Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Строй Инвест" (ИНН 5048011440, ОГРН 1055010000330) на решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2014 по делу N А41-12391/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по иску ООО "Строй Инвест" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по МО, при участии в качестве третьих лиц Правительства Московской области, ИФНС по г. Чехову Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрации Чеховского муниципального района Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, администрации с.п. Баранцевское Московской области, об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
ООО "Строй Инвест" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, в районе д. Карьково.
В судебном заседании суд принял уточнения исковых требований, в соответствии с которыми истец просит:
1) признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости по 31.12.2013 не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость Земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, в районе д. Карьково;
2) признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости по 31.12.2013 не соответствующим рыночной стоимости 1 (Одного) кв. м удельный показатель кадастровой стоимости 1 (Одного) кв. м Земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 в размере 678,21 руб.;
3) обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости Земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 в размере 678,21 руб. и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости Земельного участка;
4) обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно:
в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость Земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 в размере 114 657 000 рублей.
в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости - рыночную стоимость 1 кв. м. Земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 в размере 474 рубля.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.05.2014 исковые требования ООО "Строй Инвест" в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Строй Инвест" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060327:9, расположенный по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, в районе д. Карьково, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование - для размещения промышленных и административных зданий, строений и обслуживающих их объектов и размещения трансформационного логистического центра, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.12.2004 и кадастровым паспортом земельного участка. (т. 1, л.д. 18-20).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области (приложение N 1).
Как указывается истцом и следует из материалов дела, на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 678,21 руб. за 1 кв. м, что повлекло соответствующее изменение его кадастровой стоимости, исчисляемой путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка, и установления ее в размере 164 054 251,53 руб.
В целях определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 общей площадью 241 893 кв. м, ООО "Строй Инвест" заключило договор с ООО "ОЦЕНЩИК", согласно отчету которого рыночная стоимость данного участка по состоянию на 21.11.2011 составляет 114 657 000 руб., рыночная стоимость 1 кв. м объекта оценки составляет 474 руб. (т. 1 л.д. 39-87).
Ссылаясь на отчет ООО "ОЦЕНЩИК" 13К-1107/2, ООО "Строй Инвест" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в заявленных требованиях, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что согласно отметке о принятии ООО "Строй Инвест" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением 04.03.2014, таким образом, поскольку истцом оспаривалась кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, установленные Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ, которое на момент обращения в арбитражный суд было отменено, и в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения о кадастровой стоимости такого земельного участка, оспариваемое право общество не может считаться нарушенным.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО "Строй Инвест" в своей апелляционной жалобе указывает, что при подсчете кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка в формулу расчета необоснованного включены показатели, увеличивающие стоимость земельного участка, а также не учтены факторы, влияющие на стоимость земельного участка. Также истец отмечает, что законодателем не установлен срок обжалования кадастровой стоимости (срок обращения в суд).
В судебное заседание апелляционного суда представители ответчика и третьих лиц своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ООО "Строй Инвест" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Представитель Министерства имущественных отношений против доводов апелляционной жалобы администрации возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Требования ООО "Строй Инвест" по настоящему спору направлены на установление рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка, которая впоследствии должна быть внесена в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно рассмотрел заявленные требования в соответствии с порядком, установленным для рассмотрения дел в исковом производстве, с учетом установленного статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) порядка распределения между лицами, участвующими в деле, бремени доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области (приложение N 2).
Из приложения N 1 к указанному Распоряжению от 14.11.2012 N 217-РМ следует, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 составляет 678,21 руб./1 кв. м, кадастровая стоимость - 164 054 251,53 руб.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что "пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости", согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с отчетом ООО "ОЦЕНЩИК" 13К-1107/2 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 общей площадью 241 893 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, в районе д. Карьково, рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 14.11.2012 составляет 116 351 000 руб. (т. 1, л.д. 39-87).
Из содержания указанного отчета следует, что рыночная стоимость 1 кв. м спорного земельного участка составляет 474 руб.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с оспариванием действий органов кадастрового учета (Постановления Президиума ВАС РФ от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11).
В рассматриваемом случае результаты государственной кадастровой оценки утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ по состоянию на 01.01.2012.
Судом первой инстанции установлено, что Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ отменено Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 567-РМ, которое вступило в силу 01.01.2014, и в отношении спорного земельного участка установлены новый удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований об установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 общей площадью 241 893 кв. м в размере 116 351 000 руб.
Судом первой инстанции в ходе судебного заседания разъяснялось истцу, что кадастровая стоимость спорного земельного участка изменена в период рассмотрения настоящего дела. Истец, изменяя исковые требования, не оспаривал существующую кадастровую стоимость, но просил суд признать предыдущие показатели кадастровой стоимости не соответствующими рыночной и установить иную кадастровую стоимость в размере рыночной с 01.01.2013 по 31.12.2013.
В соответствии с Распоряжением Минэкологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 567-РМ утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области по состоянию на 01.01.2013 г. Ранее действующее Распоряжение N 14.11.2012 N 217-РМ с учетом правовых последствий утратило силу с 01.01.2014 г.
Однако, согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовыми последствиями пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Таким образом, во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
В Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 указано, что то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Исходя из названных позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не следует, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с более раннего момента.
Кроме того, статья 24.19 Закона об оценочной деятельности, которой предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, подлежит применению с учетом положений статьи 24.20 данного закона, устанавливающей, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Поскольку статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает два способа оспаривания кадастровой стоимости - в арбитражный суд и в административный орган, то положения статьи 24.20 об обязанности органа кадастрового учета вносить изменения в ГКН также должны распространяться на случаи изменения кадастровой стоимости как судом, так и административным органом.
Согласно данной норме, сведения об измененной кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере рыночной не означает недостоверности прежней кадастровой стоимости, и новая кадастровая стоимость может применяться лишь с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Учитывая то, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу решения суда, удовлетворение требований истца об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости повлечет в соответствии с вышеуказанными положениями закона и Постановлениями Президиума ВАС РФ обязанность органа кадастрового учета внести изменения в государственный кадастр недвижимости и исключить из него вновь установленную кадастровую стоимость, которая истцом не оспаривается.
Следовательно, учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр. В этом случае кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит определению по состоянию на дату утверждения новой кадастровой оценки земель.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что установление рыночной и внесение в ГКН кадастровой стоимости на предшествующие периоды с учетом сведений в кадастре о новой кадастровой стоимости противоречит приведенной правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2014 по делу N А41-12391/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2014 ПО ДЕЛУ N А41-12391/14
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2014 г. по делу N А41-12391/14
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Строй Инвест" (ИНН 5048011440, ОГРН 1055010000330) на решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2014 по делу N А41-12391/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по иску ООО "Строй Инвест" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по МО, при участии в качестве третьих лиц Правительства Московской области, ИФНС по г. Чехову Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрации Чеховского муниципального района Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, администрации с.п. Баранцевское Московской области, об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
ООО "Строй Инвест" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, в районе д. Карьково.
В судебном заседании суд принял уточнения исковых требований, в соответствии с которыми истец просит:
1) признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости по 31.12.2013 не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость Земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, в районе д. Карьково;
2) признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости по 31.12.2013 не соответствующим рыночной стоимости 1 (Одного) кв. м удельный показатель кадастровой стоимости 1 (Одного) кв. м Земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 в размере 678,21 руб.;
3) обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости Земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 в размере 678,21 руб. и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости Земельного участка;
4) обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно:
в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость Земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 в размере 114 657 000 рублей.
в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости - рыночную стоимость 1 кв. м. Земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 в размере 474 рубля.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.05.2014 исковые требования ООО "Строй Инвест" в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Строй Инвест" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060327:9, расположенный по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, в районе д. Карьково, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование - для размещения промышленных и административных зданий, строений и обслуживающих их объектов и размещения трансформационного логистического центра, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.12.2004 и кадастровым паспортом земельного участка. (т. 1, л.д. 18-20).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области (приложение N 1).
Как указывается истцом и следует из материалов дела, на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 678,21 руб. за 1 кв. м, что повлекло соответствующее изменение его кадастровой стоимости, исчисляемой путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка, и установления ее в размере 164 054 251,53 руб.
В целях определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 общей площадью 241 893 кв. м, ООО "Строй Инвест" заключило договор с ООО "ОЦЕНЩИК", согласно отчету которого рыночная стоимость данного участка по состоянию на 21.11.2011 составляет 114 657 000 руб., рыночная стоимость 1 кв. м объекта оценки составляет 474 руб. (т. 1 л.д. 39-87).
Ссылаясь на отчет ООО "ОЦЕНЩИК" 13К-1107/2, ООО "Строй Инвест" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в заявленных требованиях, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что согласно отметке о принятии ООО "Строй Инвест" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением 04.03.2014, таким образом, поскольку истцом оспаривалась кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, установленные Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ, которое на момент обращения в арбитражный суд было отменено, и в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения о кадастровой стоимости такого земельного участка, оспариваемое право общество не может считаться нарушенным.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО "Строй Инвест" в своей апелляционной жалобе указывает, что при подсчете кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка в формулу расчета необоснованного включены показатели, увеличивающие стоимость земельного участка, а также не учтены факторы, влияющие на стоимость земельного участка. Также истец отмечает, что законодателем не установлен срок обжалования кадастровой стоимости (срок обращения в суд).
В судебное заседание апелляционного суда представители ответчика и третьих лиц своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ООО "Строй Инвест" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Представитель Министерства имущественных отношений против доводов апелляционной жалобы администрации возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Требования ООО "Строй Инвест" по настоящему спору направлены на установление рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка, которая впоследствии должна быть внесена в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно рассмотрел заявленные требования в соответствии с порядком, установленным для рассмотрения дел в исковом производстве, с учетом установленного статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) порядка распределения между лицами, участвующими в деле, бремени доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области (приложение N 2).
Из приложения N 1 к указанному Распоряжению от 14.11.2012 N 217-РМ следует, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 составляет 678,21 руб./1 кв. м, кадастровая стоимость - 164 054 251,53 руб.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что "пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости", согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с отчетом ООО "ОЦЕНЩИК" 13К-1107/2 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 общей площадью 241 893 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, в районе д. Карьково, рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 14.11.2012 составляет 116 351 000 руб. (т. 1, л.д. 39-87).
Из содержания указанного отчета следует, что рыночная стоимость 1 кв. м спорного земельного участка составляет 474 руб.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с оспариванием действий органов кадастрового учета (Постановления Президиума ВАС РФ от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11).
В рассматриваемом случае результаты государственной кадастровой оценки утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ по состоянию на 01.01.2012.
Судом первой инстанции установлено, что Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ отменено Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 567-РМ, которое вступило в силу 01.01.2014, и в отношении спорного земельного участка установлены новый удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований об установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060327:9 общей площадью 241 893 кв. м в размере 116 351 000 руб.
Судом первой инстанции в ходе судебного заседания разъяснялось истцу, что кадастровая стоимость спорного земельного участка изменена в период рассмотрения настоящего дела. Истец, изменяя исковые требования, не оспаривал существующую кадастровую стоимость, но просил суд признать предыдущие показатели кадастровой стоимости не соответствующими рыночной и установить иную кадастровую стоимость в размере рыночной с 01.01.2013 по 31.12.2013.
В соответствии с Распоряжением Минэкологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 567-РМ утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области по состоянию на 01.01.2013 г. Ранее действующее Распоряжение N 14.11.2012 N 217-РМ с учетом правовых последствий утратило силу с 01.01.2014 г.
Однако, согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовыми последствиями пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Таким образом, во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
В Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 указано, что то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Исходя из названных позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не следует, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с более раннего момента.
Кроме того, статья 24.19 Закона об оценочной деятельности, которой предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, подлежит применению с учетом положений статьи 24.20 данного закона, устанавливающей, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Поскольку статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает два способа оспаривания кадастровой стоимости - в арбитражный суд и в административный орган, то положения статьи 24.20 об обязанности органа кадастрового учета вносить изменения в ГКН также должны распространяться на случаи изменения кадастровой стоимости как судом, так и административным органом.
Согласно данной норме, сведения об измененной кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере рыночной не означает недостоверности прежней кадастровой стоимости, и новая кадастровая стоимость может применяться лишь с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Учитывая то, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу решения суда, удовлетворение требований истца об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости повлечет в соответствии с вышеуказанными положениями закона и Постановлениями Президиума ВАС РФ обязанность органа кадастрового учета внести изменения в государственный кадастр недвижимости и исключить из него вновь установленную кадастровую стоимость, которая истцом не оспаривается.
Следовательно, учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр. В этом случае кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит определению по состоянию на дату утверждения новой кадастровой оценки земель.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что установление рыночной и внесение в ГКН кадастровой стоимости на предшествующие периоды с учетом сведений в кадастре о новой кадастровой стоимости противоречит приведенной правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2014 по делу N А41-12391/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)