Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Уполномоченный орган возвратил представленные документы на доработку, указав на то, что в границах участков выявлены объекты капитального строительства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Сапоткиной Т.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "АВТОКАПИТАЛ Северо-Запад" Синявиной Т.Л. (доверенность от 12.01.2015), от Правительства Санкт-Петербурга Краснобаева Е.И. (доверенность от 09.04.2015 N 07-125/292), Хасаншина Д.М. (доверенность от 12.01.2015 N 07-125/29), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Краснобаева Е.И. (доверенность от 12.01.2015 N 30/15), от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Управление инвестиций" Чижма А.В. (доверенность от 12.01.2015 N 88/03), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2015 (судья Балакир М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 (судьи Старовойтова О.Р., Барканова Я.В., Полубехина Н.С.) по делу N А56-76610/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АВТОКАПИТАЛ Северо-Запад", место нахождения: 196105, Санкт-Петербург, Витебский пр., д. 17, корп. 1, ОГРН 1027804873876, ИНН 7810612244 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу для строительства двух земельных участков, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Московский р-н, Витебский пр., участок 1, в том числе участка площадью 5304 кв. м с кадастровым номером 78:14:7634:43 (юго-восточнее дома N 17, корп. 4, лит. Б по Витебскому пр.) и участка площадью 2639 кв. м с кадастровым номером 78:14:7634:44 (западнее дома N 17, корп. 1, лит. Д по Витебскому пр.); обязании Правительства принять решение о предоставлении названных участков для строительства путем издания постановления на основании документации, представленной Обществом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342 (далее - Комитет); Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810269827, ИНН 7809023950 (далее - Управление инвестиций); государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие); открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388 (далее - Ростелеком); Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, место нахождения: 193124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 62, ОГРН 1037843006431, ИНН 7825493504 (далее - КЗРиЗ); федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Санкт-Петербургу.
Решением от 20.02.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 данное решение оставлено без изменения.
Правительство и Комитет в кассационной жалобе просят отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами и нарушение норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателей жалобы, предоставление испрашиваемых земельных участков возможно только посредством проведения торгов в соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (в редакции, действующей на момент обращения заявителя, далее - Закон Санкт-Петербурга N 282-43), поскольку до истечения тридцатидневного срока с момента размещения информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельных участков от потенциального застройщика - общества с ограниченной ответственностью "СоюзСпецСтрой" (далее - ООО "СоюзСпецСтрой") поступили заявления от 16.11.2011 о предоставлении тех же земельных участков, о чем Правительству стало известно только при рассмотрении настоящего дела; согласно представленным Обществом документам на испрашиваемых земельных участках имеются объекты капитального строительства, прошедшие кадастровый учет, что является достаточным основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельных участков независимо от фактического существования объектов, не снятых в установленном порядке с государственного кадастрового учета; согласно заключению Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга предоставление участка 1, фактически расположенного в границах проезжей части внутриквартального проезда от Витебского проспекта к расположенным вдоль проспекта другим участкам, в настоящее время нецелесообразно с учетом документации о градостроительном развитии соответствующей территории; при разрешении вопроса о предоставлении участка 1 не учтены права Ростелекома, которому принадлежат проходящие по участку телефонные сети.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что акты выбора земельных участков утверждены в установленном порядке, решения об утверждении актов выбора заинтересованными лицами не оспорены; заявления иного лица, претендующего на те же участки, обнаружены за пределами разумного срока на такое обращение и его рассмотрения, не могут повлиять на порядок предоставления земельных участков; отсутствие на испрашиваемых участках объектов недвижимости подтверждается представленными доказательствами; прохождение по испрашиваемой территории сетей связи не является препятствием для оформления правоустанавливающего документа на земельный участок в целях осуществления на нем строительства.
Управление инвестиций в отзыве на жалобу поддерживает изложенные в ней доводы, просит удовлетворить кассационную жалобу.
В судебном заседании представители Правительства и Комитета поддержали кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве. Представитель Управления инвестиций поддержал позицию подателей жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановлений Правительства от 02.11.2010 N 1491 и от 07.12.2010 N 1646 Обществу разрешено проведение изыскательских работ на земельных участках площадью 2768 кв. м и 5304 кв. м с кадастровыми номерами 78:14:7634:40 и 78:14:7634:39 соответственно, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Московский р-н, Витебский пр., участок 1 (западнее дома N 17, корп. 1, лит. Д по Витебскому пр. и юго-восточнее дома N 17, корп. 4, лит. Б по Витебскому пр. соответственно), в целях определения возможности проектирования и строительства многоэтажного гаража и объекта транспорта (под предприятие автосервиса) (здание автосервиса с автомобильной мойкой).
Распоряжениями КЗРиЗ от 26.10.2011 N 7217-рк и N 7216-рк утверждены схемы расположения земельных участков площадью 2639 кв. м и 5304 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, Витебский пр., участок 1 (западнее дома N 17, корп. 1, лит. Д по Витебскому пр. и юго-восточнее дома N 17, корп. 4, лит. Б по Витебскому пр. соответственно); установлены вид разрешенного использования земельных участков "для размещения объектов транспорта (под гаражи и автостоянки, предприятия автосервиса)", а также ограничения в использовании земельного участка площадью 5304 кв. м в виде охранной зоны водопроводных, канализационных сетей, сетей и сооружений связи.
Распоряжениями Комитета от 28.11.2011 N 372 и N 373 утверждены акты о выборе земельного участка площадью 2639 кв. м для строительства многоэтажного гаража и земельного участка площадью 5304 кв. м для строительства здания автосервиса с автомобильной мойкой. Согласно актам участки выбраны для строительства на основании комплекта документации, подготовленной в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение) Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
13.12.2011 земельные участки площадью 2639 кв. м и 5304 кв. м с разрешенным использованием для размещения объектов транспорта (под гаражи и автостоянки и предприятия автосервиса соответственно) поставлены на кадастровый учет с присвоением участкам кадастровых номеров 78:14:7634:44 и 78:14:7634:43 соответственно, что подтверждается кадастровыми паспортами участков от 13.12.2011 N 16695 и N 16689.
По заказу Общества оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Стройэкспертсервис" подготовлены отчеты от 17.04.2014 N 63-1/2014 и от 11.06.2014 N 62-1/2014 об оценке рыночной стоимости комплекса прав на земельные участки, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Московский р-н, Витебский пр., участок 1 (западнее дома N 17, корп. 1, лит. Д по Витебскому пр. и юго-восточнее дома N 17, корп. 4, лит. Б по Витебскому пр. соответственно). На указанные отчеты получены положительные заключения Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 03.07.2014 N 31-2-0370/2014 и от 10.07.2014 N 31-2-0356/2014.
В августе 2014 года Общество обратилось в Комитет с заявлениями о подготовке проектов постановлений Правительства о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 78:14:7634:44 и 78:14:7634:43 под строительство, приложив комплект документов.
Письмами от 20.08.2014 N 14-16350/14 и N 14-16351/14 Комитет возвратил Обществу документацию на доработку на основании пункта 3.16.1 Положения в связи с несоответствием представленных документов требованиям действующего законодательства. В обоснование возвращения документов Комитет указал на необходимость представить актуализированное заключение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, а также со ссылкой на информацию КЗРиЗ о наличии в границах испрашиваемых участков объектов недвижимости, прошедших государственный кадастровый учет, предложил дополнить комплект документации актуализированным заключением КЗРиЗ и сведениями о государственной регистрации прав на данные объекты.
В сентябре 2014 года Общество повторно направило в Комитет заявления о подготовке проектов постановлений Правительства о предоставлении объекта недвижимости для строительства, приложив указанные Комитетом документы.
Письмами от 20.10.2014 N 14-16350/14 и N 14-16351/14 Комитет вновь возвратил Обществу документы на доработку в связи с несоответствием представленных документов требованиям действующего законодательства по следующим причинам: согласно заключениям КЗРиЗ от 01.09.2014 N 69257/к и N 69256/к в границах испрашиваемых земельных участков выявлены объекты капитального строительства, прошедшие государственный кадастровый учет, в том числе телефонная и водопроводная сети; не представлены согласования Ростелекома и Предприятия как правообладателей сетей о возможности строительства; отсутствуют сведения о правах третьих лиц в отношении расположенных на земельных участках объектов капитального строительства.
Общество, считая, что все необходимые документы были представлены и соблюдена процедура, предшествующая предоставлению земельных участков под строительство, однако решение о предоставлении земельных участков под строительство в установленные сроки безосновательно не принято, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее статьи Кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 названной статьи определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, включающий следующие этапы: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 32 указанного Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга N 282-43, во исполнение которого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 утверждено Положение.
В данном случае в отношении спорных земельных участков была начата процедура их предоставления под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Доводы Правительства и Комитета о том, что в связи с подачей другим заинтересованным лицом заявления о предоставлении тех же земельных участков они могли быть предоставлены только по результатам торгов, обоснованно не приняты судами во внимание.
Как установлено судами, в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации информация о предстоящем предоставлении Обществу двух земельных участков по указанным выше адресам для строительства объектов транспорта была размещена в газете "Невское время" N 194 (4936) от 28.10.2011. В информационном сообщении указано, что предложения и замечания по проекту градостроительного решения принимаются в письменном виде в администрации Московского района с 28.10.2011 по 10.11.2011 включительно. К материалам дела приобщены заявления ООО "СоюзСпецСтрой", адресованные Комитету, о выборе тех же земельных участков и предварительном согласовании мест размещения многоэтажных гаражей. На заявлениях имеется отметка о поступлении в Комитет 16.11.2011 за входящими номерами 14К-002413/11-0-0, 14К-002411/11-0-0.
Между тем, как поясняли представители Правительства и Комитета, о данных заявлениях Комитету и Правительству стало известно только при рассмотрении настоящего дела. В деле отсутствуют доказательства в подтверждение того, что в период с ноября 2011 года по настоящее время ООО "СоюзСпецСтрой" совершало какие-либо действия в связи с названными выше обращениями, заявляло о каких-либо притязаниях на испрашиваемые Обществом земельные участки; возражения либо предложения от иных лиц по вопросу о предоставлении Обществу двух земельных участков также не поступали.
Таким образом, материалы дела не свидетельствуют о том, что процедура предоставления Обществу земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществлялась при наличии иных потенциальных застройщиков, реально претендующих на те же участки, и что в результате предоставления Обществу земельных участков по данной процедуре нарушаются права и интересы других лиц.
Как установлено судами, все этапы, предшествующие принятию решения о предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием мест размещения объектов, Обществом были выполнены, необходимые документы представлены в Комитет.
Возражения Правительства и Комитета, связанные с нахождением на испрашиваемых участках согласно заключениям КЗРиЗ объектов капитального строительства, прошедших государственный кадастровый учет, также правомерно отклонены судебными инстанциями. Как установлено судами, по состоянию на дату принятия судом первой инстанции решения по делу строения, ранее учтенные по адресу: Санкт-Петербург, Витебский пр., д. 17, корп. 2, лит. Б и лит. В, в границах земельных участков отсутствовали. Кроме того, соответствующие органы не представляли сведения о наличии на испрашиваемых участках капитальных объектов ни при оформлении актов выбора, ни при их утверждении. Третьи лица также не заявляли правопритязаний в отношении данных участков в связи с наличием на них принадлежащих этим лицам объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах, ввиду фактического отсутствия на участках на момент рассмотрения спора объектов капитального строительства суды обоснованно признали несостоятельной содержащуюся в письмах Комитета от 20.10.2014 N 14-16350/14 и N 14-16351/14 ссылку на заключения КЗРиЗ от 01.09.2014 N 69257/к и N 69256/к как причину для возвращения Обществу документов.
Наличие на земельных участках сооружений и сетей связи, водопроводных сетей само по себе также не является препятствием для использования земельных участков в испрашиваемых целях и оформления правоустанавливающих документов на них с учетом отсутствия принципиальных возражений владельцев сетей против строительства, а также предусмотренной действующим законодательством возможности установления ограничений в использовании земельного участка в части, занятой инженерной инфраструктурой.
Ссылка подателей жалобы на заключение Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга о нецелесообразности предоставления участка 1 с учетом градостроительной документации подлежит отклонению, так как Комитет, возвращая Обществу документы на доработку, не указывал на наличие каких-либо ограничений градостроительного характера. В деле отсутствуют как само заключение, так и иные сведения о градостроительных ограничениях, представленные отраслевыми органами в период, когда осуществлялся выбор земельных участков, принимались решения об утверждении актов выбора и документы Общества находились на рассмотрении в Комитете.
В таком случае суды пришли к правомерному выводу, что Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением, однако Правительство, не приняв в установленный срок решения о предоставлении Обществу испрашиваемых земельных участков для строительства и вопреки требованиям статьи 65, части пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказав наличие законных оснований для отказа в предоставлении этих участков, допустило незаконное бездействие, и удовлетворили требования Общества.
Доводы подателей жалобы аналогичны тем, которые приводились ими при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и которые этими судами подробно исследованы и мотивированно отклонены.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу N А56-76610/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА
Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 22.09.2015 N Ф07-7038/2015 ПО ДЕЛУ N А56-76610/2014
Требование: О признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии решения о предоставлении для строительства земельных участков.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Уполномоченный орган возвратил представленные документы на доработку, указав на то, что в границах участков выявлены объекты капитального строительства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2015 г. по делу N А56-76610/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Сапоткиной Т.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "АВТОКАПИТАЛ Северо-Запад" Синявиной Т.Л. (доверенность от 12.01.2015), от Правительства Санкт-Петербурга Краснобаева Е.И. (доверенность от 09.04.2015 N 07-125/292), Хасаншина Д.М. (доверенность от 12.01.2015 N 07-125/29), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Краснобаева Е.И. (доверенность от 12.01.2015 N 30/15), от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Управление инвестиций" Чижма А.В. (доверенность от 12.01.2015 N 88/03), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2015 (судья Балакир М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 (судьи Старовойтова О.Р., Барканова Я.В., Полубехина Н.С.) по делу N А56-76610/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АВТОКАПИТАЛ Северо-Запад", место нахождения: 196105, Санкт-Петербург, Витебский пр., д. 17, корп. 1, ОГРН 1027804873876, ИНН 7810612244 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу для строительства двух земельных участков, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Московский р-н, Витебский пр., участок 1, в том числе участка площадью 5304 кв. м с кадастровым номером 78:14:7634:43 (юго-восточнее дома N 17, корп. 4, лит. Б по Витебскому пр.) и участка площадью 2639 кв. м с кадастровым номером 78:14:7634:44 (западнее дома N 17, корп. 1, лит. Д по Витебскому пр.); обязании Правительства принять решение о предоставлении названных участков для строительства путем издания постановления на основании документации, представленной Обществом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342 (далее - Комитет); Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810269827, ИНН 7809023950 (далее - Управление инвестиций); государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие); открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388 (далее - Ростелеком); Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, место нахождения: 193124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 62, ОГРН 1037843006431, ИНН 7825493504 (далее - КЗРиЗ); федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Санкт-Петербургу.
Решением от 20.02.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 данное решение оставлено без изменения.
Правительство и Комитет в кассационной жалобе просят отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами и нарушение норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателей жалобы, предоставление испрашиваемых земельных участков возможно только посредством проведения торгов в соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (в редакции, действующей на момент обращения заявителя, далее - Закон Санкт-Петербурга N 282-43), поскольку до истечения тридцатидневного срока с момента размещения информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельных участков от потенциального застройщика - общества с ограниченной ответственностью "СоюзСпецСтрой" (далее - ООО "СоюзСпецСтрой") поступили заявления от 16.11.2011 о предоставлении тех же земельных участков, о чем Правительству стало известно только при рассмотрении настоящего дела; согласно представленным Обществом документам на испрашиваемых земельных участках имеются объекты капитального строительства, прошедшие кадастровый учет, что является достаточным основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельных участков независимо от фактического существования объектов, не снятых в установленном порядке с государственного кадастрового учета; согласно заключению Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга предоставление участка 1, фактически расположенного в границах проезжей части внутриквартального проезда от Витебского проспекта к расположенным вдоль проспекта другим участкам, в настоящее время нецелесообразно с учетом документации о градостроительном развитии соответствующей территории; при разрешении вопроса о предоставлении участка 1 не учтены права Ростелекома, которому принадлежат проходящие по участку телефонные сети.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что акты выбора земельных участков утверждены в установленном порядке, решения об утверждении актов выбора заинтересованными лицами не оспорены; заявления иного лица, претендующего на те же участки, обнаружены за пределами разумного срока на такое обращение и его рассмотрения, не могут повлиять на порядок предоставления земельных участков; отсутствие на испрашиваемых участках объектов недвижимости подтверждается представленными доказательствами; прохождение по испрашиваемой территории сетей связи не является препятствием для оформления правоустанавливающего документа на земельный участок в целях осуществления на нем строительства.
Управление инвестиций в отзыве на жалобу поддерживает изложенные в ней доводы, просит удовлетворить кассационную жалобу.
В судебном заседании представители Правительства и Комитета поддержали кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве. Представитель Управления инвестиций поддержал позицию подателей жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановлений Правительства от 02.11.2010 N 1491 и от 07.12.2010 N 1646 Обществу разрешено проведение изыскательских работ на земельных участках площадью 2768 кв. м и 5304 кв. м с кадастровыми номерами 78:14:7634:40 и 78:14:7634:39 соответственно, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Московский р-н, Витебский пр., участок 1 (западнее дома N 17, корп. 1, лит. Д по Витебскому пр. и юго-восточнее дома N 17, корп. 4, лит. Б по Витебскому пр. соответственно), в целях определения возможности проектирования и строительства многоэтажного гаража и объекта транспорта (под предприятие автосервиса) (здание автосервиса с автомобильной мойкой).
Распоряжениями КЗРиЗ от 26.10.2011 N 7217-рк и N 7216-рк утверждены схемы расположения земельных участков площадью 2639 кв. м и 5304 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, Витебский пр., участок 1 (западнее дома N 17, корп. 1, лит. Д по Витебскому пр. и юго-восточнее дома N 17, корп. 4, лит. Б по Витебскому пр. соответственно); установлены вид разрешенного использования земельных участков "для размещения объектов транспорта (под гаражи и автостоянки, предприятия автосервиса)", а также ограничения в использовании земельного участка площадью 5304 кв. м в виде охранной зоны водопроводных, канализационных сетей, сетей и сооружений связи.
Распоряжениями Комитета от 28.11.2011 N 372 и N 373 утверждены акты о выборе земельного участка площадью 2639 кв. м для строительства многоэтажного гаража и земельного участка площадью 5304 кв. м для строительства здания автосервиса с автомобильной мойкой. Согласно актам участки выбраны для строительства на основании комплекта документации, подготовленной в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение) Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
13.12.2011 земельные участки площадью 2639 кв. м и 5304 кв. м с разрешенным использованием для размещения объектов транспорта (под гаражи и автостоянки и предприятия автосервиса соответственно) поставлены на кадастровый учет с присвоением участкам кадастровых номеров 78:14:7634:44 и 78:14:7634:43 соответственно, что подтверждается кадастровыми паспортами участков от 13.12.2011 N 16695 и N 16689.
По заказу Общества оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Стройэкспертсервис" подготовлены отчеты от 17.04.2014 N 63-1/2014 и от 11.06.2014 N 62-1/2014 об оценке рыночной стоимости комплекса прав на земельные участки, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Московский р-н, Витебский пр., участок 1 (западнее дома N 17, корп. 1, лит. Д по Витебскому пр. и юго-восточнее дома N 17, корп. 4, лит. Б по Витебскому пр. соответственно). На указанные отчеты получены положительные заключения Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 03.07.2014 N 31-2-0370/2014 и от 10.07.2014 N 31-2-0356/2014.
В августе 2014 года Общество обратилось в Комитет с заявлениями о подготовке проектов постановлений Правительства о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 78:14:7634:44 и 78:14:7634:43 под строительство, приложив комплект документов.
Письмами от 20.08.2014 N 14-16350/14 и N 14-16351/14 Комитет возвратил Обществу документацию на доработку на основании пункта 3.16.1 Положения в связи с несоответствием представленных документов требованиям действующего законодательства. В обоснование возвращения документов Комитет указал на необходимость представить актуализированное заключение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, а также со ссылкой на информацию КЗРиЗ о наличии в границах испрашиваемых участков объектов недвижимости, прошедших государственный кадастровый учет, предложил дополнить комплект документации актуализированным заключением КЗРиЗ и сведениями о государственной регистрации прав на данные объекты.
В сентябре 2014 года Общество повторно направило в Комитет заявления о подготовке проектов постановлений Правительства о предоставлении объекта недвижимости для строительства, приложив указанные Комитетом документы.
Письмами от 20.10.2014 N 14-16350/14 и N 14-16351/14 Комитет вновь возвратил Обществу документы на доработку в связи с несоответствием представленных документов требованиям действующего законодательства по следующим причинам: согласно заключениям КЗРиЗ от 01.09.2014 N 69257/к и N 69256/к в границах испрашиваемых земельных участков выявлены объекты капитального строительства, прошедшие государственный кадастровый учет, в том числе телефонная и водопроводная сети; не представлены согласования Ростелекома и Предприятия как правообладателей сетей о возможности строительства; отсутствуют сведения о правах третьих лиц в отношении расположенных на земельных участках объектов капитального строительства.
Общество, считая, что все необходимые документы были представлены и соблюдена процедура, предшествующая предоставлению земельных участков под строительство, однако решение о предоставлении земельных участков под строительство в установленные сроки безосновательно не принято, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее статьи Кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 названной статьи определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, включающий следующие этапы: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 32 указанного Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга N 282-43, во исполнение которого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 утверждено Положение.
В данном случае в отношении спорных земельных участков была начата процедура их предоставления под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Доводы Правительства и Комитета о том, что в связи с подачей другим заинтересованным лицом заявления о предоставлении тех же земельных участков они могли быть предоставлены только по результатам торгов, обоснованно не приняты судами во внимание.
Как установлено судами, в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации информация о предстоящем предоставлении Обществу двух земельных участков по указанным выше адресам для строительства объектов транспорта была размещена в газете "Невское время" N 194 (4936) от 28.10.2011. В информационном сообщении указано, что предложения и замечания по проекту градостроительного решения принимаются в письменном виде в администрации Московского района с 28.10.2011 по 10.11.2011 включительно. К материалам дела приобщены заявления ООО "СоюзСпецСтрой", адресованные Комитету, о выборе тех же земельных участков и предварительном согласовании мест размещения многоэтажных гаражей. На заявлениях имеется отметка о поступлении в Комитет 16.11.2011 за входящими номерами 14К-002413/11-0-0, 14К-002411/11-0-0.
Между тем, как поясняли представители Правительства и Комитета, о данных заявлениях Комитету и Правительству стало известно только при рассмотрении настоящего дела. В деле отсутствуют доказательства в подтверждение того, что в период с ноября 2011 года по настоящее время ООО "СоюзСпецСтрой" совершало какие-либо действия в связи с названными выше обращениями, заявляло о каких-либо притязаниях на испрашиваемые Обществом земельные участки; возражения либо предложения от иных лиц по вопросу о предоставлении Обществу двух земельных участков также не поступали.
Таким образом, материалы дела не свидетельствуют о том, что процедура предоставления Обществу земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществлялась при наличии иных потенциальных застройщиков, реально претендующих на те же участки, и что в результате предоставления Обществу земельных участков по данной процедуре нарушаются права и интересы других лиц.
Как установлено судами, все этапы, предшествующие принятию решения о предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием мест размещения объектов, Обществом были выполнены, необходимые документы представлены в Комитет.
Возражения Правительства и Комитета, связанные с нахождением на испрашиваемых участках согласно заключениям КЗРиЗ объектов капитального строительства, прошедших государственный кадастровый учет, также правомерно отклонены судебными инстанциями. Как установлено судами, по состоянию на дату принятия судом первой инстанции решения по делу строения, ранее учтенные по адресу: Санкт-Петербург, Витебский пр., д. 17, корп. 2, лит. Б и лит. В, в границах земельных участков отсутствовали. Кроме того, соответствующие органы не представляли сведения о наличии на испрашиваемых участках капитальных объектов ни при оформлении актов выбора, ни при их утверждении. Третьи лица также не заявляли правопритязаний в отношении данных участков в связи с наличием на них принадлежащих этим лицам объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах, ввиду фактического отсутствия на участках на момент рассмотрения спора объектов капитального строительства суды обоснованно признали несостоятельной содержащуюся в письмах Комитета от 20.10.2014 N 14-16350/14 и N 14-16351/14 ссылку на заключения КЗРиЗ от 01.09.2014 N 69257/к и N 69256/к как причину для возвращения Обществу документов.
Наличие на земельных участках сооружений и сетей связи, водопроводных сетей само по себе также не является препятствием для использования земельных участков в испрашиваемых целях и оформления правоустанавливающих документов на них с учетом отсутствия принципиальных возражений владельцев сетей против строительства, а также предусмотренной действующим законодательством возможности установления ограничений в использовании земельного участка в части, занятой инженерной инфраструктурой.
Ссылка подателей жалобы на заключение Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга о нецелесообразности предоставления участка 1 с учетом градостроительной документации подлежит отклонению, так как Комитет, возвращая Обществу документы на доработку, не указывал на наличие каких-либо ограничений градостроительного характера. В деле отсутствуют как само заключение, так и иные сведения о градостроительных ограничениях, представленные отраслевыми органами в период, когда осуществлялся выбор земельных участков, принимались решения об утверждении актов выбора и документы Общества находились на рассмотрении в Комитете.
В таком случае суды пришли к правомерному выводу, что Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением, однако Правительство, не приняв в установленный срок решения о предоставлении Обществу испрашиваемых земельных участков для строительства и вопреки требованиям статьи 65, части пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказав наличие законных оснований для отказа в предоставлении этих участков, допустило незаконное бездействие, и удовлетворили требования Общества.
Доводы подателей жалобы аналогичны тем, которые приводились ими при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и которые этими судами подробно исследованы и мотивированно отклонены.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу N А56-76610/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА
Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)