Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 26.08.2014 ПО ДЕЛУ N А11-8236/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2014 г. по делу N А11-8236/2013



Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ГазЭлектроСтрой"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2014,
принятое судьей Фиохиной Е.А.,
по делу N А11-8236/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГазЭлектроСтрой"

о признании незаконными действий администрации Александровского района Владимирской области о выдаче Некоммерческому Партнерству "Объединение граждан по совместной газификации земельных участков населенных пунктов Каринского сельского
поселения" разрешений на строительство газопроводов в деревнях Гидеево, Перематкино,
- Снятиново, Ивановское, ДНТ "Лесной городок";
- недействительными разрешений на строительство газопроводов, выданных администрацией Александровского района Владимирской области
Некоммерческому Партнерству "Объединение граждан по совместной
газификации земельных участков населенных пунктов Каринского сельского поселения": N RU33501000-74 в деревне Гидеево, N RU33501000-75 в деревне
Перематкино, N RU33501000-76 в деревне Снятиново, N RU3501000-77 в
деревне Ивановское, N RU3501000-78 в ДНТ "Лесной городок",
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ГазЭлектроСтрой" (далее - Общество, ООО "ГазЭлектроСтрой") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации Александровского района Владимирской области (далее - Администрация) по выдаче Некоммерческому партнерству "Объединение граждан по совместной газификации земельных участков населенных пунктов Каринского сельского поселения" (далее - Некоммерческое партнерство) разрешений на строительство газопроводов в деревнях Гидеево, Перематкино, Снятиново, Ивановское, ДНТ "Лесной городок"; о признании недействительными разрешений на строительство газопроводов, выданных Администрацией Некоммерческому партнерству: N RU33501000-74 в деревне Гидеево, N RU33501000-75 в деревне Перематкино, N RU33501000-76 в деревне Снятиново, N RU33501000-77 в деревне Ивановское, N RU33501000-78 в ДНТ "Лесной городок".
Решением суда первой инстанции от 25.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 апелляционная жалоба возвращена заявителю в связи с отказом в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель считает, что оспариваемые разрешения на строительство выданы с нарушением статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки. На момент выдачи оспариваемых разрешений на строительство отсутствовала экспертиза проектной документации, предусмотренная частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. ООО "ГазЭлектроСтрой" указывает на нарушение разрешениями Администрации своих прав и законных интересов.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Некоммерческое партнерство в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, администрация Александровского района и администрация Каринского сельского поселения заключили соглашение о порядке реализации вопросов местного значения в части выдачи разрешений на строительство.
Администрация на основании заявления Некоммерческого партнерства и представленных им соответствующих документов 30.07.2013 выдала разрешения на строительство газопроводов низкого давления N RU33501000-74; RU33501000-75; RU33501000-76; RU33501000-77; RU33S01000-78 в населенных пунктах Гидеево, Перематкино, Снятиново, Ивановское, ДНТ "Лесной городок".
Посчитав, что названные разрешения являются незаконными и нарушающими его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемых действий и разрешений на строительство Администрации незаконными.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены решения суда.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
На основании части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Порядок выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, в том числе перечень документов, представляемых в орган местного самоуправления для получения такого разрешения, установлен статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 части 7 названной статьи определено, что возможность получения разрешения на строительство объекта недвижимости обусловлено предоставлением застройщику в установленном законом порядке для этой цели земельного участка, правоустанавливающие документы на который направляются им в орган, уполномоченный в соответствии с названным Кодексом выдавать такие разрешения.
В силу пункта 20 части *** статьи 14 Закона N 131-ФЗ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Из части 4 статьи 15 Закона N 131-ФЗ следует, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Совет народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области 13.03.2013 принял решение N 13 "О передаче полномочий (части полномочий) по решению вопросов местного значения сельского поселения в муниципальное образование Александровский район".
На основании данного решения администрация Александровского района и администрация Каринского сельского поселения заключили соглашение о порядке реализации вопросов местного значения в части выдачи разрешений на строительство.
Во исполнение переданных полномочий Администрация на основании заявления Некоммерческого партнерства и представленных им соответствующих документов выдала разрешения на строительство газопроводов низкого давления NN RU33501000-74; RU33501000-75; RU33501000-76; RU33501000-77; RU33S01000-78 в населенных пунктах Гидеево, Перематкино, Снятиново, Ивановское, ДНТ "Лесной городок".
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о том, что Администрация действовала в пределах своих полномочий, в порядке, установленном в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ссылка Общества на то, что оспариваемые разрешения на строительство выданы с нарушением статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отсутствие договоров аренды на земельные участки несостоятельна, так как из материалов дела видно, что Администрация в марте 2013 года удовлетворила заявления Некоммерческого партнерства о выборе земельных участков для строительства распределительных газопроводов и газопроводов-вводов низкого давления для газоснабжения жилых домов (том 3, листы дела 36, 47, 69), на основании которых впоследствии были заключены договора аренды земельных участков.
Довод ООО "ГазЭлектроСтрой" об отсутствии экспертизы проектной документации отклоняется судом кассационной инстанции, так как в материалах дела имеются положительные заключения негосударственной экспертизы проектной документации (том 3, листы дела 32, 66, 93, 121).
Арбитражный суд Владимирской области правомерно отклонил довод Общества о нарушении его прав и законных интересов. Оспариваемые действия и разрешения на строительство касаются другого юридического лица - Некоммерческого партнерства.
Наличие договора о сотрудничестве от 28.03.2007 N 61, заключенного Обществом с Администрацией, а также схемы газопроводов не является основанием для отказа Администрации в выдаче разрешений на строительство газопроводов названному юридическому лицу.
В данном случае Общество не доказало, что выдача разрешений на строительство газопроводов в населенных пунктах и сами разрешения нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд установил, что у ООО "ГазЭлектроСтрой" отсутствуют проектная документация по строительству газопроводов в деревнях Гидеево, Перематкино, Снятиново, ДНТ "Лесной городок", положительное заключение государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации, правоустанавливающие документы на земельные участки, предоставленные для этой цели, разрешения на строительство газопровода в указанных населенных пунктах.
Разрешение на строительство газопровода высокого давления д. Лизуново - д. Гидеево N RU 335011000-52, выданное Обществу 22.12.2009, по протесту прокурора отменено постановлением Администрации от 20.05.2013 N 1307, так же как и отменено постановление от 22.12.2009 N 5093 "О разрешении ООО "ГазЭлектроСтрой" строительство расширения трассы газоснабжения высокого давления".
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемые действия и разрешения на строительство Администрации не противоречили нормам действующего законодательства и не нарушали права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является верным.
С учетом изложенного Арбитражный суд Владимирской области обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Владимирской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату Обществу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2014 по делу N А11-8236/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГазЭлектроСтрой" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей отнести на общество с ограниченной ответственностью "ГазЭлектроСтрой".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ГазЭлектроСтрой" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по квитанции от 14.06.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)