Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2014 ПО ДЕЛУ N А40-80225/13

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2014 г. по делу N А40-80225/13


резолютивная часть объявлена 17.02.2014 г.
в полном объеме изготовлено 24.02.2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.,
судей Барановской Е.Н., Сумароковой Т.Я.,
при ведении протокола с/з секретарем Тимониным Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела судом первой инстанции,
в связи с подачей апелляционных жалоб ООО "Вернисаж в Измайлово", ООО "Торговый Дом "Сокровища Руси"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.09.2013 г.,
принятое судьей Кастальской М.Н.,
дело N А40-80225/13
по заявлению ООО "Вернисаж в Измайлово" (ОГРН 1037700058109, 123298, г. Москва, ул. Малиновского, д. 6, стр. 1, оф. 3)
об обжаловании решения, действий (бездействия) Департамента городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20),
с участием третьего лица ООО "Торговый Дом "Сокровища Руси" (105187, г. Москва, ул. Фортунатовская, д. 31/35),
о признании незаконным отказа в оформлении договора аренды земельного участка, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка,
при участии в судебном заседании:
- от истца и третьего лица: Марголин М.А. по дов. от 23.01.2014 г., 28.10.2013 г.;
- от ответчика: Липский А.А. по дов. от 27.02.2013 г.,

установил:

ООО Вернисаж в Измайлово обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании незаконным действий (бездействия) Департамента городского имущества г. Москвы, оформленного письмом исх. от 31.05.2013 г. N 33-5-10691(13-(о)-1), и об обязании Департамент городского имущества г. Москвы принять решение о предоставлении в аренду ООО "Вернисаж в Измайлово" земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:88 по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, вл. 73ж, на срок 25 лет, на условиях установления ставки арендной платы в размере 0,05% от кадастровой стоимости участка в год (соответствующей виду разрешенного использования "под размещение культурно-просветительных объектов").
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.09.2013 г. в удовлетворении требований отказано (т. 2 л.д. 121 - 124).
На состоявшееся решение Заявителем и ООО Торговый Дом "Сокровища Руси" в порядке ст. 42 АПК РФ поданы апелляционные жалобы (т. 3 л.д. 1 - 7, т. 3 л.д. 19).
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 г. (т. 2 л.д. 79 - 80) объявлен переход к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела судом первой инстанции; ООО "Вернисаж в Измайлово" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
При рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции Заявитель и Третье лицо заявленные требования поддержали, Заинтересованное лицо по ним возражало.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность оспариваемого решения, действия (бездействия), пришел к выводу о том, что оно является незаконным и нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем на принявший данное решение орган, осуществляющий публичные полномочия, подлежит возложению обязанность устранить допущенное решение.
Установлено, что 19.12.2003 г. между городом Москвой в лице Московского земельного комитета (арендодатель) и ООО "Вернисаж в Измайлово" (арендатор) заключен Договор аренды N М-03-505795 (т. 1 л.д. 24 - 33) о предоставлении в аренду на срок до 10.08.2008 г. земельного участка с кадастровым N 770305001088 площадью 11421 кв. м с адресными ориентирами: г. Москва, Измайловское ш., вл. 73Ж, для строительства и дальнейшей эксплуатации художественной ярмарки-выставки, в т.ч. "Кузнечный Двор" 2157 кв. м и "Улица ремесел" 9264 кв. м.
Актом приемки законченного строительством объекта от 19.05.2004 г. (т. 2 л.д. 86 - 91) со ссылкой на Московские городские строительные нормы "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов" МГСН 8.01-00, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 11.07.2000 г. N 530, принят в эксплуатацию построенный по заданию ООО "Вернисаж в Измайлово" объект "Центр ремесел - Кузнечный Двор" по адресу: г. Москва, Измайловское ш., вл. 73Ж.
На земельном участке с кадастровым N 770305001088 по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 73ж, в настоящее время располагаются следующие объекты, права на которые зарегистрированы в ЕГРП как на объекты недвижимого имущества:
- - стр. 34 площадью 585,9 кв. м, находящееся в собственности Алексеевой Марины Викторовны, из них часть площадью 445,4 кв. м в доверительном управлении ООО Торговый Дом "Сокровища Руси", часть площадью 140,5 кв. м в доверительном управлении ООО "Вернисаж в Измайлово";
- - стр. 33 площадью 906,8 кв. м, находящееся в собственности Выборной Марины Александровны, из них часть площадью 248,2 кв. м в доверительном управлении ООО "Вернисаж в Измайлово", часть площадью 658,6 кв. м в доверительном управлении ООО Торговый Дом "Сокровища Руси";
- - стр. 9 площадью 501,2 кв. м, находящееся в собственности Алексеевой Марины Викторовны, в доверительном управлении ООО Торговый Дом "Сокровища Руси";
- - стр. 8 площадью 295,8 кв. м, находящееся в собственности Алексеевой Марины Викторовны, в доверительном управлении ООО Торговый Дом "Сокровища Руси";
- - стр. 6 площадью 593,9 кв. м, находящееся в собственности Выборной Марины Александровны, в доверительном управлении ООО "Вернисаж в Измайлово";
- - стр. 4 площадью 426,4 кв. м, находящееся в собственности Ушакова Александра Федоровича, доверительном управлении ООО "Торговый Дом "Сокровища Руси";
- - стр. 5 площадью 782,2 кв. м, находящееся в собственности Ушакова Александра Федоровича, из них часть площадью 474,3 кв. м в доверительном управлении ООО Торговый Дом "Сокровища Руси", часть площадью 307,9 кв. м в доверительном управлении ООО "Вернисаж в Измайлово".
Для приобретения в порядке ст. 36 ЗемК РФ земельного участка, на котором расположены вышеуказанные строения, ООО "Вернисаж в Измайлово" 17.04.2013 г. обратилось в Департамент городского имущества г. Москвы через службу "Одного окна" с заявлением (рег. N 33-5-10691/13) на оказание государственной услуги "Предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках" (т. 1 л.д. 16).
Руководствуясь ч. 3 ст. 33, ч. 1, 5, 6 ст. 36 ЗемК РФ, Департамент городского имущества г. Москвы должен был проверить обоснованность данного заявления и по результатам принять решение по существу содержащихся в нем требований, т.е. о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным законом, после чего, при положительном решении, подготовить и направить заявителю проект договора о предоставлении земельного участка.
Однако Департамент городского имущества г. Москвы от принятия по существу решения о наличии или об отсутствии у Заявителя права на приобретение в порядке ст. 36 ЗемК РФ испрашиваемого им земельного участка уклонился и письмом исх. от 31.05.2013 г. N 33-5-10691/13-(0)-1 (т. 1 л.д. 17 - 18) сообщил, что Заявитель преждевременно обратился за государственной услугой "Предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках", посчитав, что предварительно Заявитель должен был обратиться за государственной услугой "Изменение адресного ориентира земельного участка и/или его разрешенного использования", т.е. обеспечить внесений в государственный кадастр недвижимости изменений в части разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
Департамент городского имущества г. Москвы, ответив на обращение Заявителя вышеуказанном письмом исх. от 31.05.2013 г. N 33-5-10691/13-(0)-1, уклонился от принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка в порядке ч. 6 ст. 36 ЗемК РФ, а не принял решение об отказе в предоставлении земельного участка, т.к. его сообщение об отказе Заявителю в оформлении договора аренды мотивировано тем, что условием предоставления государственной услуги, за которой Заявитель обратился, является предшествующее обращение Заявителя за иной государственной услугой, но не тем, что Заявителем не представлены все необходимые предусмотренные абз. 2 ч. 5 ст. 36 ЗемК РФ документы, или что площадь испрашиваемого Заявителем земельного участка превышает необходимую для эксплуатации зданий Заявителя (превышает предельные размеры положенного по нормам предоставления земельного участка), или что Заявитель в силу иных предусмотренных законом причин не является лицом, имеющим право на приобретением испрашиваемого земельного участка.
В письме исх. от 31.05.2013 г. N 33-5-10691/13-(0)-1 Департамент городского имущества г. Москвы сообщил, что Заявителю отказано в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках" на том основании, что, по мнению Департамента, предварительно Заявитель должен был обратиться за предоставлением государственной услуги "Изменение адресного ориентира земельного участка и/или его разрешенного использования" для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в части разрешенного использования испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:88.
Как пояснил представитель Департамента городского имущества г. Москвы суду апелляционной инстанции, позиция данного органа, выраженная в указанном письме, состоит в том, что решение о предоставлении земельного участка может быть принято только после того, как лицо, обратившееся с заявлением о его приобретении, обеспечит приведение вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка в с соответствие с классификатором, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 228-ПП "Об утверждении видов размещенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве".
Однако такой подход не соответствует требованиям закона.
Действительно, в соответствии с п. 2 ст. 7 ЗемК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
По смыслу данной нормы, при заключении договора о приобретении земельного участка в порядке ст. 36 ЗемК РФ вид разрешенного использования предоставляемого земельного участка должен быть указан в соответствии с классификатором.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым N 770305001088 (т. 1 л.д. 19 - 21), разрешенным видом его использования по состоянию на 01.01.2007 г. указано: для строительства и последующей эксплуатации художественной ярмарки-выставки, в т.ч. "Кузнечный Двор" 0,2157 га и "Улица ремесел" 0,9264 га.
Такое указание вида разрешенного использования не является унифицированным применительно к видам разрешенного использования земельных участков, определенных в Приказе Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" и в Постановлении Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 228-ПП "Об утверждении видов размещенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве".
Однако п. 5 ст. 4 Закона г. Москвы "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливается вид разрешенного использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка.
Из указанной нормы следует, что условие о виде разрешенного использования предоставляемого земельного участка определяется уполномоченным органом самостоятельно в рамках осуществления функции по оформлению земельно-правовых отношений.
Таким образом, уполномоченный орган сам при принятии решения о предоставлении земельного участка определяет, к какому классифицированному виду разрешенного использования земельного участка подлежит приведению действующий вид разрешенного использования, и указывает соответствующий вид разрешенного использования в решении о предоставлении земельного участка и в проекте договора о предоставлении земельного участка.
Следовательно, по настоящему делу у Заявителя не было необходимости обращения за предоставление государственной услуги по изменению разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
В связи с чем бездействие Департамента городского имущества г. Москвы, выразившееся в уклонении от принятия решения по существу заявления о предоставлении земельного участка, как не соответствующее требованиям п. 5 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" подлежит признанию незаконным применительно к ч. 5 ст. 201 АПК РФ, а на указанный орган подлежит возложению применительно к п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ обязанность рассмотреть обращение Заявителя исходя из отсутствия у последнего необходимости предварительно обеспечить изменение разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
Поскольку предметом спора по настоящему делу является оспаривание уклонения от принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка в порядке гл. 24 АПК РФ, а не передача разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда в порядке ст. 445 ГК РФ, судебное постановление по настоящему делу не вправе предрешать ни вопрос о содержании решения, который уполномоченный орган исполнительной власти обязан принять по существу обращения Заявителя (о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка), ни тем более вопрос об условиях, которые в случае принятия им положительного решения, подлежат включению в проект договора аренды земельного участка, в т.ч. об объекте аренды (его площади, границах), о ставке арендной платы, о виде разрешенного использования.
Руководствуясь ч. 6.1 ст. 268, ч. 2 ст. 269, ч. 4 ст. 270, ст. 271 АПК РФ, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.09.2013 г. по делу N А40-80225/13 отменить применительно к ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ.
Признать незаконным отказ Департамента городского имущества г. Москвы, выраженный в письме исх. от 31.05.2013 г. N 33-5-10691(13-(о)-1), как не соответствующий требованиям п. 5 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве".
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы рассмотреть обращение ООО "Вернисаж в Измайлово" от 17.04.2013 г. рег. N 33-5-10691/13 исходя из отсутствия у Заявителя необходимости обращения в службу "одного окна" Департамента с заявлением на предоставление государственной услуги "Изменение адресного ориентира земельного участка и/или его разрешенного использования" в рамках положений Приложения 9 к Постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-РР для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:88.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий
Е.Е.КУЗНЕЦОВА

Судьи
Е.Н.БАРАНОВСКАЯ
Т.Я.СУМАРОКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)