Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Киричек Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11820/2014) департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 11.09.2014 по делу N А46-3713/2014 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании недействительным в части ненормативного акта органа местного самоуправления,
при участии в судебном заседании представителей:
- от департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Гега Н.В. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 56 от 13.11.2014 сроком действия 1 год);
- от индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича - Охлопков А.Н. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 55АА0900694 от 22.01.2014 сроком действия 3 года), Горбунова Л.П. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 55АА0900694 от 22.01.2014 сроком действия 3 года), лично Лялюшкин С.М. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации),
установил:
индивидуальный предприниматель Лялюшкин Сергей Миноминович (далее - предприниматель, заявитель, ИП Лялюшкин С.М.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) от 24.12.2013 N 3553-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска" в части признания утратившим силу распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.10.2013 N 2757-р "О предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) по улице Заводская в Советском административном округе города Омска".
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.09.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд согласился с позицией подателя заявления о невозможности придания обратной силы нормативным актам органов муниципальной власти (Решение Омского городского Совета N 131 от 29.06.2013, Постановления Омского городского Совета N 655 от 20.11.2013) к отношениям, возникшим ранее вступления в силу указанных решений.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 11.09.2014 по делу N А46-3713/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В апелляционной жалобе Департамента изложена позиция о принятии Омским городским Советом решения от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" в полном соответствии с предоставленными положениями земельного законодательства полномочиями, а также указано на правомерную отмену вынесенного Департаментом распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта ввиду издания его после даты вступления в силу Решения N 131.
В обоснование изложенной позиции заинтересованное лицо также ссылается на выводы, содержащиеся в судебном акте по делу А46-1716/2014, в рамках которого оценивалась законность Постановления Омского городского Совета N 655.
Оспаривая доводы подателя жалобы, заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители предпринимателя в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
11.07.2013 предприниматель обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о выборе земельного участка на территории города Омска и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просил выбрать земельный участок, государственная собственность на который не разграничена на территории города Омска, и предварительно согласовать место размещения производства, обработки пищевых продуктов по улице Заводская в Советском административном округе города Омска.
Распоряжением Департамента от 27.08.2013 N 2109-р была утверждена схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 1763 кв. м.
Распоряжением Департамента от 24.10.2013 N 2757-р утвержден акт о выборе испрашиваемого заявителем земельного участка, предварительно согласовано место размещения промышленного объекта согласно схеме расположения земельного участка, утвержденной распоряжением Департамента от 27.08.2013 N 2109-р.
18.11.2013 на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2431 с видом разрешенного использования - "для строительства промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ)".
После постановки земельного участка на кадастровый учет 20.11.2013 Лялюшкин С.М.обратился в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2431 в аренду.
Письмом от 03.12.2013 Департамент уведомил Лялюшкина С.М. о том, что подготовленный проект постановления Мэра города Омска "О предоставлении в аренду Лялюшкину Сергею Миноминовичу земельного участка по улице Заводская в Советском административном округе города Омска" находится на стадии согласования.
В письме от 13.01.2014 Департамент сообщил Лялюшкин С.М.у о признании утратившим силу распоряжения Департамента от 24.10.2013 N 2757-р "О предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) по улице Заводская в Советском административном округе города Омска", сославшись на решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" и постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Полагая, что основания для признания утратившим силу распоряжения N 2757-р от 24.10.2013 отсутствовали, предприниматель Лялюшкин С.М. обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.09.2014 по делу N А46-3713/2014 требования предпринимателя удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Департаментом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства, регулируются Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Омской области N 731-ОЗ орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Как следует из материалов рассматриваемого спора, 24.10.2013 Департаментом было издано распоряжение N 2757-р "О предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) по улице Заводская в Советском административном округе города Омска".
Согласно пункту 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, как указывалось выше, предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Руководствуясь правом, предоставленным пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, Омский городской Совет принял решение от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах". Решением Омского городского Совета от 25.09.2013 N 162 статья 2 была дополнена пунктом 69, согласно которому предоставлению исключительно на торгах подлежали земельные участки для строительства промышленных объектов и производств, коммунально-складских объектов I, II, III, IV, V классов опасности и промышленных объектов и производств, не требующих создания санитарно-защитных зон. Изменения, внесенные в решение Омского городского Совета N 131, решением от 25.09.2013 N 162 вступили в силу с 04.10.2013.
Решением Омского городского Совета от 20.11.2013 N 183 статья 2 решения Омского городского Совета от 25.09.2013 N 162 была дополнена пунктом 1.1 следующего содержания: "1.1. Действие настоящего Решения не распространяется на случай предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до 4 октября 2013 года.".
В постановлении от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" Омский городской Совет разъяснил, что с 04.10.2013 уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае поступления либо наличия заявления в отношении объектов, которые были дополнены при принятии Решения N 162.
Положения статьи 2 Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131, а также постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 явились основанием для признания утратившим силу ранее изданного департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска распоряжения о предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) по улице Заводская в Советском административном округе города Омска".
Однако согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силу и применяются к отношениям, возникшим после введениях их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
На момент издания распоряжения N 2757-р от 24.10.2013 решение Омского городского Совета N 162 от 25.09.2013 действовало в первоначальной редакции, в которой отсутствовала норма о том, что действие настоящего решения не распространяется на случай предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до 04.10.2013; отсутствовало в указанный период и постановление N 655 от 20.11.2013, определившее действие решения Омского городского Совета N 162 во времени.
Таким образом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта N 2757-р от 24.10.2013 было принято в соответствии с положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и на момент его принятия не противоречило нормам решения Омского городского Совета N 131 от 19.06.2013.
Кроме того, на момент издания распоряжения N 2757-р от 24.10.2013 в решении Омского городского Совета N 131 от 19.06.2013 отсутствовала статья 2.2, определяющая, как и постановление N 655 от 20.11.2013, действие решения Омского городского Совета N 131 во времени. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта было принято в соответствии с положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка Департамента в апелляционной жалобе на постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", согласно которому решение от 19.06.2013 N 131 имеет обратную силу, во внимание не принимается по следующим основаниям.
Как было указано выше, отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка. Ссылаясь на данное постановление, Департамент не учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Поскольку в рассматриваемом случае вопрос о возможности выбора альтернативного варианта размещения объекта был согласован с Департаментом до вступления в силу решения N 131 (с учетом указанных выше изменений) и Постановления N 655, а также учитывая компенсационный характер указанной процедуры, суд апелляционной инстанции находит последующую отмену ранее изданного распоряжения Департамента N 2757-р от 24.10.2013 нарушающей права предпринимателя и противоречащей вышеуказанной позиции Конституционного суда.
Также подлежат отклонению доводы Департамента, мотивированные ссылкой на выводы судебного акта по делу А46-1716/2014, поскольку в рамках указанного спора рассматривались заявления претендентов на земельные участки, решения о предоставлении которых не были оформлены соответствующими распоряжениями Департамента архитектуры и градостроительства, основаниями к обращению указанных лиц в арбитражный суд послужил факт отказа в предоставлении.
Указанные обращения заинтересованных лиц в Департамент архитектуры и градостроительства с заявлениями о предоставлении земельных участков под строительство имели место в 2013 году (11.07.2013, 15.05.2013, 04.02.2013), что исключает возможность квалифицировать отношения, являющиеся предметом рассмотрения по делу А46-1716/2014 и рассматриваемых в рамках настоящего спора в качестве аналогичных.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно и обоснованно были признано недействительным распоряжение Департамента от 24.12.2013 N 3553-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска" в части признания утратившим силу распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.10.2013 N 2757-р "О предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) по улице Заводская в Советском административном округе города Омска".
Подателем жалобы в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Департамент, согласно части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 11.09.2014 по делу N А46-3713/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Ю.Н.КИРИЧЕК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2014 N 08АП-11820/2014 ПО ДЕЛУ N А46-3713/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2014 г. N 08АП-11820/2014
Дело N А46-3713/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Киричек Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11820/2014) департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 11.09.2014 по делу N А46-3713/2014 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании недействительным в части ненормативного акта органа местного самоуправления,
при участии в судебном заседании представителей:
- от департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Гега Н.В. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 56 от 13.11.2014 сроком действия 1 год);
- от индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича - Охлопков А.Н. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 55АА0900694 от 22.01.2014 сроком действия 3 года), Горбунова Л.П. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 55АА0900694 от 22.01.2014 сроком действия 3 года), лично Лялюшкин С.М. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации),
установил:
индивидуальный предприниматель Лялюшкин Сергей Миноминович (далее - предприниматель, заявитель, ИП Лялюшкин С.М.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) от 24.12.2013 N 3553-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска" в части признания утратившим силу распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.10.2013 N 2757-р "О предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) по улице Заводская в Советском административном округе города Омска".
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.09.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд согласился с позицией подателя заявления о невозможности придания обратной силы нормативным актам органов муниципальной власти (Решение Омского городского Совета N 131 от 29.06.2013, Постановления Омского городского Совета N 655 от 20.11.2013) к отношениям, возникшим ранее вступления в силу указанных решений.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 11.09.2014 по делу N А46-3713/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В апелляционной жалобе Департамента изложена позиция о принятии Омским городским Советом решения от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" в полном соответствии с предоставленными положениями земельного законодательства полномочиями, а также указано на правомерную отмену вынесенного Департаментом распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта ввиду издания его после даты вступления в силу Решения N 131.
В обоснование изложенной позиции заинтересованное лицо также ссылается на выводы, содержащиеся в судебном акте по делу А46-1716/2014, в рамках которого оценивалась законность Постановления Омского городского Совета N 655.
Оспаривая доводы подателя жалобы, заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители предпринимателя в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
11.07.2013 предприниматель обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о выборе земельного участка на территории города Омска и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просил выбрать земельный участок, государственная собственность на который не разграничена на территории города Омска, и предварительно согласовать место размещения производства, обработки пищевых продуктов по улице Заводская в Советском административном округе города Омска.
Распоряжением Департамента от 27.08.2013 N 2109-р была утверждена схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 1763 кв. м.
Распоряжением Департамента от 24.10.2013 N 2757-р утвержден акт о выборе испрашиваемого заявителем земельного участка, предварительно согласовано место размещения промышленного объекта согласно схеме расположения земельного участка, утвержденной распоряжением Департамента от 27.08.2013 N 2109-р.
18.11.2013 на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2431 с видом разрешенного использования - "для строительства промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ)".
После постановки земельного участка на кадастровый учет 20.11.2013 Лялюшкин С.М.обратился в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2431 в аренду.
Письмом от 03.12.2013 Департамент уведомил Лялюшкина С.М. о том, что подготовленный проект постановления Мэра города Омска "О предоставлении в аренду Лялюшкину Сергею Миноминовичу земельного участка по улице Заводская в Советском административном округе города Омска" находится на стадии согласования.
В письме от 13.01.2014 Департамент сообщил Лялюшкин С.М.у о признании утратившим силу распоряжения Департамента от 24.10.2013 N 2757-р "О предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) по улице Заводская в Советском административном округе города Омска", сославшись на решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" и постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Полагая, что основания для признания утратившим силу распоряжения N 2757-р от 24.10.2013 отсутствовали, предприниматель Лялюшкин С.М. обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.09.2014 по делу N А46-3713/2014 требования предпринимателя удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Департаментом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства, регулируются Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Омской области N 731-ОЗ орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Как следует из материалов рассматриваемого спора, 24.10.2013 Департаментом было издано распоряжение N 2757-р "О предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) по улице Заводская в Советском административном округе города Омска".
Согласно пункту 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, как указывалось выше, предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Руководствуясь правом, предоставленным пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, Омский городской Совет принял решение от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах". Решением Омского городского Совета от 25.09.2013 N 162 статья 2 была дополнена пунктом 69, согласно которому предоставлению исключительно на торгах подлежали земельные участки для строительства промышленных объектов и производств, коммунально-складских объектов I, II, III, IV, V классов опасности и промышленных объектов и производств, не требующих создания санитарно-защитных зон. Изменения, внесенные в решение Омского городского Совета N 131, решением от 25.09.2013 N 162 вступили в силу с 04.10.2013.
Решением Омского городского Совета от 20.11.2013 N 183 статья 2 решения Омского городского Совета от 25.09.2013 N 162 была дополнена пунктом 1.1 следующего содержания: "1.1. Действие настоящего Решения не распространяется на случай предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до 4 октября 2013 года.".
В постановлении от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" Омский городской Совет разъяснил, что с 04.10.2013 уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае поступления либо наличия заявления в отношении объектов, которые были дополнены при принятии Решения N 162.
Положения статьи 2 Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131, а также постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 явились основанием для признания утратившим силу ранее изданного департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска распоряжения о предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) по улице Заводская в Советском административном округе города Омска".
Однако согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силу и применяются к отношениям, возникшим после введениях их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
На момент издания распоряжения N 2757-р от 24.10.2013 решение Омского городского Совета N 162 от 25.09.2013 действовало в первоначальной редакции, в которой отсутствовала норма о том, что действие настоящего решения не распространяется на случай предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до 04.10.2013; отсутствовало в указанный период и постановление N 655 от 20.11.2013, определившее действие решения Омского городского Совета N 162 во времени.
Таким образом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта N 2757-р от 24.10.2013 было принято в соответствии с положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и на момент его принятия не противоречило нормам решения Омского городского Совета N 131 от 19.06.2013.
Кроме того, на момент издания распоряжения N 2757-р от 24.10.2013 в решении Омского городского Совета N 131 от 19.06.2013 отсутствовала статья 2.2, определяющая, как и постановление N 655 от 20.11.2013, действие решения Омского городского Совета N 131 во времени. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта было принято в соответствии с положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка Департамента в апелляционной жалобе на постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", согласно которому решение от 19.06.2013 N 131 имеет обратную силу, во внимание не принимается по следующим основаниям.
Как было указано выше, отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка. Ссылаясь на данное постановление, Департамент не учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Поскольку в рассматриваемом случае вопрос о возможности выбора альтернативного варианта размещения объекта был согласован с Департаментом до вступления в силу решения N 131 (с учетом указанных выше изменений) и Постановления N 655, а также учитывая компенсационный характер указанной процедуры, суд апелляционной инстанции находит последующую отмену ранее изданного распоряжения Департамента N 2757-р от 24.10.2013 нарушающей права предпринимателя и противоречащей вышеуказанной позиции Конституционного суда.
Также подлежат отклонению доводы Департамента, мотивированные ссылкой на выводы судебного акта по делу А46-1716/2014, поскольку в рамках указанного спора рассматривались заявления претендентов на земельные участки, решения о предоставлении которых не были оформлены соответствующими распоряжениями Департамента архитектуры и градостроительства, основаниями к обращению указанных лиц в арбитражный суд послужил факт отказа в предоставлении.
Указанные обращения заинтересованных лиц в Департамент архитектуры и градостроительства с заявлениями о предоставлении земельных участков под строительство имели место в 2013 году (11.07.2013, 15.05.2013, 04.02.2013), что исключает возможность квалифицировать отношения, являющиеся предметом рассмотрения по делу А46-1716/2014 и рассматриваемых в рамках настоящего спора в качестве аналогичных.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно и обоснованно были признано недействительным распоряжение Департамента от 24.12.2013 N 3553-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска" в части признания утратившим силу распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.10.2013 N 2757-р "О предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ) по улице Заводская в Советском административном округе города Омска".
Подателем жалобы в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Департамент, согласно части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 11.09.2014 по делу N А46-3713/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Ю.Н.КИРИЧЕК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)