Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 06.08.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Рыжовой Е.В. (замена судьи Волковой Ю.В. ввиду нахождения в отпуске (распоряжение от 31.07.2014)) и Тучковой О.Г. (замена судьи Капустиной Л.А. ввиду нахождения в отпуске (распоряжение от 31.07.2014)), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илюхиной Е.Е., при участии от истца - Животовского Сергея Николаевича (г. Почеп Брянской области) - Животовского С.Н. (паспорт), от ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) - Жензировой О.В. (доверенность от 28.01.2013), от третьего лица - правительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525) - Зубаревой К.В. (доверенность от 31.12.2013), в отсутствие представителей ответчика - управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) и третьего лица - администрации Почепского района (г. Почеп Брянской области, ОГРН 1023200930830, ИНН 3224001817), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Животовского Сергея Николаевича к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по делу N А09-10909/2013,
установил:
следующее.
Животовский Сергей Николаевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области (далее - учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, площадью 20 872 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Почепский район, г. Почеп, ул. Усиевича, д. 1, равной его рыночной стоимости - 2 588 тыс. рублей (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Почепского района.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.03.2014 исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, площадью 20872 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Почепский район, г. Почеп, ул. Усиевича, 1, в размере его рыночной стоимости 2 588 тыс. рублей.
В апелляционной жалобе правительство Брянской области, не являясь лицом, участвующим в деле, просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Поскольку правительство Брянской области, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимающим непосредственное участие в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Брянской области, в том числе спорных земельных участков, вопреки требованиям части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не было привлечено судом к участию в деле, определением от 28.05.2014 Двадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Правительство Брянской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 производство по делу N А09-10909/2013 было приостановлено в связи с проведением экспертизы.
Определением от 08.07.2014 производство по делу возобновлено.
Изучив материалы дела, оценив доводы искового заявления, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Животовский С.Н. на основании договора от 02.22.2013 N 29-к является арендатором земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, площадью 20 872 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Почепский район, г. Почеп, ул. Усиевича, д. 1.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
В соответствии с приложением к указанному постановлению утвержден удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, площадью 20 872 кв. м по состоянию на 01.01.2010 составила 12 264 804 рубля 64 копейки.
Полагая, что кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка завышен, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 изложена правовая позиция, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Поскольку различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости - метод индивидуальной оценки), принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости") (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11).
Согласно заключению эксперта от 10.02.2014 N 3314 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, площадью 20 872 кв. м, на 12.09.2013 составила 2 588 тыс. рублей.
В связи с тем, что экспертиза была проведена судом первой инстанции на иную дату, нежели установлена кадастровая стоимость, определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 по настоящему делу была назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено также эксперту ООО "Деловое партнерство" Бурыкину Вячеславу Витальевичу. На разрешение эксперта поставлен вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, общей площадью 20 872 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Почепский район, г. Почеп, ул. Усиевича, д. 1, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей эксплуатации зданий и строений, по состоянию на 01.01.2010.
Согласно экспертному заключению ООО "Деловое партнерство" от 25.06.2014 N 13814 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, площадью 20 872 кв. м, по состоянию на 01.01.2010 составила 2 670 тыс. рублей.
Таким образом, внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка, действительно, значительно отличается от его рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств оспаривания указанного экспертного заключения, а также иного отчета в обоснование своих возражений ответчиком не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив представленное экспертное заключение наряду с другими доказательствами по делу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта.
На основании изложенного, требование в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, площадью 20 872 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 2 670 тыс. рублей, подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
Таким образом, судебный акт об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 21.03.2014 по делу N А09-10909/2013 отменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, площадью 20 872 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Почепский район, г. Почеп, ул. Усиевича, 1, в размере его рыночной стоимости 2 670 тыс. рублей Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Е.В.РЫЖОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2014 ПО ДЕЛУ N А09-10909/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2014 г. по делу N А09-10909/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 06.08.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Рыжовой Е.В. (замена судьи Волковой Ю.В. ввиду нахождения в отпуске (распоряжение от 31.07.2014)) и Тучковой О.Г. (замена судьи Капустиной Л.А. ввиду нахождения в отпуске (распоряжение от 31.07.2014)), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илюхиной Е.Е., при участии от истца - Животовского Сергея Николаевича (г. Почеп Брянской области) - Животовского С.Н. (паспорт), от ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) - Жензировой О.В. (доверенность от 28.01.2013), от третьего лица - правительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525) - Зубаревой К.В. (доверенность от 31.12.2013), в отсутствие представителей ответчика - управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) и третьего лица - администрации Почепского района (г. Почеп Брянской области, ОГРН 1023200930830, ИНН 3224001817), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Животовского Сергея Николаевича к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по делу N А09-10909/2013,
установил:
следующее.
Животовский Сергей Николаевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области (далее - учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, площадью 20 872 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Почепский район, г. Почеп, ул. Усиевича, д. 1, равной его рыночной стоимости - 2 588 тыс. рублей (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Почепского района.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.03.2014 исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, площадью 20872 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Почепский район, г. Почеп, ул. Усиевича, 1, в размере его рыночной стоимости 2 588 тыс. рублей.
В апелляционной жалобе правительство Брянской области, не являясь лицом, участвующим в деле, просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Поскольку правительство Брянской области, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимающим непосредственное участие в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Брянской области, в том числе спорных земельных участков, вопреки требованиям части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не было привлечено судом к участию в деле, определением от 28.05.2014 Двадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Правительство Брянской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 производство по делу N А09-10909/2013 было приостановлено в связи с проведением экспертизы.
Определением от 08.07.2014 производство по делу возобновлено.
Изучив материалы дела, оценив доводы искового заявления, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Животовский С.Н. на основании договора от 02.22.2013 N 29-к является арендатором земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, площадью 20 872 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Почепский район, г. Почеп, ул. Усиевича, д. 1.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
В соответствии с приложением к указанному постановлению утвержден удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, площадью 20 872 кв. м по состоянию на 01.01.2010 составила 12 264 804 рубля 64 копейки.
Полагая, что кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка завышен, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 изложена правовая позиция, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Поскольку различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости - метод индивидуальной оценки), принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости") (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11).
Согласно заключению эксперта от 10.02.2014 N 3314 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, площадью 20 872 кв. м, на 12.09.2013 составила 2 588 тыс. рублей.
В связи с тем, что экспертиза была проведена судом первой инстанции на иную дату, нежели установлена кадастровая стоимость, определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 по настоящему делу была назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено также эксперту ООО "Деловое партнерство" Бурыкину Вячеславу Витальевичу. На разрешение эксперта поставлен вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, общей площадью 20 872 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Почепский район, г. Почеп, ул. Усиевича, д. 1, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей эксплуатации зданий и строений, по состоянию на 01.01.2010.
Согласно экспертному заключению ООО "Деловое партнерство" от 25.06.2014 N 13814 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, площадью 20 872 кв. м, по состоянию на 01.01.2010 составила 2 670 тыс. рублей.
Таким образом, внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка, действительно, значительно отличается от его рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств оспаривания указанного экспертного заключения, а также иного отчета в обоснование своих возражений ответчиком не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив представленное экспертное заключение наряду с другими доказательствами по делу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта.
На основании изложенного, требование в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, площадью 20 872 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 2 670 тыс. рублей, подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
Таким образом, судебный акт об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 21.03.2014 по делу N А09-10909/2013 отменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:662, площадью 20 872 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Почепский район, г. Почеп, ул. Усиевича, 1, в размере его рыночной стоимости 2 670 тыс. рублей Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Е.В.РЫЖОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)