Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителя:
истца - Ионовой Н.С. (доверенность от 04.07.2013 N 68-01/12),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А72-12271/2012
по исковому заявлению администрации города Ульяновска, г. Ульяновск (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573) к закрытому акционерному обществу "Промышленная компания Волготрансмаш", г. Ульяновск (ОГРН 1027301572550, ИНН 7328015240) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Ульяновск, о взыскании задолженности по арендной плате и пени,
установил:
администрация города Ульяновска (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Промышленная компания Волготрансмаш" (далее - ответчик, Общество) о взыскании задолженности в размере 122 121 руб. 10 коп., в том числе: 117 044 руб. 74 коп. - основной долг по арендной плате за период с 12.03.2012 по 31.10.2012, 5076 руб. 36 коп. - пени за период с 11.04.2012 по 10.11.2012.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2013 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2013 отменено. Принят по делу новый судебный акт. В удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит постановление отменить, решение оставить без изменения, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.07.2011 между Мэрией города Ульяновска (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 24-2-1314 (л.д. 7 - 14), согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 73:24:021109:43 (часть участка) из земель населенных пунктов площадью 5738,2 кв. м, находящийся по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, 34 пр-д Инженерный, дом 13, для использования под производственное здание, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью (Приложение 1).
Срок аренды установлен пунктом 4.1 указанного договора на период с 28.06.2011 до 28.06.2060.
Размер и условия внесения арендной платы стороны согласовали в разделе 3 договора аренды, при этом стороны предусмотрели, что размер арендной платы за земельный участок определяется от его кадастровой стоимости в процентном отношении, установленном в Порядке определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2007 N 510. К договору приложен расчет арендной платы за земельный участок на текущий год (пункт 3.1. договора).
В соответствии с пунктом 3.4 договора размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке в случае централизованного изменения размера ставок земельного налога и местных коэффициентов, а также в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 3.4. постановления Правительства Ульяновской обл. от 25.12.2007 N 510 (редакция до 29.11.2012, действующая в спорный период) "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление от 25.12.2007 N 510), изменение размера арендной платы за земельные участки осуществляется не чаще одного раза в год по следующим основаниям: в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка и в связи с изменением порядка определения размера арендной платы.
На момент заключения договора аренды кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 4 194 337,29 руб.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области и согласно справки Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", кадастровая стоимость спорного земельного участка в период с 01.03.2012 по 31.10.2012 составляла 14 079 752,94 руб.
В связи с данными обстоятельствами, истец на основании подпункта 17 пункта 2.1 Постановления от 25.12.2007 N 510 (в редакции, действовавшей в спорный период), изменил размер арендной платы в отношении спорного земельного участка.
По расчету истца, задолженность ответчика по арендной плате за период с 12.03.2012 по 31.10.2012, с учетом частичной оплаты в сумме 63 158,45 руб., составляет 117 044,74 руб.
Поскольку ответчик задолженность по арендной плате в указанной сумме не оплатил, истец на основании пункта 5.2. договора аренды начислил пени за период с 11.04.2012 по 10.11.2012 в размере 5076,36 руб., исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки платежа.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что арендодатель - администрация города Ульяновска имеет право в одностороннем порядке изменить размер арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, а также собственность на который не разграничена, при этом отклонил ссылку ответчика на пункт 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, согласно которому арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка. Суд первой инстанции самостоятельно произвел расчет арендной платы, который, исходя из 2% от кадастровой стоимости земельного участка, составил 281 595 руб. 06 коп. в год или 23 466 руб. 25 коп. в месяц, а за спорный период, с учетом частичной оплаты - 116 244 руб. 82 коп.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, со ссылкой на статью 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила определения размера арендной платы), а также Порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, исходил из того, что поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка изменена постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области", то администрация за спорный период с 12.03.2012 по 31.10.2012 не вправе была рассчитывать арендную плату по новой методике - ранее года, следующего за годом, в котором произошли изменения кадастровой стоимости земельного участка.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены "Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", согласно которым арендная плата при аренде земельных участков определяется исходя из принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Пунктом 9 "Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утвержденных вышеуказанным постановлением, установлено, что арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Поскольку в настоящем деле кадастровая оценка установлена на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, то положения арендаторов таких земельных участков не должно быть хуже, чем арендаторов земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
На основании вышеуказанных норм права, суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу о том, что за период с 12.03.2012 по 31.10.2012 ответчиком подлежала оплате арендная плата в соответствии с условиями заключенного 08.07.2011 договора аренды и расчета к нему, а именно - 6 990 руб. 56 коп. в месяц и 53 128 руб. 20 коп.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что расчет арендной платы по новой кадастровой стоимости земельного участка должен производиться с 28.01.2012, основан на неправильном толковании Правил определения размера арендной платы.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судебной коллегией, поскольку не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в постановлении, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права не установлено, коллегия считает необходимым оставить постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу N А72-12271/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 06.02.2014 ПО ДЕЛУ N А72-12271/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2014 г. по делу N А72-12271/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителя:
истца - Ионовой Н.С. (доверенность от 04.07.2013 N 68-01/12),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А72-12271/2012
по исковому заявлению администрации города Ульяновска, г. Ульяновск (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573) к закрытому акционерному обществу "Промышленная компания Волготрансмаш", г. Ульяновск (ОГРН 1027301572550, ИНН 7328015240) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Ульяновск, о взыскании задолженности по арендной плате и пени,
установил:
администрация города Ульяновска (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Промышленная компания Волготрансмаш" (далее - ответчик, Общество) о взыскании задолженности в размере 122 121 руб. 10 коп., в том числе: 117 044 руб. 74 коп. - основной долг по арендной плате за период с 12.03.2012 по 31.10.2012, 5076 руб. 36 коп. - пени за период с 11.04.2012 по 10.11.2012.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2013 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2013 отменено. Принят по делу новый судебный акт. В удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит постановление отменить, решение оставить без изменения, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.07.2011 между Мэрией города Ульяновска (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 24-2-1314 (л.д. 7 - 14), согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 73:24:021109:43 (часть участка) из земель населенных пунктов площадью 5738,2 кв. м, находящийся по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, 34 пр-д Инженерный, дом 13, для использования под производственное здание, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью (Приложение 1).
Срок аренды установлен пунктом 4.1 указанного договора на период с 28.06.2011 до 28.06.2060.
Размер и условия внесения арендной платы стороны согласовали в разделе 3 договора аренды, при этом стороны предусмотрели, что размер арендной платы за земельный участок определяется от его кадастровой стоимости в процентном отношении, установленном в Порядке определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2007 N 510. К договору приложен расчет арендной платы за земельный участок на текущий год (пункт 3.1. договора).
В соответствии с пунктом 3.4 договора размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке в случае централизованного изменения размера ставок земельного налога и местных коэффициентов, а также в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 3.4. постановления Правительства Ульяновской обл. от 25.12.2007 N 510 (редакция до 29.11.2012, действующая в спорный период) "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление от 25.12.2007 N 510), изменение размера арендной платы за земельные участки осуществляется не чаще одного раза в год по следующим основаниям: в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка и в связи с изменением порядка определения размера арендной платы.
На момент заключения договора аренды кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 4 194 337,29 руб.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области и согласно справки Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", кадастровая стоимость спорного земельного участка в период с 01.03.2012 по 31.10.2012 составляла 14 079 752,94 руб.
В связи с данными обстоятельствами, истец на основании подпункта 17 пункта 2.1 Постановления от 25.12.2007 N 510 (в редакции, действовавшей в спорный период), изменил размер арендной платы в отношении спорного земельного участка.
По расчету истца, задолженность ответчика по арендной плате за период с 12.03.2012 по 31.10.2012, с учетом частичной оплаты в сумме 63 158,45 руб., составляет 117 044,74 руб.
Поскольку ответчик задолженность по арендной плате в указанной сумме не оплатил, истец на основании пункта 5.2. договора аренды начислил пени за период с 11.04.2012 по 10.11.2012 в размере 5076,36 руб., исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки платежа.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что арендодатель - администрация города Ульяновска имеет право в одностороннем порядке изменить размер арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, а также собственность на который не разграничена, при этом отклонил ссылку ответчика на пункт 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, согласно которому арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка. Суд первой инстанции самостоятельно произвел расчет арендной платы, который, исходя из 2% от кадастровой стоимости земельного участка, составил 281 595 руб. 06 коп. в год или 23 466 руб. 25 коп. в месяц, а за спорный период, с учетом частичной оплаты - 116 244 руб. 82 коп.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, со ссылкой на статью 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила определения размера арендной платы), а также Порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, исходил из того, что поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка изменена постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области", то администрация за спорный период с 12.03.2012 по 31.10.2012 не вправе была рассчитывать арендную плату по новой методике - ранее года, следующего за годом, в котором произошли изменения кадастровой стоимости земельного участка.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены "Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", согласно которым арендная плата при аренде земельных участков определяется исходя из принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Пунктом 9 "Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утвержденных вышеуказанным постановлением, установлено, что арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Поскольку в настоящем деле кадастровая оценка установлена на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, то положения арендаторов таких земельных участков не должно быть хуже, чем арендаторов земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
На основании вышеуказанных норм права, суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу о том, что за период с 12.03.2012 по 31.10.2012 ответчиком подлежала оплате арендная плата в соответствии с условиями заключенного 08.07.2011 договора аренды и расчета к нему, а именно - 6 990 руб. 56 коп. в месяц и 53 128 руб. 20 коп.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что расчет арендной платы по новой кадастровой стоимости земельного участка должен производиться с 28.01.2012, основан на неправильном толковании Правил определения размера арендной платы.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судебной коллегией, поскольку не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в постановлении, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права не установлено, коллегия считает необходимым оставить постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу N А72-12271/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)