Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Макаров М.В.
Докладчик: Гудушин Н.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Гудушина Н.Б.,
судей Пыжовой И.А., Рассошенко Н.П.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 23 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе П. на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 26 июля 2013 года, по которому постановлено:
"В удовлетворении исковых требований П. к открытому акционерному обществу <...> о возложении обязанности по применению тарифа с понижающим коэффициентом отказать".
Заслушав доклад судьи Гудушина Н.Б., судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу <...> (далее - ОАО <...>) о возложении обязанности по применению тарифа с понижающим коэффициентом.
В обоснование иска указал, что является собственником жилого дома по адресу: Архангельская область, г. <...>, ул. <...>, д. <...>. 23 апреля 2013 года от МП <...> им были получены технические условия на электроснабжение жилого дома по ул. <...>, д. <...>, где указана разрешенная мощность 16 кВт. Согласно проекту, выполненному ООО <...>, общая мощность составляет 16,22 кВт. 20 октября 2011 года МП <...> электроустановку дома приняла, подписав акт осмотра. Он является потребителем электроэнергии, с ответчиком заключен договор на отпуск и потребление электроэнергии. 18 апреля 2013 года он обратился к ответчику с заявлением о расчетах с применением льготного тарифа в связи с эксплуатацией электроплиты и электрокотла отопления в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 1998 года N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", приложив копию паспорта; однолинейную схему; акт осмотра электроустановки; постановление о разрешении строительства; технические условия; свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок; свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом.
25 апреля 2013 года от ответчика был получен ответ с требованием предоставить дополнительные документы, а именно: согласованный с сетевой компанией проект на присоединение электроплиты и электроотопительной установки; документы от сетевой компании, подтверждающие факт выполнения технических условий, указанных в проекте; технический паспорт на жилой дом, согласно представленной им копии свидетельства о государственной регистрации права. Считает данное требование ответчика незаконным. Просил суд обязать ответчика по договору на отпуск и потребление электроэнергии использовать при расчете потребленной электроэнергии по указанному жилому дому тариф, установленный для групп потребителей - населения, проживающих в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками - применить понижающий коэффициент 0,7.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, пояснил, что является собственником д. <...> по ул. <...> в г. <...> Архангельской области. Вторым собственником дома является его супруга. На указанный дом он имеет свидетельство о регистрации права собственности и техпаспорт. Но поскольку дом был старый, он был разобран, получено разрешение на строительство дома, новый дом возведен. Он зарегистрирован и проживает по этому адресу. Разрешение на ввод дома в эксплуатацию он не получил, поскольку осталось завершить внутри дома отделочные работы. По этой причине он в настоящее время не может оформить техпаспорт на новый дом. Считает, что МП <...>, являющееся сетевой компанией, выдавшей ему техусловия, проверило энергоустановки, находящиеся в доме, составило акт. Эти документы он предоставил ответчику.
Представитель ответчика Г. исковые требования не признал, пояснил, что МП <...> является сетевой компанией, так как по ее сетям осуществляется поставка электроэнергии истцу. В представленных истцом документах, а именно: техусловиях и акте осмотра электроустановок, выданных МП <...>, отсутствуют сведения об осмотре инженерного оборудования, установленного внутри дома, в частности электроплиты и электрокотла, поскольку эти функции на предприятие не возложены, так как ими проверяются электроустановки на вводе в дом, приборы учета электроэнергии и заземление. В акте осмотра электроустановок N <...> от 20 октября 2011 года лишь подтверждается факт наличия щита учета электроэнергии, кабеля ввода и заземляющего устройства. Кроме этого, составляется акт осмотра прибора учета электроэнергии, на основании которого заключается договор энергоснабжения, производится подключение потребителя. После этого потребитель имеет право пользоваться электроэнергией, однако у него отсутствует право на применение понижающего тарифа.
Для применения понижающего тарифа истцу необходимо представить техническую документацию о наличии электроустановок в виде электроплиты и электрокотла, которую может составить специализированная организация. Соответствующую техническую документацию в настоящее время могут представить органы технической инвентаризации в виде технического паспорта на жилой дом, в содержании которого в обязательном порядке содержатся сведения об инженерном оборудовании, находящемся в доме, в частности кухонных плит и объектов отопления дома.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя МП <...> МО "Няндомское", извещенного надлежащим образом о рассмотрении дела.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился истец П., в апелляционной жалобе просит отменить постановленное решение, принять новое об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом допущено нарушение норм материального права, были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, придано первостепенное значение техническому паспорту на дом для установления факта наличия установленной электроплиты. Суд применил закон, не подлежащий применению п. 3 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Приказа Минэкономразвития России от 14 октября 2011 года N 577 "О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с действующим законодательством технический паспорт не изготовлен, а подлежат составлению технические планы объектов учета, не содержащие раздела - сведения об электроплитах. Кроме того, у него имеется акт осмотра электроустановок и разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановки от 16 августа 2013 года, эти документы направлены ему <...> 22 августа 2013 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав П., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения исходя из следующего.
Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с требованиями указанного Закона основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Региональные энергетические комиссии наделяются полномочиями по установлению экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенными на территориях соответствующих субъектов РФ.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178 для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, до 30 июня 2012 г. при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,7.
С 1 июля 2012 г. в зависимости от региональных особенностей и социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к тарифам на электрическую энергию для указанных потребителей применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 декабря 2012 года N 99-э/12 установлены тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Архангельской области, кроме г. Коряжмы, предусмотрено, что в жилых домах городской местности, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и в жилых домах сельской местности весь объем электроэнергии (без разделения на электропотребление внутри квартир и общедомовые технические нужды) оплачивается по тарифу, предусмотренному пунктом 2, с применением понижающего коэффициента 0,7.
В связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 июля 2013 года N 614 Постановление Правительства РФ N 1444 от 07 декабря 1998 года "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" утратило силу.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что истцом не были представлены технический паспорт на жилой дом, разрешение на ввод его в эксплуатацию. Суд пришел к выводу, что представленными документами не подтверждается, что дом в установленном порядке оборудован стационарной электрической плитой и электроотопительной установкой.
Правильность решения суда при установленных обстоятельствах сомнений у судебной коллегии не вызывает.
Применение понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских пунктах в домах, обусловлено оборудованием в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками.
Применительно к статьям 56, 57 ГПК РФ на истце лежала обязанность представить доказательства того, что он проживает в жилом доме, а также подтвердить, что установка стационарной электроплиты и (или) электроотопительной установки произведена в соответствии с требованиями законодательства.
Технический паспорт на жилой дом мог являться одним из доказательств того, что строение является жилым помещением.
Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13 января 2003 года N 6 "Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" определен порядок оборудования и приемки в эксплуатацию электроустановок, который предусматривает необходимость получения до начала монтажа или реконструкции технических условий в энергоснабжающей организации, выполнение проектной документации и согласование ее, в том числе, с органом государственного энергетического надзора.
Согласно проекта, выполненного ООО <...>, общая мощность электроустановок дома истца составляет 16.22 кВт.
Установки такой мощности подлежат проверке представителями Ростехнадзора.
Однако документов от органов Ростехнадзора, подтверждающих разрешение применения электроэнергии на термические цели в данном доме, истцом не было представлено ни ответчику, ни в суд первой инстанции.
Последующее составление акта осмотра электроустановок и выдача разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки органом Ростехнадзора от 16 августа 2013 года, представленных в суд апелляционной инстанции, не является основанием для признания незаконным решения суда и его отмены.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб судебная коллегия не находит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Няндомского районного суда Архангельской области от 26 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Б.ГУДУШИН
Судьи
И.А.ПЫЖОВА
Н.П.РАССОШЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5604
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 сентября 2013 г. по делу N 33-5604
Судья: Макаров М.В.
Докладчик: Гудушин Н.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Гудушина Н.Б.,
судей Пыжовой И.А., Рассошенко Н.П.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 23 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе П. на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 26 июля 2013 года, по которому постановлено:
"В удовлетворении исковых требований П. к открытому акционерному обществу <...> о возложении обязанности по применению тарифа с понижающим коэффициентом отказать".
Заслушав доклад судьи Гудушина Н.Б., судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу <...> (далее - ОАО <...>) о возложении обязанности по применению тарифа с понижающим коэффициентом.
В обоснование иска указал, что является собственником жилого дома по адресу: Архангельская область, г. <...>, ул. <...>, д. <...>. 23 апреля 2013 года от МП <...> им были получены технические условия на электроснабжение жилого дома по ул. <...>, д. <...>, где указана разрешенная мощность 16 кВт. Согласно проекту, выполненному ООО <...>, общая мощность составляет 16,22 кВт. 20 октября 2011 года МП <...> электроустановку дома приняла, подписав акт осмотра. Он является потребителем электроэнергии, с ответчиком заключен договор на отпуск и потребление электроэнергии. 18 апреля 2013 года он обратился к ответчику с заявлением о расчетах с применением льготного тарифа в связи с эксплуатацией электроплиты и электрокотла отопления в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 1998 года N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", приложив копию паспорта; однолинейную схему; акт осмотра электроустановки; постановление о разрешении строительства; технические условия; свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок; свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом.
25 апреля 2013 года от ответчика был получен ответ с требованием предоставить дополнительные документы, а именно: согласованный с сетевой компанией проект на присоединение электроплиты и электроотопительной установки; документы от сетевой компании, подтверждающие факт выполнения технических условий, указанных в проекте; технический паспорт на жилой дом, согласно представленной им копии свидетельства о государственной регистрации права. Считает данное требование ответчика незаконным. Просил суд обязать ответчика по договору на отпуск и потребление электроэнергии использовать при расчете потребленной электроэнергии по указанному жилому дому тариф, установленный для групп потребителей - населения, проживающих в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками - применить понижающий коэффициент 0,7.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, пояснил, что является собственником д. <...> по ул. <...> в г. <...> Архангельской области. Вторым собственником дома является его супруга. На указанный дом он имеет свидетельство о регистрации права собственности и техпаспорт. Но поскольку дом был старый, он был разобран, получено разрешение на строительство дома, новый дом возведен. Он зарегистрирован и проживает по этому адресу. Разрешение на ввод дома в эксплуатацию он не получил, поскольку осталось завершить внутри дома отделочные работы. По этой причине он в настоящее время не может оформить техпаспорт на новый дом. Считает, что МП <...>, являющееся сетевой компанией, выдавшей ему техусловия, проверило энергоустановки, находящиеся в доме, составило акт. Эти документы он предоставил ответчику.
Представитель ответчика Г. исковые требования не признал, пояснил, что МП <...> является сетевой компанией, так как по ее сетям осуществляется поставка электроэнергии истцу. В представленных истцом документах, а именно: техусловиях и акте осмотра электроустановок, выданных МП <...>, отсутствуют сведения об осмотре инженерного оборудования, установленного внутри дома, в частности электроплиты и электрокотла, поскольку эти функции на предприятие не возложены, так как ими проверяются электроустановки на вводе в дом, приборы учета электроэнергии и заземление. В акте осмотра электроустановок N <...> от 20 октября 2011 года лишь подтверждается факт наличия щита учета электроэнергии, кабеля ввода и заземляющего устройства. Кроме этого, составляется акт осмотра прибора учета электроэнергии, на основании которого заключается договор энергоснабжения, производится подключение потребителя. После этого потребитель имеет право пользоваться электроэнергией, однако у него отсутствует право на применение понижающего тарифа.
Для применения понижающего тарифа истцу необходимо представить техническую документацию о наличии электроустановок в виде электроплиты и электрокотла, которую может составить специализированная организация. Соответствующую техническую документацию в настоящее время могут представить органы технической инвентаризации в виде технического паспорта на жилой дом, в содержании которого в обязательном порядке содержатся сведения об инженерном оборудовании, находящемся в доме, в частности кухонных плит и объектов отопления дома.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя МП <...> МО "Няндомское", извещенного надлежащим образом о рассмотрении дела.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился истец П., в апелляционной жалобе просит отменить постановленное решение, принять новое об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом допущено нарушение норм материального права, были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, придано первостепенное значение техническому паспорту на дом для установления факта наличия установленной электроплиты. Суд применил закон, не подлежащий применению п. 3 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Приказа Минэкономразвития России от 14 октября 2011 года N 577 "О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с действующим законодательством технический паспорт не изготовлен, а подлежат составлению технические планы объектов учета, не содержащие раздела - сведения об электроплитах. Кроме того, у него имеется акт осмотра электроустановок и разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановки от 16 августа 2013 года, эти документы направлены ему <...> 22 августа 2013 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав П., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения исходя из следующего.
Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с требованиями указанного Закона основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Региональные энергетические комиссии наделяются полномочиями по установлению экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенными на территориях соответствующих субъектов РФ.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178 для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, до 30 июня 2012 г. при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,7.
С 1 июля 2012 г. в зависимости от региональных особенностей и социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к тарифам на электрическую энергию для указанных потребителей применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 декабря 2012 года N 99-э/12 установлены тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Архангельской области, кроме г. Коряжмы, предусмотрено, что в жилых домах городской местности, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и в жилых домах сельской местности весь объем электроэнергии (без разделения на электропотребление внутри квартир и общедомовые технические нужды) оплачивается по тарифу, предусмотренному пунктом 2, с применением понижающего коэффициента 0,7.
В связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 июля 2013 года N 614 Постановление Правительства РФ N 1444 от 07 декабря 1998 года "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" утратило силу.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что истцом не были представлены технический паспорт на жилой дом, разрешение на ввод его в эксплуатацию. Суд пришел к выводу, что представленными документами не подтверждается, что дом в установленном порядке оборудован стационарной электрической плитой и электроотопительной установкой.
Правильность решения суда при установленных обстоятельствах сомнений у судебной коллегии не вызывает.
Применение понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских пунктах в домах, обусловлено оборудованием в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками.
Применительно к статьям 56, 57 ГПК РФ на истце лежала обязанность представить доказательства того, что он проживает в жилом доме, а также подтвердить, что установка стационарной электроплиты и (или) электроотопительной установки произведена в соответствии с требованиями законодательства.
Технический паспорт на жилой дом мог являться одним из доказательств того, что строение является жилым помещением.
Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13 января 2003 года N 6 "Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" определен порядок оборудования и приемки в эксплуатацию электроустановок, который предусматривает необходимость получения до начала монтажа или реконструкции технических условий в энергоснабжающей организации, выполнение проектной документации и согласование ее, в том числе, с органом государственного энергетического надзора.
Согласно проекта, выполненного ООО <...>, общая мощность электроустановок дома истца составляет 16.22 кВт.
Установки такой мощности подлежат проверке представителями Ростехнадзора.
Однако документов от органов Ростехнадзора, подтверждающих разрешение применения электроэнергии на термические цели в данном доме, истцом не было представлено ни ответчику, ни в суд первой инстанции.
Последующее составление акта осмотра электроустановок и выдача разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки органом Ростехнадзора от 16 августа 2013 года, представленных в суд апелляционной инстанции, не является основанием для признания незаконным решения суда и его отмены.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб судебная коллегия не находит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Няндомского районного суда Архангельской области от 26 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Б.ГУДУШИН
Судьи
И.А.ПЫЖОВА
Н.П.РАССОШЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)