится к мероприятиям по строительству объектов, необходимых для проведения встречи глав государств и правительств стран-участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, коллегией отклоняются как противоречащие материалам дела.
Так, согласно пункту 4.5 договора аренды от 14.06.2012 N 32/12/1493 размер арендной платы был определен уполномоченным органом с учетом указанного приказа.
Кроме того, коллегия учитывает, что в любом случае, как при применении приказа Минэкономразвития России от 12.10.2009 N 408, так и при применении решения Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 30.06.2009 N 324, на которое ссылается заявитель жалобы, кадастровая стоимость является одной из составляющих формулы расчета размера арендной платы, следовательно, при изменении размера кадастровой стоимости условие о размере арендной платы, устанавливающее способ ее расчета, в данном случае не изменяется.
При таких обстоятельствах доводы администрации о нарушении судом первой инстанции норм материального права не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения апелляционной жалобы.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем, решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.10.2013 по делу N А51-23821/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.М.СИНИЦЫНА
Судьи
А.В.ВЕТОШКЕВИЧ
Д.А.ГЛЕБОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2014 N 05АП-14918/2013 ПО ДЕЛУ N А51-23821/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2014 г. N 05АП-14918/2013
Дело N А51-23821/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 23 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.М. Синицыной,
судей А.В. Ветошкевич, Д.А. Глебова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А.Хоменко, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа закрытое территориальное образование Большой Камень Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-14918/2013
на решение от 17.10.2013 судьи Е.В.Кобко
по делу N А51-23821/2013 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (ИНН 2536196045, ОГРН 1072536016211, дата регистрации 11.12.2007)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю (ИНН 77054014340, ОГРН 1027700485757, дата государственной регистрации 03.12.2002),
третьи лица: администрация городского округа закрытое территориальное образование Большой Камень Приморского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации",
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
при участии:
- от истца: Волкова Т.Е. - паспорт, доверенность от 18.12.2013 сроком действия до 31.12.2014 со специальными полномочиями;
- от иных лиц, участвующих в деле - не явились,
установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (далее - ОАО "ДЦСС") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:139, площадью 37284 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, адм. ок городской округ ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, ул. Рабочая, 9, равной его рыночной стоимости в размере 13 571 000 рублей; об обязании кадастровой палаты внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:139, площадью 37284 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, адм. ок городской округ ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, ул. Рабочая, 9, равной его рыночной стоимости в размере 13 571 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 09.08.2013 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - БТИ), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, администрация городского округа закрытое территориальное образование Большой Камень Приморского края (далее по тексту - администрация).
Решением от 17.10.2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:139, площадью 37284 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, адм. ок городской округ ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, ул. Рабочая, 9, равной его рыночной стоимости в размере 13 571 000 рублей; на кадастровую палату возложена обязанность внести в Государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указав на неверное применение судом первой инстанции норм материального права. Кроме того, полагает, что изменение кадастровой стоимости спорного земельного участка повлечет нарушение прав собственника имущества на получение доходов от использования имущества в виде арендной платы.
В канцелярию суда от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 162 АПК РФ приобщен к материалам дела. В отзыве истец указывает на законность и обоснованность принятого по делу решения, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца жалобу оспорил, настаивал на своей правовой позиции, изложенной в отзыве на нее.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 14.06.2012 между администрацией (Арендодатель) и ОАО "ДЦСС" (Арендатор) заключен договор N 32/12/1493 аренды земельного участка сроком с 03.05.2012 по 03.05.2061, по условиям которого Арендодатель сдал, а Арендатор принял во временное пользование на условиях аренды без права выкупа земельный участок общей площадью 3,7284 га с кадастровым номером 25:36:010101:139, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 25.11.2011 N 25/00-11-131921, расположенный относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, ГО ЗАТО Большой Камень, ул. Рабочая, 9.
Вышеуказанный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке 22.10.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю за N 25-25-08/015/2012-296.
В силу постановления Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", которым были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Приморского края, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:139 составила 36 695 285 рублей 64 копейки.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 23.06.2013 N 13-01.241/2, выполненному ООО "Центр развития инвестиций", рыночная стоимость участка с кадастровым номером 25:36:010101:139 по состоянию на 01.01.2010 составила 13 571 000 рублей.
Истец, полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, внесенная в Государственный кадастр недвижимости, является завышенной, обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период до 25.07.2010) (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Как разъяснено в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В обоснование заявленных требований истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 13-01.241/2 от 23.06.2013, изготовленный ООО "Центр развития инвестиций, согласно которому по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 13 571 000 рублей
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Пунктом 1.3 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (действующего на период до 02.07.2012), предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, учитывая, что работы по государственной кадастровой оценке земель на территории Приморского края проводились в 2010 году, соответственно кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2010, суд приходит к выводу о том, что рыночную стоимость данного земельного участка следует определять по состоянию на ту же дату.
Из представленного в материалы дела экспертного заключения N 702/06/13 от 28.06.2013, изготовленного Некоммерческим партнерством Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" на Отчет N 13-01.241/2 об оценке рыночной стоимости земельного участка от 23.06.2013, следует, что содержание отчета соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", соответствует федеральным стандартам оценки, соответствует ССО-РОО 2010, выводы сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными.
Проанализировав указанный отчет, суд первой инстанции пришел к выводу о его соответствии требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Приказу Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки".
Достоверность величины рыночной или иной стоимости объекта оценки не была оспорена в установленном законом порядке (статьи 12 и 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Материалы дела не содержат доказательства, подтверждающие соответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал требования истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 13 571 000 рублей законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требования об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка также подлежат удовлетворению, поскольку по смыслу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление арбитражным судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта.
Доводы администрации о том, что удовлетворение исковых требований приведет к нарушению прав собственника имущества на получение доходов от использования имущества в виде арендной платы, не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего спора в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Согласно пункту 4 упомянутой статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ закреплено правило, согласно которому в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для строительства необходимых для проведения саммита объектов федерального значения, финансирование строительства которых предусмотрено полностью за счет средств юридических лиц, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.
В целях реализации указанного Закона Приказом Минэкономразвития России от 12.10.2009 N 408 "Об определении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для строительства необходимых для проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году объектов федерального значения, финансирование строительства которых предусмотрено полностью за счет средств юридических лиц" с 01.01.2013 установлены ставки арендной платы в расчете за год за земельные участки в размере 1, 5% от кадастровой стоимости земельного участка, ограниченного или изъятого из оборота, и 2% от кадастровой стоимости в отношении иного земельного участка.
Согласно условиям договора аренды от 14.06.2012 N 32/12/1493 и приложения к нему кадастровая стоимость земельного участка учитывается при расчете размера арендной платы.
При этом удовлетворением исковых требований, направленных на корректировку кадастровой стоимости земельного участка, условия указанного договора аренды не изменяются, в связи с чем, орган местного управления не лишается субъективных прав, и на него не возлагаются какие-либо обязанности.
Соответственно, доводы заявителя жалобы о нарушении его прав как собственника земельного участка, а также ссылки на невозможность изменения гражданско-правовых обязательств являются преждевременными и не связаны с предметом настоящего спора.
Ссылки администрации о неприменении к спорным правоотношениям пункта 3 приказа Минэкономразвития России от 12.10.2009 N 408, поскольку строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ" не относится к мероприятиям по строительству объектов, необходимых для проведения встречи глав государств и правительств стран-участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, коллегией отклоняются как противоречащие материалам дела.
Так, согласно пункту 4.5 договора аренды от 14.06.2012 N 32/12/1493 размер арендной платы был определен уполномоченным органом с учетом указанного приказа.
Кроме того, коллегия учитывает, что в любом случае, как при применении приказа Минэкономразвития России от 12.10.2009 N 408, так и при применении решения Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 30.06.2009 N 324, на которое ссылается заявитель жалобы, кадастровая стоимость является одной из составляющих формулы расчета размера арендной платы, следовательно, при изменении размера кадастровой стоимости условие о размере арендной платы, устанавливающее способ ее расчета, в данном случае не изменяется.
При таких обстоятельствах доводы администрации о нарушении судом первой инстанции норм материального права не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения апелляционной жалобы.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем, решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.10.2013 по делу N А51-23821/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.М.СИНИЦЫНА
Судьи
А.В.ВЕТОШКЕВИЧ
Д.А.ГЛЕБОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)