Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.01.2014 N 33-276

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 января 2014 г. N 33-276


Строка N 25
21 января 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Юрченко Е.П.,
судей Квасовой О.А., Свечкова А.И.,
при секретаре К.Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Свечкова А.И.
дело по иску Б.Б.Б. к администрации Верхнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, К.О.С. о признании недействительным межевого плана земельного участка, исключении из ГКН записи о земельном участке, признании необоснованным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка, обязании постановки земельного участка на государственный кадастровый учет недвижимости, признании незаконными постановлений администрации Грибановского муниципального района Воронежской области N 411 от 05.06.2013 г. и N 416 от 10.06.2013 г.,
по апелляционной жалобе Б.Б.Б. на решение Грибановского районного суда Воронежской области от 6 ноября 2013 года
(судья районного суда Протасова Л.В.),

установила:

Б.Б.Б. - собственник земельного участка N 27 по ул. ......... обратился в суд с настоящим иском, в котором просил:
- признать недействительным межевой план земельного участка, кадастровый номер ..., расположенного по адресу: .......... общей площадью 700 кв. м и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о данном земельном участке;
- признать необоснованным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области от 15.07.2013 года о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости N 36-0-1-89/3091/2013-584 (кад. N ...), расположенного по адресу: ......., общей площадью 4200 кв. м;
- обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области поставить на кадастровый учет земельный участок, кадастровый номер ..., расположенный по адресу: ......, общей площадью 4200 кв. м в границах, установленных при межевании и закрепленных межевым планом от 25.10.2012 года;
- признать незаконными постановления администрации Грибановского муниципального района Воронежской области N 411 от 05.06.2013 г. "Об утверждении акта предварительного выбора земельного участка для проезда общего пользования по адресу: ....... и N 416 от 10.06.2013 г. "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" (том 1, л.д. 125 - 129).
Решением Грибановского районного суда Воронежской области от 6 ноября 2013 года в удовлетворении исковых требования Б.Б.Б. к администрации Верхнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, К.О.С. (кадастровому инженеру) отказано (том 2, л.д. 31, 32 - 40).
В апелляционной жалобе Б.Б.Б. просит отменить данное решение и принять по делу новое решение по существу дела. В обоснование жалобы истец ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права (том 2, л.д. 49 - 58).
Ответчики администрация Грибановского муниципального района Воронежской области, кадастровый инженер К.О.С., третье лицо филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области о времени и месте рассмотрения дела извещены, в заседание суда апелляционной инстанции не явились по неизвестным причинам; в направленных в Воронежский областной суд заявлениях администрация Грибановского муниципального района и филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области просят рассмотреть дело без участия их представителей. На основании частей 3, 4 и 5 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие указанных участников.
Заслушав объяснения истца Б.Б.Б., поддержавшего апелляционную жалобу, представителей ответчика администрации Верхнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области по доверенностям К.К.К., А.А.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, считающих решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее ответчиков администрации Верхнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Грибановского муниципального района Воронежской области N 411 от 05.06.2013 г. утвержден представленный комиссией при администрации района по выбору земельных участков акт предварительного выбора земельного участка для проезда общего пользования по адресу: .....; предварительно согласовано место для проезда общего пользования (том 1, л.д. 102).
Постановлением администрации Грибановского муниципального района Воронежской области N 416 от 10.06.2013 г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, категория земель - земли населенных пунктов, площадью 700 кв. м в кадастровом квартале ..., расположенного по адресу: ...... разрешенное использование: для проезда общего пользования, согласно данным проведенных работ по землеустройству, выполненных кадастровым инженером ....... К.О.С. (том 1, л.д. 104).
Согласно акту от 30.05.2013 г. предварительного выбора земельного участка для проезда общего пользования по адресу: ....... указанный земельный участок принадлежит администрации Верхнекарачанского сельского поселения, он относится к категории земель населенных пунктов (том 1, л.д. 100 - 101).
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (пункт 1).
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2).
Согласно п. 1 ст. 11.2 земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
к вопросам местного значения поселения относятся:
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3);
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
В силу части 1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся:
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (пункт 3);
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения (часть 9).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (часть 10).
Из материалов дела следует, что образованный на основании постановлений администрации Грибановского муниципального района Воронежской области N 411 от 05.06.2013 г. и N 416 от 10.06.2013 г. земельный участок для проезда общего пользования по адресу: ...... может быть отнесен только к автомобильным дорогам общего пользования местного значения поселения; в силу данного обстоятельства образование проезда общего пользования по указанному адресу относится к вопросам местного значения Верхнекарачанского сельского поселения; при принятии обжалуемых постановлений администрация Грибановского муниципального района вышла за пределы своей компетенции; каких-либо доказательств нахождения в муниципальной собственности земельного участка, выделенного под проезд общего пользования, с которым законодательство связывает право на распоряжение земельным участком, ответчиками не представлено.
В силу указанных обстоятельств постановления администрации Грибановского муниципального района Воронежской области N 411 от 05.06.2013 г. и N 416 от 10.06.2013 г. являются незаконными. Данные постановления нарушают права истца на земельный участок ........, предоставленный ему в собственность решением Верхнекарачанской сельской администрации от 26.10.1993 года N 74, поскольку при организации общего проезда площадь его земельного участка - 4200 кв. м, указанная в свидетельстве N 379 на право собственности на землю, уменьшится до 4020 кв. м.
Поскольку основаниями для составления кадастровым инженером К.О.С. межевого плана земельного участка, кадастровый номер ..., расположенного по адресу: ....., общей площадью 700 кв. м (том 1, л.д. 89 - 108), стали незаконные постановления администрации Грибановского муниципального района Воронежской области N 411 от 05.06.2013 г. и N 416 от 10.06.2013 г., данный межевой план является недействительным.
Таким образом, выводы суда первой инстанции относительно требований истца о признании незаконными указанных постановлений администрации Грибановского муниципального района, признании недействительным межевого плана, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Решение суда в этой части подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения об удовлетворении исковых требований.
Ответчики по настоящему делу администрация Верхнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, администрация Грибановского муниципального района Воронежской области, кадастровый инженер К.О.С. не являются органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости. ФГБУ "ФКП Росреестра", которому Росреестром приказом от 11.03.2010 N П/93 делегированы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, к участию в деле в качестве ответчика не привлечено.
Таким образом, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к данным ответчикам об исключении из ГКН записи о земельном участке N 27 "А", признании необоснованным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка N 27, обязании постановки земельного участка N 27 на государственный кадастровый учет недвижимости по существу является правильным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Грибановского районного суда Воронежской области от 6 ноября 2013 года отменить в части отказа в признании недействительным межевого плана земельного участка N ....... в признании незаконными постановлений администрации Грибановского муниципального района Воронежской области N 411 от 05.06.2013 г. и N 416 от 10.06.2013 г. Принять по делу в этой части новое решение.
Признать недействительным межевой план земельного участка N ......
Признать незаконными постановления администрации Грибановского муниципального района Воронежской области N 411 от 05.06.2013 г. и N 416 от 10.06.2013 г.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.Б.Б. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)