Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 25.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-16787/2014

Требование: О возложении обязанности подготовить и заключить договор аренды земельного участка.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу отказано в предоставлении земельного участка для ведения огородничества в аренду без проведения торгов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 ноября 2014 г. по делу N 33-16787/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Гаиткуловой Ф.С.,
Смирновой О.В.,
при секретаре Ф.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан Б. на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан 24 апреля 2014 года, которым постановлено:
исковые требования М. к администрации городского округа г. Уфа, Управлению по земельным ресурсам администрации городского округа г. Уфа об обязании заключить договор аренды удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа г. Уфа заключить договор аренды земельного участка площадью... кв. м, расположенный по адресу: адрес, кадастровый номер N ....
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В., судебная коллегия

установила:

М. обратилась в суд с иском к администрации городского округа г. Уфа, Управлению по земельным ресурсам администрации городского округа г. Уфа о возложении обязанности по заключению договора аренды земельного участка.
В обоснование иска указала, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок площадью... кв. м с кадастровым номером N ... по адресу: адрес, с расположенным на нем жилым домом. Проезд к жилому дому истца осуществляется через земельный участок с кадастровым номером N ... площадью... кв. м, через который также проходят коммуникации к ее жилому дому. В связи с чем она обратилась в администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении ей в аренду данного земельного участка.
дата Управлением по земельным ресурсам администрации ГО г. Уфа РБ принято решение о передаче документов в отдел оформления разрешительной документации Управления, о предоставлении М. земельного участка для ведения огородничества, расположенного по адресу: адрес, площадью... кв. м в аренду на 1 год, без проведения торгов, в связи с отсутствием заявлений от других заинтересованных лиц в течение 30 дней со дня публикации.
Однако письмом от дата Управление по земельным ресурсам администрации ГО г. Уфа РБ сообщило, что предоставление земельного участка с кадастровым номером N ... для ведения огородничества не представляется возможным ввиду нахождения его в территориальной зоне "Ж-1".
Просит обязать ответчика заключить с истицей договор аренды земельного участка с кадастровым номером N ... площадью... кв. м.
Судом постановлено приведенное решение.
В апелляционной жалобе представителем администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан Б. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку собственник земельного участка самостоятельно определяет судьбу имущества: передает земельный участок в собственность либо в аренду, в связи с чем возлагать на него обязанность по заключению договора аренды неправомерно; у истца отсутствуют исключительные права на испрашиваемый земельный участок, так как в его границах не имеется объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности; судом неверно применена норма материального права, так как спорные правоотношения регулируются ст. 34 ЗК РФ (предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством), а не ст. 30.1 ЗК РФ (предоставление земельного участка для жилищного строительства).
Заслушав объяснения представителя администрации городского округа город Уфа РБ Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя М. - Ф.А., возражавшей против ее удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьями 34 ЗК РФ, 12 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 г. N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Решением Совета ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 г. N 43/7 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления физического лица или юридического лица (индивидуального предпринимателя), заинтересованного в предоставлении земельного участка (п. 2.1).
В последующем заявление с приложением документов на имя главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставляется в администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан для регистрации и, после наложения резолюции главой администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (либо уполномоченным заместителем главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан), в трехдневный срок, копии заявления и приложенных документов направляются для рассмотрения в Управление по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление).
Если в процессе утверждения расположения земельного участка на кадастровой карте либо выяснения возможности предоставления земельного участка, стоящего на государственном кадастровом учете, выясняется, что этот земельный участок не может быть предоставлен для испрашиваемых целей в силу наличия прав третьих лиц, либо в силу противоречия требованиям градостроительного регламента, либо по иным причинам, установленным действующим законодательством, то Управлением в двухнедельный срок готовится мотивированный отказ заявителю о невозможности формирования земельного участка и его предоставления (п. 2.3).
Как следует из материалов дела, М. на основании договора купли-продажи от дата является собственником земельного участка с кадастровым номером N ... площадью... кв. м с разрешенным использованием под индивидуальную жилую застройку и жилого дома общей площадью... кв. м, расположенных по адресу: адрес
Проезд к жилому дому истица осуществляет по земельного участку с кадастровым номером N ... площадью... кв. м, по которому также проложены коммуникации к ее жилому дому.
В целях оформления прав на указанный земельный участок, истица дата обратилась в администрацию ГО г. Уфы РБ с заявлением о предоставлении его в аренду для ведения огородничества.
дата Главным Управлением архитектуры и градостроительства выдано заключение N ... по условиям предоставления земельного участка, согласно которого испрашиваемый земельный участок свободен от строений, частично огорожен, используется для проезда к строящемся жилому дому М., находится в территориальной зоне "Ж-1". Предоставление земельного участка возможно для целей, не связанных со строительством (для обслуживания индивидуального жилого дома).
дата. земельный участок с кадастровым номером N ... площадью... кв. м поставлен на кадастровый учет с присвоением временного статуса.
дата в газете... N ... опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду сроком на 1 год земельного участка для целей, не связанных со строительством (ведения огородничества), с кадастровым номером N ... площадью... кв. м по адресу: адрес
Письмом от дата N ... Управлением по земельным ресурсам администрации ГО г. Уфа РБ М. отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка по причине недопустимости его использования для ведения огородничества в территориальной зоне "Ж-1", определенной Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 г. N 7/4.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в территориальной зоне "Ж-1" не запрещено использование земельного участка для ведения огородничества, в связи с чем, принимая во внимание отсутствие иных претендентов на заключение договора аренды земельного участка после опубликования сообщения о его предоставлении в аренду, на собственника муниципального имущества, возможно возложить обязанность по заключению договора аренды земельного участка.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда незаконными и необоснованными.
В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и(или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями п.п. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пунктом 1 статьи 43.1 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 г. N 7/4 (далее по тексту - Правила), установлено назначение жилой зоны "Ж-1":
- - для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками от 1500 до 2500 кв. м и ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства с участками от 2000 до 4000 кв. м, не требующими организации санитарно-защитных зон;
- - для коттеджной застройки отдельно стоящими жилыми домами коттеджного типа на одну семью в 1 - 3 этажа с придомовыми участками от 600 до 1500 кв. м;
- - для блокированной секционной застройки блокированными жилыми домами с блок-квартирами на одну семью до 3-х этажей с придомовыми участками до 400 кв. м;
- В жилых зонах допускается размещение как видов разрешенного (основного, условного либо вспомогательного) использования следующих объектов недвижимости: земельные участки, отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов повседневного спроса - социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, инженерной инфраструктуры - объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
В состав жилых зон включены территории, на которых расположены существующие участки, предоставленные для ведения садоводства и дачного хозяйства. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливаются Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (п. 3 ст. 43.1. Правил).
Следовательно, из смысла указанного нормативного правового акта следует, что в жилой зоне "Ж-1" возможно ведение садоводства (огородничества) и дачного хозяйства только в случае, если земельные участки с указанным разрешенным использованием были ранее предоставлены для ведения как коллективного, так индивидуального садоводства, огородничества. Предоставление вновь земельного участка с разрешенным использованием для ведения огородничества в территориальной зоне "Ж-1" недопустимо.
Принимая во внимание, что испрашиваемый истцом земельный участок используется им для обеспечения проезда к жилому дому, учитывая требования законодательства о соблюдении правового режима использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом - невозможности предоставления земельного участка для целей, не связанных с ведением строительства (огородничества), в территориальной зоне "Ж-1", судебная коллегия полагает законным отказ Управления по земельным ресурсам администрации ГО г. Уфа РБ М. в предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Поскольку у администрации ГО г. Уфа РБ не имеется ни в силу закона, ни в силу каких-либо договорных отношений обязательств перед истицей по заключению с ней договора аренды земельного участка для ведения огородничества в территориальной зоне "Ж-1", то отсутствуют законные основания для возложения на ответчика обязанности по совершению указанных действий.
Действия ответчика по опубликованию информационного сообщения о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка для ведения огородничества, не могут расцениваться в качестве основания для возложения на него обязанности по заключению договора, так как они являются частью процедуры предоставления указанной категории земельных участков, предшествующей принятию решения органа местного самоуправления о передаче в аренду земельного участка заинтересованному лицу. Вследствие чего не порождают безусловного основания для истца требовать от ответчика заключения договора аренды земельного участка.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение невозможно признать законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении иска М. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению по земельным ресурсам администрации городского округа г. Уфа о возложении обязанности на администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан подготовить и заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: адрес отказать, в связи с необоснованностью.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 апреля 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований М. к администрации городского округа г. Уфа, Управлению по земельным ресурсам администрации городского округа г. Уфа о возложении обязанности на администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан подготовить и заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: адрес отказать.

Председательствующий
О.Ю.КРИВЦОВА

Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
О.В.СМИРНОВА
Справка:
судья
Д.В.ДАВЫДОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)