Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.09.2014 ПО ДЕЛУ N А65-5916/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2014 г. по делу N А65-5916/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - представителя Халиуллина Р.И. (доверенность от 31 марта 2014 года N 2439/ИК),
от Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани - представителя Халиуллина Р.И. (доверенность от 26 ноября 2013 года N 40-22-15899),
от Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - представитель не явился, извещено,
от Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани - представитель не явился, извещено,
от Министерства культуры Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
от Гибадуллина З.И. - представителя Астафьева П.А. (доверенность от 07 апреля 2014 года N 16 АА 2176734),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 июля 2014 года по делу N А65-5916/2014 (судья Латыпов И.И.),
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань, Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань, Министерства культуры Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, Гибадуллина З.И. Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения и предписания от 31.12.2013 по делу N 06-149/2013,

установил:

Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее по тексту - заявители) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту - ответчик, антимонопольный орган) о признании недействительным решения и предписания от 31.12.2013 года по делу N 06-149/2013.
Определением от 12.05.2014 дела N А65-7053/2014, А65-5909/2014, N А65-5916/2014 были объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера А65-5916/2014.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 июля 2014 года заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными решение и предписание УФАС по Республике Татарстан от 31.12.2013 по делу N 05-149/2013. Кроме того, Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 июля 2014 года по делу N А65-5916/2014 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В материалы дела поступил отзыв третьего лица, Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани, на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просило суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 июля 2014 года по делу N А65-5916/2014 без изменения, а апелляционную жалобу УФАС России по Республике Татарстан без удовлетворения.
Кроме того, в материалы дела поступил отзыв третьего лица, Гибадуллина З.И., на апелляционную жалобу, в которой он также просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также, от подателя апелляционной жалобы в суд поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя в судебном заседании.
В судебное заседание представитель антимонопольного органа не явился, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Представитель Гибадуллина З.И. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы по основаниям, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание также не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение (вх. N 3381 от 19 апреля 2013 года) от Казакова М.А., с указанием на нарушение со стороны Исполнительного комитета муниципального образования города Казани порядка передачи муниципального имущества в собственность без проведения торгов.
Из данного обращения следовало, что Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани ИП Гибадуллину З.И. предоставлен в собственность земельный участок и находящееся на нем здание общественного туалета на пересечении улиц Пушкина и Горького на территории Ленинского садика (ул. Пушкина, д. 31 а).
По результатам направления запросов в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и в Управление Федеральной службы по регистрации, кадастра и картографии по РТ, Татарстанским УФАС России было установлено, что здание общественного туалета по ул. Пушкина продано ИП Гибадуллину З.И. согласно договору купли-продажи от 13.05.2009 года, заключенному с МУП "Спецавтобаза", право собственности зарегистрировано 29.06.2009 года (свидетельство о регистрации права N 16-АБ 203976). На основании заявления Гибадуллина З.И. Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани вынесено Постановление N 10566 от 29.11.2010 года о предоставлении гражданину З.И. Гибадуллину в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:4 площадью 148 кв. м по ул. Пушкина, занимаемого объектом недвижимого имущества (общественный туалет).
Во исполнение данного Постановления между Комитетом земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани и ИП Гибадуллиным З.И. заключен договор купли- продажи земельного участка N 14412 от 18.07.2011.
В дальнейшем, на основании заявления ИП Гибадуллина З.И. от 06.12.2012 года, Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 1764 от 20.02.2013 года был сформирован Земельный участок площадью 195 кв. м в сквере Ленинский сад, для благоустройства территории, прилегающей к земельному участку, принадлежащему Гибадуллину З.И. на праве собственности.
На основании вышеуказанного Постановления, было принято Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 4590 от 21.05.2013 года "О предоставлении гражданину З.И. Гибадуллину в собственность земельного участка по улице Лобачевского". В соответствии с данным Постановлением, земельный участок предоставлялся для целей, не связанных со строительством.
Во исполнение Постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 4590 от 21.05.2013 года "О предоставлении гражданину З.И. Гибадуллину в собственность земельного участка по улице Лобачевского" между Комитетом земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани и ИП Гибадуллиным З.И. заключен договор купли-продажи земельного участка N 18308 от 17.06.2013 года.
Таким образом, З.И. Гибадуллину были предоставлены в собственность два земельных участка в сквере Ленинский сад:
- - земельный участок с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв. м, занимаемый зданием общественного туалета;
- - земельный участок с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв. м для благоустройства.
По результатам рассмотрения дела N 06-149/2013 о нарушении антимонопольного законодательства ответчиком принято решение от 31.12.2013 которым антимонопольный орган признал:
1. МКУ "Управление, архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" нарушившим часть 1 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления преимущества ИП Гибадуллину З.И., выразившегося в подготовке градостроительного заключения на заявку от 06.12.2012 года N 10039 о возможности формирования земельного участка с кадастровым номером 16;50:010405:21 площадью 195 кв. м, для благоустройства, с нарушением требований действующего законодательства.
2. Исполнительный комитет муниципального образования города Казани нарушившим часть 1 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось:
- - в ненадлежащем информировании населения при принятии Постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 1764 от 20.02.2013 года, что привело к нарушению процедуры предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, установленной статьей 34 Земельного Кодекса Российской Федерации;
- - в принятии Постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 4590 от 21.05,2013 года "О предоставлении гражданину З.И. Гибадуллину в собственность земельного участка по улице Лобачевского" для благоустройства, при наличии сведений о проведении строительных работ на указанном земельном участке.
3. МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" нарушившим часть 1 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось:
- в бездействии по расторжению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв. м N 14412 от 18.07.2011 года;
- в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв. м для благоустройства N 18308 от 17.06.2013 года;
- в бездействии по контролю за использованием муниципальных земельных участков в сквере Ленинский сад.
Также на основании указанного решения было выдано предписание от 31.12.2013 в адрес ИК МО г. Казани.
Не согласившись с принятыми решением и предписанием от 31.12.2013 года по делу N 06-149/2013, заявители обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В оспариваемом решении антимонопольного органа не указаны конкретные пункты части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" которые нарушены заявителями.
Исходя из содержания статьи 15 Закона о защите конкуренции в ней содержится запрет на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействия) которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции перечислены в п. 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
1. Пунктом 1 решения антимонопольного органа МКУ "Управление, архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" было признано нарушившим часть 1 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления преимущества ИП Гибадуллину З.И., выразившегося в подготовке градостроительного заключения на заявку от 06.12.2012 года N 10039 о возможности формирования земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21 площадью 195 кв. м, для благоустройства, с нарушением требований действующего законодательства.
Однако, как указано в заявлении МКУ "Управление, архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", заявитель согласно Служебному регламенту Исполнительного комитета г. Казани градостроительное заключение является документом служебного пользования, который подготавливается Управлением архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани как компетентным органом в сфере архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 21.06.2010 N 5641 "Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальным учреждением "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" муниципальной функции по подготовке градостроительных заключений", для отображения существующей градостроительной ситуации, соблюдения и единообразного понимания действующего градостроительного законодательства при рассмотрении структурными подразделениями Исполнительного комитета, имеющим полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом города Казани и земельными участками, землеустроительной документации для последующего оформления ими проектов актов о возможности выделения земельных участков.
Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани по заявлению Комитета от 06.12.2012 N 10039 было подготовлено градостроительное заключение на земельный участок, расположенный по ул. Лобачевского, с выводом о возможности его формирования.
В данном градостроительном заключении была представлена вся необходимая информация о возможности функционального использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительных норм, описана градостроительная ситуация.
Согласно нормам Земельного кодекса Российской Федерации формирование земельных участков должно осуществляться с учетом местоположения границ земельного участка, а его площадь определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
Таким образом, подготовка градостроительных заключений является обязанностью, а не правом Управления.
Отказать в подготовке градостроительного заключения возможно только по установленным законом основаниям, которые, в данном случае, отсутствовали. Кроме того, факт незаконного строительства был установлен в 2013 году. В связи с вышеизложенным, подготовка градостроительного заключения является муниципальной функцией и, соответственно, описание в нем градостроительной ситуации не может предоставлять преимущество тому или ному лицу, поскольку данный документ является документом служебного пользования и подготавливается по заявкам получателей указанной функции, а именно, Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани, а также Администраций районов Исполнительного комитета г. Казани.
Между тем, из решения антимонопольного органа не усматривается, каким образом градостроительное заключение, подготовленное на земельный участок, расположенный по ул. Лобачевского нарушает часть 1 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в чем выразилось влияние на конкуренцию.
Учитывая изложенное, судом сделан обоснованный вывод об отсутствии факта нарушения Управлением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления преимущества З.И. Гибадуллину, выразившегося в подготовке градостроительного заключения на заявку от 06.12.2012 N 10039 о возможности формирования земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21 площадью 195 кв. м для благоустройства.
2. Исполнительный комитет муниципального образования города Казани был признан нарушившим часть 1 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 г.N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось:
- - в ненадлежащем информировании населения при принятии Постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 1764 от 20.02.2013 года, что привело к нарушению процедуры предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, установленной статьей 34 Земельного Кодекса Российской Федерации;
- - в принятии Постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 4590 от 21.05,2013 года "О предоставлении гражданину З.И. Гибадуллину в собственность земельного участка по улице Лобачевского" для благоустройства, при наличии сведений о проведении строительных работ на указанном земельном участке.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, устанавливается органом местного самоуправления.
Предоставление земельных участков для благоустройства территории на момент обращения заявителя было регламентировано решением Казанское городской Думы от 23.08.2006 N 49-11 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" (далее - Решение).
Согласно части 4.3. Решения, действующего на момент обращения заявителя, с целью приобретения прав на земельный участок для благоустройства граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, подают в уполномоченный орган Исполнительного комитета г. Казани заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права.
Как указывает заявитель в своем заявлении, в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани 06.12.2012 года от гражданина З.И. Гибадуллина поступило заявление о формировании земельного участка площадью 252 кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:5 для благоустройства.
В двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления Управлением были проведены работы по определению границ и площади запрашиваемого земельного участка, возможности его функционального использования в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил.
В результате проведения Управлением работ по определению границ и площади земельного участка, возможности функционального использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил заявленная З.И. Гибадуллиным ориентировочная площадь земельного участка была уменьшена.
После проведения вышеуказанных работ Управлением было осуществлено опубликование в официальном источнике - Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани от 31.01.2013 N 4 (184) сообщения о возможном предоставлении земельного участка с целью информирования населения и предотвращения споров с правообладателями смежных земельных участков.
Обоснованные возражения правообладателей смежных земельных участков по вопросу предоставления земельного участка для благоустройства в письменном виде в течение двух недель со дня опубликования сообщения в Управление не поступали.
Согласно абзацу 3 части 4.6 Решения в случае, если возражения в течение указанного срока не поступили, уполномоченный орган Исполнительного комитета г. Казани в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, Исполнительным комитетом г. Казани была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и выдана. Гибадуллину З.И.
Обращения заявителей в орган местного самоуправления о формировании и предоставлении земельных участков носят заявительный характер и орган местного самоуправления, в свою очередь, согласно действующему законодательству, обязан рассмотреть данные заявления в соответствии с целями, указанными в заявлениях.
Рассмотренное Управлением и получившее отрицательное заключение эскизное предложение реконструкции садового павильона по ул. Пушкина (далее -проект) (письмо Управления от 25.02.2013 исх.N 07-22-2281), представленное в Управление Гибадуллиным З.И., лишь отображает градостроительные намерения заявителя и не дает ему абсолютно никакого права осуществлять строительство объекта с нарушением Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации.
Кроме того заявитель отмечает, что дальнейшее использования земельного участка не влияет на процедуру его предоставления.
Муниципальным земельным контролем Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани 09.04.2013 было установлено, что Гибадуллиным З.И. на земельном участке с кадастровым номером 16:50:010405:4, расположенном по адресу: г. Казань, ул. Пушкина, принадлежащем Гибадуллину З.И. на праве собственности с разрешенным использованием "под общественный туалет", установлен металлический забор, при этом допущено самовольное занятие муниципального земельного участка площадью 950 кв. м и ведутся работы по реконструкции здания общественного туалета.
При установлении данного факта был составлен Акт осмотра земельного участка и результаты муниципального земельного контроля, которые были направлены в уполномоченный орган для рассмотрения и привлечения виновных лиц к административной ответственности (постановление N 294 от 29.04.2013 о назначении административного наказания имеется в материалах дела).
Таким образом, Исполнительный комитет г. Казани исполнил свои функции по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования города Казани в полном объеме.
Необходимо отметить, что ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 8.8 КоАП РФ).
В связи с изложенным, процедура предоставления Исполнительным комитетом г. Казани земельного участка, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Лобачевского, для благоустройства была начата и оснований для отказа в предоставлении данной услуги, согласно постановлению Исполнительного комитета г. Казани от 28.06.2012 N 4307 "Об утверждении Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом г. Казани услуги по принятию решения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, а именно для благоустройства территории", у Исполнительного комитета г. Казани не имелось.
Как указывалось выше, в силу статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; одним из признаков ограничения конкуренции признается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
Между тем, из решения антимонопольного органа не усматривается, в чем выразилось влияние на конкуренцию, каким образом произошло воздействие со стороны Исполнительного комитета г. Казани путем издания спорных постановлений; антимонопольный орган не установил и не доказал факт конкуренции между какими-либо хозяйствующими субъектами, не выявил такие хозяйствующие субъекты.
Учитывая вышеизложенное, а именно то, что процедура утверждения схемы расположения запрашиваемого земельного участка, а также процедура предоставления земельного участка Исполнительным комитетом г. Казани нарушены не были, факт нарушения Исполнительным комитетом г. Казани части 1 статьи 15 Федерального закона, выразившихся в ненадлежащем информировании населения при принятии постановления Исполнительного комитета г. Казани N 1764 от 20.02.2013, а также в принятии постановления Исполнительного комитета г. Казани N 4590 от 21.05.2013 "О предоставлении гражданину Гибадуллину З.И. в собственность земельного участка по ул. Лобачевского" для благоустройства не подтвержден.
3. МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" был признан нарушившим часть 1 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось:
- в бездействии по расторжению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв. м N 14412 от 18.07.2011 года;
- в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв. м для благоустройства N 18308 от 17.06.2013 года;
- в бездействии по контролю за использованием муниципальных земельных участков в сквере Ленинский сад.
Договор купли-продажи N 14412 был заключен во исполнение постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 10566 от 29.11.2010 в порядке ст. 36 Земельного Кодекса РФ. ИП Габадуллин З.И., являясь собственником объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 16:50:010405:4 по ул. Пушкина, обладает исключительным правом приобретения земельного участка в собственность или в аренду. В связи с чем участок был отчужден в собственность Гибадуллина З.И.
Комитет в заявлении отмечает, что согласно общим нормам гражданского законодательства существенными условиями договора купли-продажи недвижимости являются условия о предмете и цене. Условие о предмете договора должно содержать такие данные, которые позволяют определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, т.е. данные, позволяющие определить расположение недвижимого имущества на соответствующем земельном участке или в составе другого недвижимого имущества. Договором N 14412 от 18.07.2011 предмет определен, участок сформирован, кадастровый номер присвоен, цена земельного участка определена в твердой денежной сумме. Каких-либо нарушений с обеих сторон, заключивших данный договор, а также претензий на момент рассмотрения дела не имелись.
Из содержания норм Гражданского кодекса РФ, а именно ст. 450, следует, что по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только в случаях, предусмотренных законом (в частности, при существенном нарушении договора другой стороной). В ГК РФ отсутствуют нормы, позволяющие расторгнуть договор купли-продажи недвижимости в связи с нарушением не существенных условий договора.
Более того, Договор купли-продажи N 18308 от 17.06.2013 был заключен во исполнение Постановления N 4590 от 21.05.2013 Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани "О предоставлении гражданину З.И. Гибадуллину в собственность земельного участка по улице Лобачевского" для благоустройства" в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Также МКУ "Управление градостроительных разрешений города Казани" поясняет, что в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани 06.12.2012 года от гражданина Гибадуллина З.И. поступило заявление о формировании земельного участка площадью 252 кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:5 для благоустройства.
В двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления Управлением были проведены работы по определению границ и площади запрашиваемого земельного участка, возможности его функционального использования в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил.
В результате проведения Управлением работ по определению границ и площади земельного участка, возможности функционального использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил заявленная З.И. Гибадуллиным ориентировочная площадь земельного участка была уменьшена.
После проведения вышеуказанных работ Управлением было осуществлено опубликование в официальном источнике - Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани от 31.01.2013 N 4 (184) сообщения о возможном предоставлении земельного участка с целью информирования населения и предотвращения споров с правообладателями смежных земельных участков.
Обоснованные возражения правообладателей смежных земельных участков по вопросу предоставления земельного участка для благоустройства в письменном виде в течение двух недель со дня опубликования сообщения в Управление не поступали.
Согласно абзацу 3 части 4.6 Решения в случае если возражения в течение указанного срока не поступили, уполномоченный орган Исполнительного комитета г. Казани в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, Исполнительным комитетом г. Казани была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и выдана З.И. Гибадуллину.
Необходимо отметить, что обращения заявителей в орган местного самоуправления о формировании и предоставлении земельных участков носят заявительный характер, и орган местного самоуправления, в свою очередь, согласно действующему законодательству, обязан рассмотреть данные заявления в соответствии с целями, указанными в заявлениях.
Согласно представленным Гибадуллиным З.И. в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани документам, на запрашиваемом под благоустройство земельном участке строительные работы не велись, в связи с чем, Исполнительному комитету г. Казани не могло быть известно, что Гибадуллин З.И. намерен использовать (и использует) приобретенный для благоустройства земельный участок с целью реконструкции принадлежащего ему объекта капитального строительства - общественного туалета.
В соответствии со статьей 23.21 КоАП РФ правом на рассмотрение дел об административных правонарушениях обладают органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель.
КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (часть 1 статьи 8.8. КоАП РФ) в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая изложенное, процедура предоставления Исполнительным комитетом г. Казани земельного участка, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Лобачевского, для благоустройства была начата и оснований для отказа в предоставлении данной услуги, согласно постановлению Исполнительного комитета г. Казани от 28.06.2012 N 4307 "Об утверждении Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом г. Казани услуги по принятию решения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, а именно для благоустройства территории", у Исполнительного комитета г. Казани не имелось.
ИП Гибадуллин З.И. также поддерживает позиции заявителей, ссылаясь, что в заявителями указаны конкретные нормы федеральных законов, регламентирующих основания и процедуру совершенных ими действий и решений, которые ошибочно квалифицированы УФАС РФ по РТ в качестве нарушающих ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Во-первых, информирование ИК МО г. Казани населения о предоставляемом Гибадуллину З.И. земельном участке и принятие Постановления ИК МО г. Казани N 4590 от 21.05.2013 "О предоставлении Гибадуллину З.И. в собственность земельного участка по ул. Лобачевского" для благоустройства осуществлено в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, а также в соответствии с действующим в данный период Положением "О порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством" утв. Решением Казанской городской думы от 23.08.2006 N 49-11, принятым во исполнение абз. 1 п. 1 ст. 34 ЗК РФ и регламентирующим процедуру и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Во-вторых, заключение МКУ КЗИО договора N 14412 от 18.07.2011 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв. м было осуществлено в соответствии со ст. 36 ЗК РФ в связи с тем, что Гибадуллин З.И. являлся собственником здания, расположенного на данном земельном участке (подтверждается свидетельством о гос. регистрации права собственности 16-АБ N 203976 от 29.06.2009) и обладал правом его выкупа. Заключение МКУ КЗИО договора N 18308 от 17.06.2013 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв. м для благоустройства осуществлено на основании ст. 34 ЗК РФ и названного выше Положения, утв. Решением Казгордумы от 23.08.2006 N 49-11, принятого во исполнение абз. 1 п. 1 ст. 34 ЗК РФ. Доводы УФАС РФ по РТ о неосуществлении МКУ КЗИО муниципального земельного контроля опровергаются имеющимся в деле Письмом заместителя председателя МКУ КЗИО Хабибуллина Р.Ф., сформированном в электронной форме в системе "Электронный Татарстан", из которого следует, что МКУ КЗИО в адрес Управления Росреестра РФ по РТ были направлены материалы проверки по осуществлению муниципального земельного контроля в сквере "Ленинский сад".
В-третьих, подготовка МКУ УАиГ градостроительного заключения о возможности формирования земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв. м для благоустройства осуществлена в соответствии с ч. 4 ст. 34 ЗК РФ и Административным регламентом исполнения МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" муниципальной функции по подготовке градостроительных заключений, утв. Постановлением ИК МО г. Казани от 21.06.2010 N 5641. Так, положения ч. 4 ст. 34 ЗК РФ обязывают орган местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Утверждению схемы расположения земельного участка предшествует подготовка градостроительного заключения о возможности его формирования. Как следует из п. 2.3 вышеуказанного административного регламента, получателями муниципальной функции являются МКУ КЗИО и администрации районов ИК МО г. Казани. Таким образом, градостроительное заключение подготавливается не для хозяйствующих субъектов, а для структурных подразделений Исполнительного комитета МО г. Казани и по своей правовой природе не является решением или ненормативным правовым актом, влекущим возникновение каких-либо прав и обязанностей у хозяйствующих субъектов. В настоящем случае на основании градостроительного заключения МКУ УАиГ (лист 89 том N 2) о возможности формирования земельного участка для благоустройства было принято Постановление Руководителя ИК МО г. Казани N 1764 от 20.02.2013 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Лобачевского на кадастровом плане территории" (лист 86 том N 2). Как отмечено выше, данные действия МКУ УАиГ прямо предусмотрены ст. 34 ЗК РФ и указанным административным регламентом.
Таким образом, действия и решения ИК МО г. Казани, МКУ КЗИО, МКУ УАиГ предусмотрены действующим законодательством и являются правомерными.
Исследовав доводы заявителей, ответчика и третьих лиц, оценив представленные в дело доказательства, применяя положения Закона о защите конкуренции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что факт наличия в действиях заявителей нарушения антимонопольного законодательства антимонопольным органом не доказан.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы антимонопольного органа, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта. Нарушение заявителями части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и законность обжалуемого решения антимонопольным органом не доказаны.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 июля 2014 года по делу N А65-5916/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА

Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
В.С.СЕМУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)